Барыня-сударыня. Дымковская игрушка.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Королева Елена Эмильевна

Конспект урока по специальности "Лепка" для учащихся 1 класса на тему "Дымковская игрушка. Барыня-сударыня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka._barynya_-_sudarynya.docx244.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сафоновская ДШИ №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по специальности «лепка»

Тема: «Дымковская игрушка.

Барыня-сударыня»

Королева Елена Эмильевна

преподаватель отделения

изобразительного искусства

2014 год

Цели урока:

-Познакомить детей, показать красоту, своеобразие, неповторимость дымковской игрушки.

-Активно вовлекать учащихся в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушки.

-Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, развивая чувство прекрасного, от соприкосновения с декоративно - прикладной игрушкой.

-Развивать эстетический вкус и творчество детей на примере изготовления народной игрушки как подлинника, как правило, маленького шедевра.

-Развивать графические навыки в изображении элементов геометрического узора по народным мотивам, умение писать кистью, пользуясь разными приемами. Развивать навыки пространственного расположения узора.

Оборудование:

Репродукции картин в альбоме "Русская народная игрушка”, Богуславская Н. "Русская глиняная игрушка”, рисунки.

Материалы:

Альбомный лист, гуашь, кисточка, баночка для воды, трафарет дымковской барыни.

Ход урока

1. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята.

А вот игрушки славные, занятные, забавные!

Есть прихитрые штуки позабавиться от скуки!

Дешево продам, на совесть отдам!

Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь!

Хоть игрушка и детская забава, да Вам придется по нраву!

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с одним из жанров народного творчества – Дымковской игрушкой. Мы увидим ее красоту, своеобразие, неповторимость. Узнаем, чем отличается дымковская игрушка от других глиняных игрушек. Увидим, что дымковская игрушка – это народное творчество, малая бытовая скульптура.

3. Беседа.

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Глиняная игрушка вызывает немало вопросов. Всегда ли она была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки, погремушки играли какую – то иную роль в жизни людей? Фигурки мужчин и женщин, коней и всадников, птиц и зверей повторяются из века в век, из одной местности в другую. Древнейшие игрушки на территории нашей страны найдены во 2 тысячелетии до н. э. Это глиняные топорики, погремушки. В более поздних века веках обнаружены фигурки коньков, птиц, баранов. Игрушки вылеплены вручную из комочков глины, обожжены. На некоторых видны следы окраски и росписи. Игрушки старой Москвы вылеплены из той же красной глины, что и посуда. Многие игрушки сплошные, но есть и пустотелые, с отверстиями для свиста или с помещенными внутри камешками, как в погремушках. Вылепленные игрушки просушивали, а затем одни закаливали до темно – бурого цвета, а другие покрывали слоем белой глины с примесью извести. Красную, серую или белую глину смешивали с мелким просеянным песком и разводили водой, превращая в вязкое тесто. Из него и лепили игрушки. Сначала их просушивали на ветру, а через несколько дней обжигали.

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень. Почему же именно эти несколько сюжетов прошли сквозь века и тысячелетия? Ответ ведет в глубины истории. В глубокой древности глиняная игрушка была не только забавой, но еще воплощала образы языческих верований. Женская фигура воплощала Мать сыру землю, Великую богиню – Природу, кони и олени – великое Светило, дарующее земле свет, тепло, плодородие; птицы – стихию воздуха, связывающие небо и землю. В этих представлениях отражалась наивная вера крестьянина в добро и зло. Со временем культовый смысл фигурок утрачивался, они становились предметом забавы, игрушкой, обретали более реальное содержание, превращаясь в барынь, нянек, кур и петушков.

Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. О них немало написано. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны.

Город Киров стоит на большой реке Вятке и тогда тоже именовался Вяткой. В этой Вятке очень любили свистульки. Тут даже был особый праздник, которого не было больше нигде и который так и назывался "Свистунья”. Необыкновенный был праздник. Весь город по три дня гулял. С музыкой, с качелями и каруселями, с пляской и песнями. И главное, с непрерывным заливистым свистом, который летал и перекатывался над городом три дня и три ночи. Праздник и начинался с того, что каждая семья шла на городскую площадь в специальные торговые ряды, где продавали дымковские свистульки да игрушки, да разные сладости: леденцы, маковки, пряники, пирожки, орехи.

Дымково – это городская слобода, т. е. его часть. Но только лежит она отдельно, за широкой рекой, как раз напротив центра города. На вид слобода – обыкновенная деревня – больших домов нет. Главным занятием жителей в прежние времена была рыбная ловля. А еще лепили из глины свистульки и игрушки. Глины здесь много. Но свистульками делали только небольших уточек и коней, а кони были и двуглавые и трехглавые. То есть самые, что ни на есть сказочные. И кони с всадниками. Каждому в семье покупался свой конек или своя уточка – и пошло: кто кого пересвистит, у кого свист красивей, у кого задорней получится.

Маленький мальчонка стоит, щеки надувает. Рядом тоже самое делают его сестра, мать, отец, бабушка и даже старый престарый дед. Смешно всем стало, весело! Так смешно и весело, что ноги сами приплясывать начали. Вся площадь, все улицы Вятки полны развеселых, приплясывающих, хохочущих, разнаряженных людей. Все в ликующем свисте.

В тех же рядах обязательно покупали и дымковских барынь, нянь и индючков, похожих на Жар – птицу. Носили их по улицам в руках для большего украшения праздника. А зимой этих кукол и индючков ставили в окна между стеклами. Во все окна ставили – и это была несказонная красота. Потому что в Кирове тоже очень снежно, сугробы до самых окон доходят – а в окнах – сквозь любую пургу, сквозь любую непогоду ярко светятся, улыбаются, зовут удивительные игрушки. Дымковские игрушки ведь необыкновенно нарядны.

Няня с ребенком на руках, например, может быть в ярко синем платье с пелериной и пышными оборками. По подолу оранжевые и алые круги. На голове волнистая шляпа с алыми перьями. Дите – все в кружевах. И, кроме того, на няне ярко горит золото: на шляпе, на груди, на нижних оборках, в ушах большие золотые серьги. А какая она величавая и статная! Какое округлое и румяное у нее лицо! Как приветливо и добро она улыбается! Но свистульки, куклы и индючки были в Дымкове только началом, теперь же там лепят все: даже целые сценки, в которых по 10 и 20 фигурок. Лепят избы, карусели, качели, пастухов со стадом. Все изобразят в игрушке, что есть в жизни. Но только веселое. Грустного ничего нет.

А старейшая игрушечница – Зоя Васильевна Пенкина даже вылепила Пушкинскую "Сказку о царе Салтане”, в которой восемьдесят отдельных сцен и фигурок. Их все можно двигать – составлять сказку, как тебе захочется. Рост этих фигурок чаще с детскую или женскую ладонь. Даже опытные старые мастерицы, бывает, лепят свои игрушки целыми месяцами, переделывают. Прячут их надолго в шкафы. Снова вынимают и снова лепят, лепят…

А, сделав основное, бьются над украшениями: над разными оборками, воланами, накладными цветами. А потом обжиг в печах. Потом побелка. Роспись у них только по беленому. И только красками, разведенными на яичных желтках.

Темперой называются – особо яркие и блестящие краски. А в узорах в основном круги. И, кроме того, накаждую фигурку во многих местах наклеиваются тонюсенькие медные листочки – ПОТАЛЬ. Т. е. они раззолачиваются. И становятся самыми нарядными среди всех игрушек, самыми яркими, самыми веселыми. Дымковские мастерицы немного волшебницы. Ведь тот же индюк, например, всегда был обыкновенным и не очень – то симпатичным, слишком ворчливым. А попал к ним – превратился в настоящую Жар – птицу, а кот – в гармониста. У индюка теперь огромный и необыкновенный хвост горит, как многоцветное солнышко! А какая богатая корона на голове! Какие дивные накладные цветы на крыльях! И знаете, сколько девушек мечтает стать игрушечницами? В Кирове даже есть теперь такая школа. Но многие учатся, учатся – и сил не жалеют, и времени, а все не получаются у них игрушки – не живые, не веселые выходят. Вот значит, как все сложно, как трудно. Особый талант должен быть дан человеку.

4. Закрепление материала.

А сейчас, ребята, поиграем, отдохнем.

На доске висит плакат: Дымковская игрушка. (Что я узнал на уроке)

На плакате несколько закрытых ячеек с ответами на вопросы.

Название дымковской игрушки произошло от Дымковской слободы, которую так назвали из-за дымка при обжиге глины.

Жанр – прикладное искусство (игрушки).

Материал – глина.

Узор – круги, овалы, точки, полосы, клетка.

Игрушки перед росписью отбеливали мелом, разведенным на молоке.

Темпера – краски на яичных желтках.

Поталь – тончайшие медные листочки под золото.

Задаются вопросы. По мере ответа детей ячейки открываются.

5. Проведем небольшую самостоятельную работу: каждый из вас проведет маленькое исследование.

Словом или словосочетанием вы должны раскрыть понятие о дымковской игрушке.

На шаблоне дымковской барыни вам даны вопросы. В течение 2–3 минут вы должны ответить на них.

Вопросы:

Материал.

Узоры.

Краски.

(Ответы детей)

6. Практическая работа.

– Ребята, отгадайте загадку.

"Зонтик грибком,

Руки крендельком,

Ходит девица – красавица

По улице пешком.

Что это за игрушка?” (Дымковская барыня)

А сейчас проведем практическую работу. Сегодня вы будете лепить барыню по мотивам дымковской игрушки на основе пластиковой бутылки.  

Сначала разрежем бутылку и оставим для работы часть с горлышком.  Горлышко – это тело, расширяющаяся часть – это юбка. Все замазываем пластилином. Лепим шарик – голову. Украшаем прической, кокошником и прикрепляем к туловищу. Далее лепим колбаску – руки, прикрепляем и придаем нужное нам положение. Спереди юбку украшаем передником с воланом. Можно слепить какую-нибудь деталь в руки барыне.

 Приступаем к работе. По окончании лепки закрашиваем фигурки белой краской. Оставляем для просушки до следующего урока.

7. Итог урока.

– Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получились у вас барыни.

– Давайте, исследуем некоторые работы и выясним, действительно ли они похожи на дымковские.

– Ребята, какими способами и методами мы пользовались, изучая дымковскую игрушку?

Рассказ.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

– Для чего мы изучали дымковскую игрушку?

Чтобы узнать о красоте, неповторимости и своеобразии дымковской игрушки.

Научились отличать дымковскую игрушку от других глиняных игрушек.

Узнать, что дымковская игрушка – это народное искусство.

Через дымковскую игрушку воспитывается любовь и уважение к народному творчеству.

Урок окончен. До свидания!

 

Тема: Дымковская игрушка. Барыня. Роспись. Урок 2.

Цель:

Формирование у учащихся навыков работы по росписи, расширение теоретических знаний о дымковских игрушках, узорах, орнаментах. Продолжить творческий проект.

Задачи:

- развитие у учащихся творческого подхода при росписи – дымковской барыни и при работе над творческим проектом;

- воспитание любви к Родине, ее истории и культуре;

Материалы: вылепленная барыня, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка

Оборудование: компьютер, экран для презентации.

Зрительный ряд:

-репродукции, открытки, фотографии с изображением дымковских игрушек;

Вид урока: индивидуально-коллективная работа.

План урока.

Организационный момент – 5 мин.

Объяснение материала -20 мин.

Самостоятельная работа учащихся -55 мин.

Физкультминутка – 5 мин.

Завершение и итог урока – 5мин.

Сегодня мы продолжаем работать над темой "Дымковская игрушка. Барыня” и приступаем к росписи.

Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Начинается процесс росписи с нанесения ярких гуашевых красок. Кисточками в старину служили палочки, обмотанные тряпкой. А сейчас используют колонковые, беличьи кисти. Гамма красок очень разнообразна. Любят мастера брать яркие цвета: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый. Иногда некоторый контур обводят черным цветом. Использование широкой гаммы, в которой много красного, желтого, синего, зеленого, алого, придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. При всей кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две одинаковые игрушки невозможно.

Роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.

На белом лице рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками – глазами. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны.

Наиболее распространенные сюжеты: няньки с детьми водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Особенно она хороша в паре, и в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

(Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки.)

И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

(П. Синявский)

Проверка домашнего задания.

На дом было задано подготовить сообщения, подобрать стихи и загадки о Дымково и дымковских игрушках, росписи, узорах, орнаментах А теперь, ребята, вы должны  дать ответы на вопросы:

Что нового, интересного о Дымково и дымковских игрушках вы узнали?

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие, нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Физкультминутка.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой,

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой.

(Ходьба на месте, взмахи руками.)

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам.

(Повороты направо, налево, любуются цветами.)

Самостоятельная работа:

Сегодня вы подробнее узнали о росписи дымковской игрушки – барыне. И вам предстоит расписать барыню.

Самостоятельная практическая работа (под музыку).

Для росписи мы берем гуашевые краски, кисти № 1, 2, 3. Аккуратно наносим карандашом рисунок, затем приступаем к росписи. У каждого на парте лежат образцы узоров. Краски берут самые яркие: красный цвет, желтый, зеленый, синий, и т. д.

Элементы берем – полоски, кружки, колечки, точки, волнистые линии. Обратите внимание, что цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности. Работы должны быть аккуратными, для этого не надо набирать много краски на кисть, а лишнюю воду с кисточки промокнуть о салфетку.

(Оказание индивидуальной помощи, советы по композиции.)

Как вы думаете, на что надо обратить внимание при выполнении работы?

а) Аккуратность.

б) Выразительность.

в) Композиция.

Напоминаю правила техники безопасности: кисть держать перед собой, не размахивать ей; краски разводить на специальной палитре.

Итог урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип

Состав

Описание

Женские образы

Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках.

Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.

Мужские образы

Кавалеры.

Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.

Животные

Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы.

Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.

Птицы

Утки, индюки, петухи.

Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.

Композиции

Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.

Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже – колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с  дымковской игрушой. ....

Дымковская игрушка

Фотографии в альбоме «Дымковская игрушка» zhital на Яндекс.Фотках...

Презентация "Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - создание, узоры...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...