Технологическая карта по теме "Причастие" (русский язык, 7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Максудова Луиза Османовна

Материал по русскому языку, 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_prichastie.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Технологическая карта урока русского языка

Класс: 7


Тема урока

Причастие

Цель деятельности учителя

Сформировать УУД по распознаванию и различению причастий

от прилагательных и глаголов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения

компетенциями):

 понятие о причастии как о части речи (формы глагола);

Знать определение причастия, грамматические признаки.

 Уметь отличать причастие от прилагательного, определять

синтаксическую роль; Моделировать и использовать в речи

предложения с причастиями. Анализировать и характеризовать

 предложения с причастиями.

Метапредметные (компоненты культурного опыта): * владение

 всеми видами речевой деятельности; * применение

приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной

 жизни;

 * коммуникативно-целесообразное взаимодействие с

окружающими людьми в процессе речевого общения,

 совместного выполнения какого-либо задания, овладение

национально-культурными нормами речевого поведения в

различных ситуациях формального и неформального

межличностного и межкультурного общения.

Личностные: 1) понимание русского языка как одной из

основных национально-культурных ценностей русского

народа; 2) осознание эстетической ценности русского языка;

 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных

грамматических средств.

Методы и формы обучения

Технология развивающего обучения по системе Эльконина и

Давыдова

совместное решение учебных задач

Основные понятия

Причастие – форма глагола, обозначающая признак предмета по

 действию; морфологические признаки причастия,

синтаксическая роль

Тип урока

Постановка учебной задачи


Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Включение в деловой ритм урока.

приветствие

Подготовка класса к работе: разделение

на группы

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний (ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности

Держу в руках маленький мяч.

- Ребята, опишите мяч. (записывает на половине доски ответы уч-ся)

- какими частями речи вы описали мяч и почему?

- объясните, почему именно такая форма у имен прилагательных

- круглый, синий, маленький, упругий и т.д.

- прилагательное – обозначает признак

предмета.

- прилагательное зависит от

существительного в роде, числе и падеже,

 поэтому отвечает на вопрос: мяч (какой?)

круглый…

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Логические:

анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи

Создаю проблемную ситуацию: подкидываю мяч вверх.

- попробуйте описать сейчас мяч…

(записываю на второй половине доски ответы уч-ся)

- какие части речи мы с вами записали?

летящий, прыгающий, подброшенный,

 пойманный…

- прилагательное?

- глагол?

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Общеучебные: самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное решение учебной задачи

- докажите ваше утверждение

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Приходят к выводу, что эта часть речи является почти прилагательным, потому что…

Почти глагол, потому что…

- как бы вы назвали такую часть речи?

- называется ПРИЧАСТИЕ – форма глагола, обозначающее признак предмета по его действию

- как вы думаете, почему так называется эта часть речи?

Записывают тему урока в тетрадях для правил

Каким членом предложения является причастие?

Работают в группах: составляют план

достижения цели и определяют средства;

ищут выход из затруднения; выдвигают

версии, варианты, гипотезу.

Приступают к преобразованию материала.

прилагательное, т.к. зависит от сущ.

 в грамм. значениях;

- отвечает на вопрос: какой?

- можно определить род, число, падеж

- обозначает признак предмета.

НО!

глагол

- обозначает действие предмета

- можно определить время

- вид

- отвечает на вопрос: что делающий?

Что сделанный?

- окончание, вопрос (какой?), род, число,

 падеж…

- можно сказать: мяч прыгает, мяч

 подбросили – это действие.

ЧТО ЭТО ЗА ЧАСТЬ РЕЧИ?????

Приходят к выводу, что это не

 прилагательное и не глагол. Это новая

часть речи!

- предлагают варианты:

формулируют (уточняют) тему урока:

«Причастие»

- варианты ответов.

(находится при частях речи:

прилагательного и глагола) и т.д.

- зависит от сущ., обозначает признак и

отвечает на вопрос (какой?)- определение

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные: моделирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия;

Как же мы будем отличать причастие от глагола и прилагательного?

Нужен способ различения?

Можно выбрать самый удачный способ различения или предложить свой как вариант.

Карточка №1

Даны слова. Выпишите только причастия и аргументируйте свой выбор:

Играет, игравший, смеющаяся, приклеенное, ветреный, красивая, прыгал, ищет.

Сверяемся с эталоном на экране.

Разбираем и анализируем

- Да, нужен

Обсуждают в группах преобразовывают

материал и предлагают модели, схемы,

 алгоритмы способа различения причастия

от глагола и прилагательного.

Примерный способ:

  1. Ищем слово – форму глагола,
  2. но с окончанием прилагательного
  3. Причастие всегда можно переделать
  4.  в глагол (признак по действию)
  5. Но зависит от сущ.
  6. (признак предмета) – какой?

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

 (способа действия) вслух.

Работают в группах:

- обсуждают

- выбирают

- аргументируют

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний: упражнение из учебника

Самостоятельная работа;

Осуществляет самопроверку: пошаговое

 сравнение с эталоном.

Возможна взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности (итог урок )

Организую рефлексию

Осуществляет самооценку собственной

 учебной деятельности, соотносят цель

 и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

  1. Домашнее задание

  1. Упражнение из учебника или
  2. Составить лингвистическую миниатюру о Причастии

Выбирают домашнее задание

Познавательные: создавать творческий продукт;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.).

Личностные: проявлять интерес к учебной теме;

-проявлять творчество, выполняя задания;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Технологическая карта урока "Семья" во 2 классе по учебному предмету "Английский язык" по УМК "Английский язык" под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перрет

Технологическая карта урока позволяет спланировать урок поэтапно, распределить материал так, чтобы частное и целое излагаемого материала были поняты и усвоены учеником максимально глубоко....

Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС

Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта. Учебный предмет: английский язык Класс: 6 класс УМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др. Тема урока: Free time”!

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: УМК "Spotlight"6 класс, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д.Дули и др.Тема урока: Free time”!...