Методическая разработка "Газеты разные нужны"
методическая разработка на тему

Цветкова Маргарита Михайловна

Рассматриваются особенности газет разной тематической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazety_raznye_nuzhny.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

Название коллектива:   Творческое объединение юных журналистов  «Глобус» ГБОУ СОШ №306 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

 Педагог ОДОД:   Цветкова Маргарита Михайловна

Тема занятия:    Газеты разные нужны   (IV раздел программы , 1-й год обучения) с применением групповой технологии

Возраст обучающихся:  12-14 лет

Цель занятия: Познакомить обучающихся с газетами разной тематики и их особенностями.

Задачи занятия

  • Обучающие:1.Сформировать знания о газетах разной тематической направленности.
  • 2.Научить применять полученные знания в жизни и при выпуске школьной газеты.
  • 3.Научить детей четко и ясно излагать мысли.
  • Развивающие: 1.Развивать индивидуальные познавательные способности ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.  
  • 2.Создать условия для включения ребенка в групповые виды деятельности.
  • 3.Раскрыть и использовать субъективный опыт каждого обучающегося.
  • 4. Развивать самостоятельность и коммуникативность
  • Воспитывающие: 1.Помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
  • 2.Воспитать уважительное отношение к работе журналистов.

Форма учебного занятия: Комбинированное занятие

Форма организации работы: Групповая

Требования к организации и проведению занятия

Организационные требования:                                                                                                   -самоподготовка педагога (изучение специальной  литературы)                                                                         -подготовка рабочих материалов (подборки газет, справочная литература)                                                             -хорошо проветриваемое помещение                                                                                             -наличие рабочих мест

Дидактические требования:                                                                                                            С помощью коллективной деятельности  воспитываются личностные качества ребенка (ответственность за работу коллектива, умение организовать работу группы, ясно излагать мысли). Работа с газетами прививает обучающимся литературно-художественный вкус и любовь к русскому языку, обогащает словарный запас, делает их духовно богатыми людьми.

Основные формы организации деятельности обучающихся на занятии:                       *групповая  (объяснение,  постановка задач, выполнение творческих заданий, поощрение и анализ работы каждого участника)                                                  

                                      Методы обучения                                                                                                                            

По способу организации занятий:                                                                             - Словесные – рассказ педагога, постановка задач, обсуждение непонятных и сложных моментов, беседа о тематике различных газет.                                                                                                                      - Наглядные подборка газет и методических материалов.                                                                                                                  -Практические – выявление особенностей работы газетных журналистов разных изданий.

По уровню деятельности детей:                                                                                                       - Наглядно-образные – объяснение педагога сопровождается обязательным показом предмета объяснения (тематические газеты)                                                                                                            -Объяснительно – иллюстративные – объяснения основаны на словесном рассуждении   с показом газетных материалов.                                                                                                                              -Репродуктивные – ребенок сам находит отличия в газетах разной тематики.

Структура учебного занятия

  №

Вид учебно-творческой деятельности        

Время

(минут)

1

Организационный.  Формулирование целей  и задач занятия

5

2

Основной этап

-постановка учебной задачи

-работа в группе

-промежуточная рефлексия

30

3

-индивидуальное выполнение заданий

30

4

Отдых, обмен мнениями (возможно чаепитие)

15

5

Обсуждение результатов

Подведение итогов

15

6

Рефлексивный этап

15

7

Эмоционально-оценочный

10

                                  Развёрнутый план занятия

I этап – организационный                                                                                             Задача: настроить воспитанников на творческую деятельность                                              Содержание: Приветствие и пожелание всем творческих успехов. Подготовка рабочего места.                                                                                    

Оборудование: подшивки газет

Необходимые материалы и инструменты: рабочие блокноты, бумага, ручки, фломастеры.

2 этап – основной (содержательный)                                                         Задача: научиться собирать нужную информацию в зависимости от тематики газеты.

Содержание:                                                                                                                      1.Постановка учебной задачи:  Педагог ориентирует детей на работу в группах. Каждая группа будет представлять редакцию газеты (детскую, спортивную, медицинскую, «Мой район»). Задача редакций – показать особенности «своей» газеты, представить читательскую аудиторию и определить роль этой газеты в современном обществе.

2.Работа в группе: Педагог предлагает редакционным коллективам на полосках бумаги написать фломастером заголовки материалов для своей газеты. Они должны отражать направленность газеты, показывать проблемы данной отрасли. Какие иллюстрации и фотографии можно разместить? Возможен ли здесь юмор, кроссворды, детские материалы?            

3. Промежуточная рефлексия: Вспомните, как выглядит газетная полоса (можно посмотреть подшивки газет). Расположите заголовки на газетных полосах по значимости материалов. Обсудите в группе, как ваши материалы будут восприняты читателями.

 4.Индивидуальное выполнение заданий: Представьте, что вы: редактор, дизайнер, корреспондент или фотограф. Представьте вашу газету читателям с точки зрения своей специальности. Кому вы ее можете рекомендовать для чтения? Почему?

Все участники задают вопросы, уточняют, дополняют.

5.Обсуждение результатов: Итак, что мы сегодня узнали? О том, что газеты разной направленности несут определенную информацию; она должна быть конкретной, лаконичной и правдивой; журналисты должны понимать специфику своего издания.

А теперь группам предстоит финальное представление  газет (используется прием «Сильные стороны»). В обсуждении участвуют все участники групп. Нужно назвать сильные стороны каждой газеты и прокомментировать свое мнение.

6.Подведение итогов: Каждый ребенок высказывает свое впечатление о газетах, называет самую интересно представленную газету,  самую активную группу и участников.

3 этап рефлексивный (контрольный)                                                        Задача: мобилизация детей на самооценку.                                                    

Содержание:                                                                                                                                        *Оценка психологического состояния (насколько детям было интересно и комфортно на занятии);                                                                                                                                                          *Оценка результативности работы (насколько хорошо они овладели умениями и навыками, которые получили на занятии).  

Критерий оценки:   понимание важности и индивидуальности газет разной тематической направленности,  грамотный  подбор вопросов  для  освещения  в  газете,  умение анализировать.                                                                                                                                    *Оценка полезности работы (насколько эти знания и умения пригодятся в жизни, при выпуске очередного номера школьной газеты);                                                                                                                *Использование диагностических методик (наблюдение, опрос): Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились? Что понравилось на занятии? Как проявились ваши творческие способности? Какое у вас сейчас настроение?  Завершим занятие, продолжив одно предложение: Оказывается, газета……….. (говорят все дети).

4 этап  -  эмоционально-оценочный                                                              Задача: дать оценку работы в группе каждого члена команды.        

Содержание: группа характеризует деятельность каждого члена команды, педагог оценивает успешность работы групп, степень увлеченности и удовлетворенности детей. Обязательно нужно поблагодарить всех за творческую работу и трудолюбие.

5 этап - прокреативный (последействие)                                                  Задача: проанализировать учебное занятие. Выявить его плюсы и минусы.                      Содержание: внутренний самоанализ педагога (реализованы ли цели и задачи занятия, каков результат, нужно ли внести коррективы, каковы перспективы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Врачи разные нужны, врачи разные важны

Обучение приемам общения с работниками поликлиники...

Урок математики "Дроби разные нужны, дроби разные важны"

Урок посвящен отработке умений и навыков по действиям с дробями....

Музыкальный театр «Знаки разные нужны, знаки разные важны»

В сценарии речь идет о правилах дорожного движения; о правилах поведения на улицах и правилах перехода через дорогу. Дети знакомятся с новыми знаками и закрепляют уже известные. Расширяются и закрепля...

Конспект итогового логопедического занятия «Буквы разные нужны, буквы разные важны»

    Это занятие проводилось в группе детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи III уровня и детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных нерезк...

Мамы разные нужны. Мамы разные важны.

Первые профессии, о которые узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автоб...