Технологическая карта 5 класс, тема: Декор русской избы
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Быкова Вера Владимировна

Данная разработка ТК составлена с учетом ФГОС в 5 классе по изобразительному искусству. В ней представлен вариант задания для учащихся по основной программе и детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Разработала учитель Быкова В.В.

Предмет Изобразительное искусство 5 класс.

Раздел  программы  Б.М. Неменского «Декоративно-прикладное искусство».

Тема  по программе: «Декор русской избы».            

                                               

Цель урока: Формирование представления учащихся о русской избе как традиционном русском жилище, ее конструктивных особенностях через раскрытие познавательной активности детей и их практическую творческую деятельность.

Задачи урока:

  • Изучить особенности строения русской избы;
  • Научиться рисовать русскую избу

Вид и форма урока

Форма – комбинированная

Вид – усвоение новых знаний

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

нормально развивающиеся дети

ЗПР

нормально развивающиеся дети

ЗПР

нормально развивающиеся дети

ЗПР

-самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения) и творческая активность)

-смыслообразование (ценностное отношение к умению рисовать, изображать русскую избу)

-формирование уважительного

отношения к культуре народного искусства;

- понимание роли культуры и  искусства в жизни человека.

- развитие уважительного отношения  культуре народного искусства;

Формирование понимания роли искусства в жизни человека

- развитие мотивов к учебной деятельности;

- развитие умения взаимодействия с учителем.

Регулятивные:

-работать самостоятельно над творческой работой опираясь на образы и примеры; осуществлять

 пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.

Познавательные:

- умение находить «ключ» к выполнению творческого задания; ориентироваться в материале урока: понятиях и наглядных изображениях; осуществлять анализ конструктивных особенностей строения русской избы.

Коммуникативные:

-умение строить понятные высказывания, выражать свои мысли;

- умение строить взаимодействие с одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- умение выполнять самоконтроль;

Познавательные:

- умение осуществлять анализ конструктивных особенностей строения русской избы с помощью учителя.

Коммуникативные:

- умение строить высказывания

Понимать особенность образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Понимать особенность образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы экстерьера русской избы с помощью учителям по образцу. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе с помощью учителя


Ход урока

Этап урока

Формируемые планируемые результаты на конкретном этапе урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

нормально развивающиеся дети

ЗПР

нормально

развивающиеся

дети

ЗПР

1.Самоопределение к деятельности

 

Готовность к уроку.

Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка.

Формальная готовность к уроку

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Управляет ситуацией самооценки.

 

-Ребята, сейчас урок изобразительного искусства. Нам понадобится на уроке тетрадь, альбом, карандаши простой и цветные.

Проверьте и оцените свою готовность.

(Спрашивает, 1-2, дает возможность ответить слабоуспевающим, испытывающим трудности в формулировании)

Выполнение оценки/самооценки готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-эмоциональный настрой на урок.

Сигнализируют. Высказывание о своей готовности

Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь, альбом и пенал, в котором есть все необходимое к уроку рисования; я готов работать, внимательно и рисовать что-то новое и интересное.

Выбор учебных принадлежностей.

С помощью учителя высказывается о своей готовности к уроку.

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

Воспроизведенные знания по шаблону

Организует ситуацию, включающую обучающихся в активную познавательную и практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- Откройте тетрадь  и альбом, давайте вспомним, чему мы научились на прошлом уроке? Что учились рисовать?

 

 

-А сейчас перед вами на экране (доске) фотография. Рассмотрите ее и скажите, какая будет тема нашего урока сегодня.  (выслушивает несколько мнений, спрашивает о согласии с удачным мнением)

- Я согласна, с мнением ребят. Мы будем рисовать русскую избу А тема урока  звучит так «Декор русской избы». Запишите в тетрадь

Фиксируется тему урока (выводится на слайд или пишется на доске)

-Но что нового и непонятного есть в названии темы? Что вам кажется необычным, какое слово вызывает затруднение в понимании и определении?

 

 Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.

-Ребята, прочитайте предложение, которое появилось на доске (кране) Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно теперь сказать, что тема урока вам понятна? (открытие запись на доске (вывод на экран) Украшение русской избы) Подумайте почему?

 

 

 

 

 

Находят рисунки и записи с прошлого занятия, рассматривают, слушают, отвечают на вопросы.

-Мы научились изображать традиционные символы наших предков – славян: символы солнца, солярные знаки воды, земли. Говорили об орнаменте. Рисовали чашу с этими символами

 Выполняют задание: рассматривают иллюстрацию

-Сейчас будет урок открытия нового. Мы научимся рисовать избу

Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания, комментариями

  

 

Ребята пишут в тетради тему урока

 

 

  

Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.

-Я не уверен, что могу правильно объяснить слово декор, потому что его слышал, не  знаю что оно обозначает.

-Я не знаю как рисовать декор русской избы, потому что мы еще не учились этого делать

 

Находят рисунки и записи с прошлого занятия, рассматривают, слушают

Рассматривают иллюстрацию Слушают одноклассников.

Пишут тему в тетрадь

 Формулируют свои затруднения с помощью учителя.

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока.

 

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формулирование с помощью учителя темы урока  и определение задач

Организует ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватало  для решения проблемы в начале.

- В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться? Обсудите в парах цель урока.

-Я согласна с вами, необходимо научиться изображать русскую избу и то, как ее украшали, то есть декорировали наши предки

Декор – это современное слово, оно является синонимом (то есть равным по значению) слову украшение

Фиксирует учебную задачу (указывает на фразе с темой урока новое слово которое нужно записать и запомнить)

- Будет ли полезным новое умение?

-В чём ценность (польза) нового знания и умения?

Предлагает спланировать деятельность для того, чтобы достичь цели урока и обсудить формы работы.

-Давайте составим план действий опираясь на иллюстрации на доске (экране): традиционное строение избы, план избы, отдельные конструктивные элементы и декоративные элементы

 -Обсудите с соседом, что нам надо сделать что бы получить рисунок избы?

 

Обсуждают в парах, сигнализируют о готовности. 

-В теме урока слово декор заменили на украшение и все стало понятно. Украшение – это придание предметам каких-то особенностей и индивидуальности, создание узоров и орнаментов на предметах.

-Значит мы сегодня будем рисовать избу и украшать ее узорами как это делали раньше.

 

 

-Если научимся рисовать избу, то сможем нарисовать, например, иллюстрации к русским народным сказкам

 

Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт

-Сначала мы должны посмотреть строение избы, что бы знать из чего она состоит. Затем изучить план, на котором показано внутреннее устройство, и после этого украшения, декоративные элементы. Это поможет нам нарисовать рисунок без ошибок.

-Сначала нужно строение и план зарисовать в тетрадь и подписать элементы, потом записать как и с помощью чего украшали избы, а потом нарисовать в альбоме свой рисунок

С помощью учителя и одноклассников формулируют и фиксируют учебную задачу.

4. Решение учебной задачи

Сформулированные особенности внешнего строения избы, ее внутренне убранство и конструкция

Сформулированные особенности внешнего строения избы, ее внутренне убранство и конструкция

Организует ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий

 

 

-Давайте начертим в тетради избу,  подпишем ее конструктивные элементы. Ребята, внимание обратите на схему. Мы видим, стену, крышу, окна. Но что есть нового в отличии от современных домов?

 

-А теперь посмотрите план дома и скажите в чем его особенность?

 

-Верно. Подробно план строения избы изнутри мы будем изучать на следующем уроке. А сейчас давайте посмотрим как декорировали дом снаружи

 

Организует ситуацию текущей самооценки

-Поднимите руки, кто уже все записал, зарисовал в тетрадь. Кто выполнил это аккуратно и доволен результатом? Кто заметил, что допустил ошибки?

-На будущее старайтесь работать аккуратно, ведь в тетради ваш опорный конспект, по которому вы легко подготовитесь к контрольным. Да-да, не удивляйтесь. Что бы хорошо рисовать, надо знать теорию искусства.

 

Динамическая пауза.

Самоконтроль посадки.

 

Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.

 

Выполняют чертеж в тетради

-В строении избы есть полотенце, ставни и наличники, опалубка или завалинка, а также конек и обязательно труба. В домах были печи.

-В современных даже деревенских домах не везде есть печи, современные дома не имеют ставен, очень редко их можно встретить

 

 -Дом делится на 4 части, есть красный угол, есть печной, гостевой и женский. В красном углу стоит стол под иконами. Печной и женский угол рядом. Это спальня и кухня в доме.

 Рассматривают, анализируют иллюстрации, фотографии. Записывают способы украшения избы

-Резьба по дереву использовалась почти во всех домах, также на них выполняли рисунки краской. Изображали животных и птиц, различные растения.

- Украшены ставни, полотенце, резная фигурка на крыше дома.

-

-Все записано. Трудности в написании некоторых слов возникают, скорость письма не высокая.

-Не все аккуратно, так как не было линейки.

(2-3 ученика высказываются)

Выполняют самооценку.

 

 

 

Выполняют несколько движений для расслабления рук и ног, наклоны, проседания.

Обсуждают проблему в парах.

Находят нужное задание.

Рассматривают схему. Выполняют задание в тетрадь с помощью учителя 

Рассматривают план дома. С помощью учителя определяют алгоритм написания буквы.

Рассматривают, анализируют иллюстрации, фотографии. Записывают способы украшения избы после того, как вслух одноклассниками и учителем все было проговорено

Проверяют записи совместно с учителем

Выполняют несколько движений для расслабления рук и ног, наклоны, проседания, повторяя за одноклассниками

5. Первичное закрепление

(Применение полученных знаний на практике)

Умение применять полученные знания, анализировать и делать вывод

Умение применять полученные знания

Организует ситуацию первичного закрепления новых знаний

Предлагает выполнить задание

-Ребята на экране(доске) представлены разные традиционные жилища народов мира. Найдите среди них русскую избу. Выполните задание самостоятельно, обсудите с соседом по парте

Организует ситуацию оценки и взаимооценки.

-Верно. Ребята, оцените работу, сразу ли вам удалось найти русскую избу?

 -Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.

 

 

 Выполняют задание

-Иллюстрация 5 – это русская изба. В ней есть все элементы которые мы записали и она похожа на те, что мы рассматривали до этого.

- Здесь изображены иглу, вигвамы, юрты и даже современные дома

 

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах. В парах осуществляют взаимопроверку. Подают сигналы.

Выполняют задание совместно с учителем

Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку.

6. Самостоятельная творческая  работа с самопроверкой в классе.

Умение применять схему строения избы и применение различных изобразительных приемов для создания декора

Умение рисовать по шаблону

Организует ситуацию отработки применения знаний для выполнения творческой работы

- А сейчас каждый из вас должен нарисовать свою неповторимую русскую избу. Почему неповторимую. Потому что вы будете как русские зодчие (то есть архитекторы) выполнять  украшать одинаковые по конструкции дома, придуманные вами элементами и узорами. Каждый сам выбирает, какой будет конек, какими будут ставни и другие элементы.

Избу надо нарисовать,  так что бы она была изображена стоящей на земле, можно изобразить различные деревья в саду рядом с ней, забор перед домом, лавочку у завалинки и даже собачью будку.

Организует ситуацию текущей самооценки, взаимооценки.

Осмысливают задание. Задают вопросы Выполняют задание. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

 

-Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать любой рисунок, где нужно будет изобразить русскую избу.

-Я не перепутаю русскую избу с другими жилищами народов мира

Выполняют задание по образцу. Осуществляют самоконтроль с помощью учителя

7. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки

Организует дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в работу на уроке

Ребята, какова тема урока? Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели?

-Каким образом вы научились рисовать избу?

-Пригодилось ли новые знания для выполнения творческой работы?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, более самостоятельнее!

Если кто-то не успел завершить рисунок, это нужно сделать дома. На следующий урок принести как обычно тетрадь, альбом, карандаши.

Выставление оценок

-Спасибо за урок. 

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

 

 

 

-Тема урока «Декор русской избы»

-Мы научились рисовать русскую избу. Изучили ее конструкцию.

- Узнали как наши предки строили себе дома.

-Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели хорошо организовать свою работу.

-Мы работали и в парах, группах и самостоятельно, и все вместе.

-Я научился рисовать новые элементы, у меня наконец-то получилось изобразить избу, я собой доволен! 

Демонстрация готовых работ с комментарием и обсуждением

Приведение в порядок рабочего места

По схеме рассказывают, что узнали, знают, показывают, что смогли нарисовать.

Приведение в порядок рабочего места


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Конспект урока и презентация по ФГОС "Декор русской избы. 5 класс"

Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей д...

Презентация для учеников 4 класса "Декор русской избы"

Презентация поможет учащимся лучше узнать историю страны, традиции, испытать гордость за русских мастеров....

Технологическая карта урока английского языка "Русская изба"

урок английского языка с применением системы контроля и мониторинга качества зниний ProClass....

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

Технологическая карта на тему: "Декор современных улиц Оренбурга"

Технологическая картапо изобразительному искусству6 класс                                        ...