Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс):
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Веселый карандаш"

Белашева Вера Владимировна

Программа кружка для 5 класа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_karandash2018-2019.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский  край  Красноармейский  район  посёлок Октябрьский

муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа   №5

            УТВЕРЖДЕНО

решение  педагогического  совета

от  30. 08. 2018 года протокол  №1

Председатель  ______Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Тип программы:  ориентированная на достижения результатов определённого уровня

Наименование:  кружок : «Весёлый карандаш»

Срок реализации программы:  1 года  

Возраст обучающихся:  5 класс            

Составитель:

учитель  ИЗО и кубановедения

В.В.Белашева


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной задачей занятий в кружке является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, знакомство с творчеством лучших мастеров народных промыслов, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

Главное в курсе – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной степени свойственны всем детям и подросткам.

В кружок принимаются дети, проявившие интерес к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу кружка не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Материал, изложенный в программе, рассчитан на 1 год обучения .При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, фломастеры, цветную и белую бумагу, на стадии воплощения в материале - мука, соль, ткань, картон, гуашь, акварельные краски, а также подсобные материалы.

Задания построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений детей.

В течение  обучения дети учатся различным приемам лепки изделий из соленого теста, приемам работы с разными и бросовыми материалами, знакомятся с традициями русского декоративно-прикладного искусства, с правилами построения композиции, выполняют индивидуальные и коллективные работы. Задания, предлагаемые детям, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами.

Подведение итогов может проводиться в форме коллективного обсуждения, выставки творческих работ.

Тематическое планирование 5 класс

№№

Темы

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические

часы

1

2

3

4

5

1.

Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

В процессе занятий

2.

Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

Гармония искусства, природы и человека

2

1

1

3.

Народный быт, традиции

2

1

1

4.

Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

2

1

1

5.

Традиции народной игрушки

1

1

6.

Композиция в искусстве

2

1

1

7.

Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи

1

1

8.

Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов

2

1

1

9.

Приемы выполнения лепных изделий

5

1

4

10.

Аппликация

2

2

11.

Композиция

3

1

2

12.

Работа с разными материалами

4

1

3

13.

Работа с бросовыми материалами

4

1

3

14.

Рисование акварелью гуашью.

4

4

Итого:

34

11

23

Содержание

  1. Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

Выполнение правил внутреннего распорядка, техника безопасности при работе с режущими предметами. Правила пожарной безопасности. Способы окраски лепных изделий, токсичность красок и лаков. Правила дорожного движения, безопасный путь домой.

2.Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

Восприятие природы в произведениях живописи, графики, гравюрах и миниатюрах, обсуждение. Чтение стихотворений, соответствующих тематике представленных картин. История и смысл традиционных садов, фотографий и картин с изображениями домов людей разных культур

Практическая работа. Выполнение графических рисунков на различных форматах бумаги. Рисунки должны передавать характер и образный строй прочитанных стихотворений.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть. Зрительный ряд. Репродукции произведений изобразительного искусства, созданных в жанре пейзажа, фотографии.

3. Народный быт, традиции

Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Русская народная сказка.

Практическая работа. Выполнение иллюстрации к любимой сказке .Материалы. Цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть.

Зрительный ряд. Просмотр фрагментов русских народных сказок.

4. Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

Масленица, Пасха – религиозные и народные праздники. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Яйца-крашенки, традиции Пасхальной недели. Украшение дома к каждому празднику.

Практическая работа. Зарисовки по памяти, с натуры людей в народных костюмах, в движении, изготовление картин из соленого теста, роспись пасхальных яиц, лепка подставок.

Материалы. Лоскутки, цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль, картон

Зрительный ряд. Репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Масленица», П. Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», К.Юон «К Троице», «Сельский праздник», произведений мастеров Федоскина, Холуя, Палеха.

5. Традиции народной игрушки

Глиняная игрушка – Городецкая, Каргопольская, Дымковская. Основные черты народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки.

Практическая работа. Лепка и роспись народной игрушки. Технология выполнения игрушки-свистульки. Импровизация по мотивам народной игрушки.

Материалы. Акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль, глина, пластилин одного цвета.

Зрительный ряд. Компьютерная презентация о народных промыслах России.

6. Композиция в искусстве

Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции. Исполнение композиции живописными материалами. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.

Практическая работа. Изображение натюрморта, пейзажа, жанровой картины, панно из соленого теста.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Репродукции картин художников: В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Бурлаки», натюрморты П. Кончаловского, Г.Курбе, пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина.

7. Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи.

Колорит – система цветных тонов, их сочетание в картине. Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовые контрасты. Приемы передачи пространства в живописи.

Практическая работа. Создание композиции на тему «Ярмарка», «Городская улица», «Осенний базар».

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть.

Зрительный ряд. Живопись О. Ренуара. К.Юона, М.Сарьяна, Н.Гончаровой.

8. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и сказочность.

Реалистичное и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

Практическая работа. Выполнение декоративной композиции натюрморта, создание иллюстрации и лепка панно.

Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

Зрительный ряд. Натюрморты: И.Хруцкий «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами». П.Сезанн «Натюрморт с яблоками и апельсинами», М.Сарьян «Фрукты», П.Кончаловский «Натюрморт. Фрукты» «Яблоки» и др.

9. Приемы выполнения лепных изделий

Общие этапы изготовления и обработки изделий. Изготовление фруктов и овощей. Общие принципы. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона. Большие объемные лепные фигурки. Использование ножниц для передачи фактуры. Технология лепки маленьких «хлебобулочных» изделий, кос и венков из теста, ажурных поделок, решеток.

Практическая работа. Изучение приемов передачи в тесте различных поверхностей. Грунтовка, раскрашивание, лакирование изготовленных изделий. Сушка изделий, подрумянивание, глазурование. Изготовление фруктов и овощей. Лепка крупных фигур. Изготовление объемных фигур на каркасе. Изготовление различных предметов с использованием изученных технологий.

Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь, кисть, лак.

10. Аппликация

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

В процессе занятий у них развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Знакомство с понятиями ритма и симметрии учащиеся при распределении элементов декоративного узора.

Практическая работа .Учить плановой организации работы, которая особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение тематических аппликаций и самостоятельных работ.(«Осенний букет», натюрморт «Дары осени» и т.д.)

Материалы. Картон, цветная  бумага, природный материал(засушенные листья, цветы),клей, ножницы.

11. Композиция

Знакомство с композиционными и колористическими основами создания произведений искусства, основами декоративной композиции.

Практическая работа . Композиция признана одной из основных художественных дисциплин, способствующих формированию творческих качеств личности, поэтому особое место отводится для создания самостоятельных композиций на заданную тему.(пейзаж «Золотая осень», натюрморт «Фрукты» и т.д.)

Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.

12. Работа с разными материалами.

Учить преобразовывать и использовать материалы и информации (в том числе с помощью ИКТ), необходимые для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.

Практическая работа. Выполнение работ из семян и круп.

Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра, различные крупы, семена, клей.

13.Работа с бросовыми материалами.

В процессе изготовления поделок из бросового материала наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Практическая работа  Во время работы с разными материалами ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия (для украшения быта, подарки близким, панно, новогодние игрушки и т.д.).

Материалы. Бросовый материал, ножницы, канцелярский нож, клеевой пистолет, клей, мишура.

14. Рисование акварелью гуашью.

Развивать и совершенствовать навыки работы акварелью и гуашью. Техника работы акварелью «мазками» ,техника работы акварелью «сухая кисть», техника работы акварелью «по - сырому»

Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

Учить применять разные техники и технологии в одной композиции.

Практическая работа. Выполнение эскизов на разные темы.

Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 10-15 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу

Предполагаемая результативность курса:

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.

1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в целом;

2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия;

Личностные результаты

-Формирование духовно-нравственных ориентиров

-воспитание эстетических качеств личности

-развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и

художественно-изобразительной деятельности

-получение простейших навыков владения разнообразными

художественными материалами

-освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме

Метапредметные результаты :

Регулятивные универсальные учебные действия

-уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.

-оценивать результаты своей и чужой работы

-эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы,

пластических искусств

-последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной

учебной задачи

Познавательные универсальные учебные действия -чётко разделять

известные и новые учебные правила

-уметь видеть и определять роль колорита

-эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства

-сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы

-понимать роль и значение декоративных украшений

-на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи

-уметь перерабатывать реальные образы в фантастические

Коммуникативные универсальные учебные действия

-уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;

-проявлять выразительность в чтении литературного произведения;

-стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам

при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом;

-добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности

при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;

-стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-

индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной

школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и

общества; восприятие и характеристика художественных образов,

представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и

жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

ценностно-эстетической сфере -умение различать и передавать в

художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и

свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих

ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в

собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать

шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и

других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о

художественных особенностях произведений, изображающих природу и

человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать

коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства

художественной выразительности для передачи замысла в собственной

художественной деятельности; моделирование новых образов путем

трансформации известных.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979.
  2. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986.
  3. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. – 1993. - №3.
  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н.Н.Фомина.– М., 1995.
  5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2001.
  6. Большая энциклопедия живописи. Учебное пособие на DVD.
  7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Учебное пособие на СD.
  8. Россия на рубеже веков. Мультимедийный учебник.
  9. Шпикалова Т.Я. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 класс. М., «Просвещение», 2002 г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей кубановедения МБОУ СОШ № 5

от ___________ 2018 года № 1

___________     Ф.И.О.

 СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Ф.И.О.

______________       2018   года