Технологическая карта урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Технологическая карта урока "Древние образы в современных народных игрушках"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

Учебник: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник.для общеобразоват.организаций/Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2013.

Урок 1

Тема

Древние образы в современных народных игрушках

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с народной глиняной игрушкой, единством её конструкции и декора. Воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы с глиной или пластилином.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Уметь применять выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Единство конструкции и декора народной игрушки.

Образовательные ресурсы.

Презентация. Материалы: глина или пластилин, краски гуашь, кисти.

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок

действия учителя

действия учеников

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель включает презентацию (слайд 1-эпиграф)

«Вся наша земля – земля мастеров. В руках настоящего мастера и доброе податливое дерево, и живой податливый комочек расскажет удивительные сказки».

Учитель рассказывает притчу: «Когда сотворил Бог Землю и человека, осталось у него изрядное количество глины. Бог и спросил человека: «Что тебе надо?» подумал человек и ответил: «Дай мне счастья». Тогда отдал Бог глину и сказал: «Лепи его сам».  

-Как вы думаете, что стал лепить человек?

Совершенно верно. Для человека глина действительно стала счастьем.

-О чем пойдет речь на уроке?

Ученики слушают притчу и отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

Он научился создавать из глины: жилище теплое в прохладное время года и прохладное в жару, посуду, и, конечно, игрушки…

Мы будем изучать русские народные глиняные игрушки.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение – текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

II.

Формулирование проблемы.

Давайте представим, что мы живем с вами в разных деревнях России (слайд 2-изображение деревни)

1 ряд, вы живете в деревне Дымково в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров),

2 ряд-в деревне Филимоново в Тульской области,

3 – в Каргопольском р-не Архангельской области, назовем вашу деревню Каргополье.

Итак, вы целыми семьями долгими зимними вечерами лепите игрушки.

-Зачем лепили игрушки?

Потом поняли, что можно эти игрушки продавать на веселых ярмарках, где каждый мастер показывал свое ремесло. Так появлялись народные ремесла. Целыми деревнями стали люди заниматься определенным ремеслом,

-От чего это зависело?

-Как же можно назвать ваши игрушки? Ведь на ярмарке много игрушек из разных деревень.

Верно, игрушки стали называть по названию деревень.

-С какими игрушками мы сегодня познакомимся?

Учитель включает (слайд 3-изображение игрушек)

 

Лепили игрушки для проведения обрядов и для развлечения маленьких деток.

От того, каким материалом богат край.

Можно назвать в честь деревни.

Мы сегодня познакомимся с дымковской, филимоновской и каргопольской глиняной игрушкой

III. Выдвижение гипотез.

Сравнить игрушки, определить чем они отличаются и почему?

– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос?

-Как вы думаете, от чего зависит форма игрушки?

Игрушки различаются формой, цветом, элементами росписи. Выдвигают свои версии (если затрудняются, ищут ответ в учебнике, стр 68,70,71). Форма игрушки зависит от состава глины, способа лепки.

IV. Актуализация знаний.

Учитель рассказывает (слайды 4,5,6 – о каждой игрушке – историческая справка)

1. Дымковская расписная. Дымково – слобода Вятки (теперь Киров), где зародился и расцвел игрушечный промысел…

2. Филимоновская игрушка возникла в д. Филимоново Тульской обл...

 3. Каргопольская глиняная игрушка известна с давних времен…

Ученики слушают и рассматривают изображения.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 Сегодня мы будем создавать игрушки в традициях промысла, но у каждого скульптора есть свои секреты в работе.

- Давайте выясним, какие же секреты есть у мастеров?

Учитель предлагает рассмотреть образцы работ (слайды 7, 8, 9)

 Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 Выдвигают свои версии (если затрудняются, ищут ответ в учебнике, стр 68,70,71).

VI. Выражение решения проблемы.

Самый главный секрет - лепить из целого куска пластилина. Это легко - ведь он мягкий.

Чтобы вытянуть форму из общей массы, большим и указательным пальцами нажимай на пластилин постепенно со всех сторон. Повторяя эти нажимы, ты увидишь, как он вытягивается сам. Так можно сделать шею, лапы или хвост животного. Вытянутую форму можно заломить в любую сторону.

Теперь на вытянутой форме защипи пластилин двумя пальцами. Получилась форма, похожая на хохолок или гриву. Кусок пластилина можно аккуратно вдавить большим пальцем в некоторых местах.

Запомни: детали фигурки филимоновской и каргопольской игрушек лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать, а игрушку дымковскую создают из отдельных деталей, соединяя их в определенной последовательности, хорошо примазывая детали.

Рассматривают игрушки, совещаются и вместе с учителем определяются со способом лепки.

VII. Применение знаний (продуктивные задания).

Последовательность выполнения работы:

  1. Вылепить общую форму;
  2. Соединить с деталями-украшениями;
  3. Готовую игрушку нужно кое-где подправить стекой и разгладить пальцами.
  4. Завершение работы.
  5. Экспресс-выставка.
  6. Уборка рабочих мест.

Дети рассматривают слайды, выполняют лепку.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму (слайд 10):

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с     помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

Отвечают.

IХ. Домашнее задание.

  1. Загрунтовать игрушку, смешав мел с молоком до густоты сметаны или мел развести с ПВА и чуть добавить воды, можно использовать водоэмульсионную краску.
  2. Принести кисти, гуашь, загрунтованную игрушку.

Записывают.

Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, руководствуясь предыдущими конспектами, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...