Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО):
Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Баженова Диана Александровна

Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать методику художественного развития детей средствами пейзажной живописи. 
Объект  исследования – рисунки детей  старшего дошкольного  возраста.
Предмет исследования –  изобразительная  деятельность у  детей старшего дошкольного  возраста через ознакомление с пейзажной  живописью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_detey.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАПИВИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Методика художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи

Баженова Диана Александровна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Крапивинский дом детского творчества»

Крапивинский район

(тел.89505919711  antuh@list.ru)

Зеленогорский, 2017


Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

Поиск методики художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи .........................................................………………………………………………. 5

Диагностика уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи...................................................……………………………………… 16

Заключение ……………………………………………………………………. 18

Список литературы ………………………………………………………….. 20

Введение

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста - способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.

Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных  жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Актуальность  исследования. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленное ознакомление детей с пейзажной живописью должно осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к пейзажам, яркие эмоциональные переживания. Цель  исследования –  изучить развитие навыков изобразительной  деятельности у старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью, разработать методику художественного развития детей средствами пейзажной живописи. 
Объект  исследования – рисунки детей  старшего дошкольного  возраста.
Предмет исследования –  изобразительная  деятельность у  детей старшего дошкольного  возраста через ознакомление с пейзажной  живописью.
Ознакомление старших дошкольников с природой влияет на уровень знаний о явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков, использование разнообразных выразительных средств в них.

Готовить глаз ребенка к тому, чтобы он правильно видел, внимательно и целенаправленно постигал тайны красоты и изящества форм, цветовых сочетаний, пространства – непростая и многотрудная задача. Смотреть и видеть – это не одно и тоже. Воспитать глаз эстетически – значит сделать его восприимчивым к красоте цвета и форм, способным замечать изящное в предметах и явлениях, наслаждаться открытиями, удерживать их в памяти, проникаться восторгом и радостью перед гармонией природы.

Поиск методики художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи 

Пейзажная живопись –  одно из средств воспитания и развития детей дошкольного  возраста. Дошкольники  общаются с природой в разное время года - и может сравнивать реальные события с картинами.
   
Таким образом, ребёнок  с помощью органов  чувств, воспринимает многообразие свойств  природных  объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о пейзажах, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе наблюдений. 
   
Одной их существенных проблем эстетического воспитания является поиск методики художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи. Для решения данной задачи существовала необходимость выяснения вопроса о возможности восприятия детьми произведений искусства, об особенностях эстетического восприятия детей, о способности детей к эстетической оценке. Педагогическая работа по развитию эстетического восприятия пейзажной живописи  началась  с создания определенной развивающей среды и особой творческой атмосферы в группе. Особое внимание уделялось подготовке качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, фонотеки с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Была создана атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства - закон художественного уподобления.

Восприятие художественной информации требует определённой подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект.

В основу методики художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи положена идея, комплексного использования различных дополнительных средств воздействия на художественно-эстетическое восприятие детей.

Научить детей видеть великолепие природы - сложнейшая задача взрослого.

Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа предлагается определённая система работы, способствующей художественному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи, которая включает в себя основные методы: наглядный и практический.

Такой подход к методике художественного развития старших дошкольников связан, прежде всего, с организацией особого типа образовательной деятельности, суммирующей в себе приобретение знаний и умений через исследовательскую и творческую активность:

- во-первых, имеет место персонализация темы или проблемы – дети занимаются чем-либо, потому что они хотят делать именно это;

- во-вторых, используемые детьми методы исследования и творческого производства соответствуют способам действия педагога;

- в-третьих, активность детей всегда нацелена на производство продукции, удовлетворение потребностей ребёнка, группы в целом и результат, имеющий выход на уровень социокультурного пространства.

Проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста строится на основе следующих ориентиров:

1.  Персонализация темы или проблемы. Например, тема: «Осень». В гости пришла мрачная, унылая осень. Педагог ставит перед детьми такую проблему, где они должны показать краски осени с противоположной стороны.

2.  Определение основ совместной деятельности (методы, приёмы, средства, формы)

Осень сравнивают с «королевой», меняющей наряд, осенний лес – с роскошным королевством и т. д. Здесь широко используется метод наблюдения, который способствует развитию чуткости, восприимчивости к поэтическому описанию пейзажа. Педагог предлагает начинать рассматривание отдельных образов природы, описанных в стихотворении: осенних листьев, облаков и т. д. При этом стремиться максимально активизировать речь детей вопросами, помогающими раскрытию образа, обогащать её поэтическими выражениями, сравнениями. Методика проведения наблюдений усложняется в зависимости от опыта детей. В целях более плодотворной работы по развитию восприятия у детей, предлагается  проведение экскурсий с участием родителей.

 Важным методом в художественном развитии старших дошкольников  является рассматривание картин. Данный метод осуществлялся педагогом с помощью поэтапной структуры:

1 этап. "Определение состава картины".

Для составления рассказа по картине педагогом заранее готовится  запас слов. С этой целью выделялись объекты, изображённые на картине. Все объекты моделируются схемами, картинками, буквами, цветом и другими средствами обозначения.

2 этап. "Установление взаимосвязей между объектами на картине".

Для составления осмысленного рассказа по картине, дети устанавливают взаимосвязь между объектами. (Она может быть установлена на уровне физических связей (касание) или на уровне эмоциональных связей (нравится - не нравится))

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины различными органами чувств".

Педагогом даётся пояснение, что у человека 5 органов чувств. Каждый орган даёт возможность воспринять один и тот же предмет с разных сторон.  

Можно представить, как этот предмет звучит, какой у него вкус,  какой он на ощупь. Работа с картиной, начинается с фразы: "Я слышу, как...", "Я чувствую запах...", "Когда я трогаю руками...".

4 этап "Определение местонахождения объектов на картине".

Педагог акцентирует внимание на то, что каждый объект на картине имеет своё местонахождение. Чтобы его описать, необходимо активизировать соответствующий словарный запас: "центральная часть", "левая - правая часть картины", "ближе - дальше, между" и т. д.

5 этап. "Эмоциональная и смысловая характеристика картины"

Педагогом проводятся параллели с литературными и музыкальными произведениями.

Для более эффективного освоения детьми алгоритмов организации творческой речевой деятельности по картине, педагог использует различные творческие задания, дидактические игры. Например, используя музыкальные инструменты, можно более отчётливо осознать, как шумит дождь (маракас), трещат морозы (трещотка), порхают бабочки (колокольчик) и т. д.

С целью обогащения словарного запаса дошкольников, педагогом может быть составлен словарь,  куда войдут слова всех частей речи по временам года, которые можно использовать при рассматривании пейзажа и при составлении рассказов по картине.

Для того, чтобы научить детей видеть какими средствами пользуются художники для передачи своего замысла педагог предлагает решить задачу при одновременном рассматривании сразу двух картин. Педагог отмечает из практики работы, что сравнение и сопоставление даёт положительные результаты в развитии у дошкольников эстетического восприятия. При таком сопоставлении дети ясно видят, как одно и то же явление по-разному показывает каждый художник.

 В работе с детьми старшего возраста для ознакомления с пейзажной живописью применяются разнообразные формы  работы. Благодаря этим формам и методам педагог их учит видеть, как художник изображает красоту окружающей природы в разное время года (многокрасочность золотой осени, прозрачность весны). Дети овладевают умением не только видеть и понимать содержание картины, но чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу (радость, грусть).

Искусствоведческое занятие.

Структура искусствоведческого занятия может быть примерно такой:

1. Вводная часть.

Здесь воспитатель эмоционально настраивает детей на дальнейшее восприятие художественных произведений. Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Нади ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).

2 Основная часть.

Сообщение названия картин, с которыми предстоит познакомить детей. Назвать фамилии художников. На одном занятии в старшей и подготовительной группе можно показать 2-3 знакомых произведения и одно произведение новое, незнакомое детям. Применяя различные методы работы, воспитатель учит сравнивать художественные произведения, формирует умение видеть и понимать идею и содержание произведения. Делать это нужно нескучно, ненавязчиво, интересно, занимательно. После рассматривания и сравнения художественных произведений можно провести дидактические игры на закрепление полученных знаний.

3. Заключительная часть.

В этой части воспитатель совместно с детьми анализирует новые полученные знания, дети делятся своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написан пейзаж, что самое главное в картине, как оно изображено (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связано с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Так направляют мысль ребенка на создание связного выразительного рассказа определенной структуры. Например, как это делает ребенок: «Мне кажется, что здесь стояли высокие сосны. Они были дремучие, лохматые, тянулись вверх. У одних стволы темные, а у других - светлые, как на картине Шишкина, которую мы уже видели. Между ними гулял ветер, сосны скрипели, как будто сердились. Но вот приехал грузовик, привез людей с пилами, и они стали пилить сосны. Все сразу изменилось. Грузовики рычали, пилы звенели. Одну сосну отвезли для встречи Нового года в детский сад, а из остальных построили красивые дома, чтобы людям радостно жилось. ( Шишкин И. «Корабельная роща»).

Одним из часто встречающихся методов работы является образец личностного отношения педагога к понравившейся картине. Этот метод дает возможность на примере воспитательского качественного рассказа выстроить ребенку свой рассказ.

В практике работы со старшими детьми можно использовать работу с дифференцированными подгруппами. В такие подгруппы включаются дети, имеющие одинаковый уровень интеллектуального и эмоционального развития и приблизительно одинакового понимающие содержание пейзажей, выражающие свое впечатления в речи. Есть следующие уровни понимания пейзажной живописи ребенка:

1)высокий уровень: отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?

2)средний уровень: отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения.

3)низкий уровень: затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.

Также есть и показатели уровней эмоционально - личностного отношения дошкольников к произведениям пейзажной живописи.

В свободное от занятий время или по желанию ребят используют разнообразные дидактические игры по ознакомлению с пейзажами. Например, «Узнай по описанию», «Что было бы, если бы художник изменил . . . ?» «Найди общее», и т.д.

Экскурсии. Выставки.

Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий и выставок. В некоторых современных ДОУ есть условия для организации выставок репродукций пейзажей. Здесь дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины спокойно, ровным голосом, а когда нужно сказать громко, руку поднимать не нужно, как это бывает на занятиях. По желанию детей можно подготовить из числа воспитанников «экскурсоводов», которые самостоятельно смогли бы рассказать о 2-3 художественных произведениях, их авторах и своеобразной манере пейзажей.

Индивидуальная работа.

Проводится с детьми, которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.

Если с первыми детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного - двух произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей; рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельная художественная деятельность детей.

Развлечения.

Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структура может быть следующей (разберем на примере одного из них). Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:

  • эмоциональный рассказ воспитателя о картинах одного или нескольких художников, о волшебном мире красок (такой рассказ лучше воспринимается на фоне музыки, что усиливает эмоциональное воздействие на детей);
  • выставка репродукций картин;
  • конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;
  • проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;
  • викторина о картинах и их художниках;
  • мысленное создание детьми собственной картины по названию, данному картине художника.

Для более глубокого понимания художественной ценности картины необходимо единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание), т.е. формы произведения. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художников средств выразительности и манеры использования. Картины разных художников отличаются манерой исполнения, ритмичностью линий, мазков, стилизованностью, обобщенностью или детализацией образов, объемным или плоскостным изображением. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринимаемым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в разных группах неоднократно предлагается для рассматривания детьми.

Детям старшего дошкольного возраста доступны темы, отраженные в пейзажной живописи: действенная любовь и бережное отношение человеком к земле, природе. Есть еще один принцип, который учитывается при отборе художественных произведений - индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений.

Дошкольников знакомят с пейзажами разных художников на одну и ту же тему. Воспринимая эти картины, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления различными художниками, выделять их отношение к изображаемому.

Одной из основных задач образования является задача формирования у детей социальных эмоций и чувств. О путях расширения собственного эмоционального опыта детей говорится в Концепции дошкольного воспитания: «Общаясь со взрослыми, ребенок открывает для тебя гамму новых чувств, эмоциональных оттенков ... Впервые начинает переживать радость познания…, тревогу за другого, гордость за свой успех, осваивает язык эмоций». Одним из средств достижения этой цели является педагогическая работа по ознакомлению с художественными произведениями, в том числе и пейзажной живописью.

В пейзажной живописи выделяют специальные требования по работе с детьми дошкольного возраста.

1. Доступность содержания пейзажной живописи для детского восприятия. Тематика картин обязательно должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их возрасту и опыту.

2. Содержание картины должно носить воспитывающий гуманистический характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений.

3. Яркая выраженность эмоционального состояния. Чем эмоциональнее, ярче, убедительнее произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание зрителей, глубже раскрывает само содержание изображения.

4. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, ритм).

Здесь названы лишь основные требования к отбору произведений искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Понятно, что педагог, приобщая ребят к пейзажной живописи, учитывает возрастные, психологические и индивидуальные особенности и уровень их интеллектуального, эмоционального, эстетического развития, возможности оснащения педагогического процесса наглядными пособиями и, наконец, особенности функционирования ДОУ, его месторасположение (город, село), где растет и развивается ребенок.

Проявляя творчество, воспитатель будет совершенствовать методику отбора произведений искусства, с помощью которых он сможет приоткрыть ребенку дверь в мир художественного видения.

Диагностика уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста

С целью проверки уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста средствами пейзажной живописи в изобразительной деятельности предлагается выполнить следующие задания.

1. Задание по восприятию искусства

Предложить детям рассмотреть две репродукции пейзажного характера и выбрать ту, которая понравится, сказать, что особенно в ней понравилось. Предложить придумать название картине (это задание для детей 4-6 лет).

2. Задание по рисованию (исполнительство и творчество)

- Предложить детям нарисовать, как они представляют, рисунок на тему "Времена года". Материалы: акварель, гуашь, альбомный лист.

В процессе проверки особое внимание обращается на анализ продуктов детского изобразительного творчества, их художественно-образную выразительность: не только на содержание рисунков, но и на средства, которыми дети передают окружающий мир.

Уровни художественного развития

Высокий уровень (3 балла) - дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками.

Средний уровень (2 балла) - в изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети недостаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками.

Низкий уровень (1 балл) - дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками.

Заключение

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться ещё в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создавал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно их использовать.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений.

Деятельность детей, связанная с живописью, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознакомлении с пейзажной живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни, к различным видам человеческой деятельности, отношением его к процессам труда, к ценностям, которые создает народ, к художественному творчеству. Дети обогащают свой нравственный опыт, любовь к Родине. У них формируется нравственное сознание.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Список литературы

  1. Афанасьева С. Напитать душу красотой / С. Афанасьева // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 6. - С.54-61.
  2. Вершинина Н.А. Формирование у детей понимания эмоционального содержания живописных картин // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. ред. А.И. Есюков. - Архангельск: ПМПУ, 1996. - Вып. 2. - С.156-166.
  3. Гладкова Л. Рисуем и лепим/ Л. Гладкова // Ребенок в детском саду, 2003 - №6, - С.51-54.
  4. Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности // Воспитатель, 2008 - №12, - С.56-60.
  5. Доронова Т.Н. Занятия по развитию изобразительной деятельности с детьми 5-6 лет/ Т.Н. Доронова //Дошкольное воспитание, 2000 - №1,- С.34-37.
  6. Евдокимова Е.С. Изобразительная деятельность как средство формирования гуманистической направленности личности дошкольников // Культура и образование. - Волгоград: Перемена, 1995. - С. 50-52.