Рабочая программа кружка "Мир в красках"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Рабочая программа кружка "Мир в красках" позволяет раскрыть творческие способности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №15" города Смоленска
Обсуждено на заседании МО Протокол №1 От «25» августа 2016 г. | Рассмотрено на заседании методического совета Протокол №1 От «26» августа 2016 г. | Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №1 От «29» августа 2016 г. |
Рабочая программа кружка
«Мир в красках»
Для 5-8 классов
(дополнительное образование)
обсуждено на заседании МО
Протокол № 1 от «24» августа 2016 г
Составитель: Ефимова Н.К., учитель ИЗО и технологии
г. Смоленск 2016-2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Мир в красках» для 5-8 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «СШ №15», на основе примерных программ по изобразительному искусству для среднего общего образования с учетом авторской программы по изобразительному искусству - «Изобразительное искусство 5-9» Б. М. Неменского М.: Просвещение, 2016 г..
Познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности – является одним из элементов единой системы воспитания, обучения и развития учащихся.
Программа ориентирована на обучающихся 5-8 класса. Учебная нагрузка составляет 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения. 78 часов на год.
Цель: создание условий для развития способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС, привитие интереса к изобразительному искусству.
Активизация творческих способностей, формирование художественно – эстетических потребностей, независимо от того, кем станут ребята в дальнейшем: художниками, артистами, инженерами, космонавтами, рабочими, экономистами, юристами, учёными или строителями является неотъемлемой частью кружка «Мир в красках».
Задачи:
а) образовательные:
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;
- использования нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.
- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества,
б) развивающие:
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,
в) воспитательные:
- воспитание интереса и любви к искусству;
- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;
- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе;
Основные направления деятельности:
Реализация программы основана на развитии детского творчества.
В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы.
Данная программа опирается на личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками. Большое внимание и значение имеет индивидуальная форма работы, где педагог решает проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения.
Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психолого-физических особенностей обучения каждого ребёнка. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. На занятиях дети приучаются к аккуратности.
При построении занятий используется метод коллективного творчества, во время занятий дети общаются между собой, предлагают идеи, которые позже и реализуются.
Форма проведения занятий разнообразны: беседы, практические работы, выставки, творческие работы.
Во время работы проводятся оздоровительные минутки: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти рук.
В течение года дети осваивают разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые увлекают детей, развивается познавательный интерес, дети с большим энтузиазмом их осваивают.
Планируемые результаты освоения программы курса
«Мир в красках»
Предметные результаты:
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- строить рисунок на основе геометрических форм;
- получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета;
- получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок;
- использовать разнообразные техники работы гуашью: монотипия, тычки кисточкой, «набрызг», «мазковая» техника, печать поролоном по трафарету и др.;
- овладеть техникой работы с различными художественными материалами;
- организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы;
- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Личностные результаты:
- интерес к изобразительному искусству, положительное отношение к занятиям ИЗО;
- способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
- умение сотрудничать в художественной деятельности;
- развитие воображения, наблюдательности;
- совершенствование эстетического вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- определять последовательность действий с учетом конечного результата;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- выявлять и исправлять ошибки;
- производить оценку выполненной работы.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- работать в парах и группах.
Познавательные:
- выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму;
- строить рисунок на основе геометрических форм.
Содержание программы
На протяжении всего учебного года обучающиеся учатся работать разнообразными художественными материалами: тушь, фломастеры и маркеры, цветные карандаши, восковые карандаши, цветные мелки - пастель, акварель, гуашь, гелиевые ручки.
Живопись. Монументальная, станковая живопись. Отличие монументальной живописи от станковой. Знакомство с разнообразием техник: мозаика, фреска. Беседы по произведениям искусства.
Люди и животные. Пропорции, приемы изображения. Алгоритмы изображения головы человека, фигуры, животных. Передача движения, выражения лица, человека.
Сказочный жанр. Сказочные герои в сказках, мифах, легендах, история их возникновения. Иллюстрация. Силуэт.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу курса
«Мир в красках».
Учащиеся должны знать:
- правила науки о цветоведении (основные цвета, цветовой тон, колорит, холодные и теплые цвета, контраст и т. д.)
- основы композиций;
- правила безопасной работы с ножницами, кистью, карандашами и др. материалами;
- правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков; особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
- понятия рисунка, живописи, картины, иллюстрации, узора, палитры;
- виды художественной росписи; характерные черты народных росписей;
- понятия «живописец», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет» и т. д;
- стилизацию натуральных форм живой и неживой природы и на этой основе развитие аналитических способностей, зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения;
- деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за рабочим местом, правильно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными и гуашевыми красками (разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность).
- выполнять узоры из декоративных форм;
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений;
- анализировать художественные произведения;
- уметь правильно составлять композиции;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке форму предметов, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения.
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящность их форм, очертаний;
- использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- овладеть основами изобразительных техник (гуашь в монотипии, витраж, коллаж) и декоративно-прикладной работы (бумажная пластика, аппликация) и на этой основе формирование трудовых умений и навыков; умение доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
- воплощать свои фантазии и уметь выражать свои мысли посредством художественного произведения;
- составлять композиции, узоры на заданную тему;
- работать с бумагой (бумажная пластика);
- работать с природными материалами.
Содержание программы:
1-2. Вводное занятие «Как стать художником?»
ТЕОРИЯ: Организация рабочего места на кружке. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Выявление интересов к изобразительному творчеству. Планирование работы на кружке.
3-6. «Краски осени» - подготовка к выставке. Серия рисунков.
ТЕОРИЯ: Просмотр и анализ детских рисунков. Ознакомление с техниками исполнения рисунков.
ПРАКТИКА: Выбор техники исполнения рисунка. Выполнение индивидуального рисунка.
7-8. «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки. Рисунок.
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации.
9-10. «В гостях у сказки» - иллюстрирование любимой сказки. Цветовое решение.
ПРАКТИКА: Выполнение рисунка в цвете акварелью. Обводка черной гелиевой ручкой. Выполнение декоративных элементов рисунка цветными гелиевыми ручками.
11-12 «Город мастеров» - работа в технике граттаж.
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
13-14. «Ветка с осенними листьями». Техника работы гелиевыми ручками. Контур рисунка. Акварельная заливка.
ТЕОРИЯ: Техника гелиевых ручек.
ПРАКТИКА: Выполнение рисунка.
15-16. «Ветка с осенними листьями». Техника работы гелиевыми ручками. Прорисовывание элементов изображения (фактура).
ТЕОРИЯ: Техника гелиевых ручек.
ПРАКТИКА: Выполнение рисунка.
17-18. «Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования.
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой половине его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него снят оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, стекло. На стекло или плитку наносят рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
19-20. Приём рисования по-сырому.
ТЕОРИЯ: Понятие техники «по-сырому». Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
21-22. Использование акварельных карандашей в рисовании цветов.
ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
23-24. Гуашь. Рисование неба. Творческая работа «Дети смотрят в небо». Рисунок.
ТЕОРИЯ: Правила композиции.
ПРАКТИКА: Рисование композиции.
25-26. Гуашь. Рисование неба. Творческая работа «Дети смотрят в небо». Цветовое решение.
ТЕОРИЯ: Понятие «заливка». Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
27-28. Рисование по сырому. Натюрморт «Цветы».
ТЕОРИЯ: Приемы рисования по сырому.
ПРАКТИКА: Рисование натюрморта по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
29-30. Техника гелиевых ручек. Натюрморт «Цветы».
ТЕОРИЯ: Техника гелиевых ручек.
ПРАКТИКА: Прорисовывание гелиевой ручкой натюрморта, выполненного акварельными красками по влажному листу. Передать объем.
31-32. Многослойная живопись или сухим по сухому. Горный пейзаж.
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим. Первый план.
33-34. Техника рисования «Масляные карандаши + акварель». «Бабочка».
ПРАКТИКА: Рисование рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: масляные карандаши, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: рисование масляными карандашами на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок масляными карандашами становится ярким.
35-36. Техника рисования «Масляные карандаши + акварель». «Сказочная птица».
ПРАКТИКА: Рисование рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: масляные карандаши, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: рисование масляными карандашами на бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок масляными карандашами становится ярким.
37-38. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы.
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использовании точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
39-40. Узор и орнамент.
ТЕОРИЯ: Построение узора. Орнамент. Ритм.
ПРАКТИКА: Рисование орнамента на изображении. (Ваза, коты и т. д.) . Техника исполнения по выбору.
41-42. Узор и орнамент.
ТЕОРИЯ: Построение узора. Орнамент. Ритм.
ПРАКТИКА: Рисование орнамента на изображении.(Ваза, коты и т. д.) . Техника исполнения по выбору.
43-44. «Подводное царство» - рисование рыбок.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование морского дна в технике по выбору.
45-46. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
ТЕОРИЯ: Понятие «стилизация». Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
47-48. Техника гризайль.
ТЕОРИЯ: Обучение приемам техники.
ПРАКТИКА: Рисование натюрморта.
49-50. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
51-52. Составление коллективного панно техникой «рваная бумага». Коллективная работа «Мы дети».
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
Способ получения: ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, накладывает кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объёмным. Путём обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки, голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем на основу.
53-54. Техника гелиевых ручек. Тплая цветовая гамма. Творческая работа «Жар-птица».
ТЕОРИЯ: Техника гелиевых ручек. Правила композиции.
ПРАКТИКА: Выполнение рисунков по акварельным заливкам гелиевыми ручками в теплой гамме.
55-56. Техника гелиевых ручек. Холодная цветовая гамма. Творческая работа «Птица-зима».
ТЕОРИЯ: Техника гелиевых ручек. Правила композиции.
ПРАКТИКА: Выполнение рисунков по акварельным заливкам гелиевыми ручками в холодной гамме.
57-58. «Я – юный художник» - самостоятельный выбор техники рисования и составления рисунка.
ПРАКТИКА: Выбор техники и самой темы рисунка.
59-60. «Зимний пейзаж. Сказочный иней» Техника рисования гуашью и цветными гелиями.
ТЕОРИЯ: Правила построения пейзажа. Техника рисования гуашью и цветными гелиями.
ПРАКТИКА: Рисунок зимнего пейзажа. На первом плане дерево. Цветным гелием изобразить на дереве иней.
61-62. Аппликация с прорисовкой черным маркером. «Летний пейзаж».
ТЕОРИЯ: Правила композиции. Техника аппликации. Ажурные салфетки или вырезанные снежинки.
ПРАКТИКА: Выполнение работы по выбору. Выполнить акварельные заливки, затем вырезать части аппликаций и прорисовать черным маркером изображения. Можно фактурно передать объем точками, линиями и т.д.
63-64. Аппликация с прорисовкой черным маркером. «Натюрморт».
ТЕОРИЯ: Правила композиции. Техника аппликации. Ажурные салфетки или вырезанные снежинки.
ПРАКТИКА: Выполнение работы по выбору. Выполнить акварельные заливки, затем вырезать части аппликаций и прорисовать черным маркером изображения. Можно фактурно передать объем точками, линиями и т.д.
65-66. «Натюрморт». Техника рисования точками «пуантилизм».
ТЕОРИЯ: Приемы рисования точками маркером или фломастером.
ПРАКТИКА: Рисование натюрморта по представлению, передавая объем.
67-68. Техника рисования точками «пуантилизм». «Натюрморт».
ТЕОРИЯ: Приемы рисования точками маркером или фломастером.
ПРАКТИКА: Рисование натюрморта по представлению, передавая объем.
69-70. Техника рисования объемной картины. Весенний пейзаж.
ТЕОРИЯ: Использование салфеток и техники папье-маше для создания объема.
ПРАКТИКА: нанесение четкого несложного линейного рисунка, разбор на этапы выполнения. Применение техники папье-маше (салфетки, клей ПВА), просушка. Работа в цвете с последующим покрытием лаком.
71-72. Техника набрызг. Коллективная творческая работа «Космос».
ТЕОРИЯ: Приемы работы в техники набрызг.
ПРАКТИКА: Рисование творческой работы по этапам. Отрисовать изображения, сделать заливки, выполнить набрызг. Соединить изображения на едином фоне.
73-74. Сюжетное рисование. «Мои мечты о лете». Рисунок.
ТЕОРИЯ: Правила композиции. Правила рисования человека.
ПРАКТИКА: Рисование рисунка в любой технике.
75-76. Сюжетное рисование. «Мои мечты о лете». Цветовое решение.
77-78. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Методическое обеспечение программы.
- Литература.
- Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2013.
- 5 класс. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. М. Просвещение 2011 год.
- А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе»,2007г.
- О.Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
- Интернет-ресурсы.
- Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Федеральный государственный образовательный стандарт. - Режим доступа : http://www. standart.edu.ru
- Сетевое объединение методистов «СОМ» (один из проектов Федерации интернет-образования). - Режим доступа : http://som.fio.ru
- Портал «Все образование». - Режим доступа : http://catalog.alledu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа : http:// fcior.edu.ru
- http://www.orientmuseum.ru/art/roerich
- http://www.artsait.ru
- Наглядные пособия.
- Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства.
- Таблицы. Введение в цветоведение.
- Портреты русских и зарубежных художников.
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
- Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Альбомы с демонстрационным материалом.
- Дидактический раздаточный материал.
- Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
- Музыкальный центр.
Тематическое планирование:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/04/picture-414570-1393922444.jpg)
Задания для творческого развития детей в объединении «Русские узоры» по программам: «Народные мотивы», «Краски росписи», «Расписные сувениры».
Каждый ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности во время. Ребенок п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-808669-1473683918.jpg)
Рабочая программа художественного кружка "Живые краски"
Рабочая программа предназначена учителям ИЗО и дополнительного искусства...
Программа кружка "Волшебные краски"
Данная программа разработана для обучающихся 13-14 лет (7 класс).. Цель: формировать художественное мышление и нравственные черты через различные способы рисования. На занятиях дети знакомятся и выпол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1059909-1581455760.jpg)
Рабочая программа кружка "Волшебные краски"
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважите...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/18/picture-802536-1468824918.jpg)
Программа онлайн - смены "Краски лета".
Каникулярный отдых социально-педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, интенсивностью общения детей и взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-722015-1637776640.jpg)
рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Живые краски"
Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа «Живые краски» реализует общекультурное (художестенно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...