Разработка урока "Зачем людям нужны украшения"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Мюсова Алевтина Александровна

Технологическая карта к уроку "Зачем людям нужны украшения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 5 классе

Учитель ИЗО: Мюсова Алевтина Александровна (МБОУ «Кырлыкская СОШ»

Класс: 5.

Тема

Зачем людям украшения.

Педагогическая цель:

Познакомить учащихся с понятием украсить, значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль хозяина. Воспитывать любовь к истории, к  народной культуре. Способствовать развитию творческой и познавательной активности. Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (краски «аквагрим», кисти).

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать какую роль играет декор в жизни человека, что такое украшения и зачем они людям.Уметь характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).Видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре;

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

 Предметы ДИ несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит… Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени и т.д.

Образовательные ресурсы.

 Учебник. Презентация «Зачем людям украшения». Иллюстрации с изображениями украшений и росписей тела. Краски по телу «Аквагрим», кисти


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формирование УУД

Время

1

Организационный момент:

-приветствие;

-проверка готовности к уроку;

- мотивация к учебной деятельности.

1СЛслайд1 Звучит музыка (песня

- Добрый день, ребята. Надеюсь, что сегодняшний урок поможет каждому из вас раскрыть внутри себя художника.

Ребята, а вы любите рисовать?

А с каким настроением вы рисуете?

Давайте, с вами определим наше настроение. Предлагаю небольшое творческое задание. У вас на столах лежат листы.  Пока они совершенно чистые. Наполните этот лист своим настроением, с которым вы пришли на урок. Для этого наберите на кисть краску, цвет которой вам нравиться. Капните краску на лист, с помощью трубочки раздуйте получившуюся кляксу.  У меня вот такое замечательное, радужное настроение. Покажите всем какое у вас настроение.

Положите рисунки на край стола.  

Психологический настрой к уроку.

Выполняют  вместе с учителем


П - Развитие мыслительной активности

К - Создание ситуации успеха

К - Умения слушать и слышать.

Р - Волевая саморегуляция

К - Взаимопомощь

1

2

Мобилизирующий этап

СЛАЙД. К нам пришел необычный гость, отгадайте загадку.

                        Мы слепили снежный ком,

                        Шляпу сделали на нем,

                        Нос приделали, и в миг

                                Получился…(Снеговик).

Правильно, молодцы!

                Сегодня мы работаем в группах.

Снеговик  прислал вам зашифрованное задание. Откройте конвертики и выполните задание.

-Что у вас получилось?

3 СЛАЙД. (По щелчку - колье, серьги, колье)

- Каким одним словом можно назвать эти предметы? (украшения)

Объясните значение слова украшение? - если мы обратимся к толковому словарю русского языка Сергею Ивановича Ожегова найдем такое определение:

4 СЛАЙД. Украшение – это предмет, украшающий собой кого-то или что-то. (словарь Ожегова)

3.Постановка учебной задачи.3 мин.

- А вы можете назвать тему урока?

5 СЛАЙД. Верно тема нашего урока «Зачем людям украшения»

6 СЛАЙД. Продолжите…

1. Я хочу узнать…что такое украшение и зачем они людям

2.        Я хочу научиться…   красиво и творчески украсить что-либо.)

3. Работать командой: дружно, активно.

        

Фронтальная работа с учителем. Диалог.

(Собирают мозаику  ….)

(Ответы)

.( спрашиваю у 1й группы)

2 группа

П – Выявление логических связей 

Классификация объектов, анализ.

П - Постановка цели, учебной задачи

К - Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3

3

Решение учебной задачи

Предлагаю вам побыть искусствоведами и ответить на вопрос «Зачем людям украшения»

- Откройте сто шестую страницу и найдите ответ.

НА ДОСКЕ.  «Зачем людям украшения?»

(Украшения – это работа

Это защита

Это демонстрация

Это социальный статус, это особое положение

Это сила, достоинство и могущество

-А теперь ребята вы должны выяснить ЧТО И КАК УКРАШАЛИ ЛЮДИ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ. У каждой группы задания в конвертиках №2

1 группа: Как и для чего украшал свою одежду? Какую ошибку допустил Снеговик в этих рисунках?

ВОЖДЬ                 ЦАРЬ

2 группа: Как и для чего украшал предметы? Чтобы ответить на вопрос сравните игрушки.

МАТРЕШКА            ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

3 группа: Как и для чего человек украшал свое тело? Сравните

РОСПИСИВ ДРЕВНОСТИ             В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Знакомство с новой терминологией. Формирование первичных знаний для работы на уроке.

12

4

Первичная проверка знаний

- Проверка ответов:

1 группа исследователей, вы готовы? ( по одежде определяют статус, положение в обществе) СЛАЙД .( вождь и царь)

2 группа ваш ответ. СЛАЙД (матрешка и дымковская игрушка)

3 группа СЛАЙД (АБОРИГЕН И ДЕВОЧКА). Слушаем вас

ЭТО ИНТЕРЕСНО. А знаете ли вы, что на всемирной выставке в Брюселе, нашей матрешке присуждена золотая медаль как самой красивой игрушке. Ребята, существуют музеи игрушек, например, в Новосибирске, Санкт-Петербурге.

- А какие игрушки из Республики Алтай мы отправим, в Музей игрушек? (ответы детей)

А я хотела отправить игрушки наших мастеров, которые сделаны из кости. Посмотрите, какие они красивые.

                                        

(Разумеется, в цивилизованном мире, роспись по телу утратила свои первоначальные функции. Теперь, нанося на тело рисунки, люди не стремятся напугать кого-либо или похвастаться своим положением. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания. )

- Ребята, знакомы ли вы с таким искусством как «Боди-арт»?

13 СЛАЙД. Боди-арт (англ. body art — «искусство тела») — одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека

Фейс арт – это одна из подгрупп боди - арта. В отличие от остальных, он работает исключительно с лицом, не касаясь остальных частей тела.

14 СЛАЙД. Физминутка: А сейчас давайте отдохнем. Повторяем движения за Снеговиком. (1 мин).

Диалог с учителем. Вопрос-ответ.

П - Поиск и выделение необходимой информации.

П - Повышения мотивации учебной деятельности.

Р - Структурирование знаний

1

5

Практическая работа. Постановка художественной задачи.

- методические указания к работе.

 (Стук в дверь). Посылка от Снеговика.

- Что за краски прислал нам Снеговик! Посмотрите! РАЗДАЮ ГРУППАМ

-Так это не просто краски, а еще и приглашения! (К краскам аквагрим с обратной стороны прикреплены приглашения)

Кто желает прочитать? Прочитайте: «Доброго времени суток, дорогие Друзья! Я несказанно рад сообщить вам, что вы приглашены в Новогодний бал-маскарад. Чтобы попасть на маскарад, вам достаточно прийти в образе сказочных зверей»

-2-я группа, а вы в каком образе? (супер герои, )

3-я группа? (феи и эльфы)

Ребята, значит Снеговик прислал эти краски не просто так, а мы чтобы попасть на карнавал, создаем какой-то образ. Правильно?

В начале урока мы с вами провели тест на аллергию. Посмотрите есть ли у вас покраснение.

 Кто-то из вас будет мастером по гриму, а кто-то моделью, т.е. работа в паре.

Этапы работы, а также все необходимое: кисточки и эскизы у вас на столах.

15 СЛАЙД.  Работа над имитацией боди – арта на лице (руках).

16 СЛАЙД. Аквагрим для начинающих. Этапы работы:

Убрать волосы с лица

Проверка на аллергию: нанести краску на небольшую область кожи и подождать пару минут. Если нет реакции, то продолжайте.

1.Выбрать эскиз и тоненькой кисточкой наметить границы.

2.Нанесение тона. Можно губкой. Смочите и отожмите губку; потрите ее о краску. Равномерно распределите тон по лицу, если вам он необходим.

3.Для прорисовки контуров возьмите тонкие и толстые кисти.

Желаем вам фантазии и творческого вдохновения.

ЗАКРЫТЬ СЛАЙД. ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ. УБРАТЬ ЛИШНЕЕ НА ПАРТАХ.

Составление этапов работы.

Выбор метода работы.

Самостоятельная работа.

15

6

Подведение итогов:

- рефлексия;

-оценивание.

-Оценим вашу работу. Пусть каждая группа представит самого достойнейшего.

- Спасибо, вы создали замечательные образы. Молодцы!

РЕФЛЕКЦИЯ.

На столе у каждого у вас 3 смайлика, прошу поднять вверх один из них:

- если урок понравился -  желтый;

-Если ничего нового не узнали – синий;

- если было скучно, урок не понравился – красный.\

- И, следовательно, делаем вывод, что все украшения нам что-то рассказывают и что-то обозначают. Главное, что люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Фронтальная работа с классом.

Анализ получившейся работы.

Эмоциональная оценка урока. Шкала «настроения»

П- Повышения мотивации учебной деятельности.

Р- Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Оценка результата деятельности на уроке.

5

7

Организационное завершение урока:

- домашнее задание;

- уборка рабочих мест.

Домашнее задание: к придуманному образу подберите карнавальный костюм к новому год. Спасибо вам за ваше старание, за вашу фантазию. Поздравляю вас с наступающим Новым годом, желаю всего хорошего!

        

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем людям украшения

Зачем людям украшения. Алмазный фонд...

Презентация по изобразительному искусству для 5 класса "Зачем людям украшения"

В помощью учителю изобразительного искусства для проведения урока в 5 классе по теме "Зачем людям украшения"...

Методическая разработка "Газеты разные нужны"

Рассматриваются особенности газет разной тематической направленности...

Методическая разработка "Изготовление цветов и украшений из бисера"

Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов и украшений из бисера...

Презентация по предмету ИЗО 5 класс по теме"Зачем людям украшения?"

ФГОС.  5 класс. Презентация  поможет ввести обучающихся 5 класса в проблемный урок, после её просмотра  сделать выводы, ответить на вопрос "Зачем людям украшения?" Полученный ...

презентация к уроку ИЗО 5кл." Зачем людям украшения"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ рассказывает о роли украшений в древнем обществе, о положение человека в обществе. А сегодня "украшения  " говорят о деятельности человека (род занятий)...