Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Веселый карандаш"
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

    Белашева Вера Владимировна

    Программа кружка для 5 класа по ИЗО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vesyolyy_karandash2018-2019.docx39.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский  край  Красноармейский  район  посёлок Октябрьский

    муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

    средняя  общеобразовательная  школа   №5

                УТВЕРЖДЕНО

    решение  педагогического  совета

    от  30. 08. 2018 года протокол  №1

    Председатель  ______Ф.И.О.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    Тип программы:  ориентированная на достижения результатов определённого уровня

    Наименование:  кружок : «Весёлый карандаш»

    Срок реализации программы:  1 года  

    Возраст обучающихся:  5 класс            

    Составитель:

    учитель  ИЗО и кубановедения

    В.В.Белашева


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Основной задачей занятий в кружке является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

    Эстетическое освоение мира, изучение истории искусств, знакомство с творчеством лучших мастеров народных промыслов, позволяющее детям увидеть высшие достижения творцов прошлого и искусства нашего времени, дают то нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность.

    Главное в курсе – раскрыть и развить индивидуальные художественные способности, которые в той или иной степени свойственны всем детям и подросткам.

    В кружок принимаются дети, проявившие интерес к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу кружка не входит профессиональная подготовка, направленная на поступление детей в высшее художественное учебное заведение. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.

    Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

    Задачи программы

    Обучающие:

    • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
    • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
    • раскрыть истоки народного творчества;
    • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
    • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
    • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

    Развивающие:

    • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
    • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
    • формирование творческих способностей, духовной культуры;
    • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
    • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

    Воспитывающие:

    • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
    • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
    • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

    Материал, изложенный в программе, рассчитан на 1 год обучения .При реализации творческих замыслов в области моделирования и декоративного искусства предлагается применять на стадии эскиза карандаш, мелки, акварель, тушь, фломастеры, цветную и белую бумагу, на стадии воплощения в материале - мука, соль, ткань, картон, гуашь, акварельные краски, а также подсобные материалы.

    Задания построены с учетом интересов, возможностей и предпочтений детей.

    В течение  обучения дети учатся различным приемам лепки изделий из соленого теста, приемам работы с разными и бросовыми материалами, знакомятся с традициями русского декоративно-прикладного искусства, с правилами построения композиции, выполняют индивидуальные и коллективные работы. Задания, предлагаемые детям, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами.

    Подведение итогов может проводиться в форме коллективного обсуждения, выставки творческих работ.

    Тематическое планирование 5 класс

    №№

    Темы

    Общее количество часов

    В том числе

    Теоретические часы

    Практические

    часы

    1

    2

    3

    4

    5

    1.

    Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

    В процессе занятий

    2.

    Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

    Образ цветущей и плодоносящей природы как вечная тема в искусстве

    Гармония искусства, природы и человека

    2

    1

    1

    3.

    Народный быт, традиции

    2

    1

    1

    4.

    Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

    2

    1

    1

    5.

    Традиции народной игрушки

    1

    1

    6.

    Композиция в искусстве

    2

    1

    1

    7.

    Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи

    1

    1

    8.

    Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов

    2

    1

    1

    9.

    Приемы выполнения лепных изделий

    5

    1

    4

    10.

    Аппликация

    2

    2

    11.

    Композиция

    3

    1

    2

    12.

    Работа с разными материалами

    4

    1

    3

    13.

    Работа с бросовыми материалами

    4

    1

    3

    14.

    Рисование акварелью гуашью.

    4

    4

    Итого:

    34

    11

    23

    Содержание

    1. Основы знаний (техника безопасности, правила поведения)

    Выполнение правил внутреннего распорядка, техника безопасности при работе с режущими предметами. Правила пожарной безопасности. Способы окраски лепных изделий, токсичность красок и лаков. Правила дорожного движения, безопасный путь домой.

    2.Воспевание чувств человека в поэзии и изобразительном искусстве

    Восприятие природы в произведениях живописи, графики, гравюрах и миниатюрах, обсуждение. Чтение стихотворений, соответствующих тематике представленных картин. История и смысл традиционных садов, фотографий и картин с изображениями домов людей разных культур

    Практическая работа. Выполнение графических рисунков на различных форматах бумаги. Рисунки должны передавать характер и образный строй прочитанных стихотворений.

    Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть. Зрительный ряд. Репродукции произведений изобразительного искусства, созданных в жанре пейзажа, фотографии.

    3. Народный быт, традиции

    Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Русская народная сказка.

    Практическая работа. Выполнение иллюстрации к любимой сказке .Материалы. Цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть.

    Зрительный ряд. Просмотр фрагментов русских народных сказок.

    4. Синтез искусств на примере годовых календарных праздников

    Масленица, Пасха – религиозные и народные праздники. Образ Масленицы в изобразительном и народном искусстве. Яйца-крашенки, традиции Пасхальной недели. Украшение дома к каждому празднику.

    Практическая работа. Зарисовки по памяти, с натуры людей в народных костюмах, в движении, изготовление картин из соленого теста, роспись пасхальных яиц, лепка подставок.

    Материалы. Лоскутки, цветная и белая бумага, акварель, гуашь, белила, палочка, кисть, мука, соль, картон

    Зрительный ряд. Репродукции картин художников: Б. Кустодиев «Масленица», П. Брейгель Старший «Битва Масленицы и Поста», К.Юон «К Троице», «Сельский праздник», произведений мастеров Федоскина, Холуя, Палеха.

    5. Традиции народной игрушки

    Глиняная игрушка – Городецкая, Каргопольская, Дымковская. Основные черты народной глиняной игрушки разных регионов России. Ведущие мастера промыслов народной глиняной игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки.

    Практическая работа. Лепка и роспись народной игрушки. Технология выполнения игрушки-свистульки. Импровизация по мотивам народной игрушки.

    Материалы. Акварель, гуашь, белила, перо, палочка, кисть, мука, соль, глина, пластилин одного цвета.

    Зрительный ряд. Компьютерная презентация о народных промыслах России.

    6. Композиция в искусстве

    Выразительные возможности композиции, линии и пятна в графике. Колорит и освещение как средство объединения фигур в композиции. Исполнение композиции живописными материалами. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла.

    Практическая работа. Изображение натюрморта, пейзажа, жанровой картины, панно из соленого теста.

    Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

    Зрительный ряд. Репродукции картин художников: В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Бурлаки», натюрморты П. Кончаловского, Г.Курбе, пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Шишкина.

    7. Цвет и тон в живописи, многоцветие в декоративной росписи.

    Колорит – система цветных тонов, их сочетание в картине. Выразительные возможности теплых и холодных цветов, цветовые контрасты. Приемы передачи пространства в живописи.

    Практическая работа. Создание композиции на тему «Ярмарка», «Городская улица», «Осенний базар».

    Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть.

    Зрительный ряд. Живопись О. Ренуара. К.Юона, М.Сарьяна, Н.Гончаровой.

    8. Графичность и декоративность, условность и сказочность цветов. Живописность и сказочность.

    Реалистичное и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.

    Практическая работа. Выполнение декоративной композиции натюрморта, создание иллюстрации и лепка панно.

    Материалы. Цветная и белая бумага, тушь, акварель, гуашь, белила, кисть, мука, соль.

    Зрительный ряд. Натюрморты: И.Хруцкий «Овощи и цветы», «Натюрморт с грибами». П.Сезанн «Натюрморт с яблоками и апельсинами», М.Сарьян «Фрукты», П.Кончаловский «Натюрморт. Фрукты» «Яблоки» и др.

    9. Приемы выполнения лепных изделий

    Общие этапы изготовления и обработки изделий. Изготовление фруктов и овощей. Общие принципы. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона. Большие объемные лепные фигурки. Использование ножниц для передачи фактуры. Технология лепки маленьких «хлебобулочных» изделий, кос и венков из теста, ажурных поделок, решеток.

    Практическая работа. Изучение приемов передачи в тесте различных поверхностей. Грунтовка, раскрашивание, лакирование изготовленных изделий. Сушка изделий, подрумянивание, глазурование. Изготовление фруктов и овощей. Лепка крупных фигур. Изготовление объемных фигур на каркасе. Изготовление различных предметов с использованием изученных технологий.

    Материалы. Мука, соль, вода, акварель, гуашь, кисть, лак.

    10. Аппликация

    Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

    В процессе занятий у них развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Знакомство с понятиями ритма и симметрии учащиеся при распределении элементов декоративного узора.

    Практическая работа .Учить плановой организации работы, которая особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные Формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение тематических аппликаций и самостоятельных работ.(«Осенний букет», натюрморт «Дары осени» и т.д.)

    Материалы. Картон, цветная  бумага, природный материал(засушенные листья, цветы),клей, ножницы.

    11. Композиция

    Знакомство с композиционными и колористическими основами создания произведений искусства, основами декоративной композиции.

    Практическая работа . Композиция признана одной из основных художественных дисциплин, способствующих формированию творческих качеств личности, поэтому особое место отводится для создания самостоятельных композиций на заданную тему.(пейзаж «Золотая осень», натюрморт «Фрукты» и т.д.)

    Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.

    12. Работа с разными материалами.

    Учить преобразовывать и использовать материалы и информации (в том числе с помощью ИКТ), необходимые для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами.

    Практическая работа. Выполнение работ из семян и круп.

    Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра, различные крупы, семена, клей.

    13.Работа с бросовыми материалами.

    В процессе изготовления поделок из бросового материала наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

    Практическая работа  Во время работы с разными материалами ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия (для украшения быта, подарки близким, панно, новогодние игрушки и т.д.).

    Материалы. Бросовый материал, ножницы, канцелярский нож, клеевой пистолет, клей, мишура.

    14. Рисование акварелью гуашью.

    Развивать и совершенствовать навыки работы акварелью и гуашью. Техника работы акварелью «мазками» ,техника работы акварелью «сухая кисть», техника работы акварелью «по - сырому»

    Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.

    Учить применять разные техники и технологии в одной композиции.

    Практическая работа. Выполнение эскизов на разные темы.

    Материалы. Акварель, гуашь, бумага А-4, кисти, вода, палитра.

    Организация деятельности кружка.

    Программа работы кружка рассчитана на 1 год обучение. Кружок комплектуется из учащихся 5 классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы – 10-15 человек.

    Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 1 часу

    Предполагаемая результативность курса:

    Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.

    1. Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности в целом;

    2. Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

    3. Приобретение опыта самостоятельного социального действия;

    Личностные результаты

    -Формирование духовно-нравственных ориентиров

    -воспитание эстетических качеств личности

    -развитие познавательных интересов к изобразительному искусству и

    художественно-изобразительной деятельности

    -получение простейших навыков владения разнообразными

    художественными материалами

    -освоение способов передачи художественных образов на плоскости и в объёме

    Метапредметные результаты :

    Регулятивные универсальные учебные действия

    -уметь анализировать учебные задания и объяснять свои действия.

    -оценивать результаты своей и чужой работы

    -эмоционально воспринимать произведения искусства: музыки, литературы,

    пластических искусств

    -последовательно и грамотно выполнять работу на основе поставленной

    учебной задачи

    Познавательные универсальные учебные действия -чётко разделять

    известные и новые учебные правила

    -уметь видеть и определять роль колорита

    -эмоционально определять эстетические достоинства произведений искусства

    -сравнивать, анализировать объекты искусства, делать правильные выводы

    -понимать роль и значение декоративных украшений

    -на уровне детского восприятия грамотно решать композиционные задачи

    -уметь перерабатывать реальные образы в фантастические

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    -уметь тактично слушать собеседника и вести соответствующий диалог;

    -проявлять выразительность в чтении литературного произведения;

    -стараться быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам

    при выполнении коллективных работ, а также и в общении друг с другом;

    -добиваться максимальной эмоционально-эстетической выразительности

    при выполнении учебно-творческих задач коллективного типа;

    -стремиться к взаимопониманию как в диалогах, так и в коллективно-

    индивидуальных работах, а так же в процессе обсуждения выполненных работ.

    Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной

    школе проявляются в следующем:

    в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и

    общества; восприятие и характеристика художественных образов,

    представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и

    жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;

    ценностно-эстетической сфере -умение различать и передавать в

    художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и

    свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих

    ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в

    собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать

    шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного);

    проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и

    других народов;

    - в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о

    художественных особенностях произведений, изображающих природу и

    человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать

    коллективные результаты художественно – творческой деятельности;

    - в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства

    художественной выразительности для передачи замысла в собственной

    художественной деятельности; моделирование новых образов путем

    трансформации известных.

    Информационно-методическое обеспечение

    1. Агамирян Ж. Детская картинная галерея. – М., 1979.
    2. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. – М., 1986.
    3. Гросул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве. Искусство в школе. – 1993. - №3.
    4. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. Книга для учителя. Сост. Н.Н.Фомина.– М., 1995.
    5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М., 2001.
    6. Большая энциклопедия живописи. Учебное пособие на DVD.
    7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. Учебное пособие на СD.
    8. Россия на рубеже веков. Мультимедийный учебник.
    9. Шпикалова Т.Я. Программа «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» 5-8 класс. М., «Просвещение», 2002 г.

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол заседания методического объединения учителей кубановедения МБОУ СОШ № 5

    от ___________ 2018 года № 1

    ___________     Ф.И.О.

     СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    _______________Ф.И.О.

    ______________       2018   года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

    Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

    Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

    Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

    Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

             Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"

    Проектная деятельность для меня - это саморазвитие!...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...