Приёмы технологии правополушарного рисования, на уроках ИЗО для детей с интеллектуальными нарушениями.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Сажина Татьяна Васильевна

Получить положительные результаты в развитии и воспитании  различных сторон личности умственно отсталых школьников в процессе изобразительной деятельности можно лишь при соблюдении соответствующих психолого-педагогических условий. Одним из таких условий является использование рациональной методики и адекватных коррекционных приёмов.Разбудить художника в душе, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок позволяет технология правополушарного рисования.  Технология правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Иными словами, активизировать работу правого полушария головного мозга – а рисование является путём, способом добиться этого. В начале урока использую арт - терапевтические упражнения для актуализации визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура занятия, предложенная Л.Д. Лебедевой, наиболее приемлема для школьной практики, именно её мы использовали  в своей работе.
I.  Настрой.
II. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
III. Индивидуальная изобразительная деятельность.
IV. Этап вербализации.
V.  Анализ работ.

Предложенная модель позволяет логически выстраивать последовательность этапов технологии арт-терапевтического занятия, является технологической основой в рамках деятельностного подхода.
Арт-терапевтическое пространство организуется в соответствии с целями и задачами занятия. Используются разнообразные изобразительные средства и материалы.

I Настрой.  Начинали урок с упражнения - приветствия. Коллективные упражнения, направленные на сплочение группы, такие упражнения создают атмосферу доверия и принятия.                                                                                                                            

Упражнение - приветствие «Аплодисменты». 

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.    

Учитель: «Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Сделаем мы это так: тот, кто стоит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши по слогам: И-ра! И-ра! А мы дружно повторяем (четыре раза), затем свое имя прохлопывает Ирина соседка, а мы снова все вместе повторяем! И так по кругу, пока все по очереди назовут и прохлопают свое имя».

Упражнение - приветствие «Ласковое имя».  

 Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настройка детей друг на друга, представление возможности каждому почувствовать себя в центре внимания.                                                                      Учитель: «Ребята, давайте представим, что мы все с вами разучились говорить и можем только петь. Давайте поприветствуем  друг друга таким образом: имя каждого из вас мы пропоем, да не просто пропоем, а очень ласково назовем имя каждого участника».

Упражнение - приветствие «Улыбка - привет».  

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, настроить детей друг на друга. Учитель: «Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой: надо улыбнуться и передать улыбку-привет друг другу. Я улыбнусь своему соседу справа - Саше, Саша улыбнется своей соседке Наташе так по кругу, пока я не получу улыбку-привет с другой стороны».

Упражнение приветствие «Превращение во взрослых».  

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, развитие внимательного отношения друг к другу. Детям поочередно предлагается представиться, как взрослые и всех поприветствовать. Остальные дети дружно отвечают: «Очень приятно» и аплодируют.

II. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. 

Перед началом практической работы проводятся дополнительные упражнения для снятия психологических барьеров, тревожности перед выполнением работы, для развития уверенности в себе, уверенности в своих способностях, осознание своих чувств, коррекция негативного эмоционального состояния.

  1. Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
  2. Упражнение  «Выход за рамки».  Учащимся предлагается выбрать белый цвет, закрасить весь лист, штриховать в разных направлениях, выходя  за край листа, что символизирует выход за рамки своих возможностей.
  3.  Озорные рисунки. Упражнение выполняется в парах. Один из учащихся задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
  4. Упражнение "Настроение". Детям предлагается выбрать цвет, который им больше всего нравиться  и изобразить своё настроение. Этот рисунок имеет диагностическое значение: у тревожных детей обычно много тёмных тонов, у агрессивных - тёмных в сочетании с красным цветом. Если много тёмных красок в рисунке ребёнка, с целью коррекции эмоционального состояния предлагается нарисовать ещё один рисунок с использованием только трёх цветов: голубого, жёлтого и красного. 
  5. «Быстрое рисование» тонируем несколько листочков, цвет выбираем любой, работаем широкими кистями в быстром темпе, не задумываемся о результате, данное упражнение помогает отключить левое полушарие,  делает доминантным правое.
  6. «Перевёрнутое рисование» вызывает переключение из предпочитающего работать с названиями и категориями Л-режима мозга в П-режим, имеющий дело с визуальным восприятием и наиболее подходящий для рисования. Цель такого рисования — обмануть Л-режим, чтобы он отстранился от работы.
  7. Рисование двумя руками. Учащиеся опускают пальцы в краску и рисуют двумя руками одновременно и попеременно. Упражнение позволяет сделать доминантным в этой деятельности правое полушарие, развивает тактильные ощущения.