Рабочая программа кружка "Волшебные краски"
рабочая программа (5, 6 класс)

Анна Александровна Моисеенкова

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя  школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Согласовано

зам. директора по ВР

Морозова Ю. А.

_________________

30.08. 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по кружковой деятельности

«Волшебные краски»

(название)

5-6 класс

Моисеенкова Анна Александровна

(Ф.И.О. учителя)

2019-2020 учебный год


Программа кружковой внеурочной деятельности «Волшебные краски» для обучающихся 5-6 классов составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; положения о разработке и использовании дополнительных общеразвивающих программ.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей данного возраста. Работа с обучающимися строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающихся.


Результаты освоения курса

∙Совершенствование навыков владения материалами и инструментами изобразительной деятельности.

∙Воспитание зрительной культуры (умение смотреть и видеть).

∙Совершенствование навыков организации и планирования работы.

∙Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.

∙Развитие образного и пространственного мышления, воображения, внимания, памяти, самоанализа.

∙Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

∙Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

∙Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к деятельности.

∙Воспитания интереса к искусству, окружающему миру.

Требование к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;

- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;

- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;

- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;

- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,  своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных  способностей учащегося проявляющихся в познавательной  и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и  закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах  визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами  и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

- осознание значимости искусства и творчества в личной  и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих  способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса  к творческой деятельности.

Содержание программы

1. Вводное занятие “Как стать художником?” (1ч.)

 ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)

ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.

ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.

3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).

ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.

Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.

4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).

ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.

ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

6. Приём рисования “по - сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.

7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).

ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.

8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.

ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.

11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).

ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.

ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).

ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.

13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).

ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).

ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)

ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”

ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”

16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

18. “Подводное царство” - рисование рыбок.

ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.

ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.

19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.

ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.

ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.

Средства выразительности: фактура, объём.

Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.

21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

ПРАКТИКА: Организация выставки работ.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

кружка «Волшебные краски»

№п/п

Дата

Тема

Ко-во час

Содержание контроля знаний и умений

план

факт

1.

Вводное занятие “Как стать художником?

1

Знать технику безопасности при работе с различными материалами.

2-4

“В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

3

Знать, что такое композиция, правила её составления.

Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью.

5-6

“Город мастеров” - работа в технике граттаж.

2

Знать этапы выполнения техники граттаж.

Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике.

7-9

“Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

2

Знать этапы построения матрёшки.

Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.

10-12

“Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования.

3

Знать этапы рисования пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине.

13-14

Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли.

15-17

Использование карандашей в рисовании цветов.

3

Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов.

18-19

Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

2

Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба.

20-22

Рисование по - сырому. Пейзаж.

3

Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома.

23-25.

Многослойная живопись на тему: “Африка”.

3

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания.

26

Кляксография обычная. Рисование природы.

1

Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”,способы рисования кляксами.

Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном.

27

Кляксография трубочкой.

1

28-30

Техника рисования “Свеча + акварель”.

3

Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

31

Рисование пальчиками (творческая работа).

1

Уметь разрабатывать идеи творческой работы

средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

32-34

Техника рисования “Пуантилизм”

3

Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике.

35-38

Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

4

Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании.

Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы.

39-41.

Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

3

Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы.

Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись.

42-43

“Подводное царство” - рисование пейзажа на тему

2

Знать правила рисования рыб.

Уметь выполнять рисование рыб разного вида.

44-46

Морской пейзаж.

3

Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных.

Уметь строить композицию, подбирать колорит.

47-50

Многослойная живопись на тему: “Морская сказка”

3

Знать понятие многослойной живописи, этапы выполнения техники.

Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж.

51-52

Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

2

Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы.

53-55

Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов

3

Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах.

56-58

Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.

3

Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”.

59-63

Техника ала-прима. Натюрморт.

4

Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта.

64-65

Живопись на картоне, камне.

2

Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты.

66-67

“Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

2

Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного.

68

Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке.

1

Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах.



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по кружковой внеурочной деятельности «Волшебные краски»

Рабочая программа по кружковой внеурочной деятельности для 5-6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа кружковой деятельности рассчитана на   68 часов учебного времени (2 часа в неделю) и включает в себя следующие темы:        

  1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.) 
  2.  “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)
  3.  “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).
  4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)
  5.  “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).
  6.  Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).
  7.  Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).
  8.  Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).
  9.  Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).
  10.  Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).
  11.  Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).
  12.  Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).
  13.  Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).
  14.  Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).
  15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)
  16.  Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).
  17.  Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).
  18. “Подводное царство” - рисование рыбок.
  19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
  20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.
  21.  “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
  22.  Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.

Программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:

1.        Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

2.        Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

3.        А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

4.        Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

5.        Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

6.        В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

7.        С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

8.        Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

9.        А.А.Павлова, Е.И. Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

10.        В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Волшебные краски"

Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром.Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослы...

Рабочая программа художественного кружка "Живые краски"

Рабочая программа предназначена учителям ИЗО и дополнительного искусства...

Рабочая программа кружка "Мир в красках"

Рабочая программа кружка "Мир в красках" позволяет раскрыть творческие способности обучающихся....

Досуговая программа "Театральные краски"

Досуговая программа «Театральные краски» включает в себя мероприятия, краткосрочные игровые программы которые спроектированы для всех возрастных категорий детей – от 5 до 17 лет, так...

Сценарий игровой программы "Яркие краски детства"

Конкурсы и игры для детей на 1 июня...

рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО "Живые краски"

Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа «Живые краски» реализует общекультурное (художестенно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии ...