литературная композиция "Пять минут с искусством"
занимательные факты по литературе (10 класс) на тему

Иванова Валентина Ивановна1953

Литературная композиция посвящена созданию картины И.Н.Крамского "Некрасов периода последних песен"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_wordpyat_minut_s_iskusstvom.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

    П Я Т Ь     М И Н У Т     С    И С К У С С Т В О М

   Литературная композиция, посвящённая созданию картины И.Н.Крамского «Некрасов периода последних песен»

1ведущий  «Никакая  книга, ни описание, ни что другое не может рассказать так цельно

человеческое лицо, как его изображение».  Слова принадлежат Ивану Николаевичу

Крамскому, художнику-передвижнику.

Не так-то просто даются ему портреты!  И дело не только в месяцах и годах беспрерыв-

ных  занятий. Соглашаясь взяться за портрет, он себя преодолевает, ломает, не берёт

кисть в руки и не подходит к мольберту, пока не останется один на один с человеком.

Он страдает, чувствует свою ограниченность, завидует товарищам-передвижникам,

которые хотя и пишут портреты, но не отдаются им целиком. На нем будто клеймо

судьбы—от него ждут портрета, прежде всего портрета, всегда портрета.

2 ведущий  Крамской умрёт в марте 1887года, двух месяцев не дожив до пятидесяти,

умрёт во время работы—шесть часов будет вдохновенно трудиться над портретом и с

кистью в руке упадёт как подкошенный, сокрушая мольберт. Не клеймо—судьба:

портретист!

1ведущий  8 февраля 1877года  Крамской сообщает знакомому: «Я каждый день состою

дежурным у Некрасова (я пишу его портрет), а он, как вам известно, болен, и я должен

ловить минуты относительного спокойствия.»

Некрасов умирает. Всем известно, приговор произнесён, сам знает лучше всех:

«О муза! Наша песня спета!..» Но песня ещё не спета, не допета: в январе 1877года

«Отечественные записки» начинают печатать стихи из «Последних песен».

Ученик читает стихотворение. О муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба—

Не плачь! завиден жребий наш,

Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский—взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную музу…

2 ведущий  Боли истязают Некрасова: в длинной рубахе, одежда, бельё, одеяло—всё

давит, мучает, страдания невыносимые. Он места себе не находит—то лежит на спине,

то поднимается на колени, то в отчаянии находит силы встать и, опираясь на палку,

делает несколько шагов по комнате.

1 ведущий  Больной глушит мучения опием, проваливается в сон, радуясь, что боль отступает, и страдая, что вместе с болью умолкает муза.  А он—поэт, он хочет писать,

у него появилось время писать. Освобождённый болезнью от забот и хлопот, впервые

один на один с музой, и если есть в его положении счастье, то это счастье—муза, кото-

рая не покидает его.

Ученик читает стихотворение. Чёрный день! Как нищий просит хлеба,

Смерти, смерти я прошу у неба,

Я прошу её у докторов,

У друзей, врагов и цензоров,

Я взываю к русскому народу:

Коли можешь, выручай!

Окуни меня в живую воду,

Или мёртвой в меру дай.

2 ведущий  Со всех концов России, из больших городов и глухих закоулков, текут к

Некрасову письма и телеграммы: ему желают выздоровления, его благодарят за всё,

что сделал он для своего народа, ему рассказывают, как высоко ценит Родина его

труд,-читатели вместе с поэтом  сводят итог.

1 ведущий  В начале февраля к Некрасову приходит депутация студентов с адресом:

«Из уст в уста передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим

народу, чтобы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного

счастья.»

Некрасов, слегка приподнявшись на локтях, тихим голосом читает нараспев:

Вам, мой дар ценившим и любившим,

Вам, ко мне участье заявившим

В чёрный год, простёртый надо мной,--

Посвящаю труд последний мой!

Крамской мог быть свидетелем этой встречи: он появился в квартире Некрасова

7 февраля 1877года…

2 ведущий  Крамской попадает к Некрасову лишь потому, что сам поэт этого очень пожелает; уговаривать Некрасова нет надобности: едва услышав, что портрет возможен,

он тотчас согласится позировать.

«Я дежурил всю неделю, и даже больше, у Некрасова, работал по 10—15 минут в день

и то урывками, последние 3дня, впрочем, по полтора часа, т. к. ему относительно лучше.»--это о том, как Некрасов позирует в узкие просветы между болями, тяжёлым сном, стихами.

Поэт бессмертен, пока жива его поэзия.

Итоги жизни сведены—страдалец терпеливый готов уснуть, он верит, что его поэзия

увидит  Отчизну свободной, гордой и счастливой.

При создании композиции использовались журналы «Библиотекарь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ литературного произведение через театральное искусство

Данная статья написана на основе программы "Литература средствами театра"....

Развитие воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе иллюстрирования литературных произведений

Проблема развития творческого воображения школьников является актуальной в современном мире. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активн...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Доклад "Пять минут с искусством"

Пять минут с искусством (выступление на МО учителей изо и технологии) Развитие творческих способностей детей – одна из задач любой программы изобразительного искусства.Чтобы способствовать творч...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...

Научу за 5 минут. Мастер-класс по ораторскому искусству.

Мастер класс по ораторскому искусству. Здесь размещены упражнения по развитию речи, дикции, артикуляции....