Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Токарева Ольга Павловна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_izo.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству

для  5 класса на 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану: 5 класс--35 часов в год;

                                                                   в неделю -1 ч.

Планирование по изобразительному искусству для 5 класса составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по изобразительному искусству для основных школ и в соответствии c рабочей программой по изобразительному искусству к учебнику для 5 класса (авторы программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

Планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (5 класс – 35 часов в год) и ориентировано на учебник: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс «Просвещение», Москва 2015.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ :

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016, регистрационный № 40937);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011  №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 №МД1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) с изменениями на 24 ноября 2015 г;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Устава КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»;
  • Образовательной программы КОУВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» на 2016 - 2017 г.г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты:

характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Предметные результаты:

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.)
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5 КЛАСС

(35 часов)

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

           Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

        Программа  5  класса  посвящена изучению   группы   декоративных   искусств,   в  которых     сохраняется наглядный  для  детей  их   практический   смысл, связь с фольклором, с  национальными и   народными   корнями искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы

1.Древние корни  народного искусства – 8 часов:

-  Древние образы в народном искусстве.

Традиционные образы народного  (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.

- Убранство  русской избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительным, геометрическим и зооморфным орнаментом

-  Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна-очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома.  Единство пользы и красоты. Индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему: «В русской избе». Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного).

-  Конструкция и декор предметов народного быта.

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелое владение материалом. Органическое единство пользы и красоты. Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

- Русская народная вышивка.

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

- Народный праздничный костюм.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов.

Выполнение эскиза народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.

- Традиционный орнамент коренных жителей севера.

Орнамент в искусстве России, обско - угорский орнамент. Орнамент и традиционные ремесла коренных жителей севера. Выполнение зарисовок традиционной орнаментированной одежды ханты.

- Народные праздничные обряды.

Календарные народные праздники – способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Выступление поисковых групп по проблемам народного искусства. Коллективная работа над композицией «Народные праздничные гуляния».

2. Связь времен в народном искусстве - 8 часов.

Дать учащимся понимание форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни. Дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

- Древние образы в современных народных игрушках.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство в форме и декора игрушки. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Выполнение эскиза народной игрушки.

- Искусство Гжели.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Выполнение эскиза посуды.

- Городецкая роспись.

Из истории развития городецкой росписи. Единство формы и декора. Птица и конь- главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи. Выполнение эскиза посуды.

-Хохлома.

Из истории развития хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Основные мтивы росписи. Изображение формы предмета и украшение травным орнаментом.

- Жостово. Роспись по металлу.

 Основные приемы жостовской росписи.  Традиционные элементы Жостова. Выполнение эскиза подноса.

- Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Дерево и береста - основные материалы в крестьянском быту. Резное узорочье берестяных изделий.  Мезенская роспись. Создание эскиза предмета промысла, украшение в стиле данного промысла.

- Народные мастера Югры (региональный компонент).  Беседа о народных ремеслах региона и творчестве мастеров нашего края.

Выполнение эскиза  орнамента по мотивам хантыйской вышивки (сумки - тучан).

- Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы».

3. Декор-человек, общество, время - 12 часов.

Одна из важных тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

- Зачем людям украшения. Беседа. Декоративное искусство разных времен и народов. Символика украшений Древней Греции

- Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Декоративное искусство Древнего Египта. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях.

- Одежда «говорит» о человеке.

Одежда, костюм как знак положения человека в обществе. Декоративное искусство Древнего  Китая. Регламентация в одежде. Орнамент, цветовая гамма в одежде. Выполнение эскиза костюма Древнего Китая. Костюм эпохи Средневековья. История искусства  Средневековья. Стиль одежды. Основные элементы одежды.

- О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность,  изобразительная условность искусства геральдики. Герб как знак достоинств его владельца. Сегодня- отличительный знак любого человеческого сообщества. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Выполнение эскиза герба.

- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Истоки и специфика декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы.  Семантическое значение  традиционных образов, мотивов. Итоговая игра-викторина.

4. Декоративное искусство в современном мире - 7 часов.

- Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Творческая интерпретация древних образов. Дизайн. Художественная ковка. Художественное стекло. Витраж.  Мозаика.

- Ты сам- мастер.

Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ      ПОУРОЧНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

№ урока

Тема урока

Виды контроля

1

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времен в народном искусстве

8

3

Декор-человек, общество, время  

12

4

Декоративное искусство в современном мире 

7

Итого

25



Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству

для 5 класса на 2017-2018 учебный год.

Учитель: Токарева О. П.

№ п/п

Сроки изучения

Тема урока

Количество часов

Вид контроля

План

Факт

Древние корни народного искусства – 8 часов

1

Древние образы в народном искусстве

2

Убранство русской избы

3

Внутренний мир русской избы

4

Конструкция и декор предметов народного быта

5

Русская народная вышивка

6

Народный праздничный костюм

7

Народные праздничные обряды

8

Народные праздничные обряды

Связь времен в народном искусстве – 8 часов

10

Древние образы в современных народных игрушках

11

Искусство Гжели

12

Городецкая роспись

13

Хохлома

14

Жостово (роспись по металлу)

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Декор – человек, общество, время – 11 часов

18

Зачем людям украшения

19

Зачем людям украшения

20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

21

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

22

Одежда  «говорит» о человеке

23

Одежда  «говорит» о человеке

24

О чём рассказывают гербы и эмблемы

25

О чём рассказывают гербы и эмблемы

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Декоративное искусство в современном мире – 7 часов

29

Современное выставочное искусство

30

Современное выставочное искусство

31

Современное выставочное искусство

32

Ты сам – мастер

33

Ты сам – мастер

34

Ты сам – мастер

35

Ты сам – мастер



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...