Рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Семенниковская средняя общеобразовательная школа"
Рекомендована Согласовано Утверждаю
Рук. ШМО_________ зам. дир. по УВР директор школы
Протокол №________ ________С.В. Пальцина ________А.Д. Фельдман
От «___» _____20____г. «____» _______20____г. Приказ № __________
«____»______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство» в 6 классе
Уровень образования: базовый
Срок реализации программы: 1 год
ставлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
Учитель: Мишуткина Анна Сергеевна
с. Семенниково
2018 год
Пояснительная записка
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы основного общего образования МБОУ «Семенниковская СОШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Цель программы:
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
2 год обучения (6 класс)
Учащиеся должны знать:
особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны уметь:
работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве
(линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш,
тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический
сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на
историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства
XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников- анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы
«Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-
этюда.
Дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»-8ч.
Для изучения раздела программы «Мир наших вещей. Натюрморт»-8ч.
Для изучения раздела программы «Вглядываясь в человека. Портрет» - 11ч.
Для изучения раздела программы «Человек и пространство в изобразительном искусстве»- 7ч.
Программа рассчитана на 34 часов; в том числе контрольных работ - 5.
№ | Тема урока | Кол | Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности | Виды контроля- измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата провед | ||||||||||||||
личностные | метапредмет ные | предметные | |||||||||||||||||||
1 раздел Виды изобразительного искусства (8часов) | |||||||||||||||||||||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | Ознакомление с видами искусства | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | Принести природный материал. Веточки, колоски, зонтичные растения. | 05.09 | |||||||||||||
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер | Фронтальный опрос. Сравнение и анализ работ обсужден. | Принести травянистые растения. | 12.09 | |||||||||||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Привитие любви к произведениям искусства. | Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов | 19.09 | |||||||||||||
4 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. | Сравнение и выбор лучших работ | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения. | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | Вырезать из картона форму посуды, расписать | 26.09 | ||||||||||||
5 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» | Просмотр и обсуждение выполненных работ | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | Подобрать листья осенние разных цветов и форм. | 03.10 | ||||||||||||
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). | Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | Принести книжки о животных с яркими иллюстрациями, можно фотографии. | 10.10 | |||||||||||||
7- | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки | Опрос, просмотр и анализ работ. | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | Связь объема с окружающим пространством и окружением | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти. | 17.10 | ||||||||||||
8 | Основы языка изображения | 1 | Выполнение конкурсных заданий | Подведение итогов конкурса. | Знать виды пластических и изобразительных искусств. | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. | Составить кроссворд(5-6 слов), используя приобретенные знания. | 24.10 | |||||||||||||
2 раздел Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | |||||||||||||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. | Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | Формирование представлений о ритме и цвете. | Привитие любви к произведениям искусства. | Суметь выразить свою твор фантазию в худ. воплощение. | 07.11 | ||||||||||||
10 - | Изображение предметного мира | 1 | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей. | Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение. | Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. | Подобрать иллюстрации с гжельскими узорами. | 14.11 | ||||||||||||
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). | Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | «Народ. промыслы,. Гжель» Мульти медийная презентац. Гжель. Посуда и игрушки. | 21.11 | ||||||||||||
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. | Просмотр и анализ работ. | Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры. | 28.11 | ||||||||||||
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. | Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся. | Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Сбор материала на тему «Выдающ художники и их произвед. натюрмортного жанра» | 05.12 | ||||||||||||
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Просмотр и анализ работ | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. | Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | Продолжение работы над проектом. | 12.12 | ||||||||||||
15 | Цвет в натюрморте | 1 | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Анализ и оценка процесса и результатов собствен. художественного творчества. | Знать выразительные возможности цвета. | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | Завершение работы над проектом. | 19.12 | ||||||||||||
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии | Анализ и оценка результатов проектной деятельности | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка. | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | Закончить дома натюрморт, если не успели выполнить на уроке. | 26.12 | ||||||||||||
3 раздел Вглядываясь в человека Портрет (11часов) | |||||||||||||||||||||
17 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. | Оценить внимание и эрудированное участие в беседе .Фронтальный устный опрос. | Великие художники –портретисты: Рембрандт, И. Репин., Рокотов Ф. В Боровиковский. | Знать жанры изобразительного искусства | Подобрать зрительный ряд с изображением портретов. | 09.01 | |||||||||||||
Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | |||||||||||||||||||||
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). | Просмотр и анализ работ. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | В/ф «Великие творения людей» по теме Автопортрет. | 16.01 | ||||||||||||
19-20 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 2 | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. | Выборочный просмотр | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | Автопортрет: история возникновения и развития.Граф. портрет Дюрера,Леонардо да Винчи. | 30.01 06.02 | ||||||||||||
21 | Портрет в графике. | 1 | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. | Просмотр анализ и оценка. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности. | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | Воспитание любви и интереса к Произведениям худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | Подобрать небольшие литературные фрагменты, характерезующие человека по его предметному окружению. | 13.02 | ||||||||||||
22 | Портрет в скульптуре. | 1 | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка | Знать материалы и выразительные возможности.. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица. | Мультимедийная презентация | 20.02 | ||||||||||||
23 | Сатирические образы человека. | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка. | Тест. Просмотр и анализ работ. | Понимание правды жизни и язык искусства. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Уметь работать графическими материалами. | Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений. | 27.02 | ||||||||||||
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. | Просмотр и анализ работ. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр. кино | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Подобрать репродукции (фото) с изображ. Чел. в различн. освещении | 06.03 | ||||||||||||
25 | Портрет в живописи. | 1 | Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама, папа, бабушка, дедушка. Груп. работа. | Представление работ. Анализ и оценивание. | Уметь активно работать в технике коллажа. | Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи | Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете. | Работа над проектом. | 13.03 | ||||||||||||
26 | Роль цвета в портрете. | 1 | Анализ цветового решения образа в портретеМатериалы: гуашь, кисть. | Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет? | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Завершение работы над проектом. | 20.03 | ||||||||||||
27 | Великие портретисты. | 1 | Повторяем и обобщаем. | Презентация проектов. | Выражение творческой индивидуальности. | Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Подведение итогов завершение работ. | 03.04 | ||||||||||||
4 раздел Человек и пространство в изобразительном искусстве (7 часов) | |||||||||||||||||||||
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов. | Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос. | Работа в художественно-конструктивной деятельности. | Подобрать материалы для работы | 10.04 | ||||||||||||
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы Карандаш, акварель. | Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Прсмотр, анализ и оценка. | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения. | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | Сбор материала для кроссворда. | 17.04 | ||||||||||||
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти | Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала.Роль фыбора формата. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. | Репродукции и фото разобрать и составить композицию- выставку из пейзажей | 24.04 | ||||||||||||
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят «Мало нот- много музыки?» Оценить ответы и рассуждения | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойте к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой. | Наброски с натуры городских пейзажных набросков. | 08.05 | ||||||||||||
32 | .Городской пейзаж | 1 | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. | Опрос. Анализ и оценка процесса и и результатов собственной художественной деятельности | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в шестом классе. | Эстетическая оценка результатов.. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. | Выставка лучших работ , выполненных в течении учебного года. | 15.05 | ||||||||||||
33 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Поставить оценки за конкурсные задания. | .. . | Знать виды и жанры худож. деятельности | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров. | Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | 22.05 | |||||||||||||
34 | Итоговый урок | 1 | Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года. | Обобщить работу всего класса в течении года | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...