Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебные краски"
рабочая программа

Саранча Елена Владимировна

обучение детей прикладному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование образовательной организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок».

Полное название дополнительной общеразвивающей программы

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению детей прикладному искусству «Волшебные краски»

Ф.И.О. педагогического работника, реализующего дополнительную общеразвивающую программу

Саранча Елена Владимировна

Год разработки дополнительной общеразвивающей программы

2021 г.

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

Рассмотрена и принята на методическом совете

(протокол №2 от 17.05.2021), утверждена и. о. заведующего МБДОУ №44 «Сибирячок» Усольцевой Г.А.

Информация о наличии рецензии

-

Цель дополнительной общеразвивающей программы

К концу мая 2022 года сформировано эстетическое восприятие и развиты творческие способности у детей средствами прикладного искусства.

Задачи дополнительной общеразвивающей программы

Обучающие:

  1. Сформировать знания  основ декоративно – прикладного искусства;
  2. Сформировать знания детей о многообразии элементов росписи и показать широту их применения;
  3. Сформировать знания детей  в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
  2. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  3. Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  4. Развивать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами.

Воспитывающие:

  1. Осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
  3. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
  4. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Информация об уровне дополнительной общеразвивающей программы

Стартовый

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

  1. умеют составлять композицию;
  2. умеют определять последовательность выполнения творческой работы;
  3. умеют использовать в работе материалы, нужные инструменты;
  4. умеют различать техники декоративно-прикладного искусства;
  5. умеют самостоятельно применять умения и навыки, полученные на занятиях

Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы

01.09.2021-31.05.2022

Количество часов в неделю/год, необходимых для реализации дополнительной общеразвивающей программы

Количество часов в неделю – 1 час Количество часов в год -  38 часов

Возраст обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе

от 3 до 6 лет

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа основана на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника. Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в

Российской Федерации».

2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

3. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

5. Приказ Минпросвещения России от 09.11 .2018 N 196 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020г. №533).

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

7. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16).

8.Устав МБДОУ, утвержденным распоряжением Администрации города Сургута от

17.12.2019 № 2704.

Актуальность программы

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю его в педагогический процесс работы с детьми. Знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. На занятиях кружка помогаем детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Направленность программы – художественная. 

Отличительные особенности программы «Волшебные краски» является то, что она имеет инновационный характер. Дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Адресат программы возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до 6 лет.

Уровень освоения программы:

Стартовый.

Цель и задачи программы:

Цель: К концу мая 2022 года сформировано эстетическое восприятие и развиты творческие способности у детей средствами прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  1. Сформировать знания  основ декоративно – прикладного искусства;
  2. Сформировать знания детей о многообразии элементов росписи и показать широту их применения;
  3. Сформировать знания детей  в области композиции, формообразования, цветоведения в декоративно – прикладном искусстве.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
  2. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  3. Развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  4. Развивать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;

Воспитывающие:

  1. Осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
  3. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

 Условия реализации:

Организационно-педагогические условия для реализации Программы должны обеспечивать реализацию Программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Для определения соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям и способностям обучающихся организация, осуществляющая образовательную деятельность, проводит диагностику обучающихся.

Наполняемость одной учебной группы не должна превышать 9 человек.

Условия набора детей в группу: принимаются все желающие дети дошкольного возраста (3-6 лет).

Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Планируемые результаты:

  1. умеют составлять композицию;
  2. умеют определять последовательность выполнения творческой работы;
  3. умеют использовать в работе материалы, нужные инструменты;
  4. умеют различать техники декоративно-прикладного искусства;
  5. умеют самостоятельно применять умения и навыки, полученные на занятиях.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

НА 2021/2022УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный план программы на 2021-2022 учебный год

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1

Акварельная живопись

5

5 минут на каждом занятии

от 10 до 25 минут (в зависимости от возраста детей)  на каждом занятии

Выставка

2

Декупаж

4

Выставка

3

Батик

4

Выставка

4

Декоративная роспись

5

Выставка

5

Пластинография

3

Выставка

6

Витраж

4

Выставка

7

Пастельная живопись

5

Выставка

8

Граттаж

4

Выставка

9

Соляная живопись

4

Выставка

Итого:

38

Содержание программы:

  1. Акварельная живопись

Тема 1. «Золотая пора»

Теория. Беседа с детьми о «акварельной живописи», показ презентации о творчестве художников - акварелистов с сопровождением знаменитых репродукций, фоторяд с приёмами акварельной живописи.

Практика. Формировать навыки работы с акварелью, показать детям последовательность работы: макаем кисть в воду, набираем акварельную краску нужного цвета, наносим  на лист бумаги, ведем кисть плавными движениями, используем в работе технические приёмы - лессировка, отмывка, заливка, вливание.

Тема 2. «Дары леса»

Теория. Беседа с детьми о способах акварельной живописи, показ педагога, на доске используя формат А3.

Практика. Формировать умение работать в технике лессировка, алла-прима, заливками, вливание, омывка. Лист бумаги делим на несколько частей. В каждой части листа упражняемся в нанесении техники.

Тема 3. «Осенний дождик»

Теория. Беседа с детьми о последовательности выполнения эскиза деревьев. Показать детям (демонстрационный материал) состав дерева. Проговорить о сезонных изменениях в природе.

Практика. Формировать навык нанесения эскиза на лист бумаги, наложение выбранного ребенком цвета. На прорисованный карандашом эскиз осенних деревьев наложить цвет в технике «набрызг».

Тема 4. «Волшебный цвет»

Теория. Беседа с детьми о «многослойном» наложение цвета, можно наносить цвет в несколько слоев.

Практика. Сформировать умение детей многослойному наложению красокФормировать у детей  навык работать только по просохшему слою акварели. Упражнять в работе с техникой рисования нитью.

Тема 5. «Листопад»

Теория. Беседа с детьми о работе с акварельными красками, фон нужно заливать тонким слоем и дать ему просохнуть, прежде чем рисовать предметы. Показать детям, как правильно смешивать краски для получения «чистого» цвета.

Практика. Упражнять детей заливать фон и предметы выбранным цветом, использование всех цветов в работе. Формировать умение прорисовывать мелкие детали тонкой кистью.

Упражнять в  технике рисования «разбрызгивание по трафарету».

  1. Декупаж

Тема 1. «Морское путешествие»

Теория. Беседа, сопровождаемая презентацией о технике декупаж. Показать в фоторяде виды прикладного творчества «Декупаж».

Практика. Упражнять детей в выполнении техники декупаж: нужный узор на бумажной салфетке необходимо сначала вырезать, затем отделить ненужные слои салфетки. Наносить салфетку на поверхность с помощью валика. Декорирование элементов цветными лентами.

Тема 2. «Обитатели морей»

Теория. Беседа с детьми о приемах, используемых при изготовлении декупажа, что для этого необходим клей ПВА, кисть, баночка с водой и предмет на который будет наноситься декор.

Практика. Способствовать формированию основных приёмов изготовления изделий в технике «Декупаж»; дети самостоятельно разводят клей ПВА с добавлением воды, и кистью наносят заготовленные на прошлом занятии салфетки на прозрачный стакан. Сформировать умения детей, в декорировании предмета используя паедки, стразы, крупу.

Тема 3. «Лазурный берег»

Теория. Беседа с детьми о «прямом» декупаже, объяснение с наглядной демонстрацией последовательности выполнения работы.

Практика. Упражнять в  последовательности выполнения работы «винтажного» декупажа; работа с округлой поверхностью. Сформировать умение детей  наносить мотивы (салфетку, распечатку, декупажную карту) на округлую поверхность. 

Тема 4. «Подводный мир»

Теория. Беседа с детьми о последовательности выполнения декоративной работы в технике декупаж.

Практика. Сформировать умения детей декорировать пластиковую поверхность в технике «дымчатый» декупаж, декорируя поверхность контурными красками, цветными лентами, паедками, стразами, крупами.

  1. Батик

Тема 1. «Цветочный вальс»

Теория. Познакомить детей с основными понятиями и техниками росписи с помощью демонстрационного материала,  воспитание эстетического восприятия искусства «свободной росписи» ткани.

Практика. Упражнять детей в технике «свободная роспись» по ткани. Краски на ткань наносятся губкой. Использование в работе  цветного контура. Некоторые элементы посыпаются солью.

Тема 2. «Цветик-семицветик»

Теория. Беседа, сопровождаемая показом иллюстраций с детьми о составлении композиции. Рассказ педагога о правилах выполнения работы в технике «свободная роспись» с использованием всех цветов.

Практика. Упражнять  детей в составлении декоративной композиции. Формировать умение работать в технике  батика «свободная роспись» используя все цвета, применяя изобразительные средства – линия и пятно. Сформировать умения использовать в работе контур по ткани и соль.

Тема 3. «Яркий перелив»

Теория. Беседа с детьми о технике «Свободная роспись». Показ демонстрационного ряда.

Практика. Освоение навыков составления декоративной композиции. Продолжить работу в технике батика «свободная роспись», добавление декора с помощью контура по ткани,и блесток.

Тема 4. «В стране теплых цветов»

Теория. Закрепление полученных знаний о технике «свободная роспись». Показ демонстрационного ряда.

Практика.

Завершение композиции в технике батика, «свободная роспись» использование всех цветов,  добавление декоративного оттиска с помощью круп.

  1. Декоративная роспись

Тема 1. «Золотой завиток»

Теория. Знакомство детей с «Золотой Хохломой». Рассказать историю возникновения декоративной росписи. Показ демонстрационного материала.

Практика. Формировать умение замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы». Освоение способов рисования элементов хохломской росписи (завитки). Формировать умения детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина). Формировать  умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее положение и силу нажима на кисть.

Тема 2. «Травка»

Теория. Беседа с детьми  о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Наглядное пособие.

Практика. Формирование умения применять знания о цветовой гамме и элементах хохломской росписи в творческой работе. Формировать умение самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на картонной тарелочке. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток)

Тема 3. «Кудрина»

Теория. Беседа с детьми  о цветовой гамме и элементах хохломской росписи. Наглядное пособие.

Практика. Освоение способов рисования элементов хохломской росписи. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком. Выполнение узора в определённой последовательности (ягоды, листья). Прорисовка мелких элементов тонкой кистью (травка, осочки и т.д.).

Тема 4. «Красна ягодка»

Теория. Закрепление знаний о русском народном декоративно-прикладном искусстве «Золотая хохлома».

Практика. Упражнять в рисовании волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.

Тема 5. «Хохлома»

Теория. Викторина по пройденному разделу «Золотая хохлома». Показ презентации с разными вариантами ответов.

Практика. Закрепление умений оформлять плоскость элементами узора, роспись тарелочки использую такие узоры, как: кайма, завиток, ягоды, листья, осочки.

  1. Пластинография

Тема 1. «Трескучие морозы»

Теория. Беседа с детьми о технике лепки – пластинография. Демонстрационный ряд.

Практика. Упражнять детей в лепке нетрадиционным способом, используя прием смешения цветов и прорезания линий стеками в технике «модульная» пластинография.

Тема 2. «Деревья в серебре»

Теория. Беседа с детьми о технике лепки – пластинография. Демонстрация навыка педагога в вырезании пластилина тонким плоским предметом.

Практика. Упражнять детей в лепке нетрадиционным способом, используя прием вырезание пластилина тонким плоским предметом  в технике фактурная  пластинография.

Тема 3. «Два мороза»

Теория. Беседа с детьми о технике лепки – пластинография. Демонстрация навыка педагога в составлении пластилиновой композиции.

Практика. Упражнять детей в лепке нетрадиционным способом при создании сюжетной композиции, сформировать у детей прием оформления композиции, используя прием «плоская» спираль в технике пластинография.

  1. Витраж

Тема 1. «Двойной след белки»

Теория. Познакомить с историей возникновения витражной живописи. Показ презентации.

Практика. Упражнять  детей в работе с витражными красками, используя файл для эскизного рисунка. Добавление декоративных элементов контурной краской, цветными нитями.

Тема 2. «Солнце»

Теория. Продолжить знакомить детей с историей возникновения витражной живописи. Показ наглядного материала.

Практика. Нанесение эскиза фломастером на прозрачный стакан, разметка композиции методом – точечный витраж.

Тема 3. «Народы Севера»

Теория. Формировать знания детей о коренных народах Севера. Показ презентации.

Практика. Сформировать умение детей заливать разными цветами отдельные участки витражного рисунка, не выходя за контур, декорирование изображения нитью и крупами

Тема 4. «Югра – богатый край»

Теория. Закреплять знания детей о коренных народах Севера. Показ презентации.

Практика. Закрепить умения  детей заливать разными цветами отдельные участки витражного рисунка, не выходя за контур, декорирование изображения нитью и крупами.

  1. Пастельная живопись

Тема 1. «Весна – прекрасная пора»

Теория. Познакомить детей с новым художественным материалом - пастелью. Показ презентации.

Практика. Упражнять детей на листе плотной бумаги в  приёме работы сухой пастелью. Применение в работе приёма «посыпание пастелью».

Тема 2. «Солнце в небе ярко свети»

Теория. Знакомство с техникой рисования сухой пастелью. Показ репродукций известных художников.

Практика. Подготовить карандашом эскиз весеннего пейзажа на плотной бумаге.

Упражнять детей   рисовать пастелью в технике «штриховка» и «посыпание пастелью».
Подготовить эскиз весеннего пейзажа. Воспитывать стремление увидеть красоту природы.

Тема 3. «Звонкая капель»

Теория. Просмотр репродукций художников, обсуждение, выделение выразительных средств исполнения творческих работ.

Практика. Упражнять детей в навыках исполнения технических приемов, умение применять гармоничные цветовые сочетания. Продолжить работу над весенним пейзажем,  используя в работе «смешивание пастели», «штриховку» и «посыпание пастелью». Сформировать умения изображать в рисунке дальний план (светлее), передний план (темнее).

Тема 4. «Танец красок»

Теория. Беседа с детьми о приемах исполнения пастельной живописи. Показ презентации.

Практика. Продолжить формировать навык технических приемов, умение применять в работе гармоничные цветовые сочетания. Продолжить работу над весенним пейзажем, заполнение творческой работы цветом. Закрепить умения изображать в рисунке дальний план и передний план. Формировать навык использования  в своей работе «пересекающуюся штриховку».

Тема 5. «Проталинки»

Теория. Закрепить полученные знания по разделу «Пастель». Демонстрационный ряд.

Практика. Умение передавать в пейзаже изображаемые элементы. Закрепить умения работать над весенним пейзажем,  используя в работе «смешивание пастели», «штриховку» и «посыпание пастелью».  Применять в работе умение выделять дальний и передний план.

  1. Граттаж

Тема 1. «Звездное небо»

Теория. Познакомить детей с историей возникновения техники граттаж. Демонстрационный материал с репродукциями в технике граттаж.

Практика. Продолжить формировать умения правильного композиционного расположения рисунка на листе бумаги. Упражнять детей выполнять граттаж постепенным утолщением линий. Продолжить формировать знания о «композиционном» построение рисунка. Заготовить совместно с детьми эскиз рисунка.

Тема 2. «Навстречу к новым открытиям»

Теория. Сформировать знания детей об этапах выполнения техники граттаж.

Практика. Заливка бумаги акварелью голубым и синим цветом, по мере высыхания покрыть рисунок воском и черной гуашью с добавлением в нее мыла для дальнейшей работы.

Тема 3. «Таинственный космос»

Теория. Беседа с детьми об изготовления материала для выполнения граттажа. Поэтапная демонстрация педагога всех этапов выполнения работы.

Практика. Завершение изготовления материала для граттажа. Упражнять в  рисовании   линий с постепенным утолщением, декорирование творческой работы рамкой из ярких нитей.

Тема 4. «Чудеса вселенной»

Теория. Беседа о нетрадиционных приемах рисования. Показ педагога прорисовывания линий разной толщины заостренным предметом.

Практика. Упражнять детей на заготовленном заранее листе для граттажа в исполнении нетрадиционного приёма рисования – постепенное утолщение линий. Декорирование творческой работы яркими нитями и паедками.

  1. Соляная живопись

Тема 1. «Сестрички землянички»

Теория. Беседа с детьми о выразительных средствах живописи, показ демонстрационного материала.

Практика. Продолжать совершенствовать умение детей применять разные нетрадиционные способы рисования, использовать в работе выразительные средства – мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст, форма.

Тема 2. «Дедушка дерево»

Теория. Беседа с детьми о  пейзаже, показ репродукций  великих художников.

Практика.  Упражнять детей работать в нетрадиционной технике изображения пейзажа — печать из картофеля, кляксография. Применение изобразительных особенностей в творческой работе.

Тема 3. «Весенняя полянка»

Теория. Беседа с детьми о пейзаже, этапах создания творческой работы.

Практика. Поэтапное выполнение пейзажа: эскиз карандашом, заполнение элементов цветом, соблюдая правила композиции рисунка. Формировать умение использовать в работе все цвета.

Тема 4. «В гости лето к нам спешит»

Теория. Беседа с детьми о нетрадиционном приеме присыпания солью. Сопровождение показом педагога последовательности выполнения творческой работы.

Практика. Расширять умения использовать в работе приём оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

 Продолжать развивать фантазию и воображение детей.

 Закрепить навыки рисования всеми цветами. Закрепить умение детей декорировать рисунок в технике кляксография.

Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

Сентябрь 2020

Групповая

1 час

Золотая пора

Зимний сад

Беседа по разделу «Акварельная живопись»

Практическая работа

2

Фронтальная

1 час

Дары леса

Зимний сад

Практическая работа

3

Фронтальная

1 час

Осенний дождик

Зимний сад

Практическая работа

4

Фронтальная

1 час

Волшебный цвет

Зимний сад

Практическая работа

5

Фронтальная

1 час

Листопад

Зимний сад

Выставка

6

Октябрь

Октябрь  2020

Групповая

1 час

Морское путешествие

Зимний сад

Беседа по разделу «Декупаж»

Практическая работа

7

Фронтальная

1 час

Обитатели морей

Зимний сад

Практическая работа

8

Фронтальная

1 час

Лазурный берег

Зимний сад

Практическая работа

9

Фронтальная

1 час

Подводный мир

Зимний сад

Выставка

10

Ноябрь

Групповая

1 час

Цветочный вальс

Зимний сад

Беседа по разделу «Батик»

Практическая работа

11

Фронтальная

1 час

Цветик-семицветик

Зимний сад

Практическая работа

12

Фронтальная

1 час

Яркий перелив

Зимний сад

Практическая работа

13

Фронтальная

1 час

В стране теплых цветов

Зимний сад

Выставка

14

Декабрь

Групповая

1 час

Золотые завитки

Зимний сад

Беседа по разделу «Декоративная роспись»

Практическая работа

15

Фронтальная

1 час

Травка

Зимний сад

Практическая работа

16

Фронтальная

1 час

Кудрина

Зимний сад

Практическая работа

17

Фронтальная

1 час

Красна ягодка

Зимний сад

Практическая работа

18

Фронтальная

1 час

Хохлома

Зимний сад

Выставка

19

Январь

Групповая

1 час

Трескучие морозы

Зимний сад

Беседа по разделу «Пластинография»

Практическая работа

20

Фронтальная

1 час

Деревья в серебре

Зимний сад

Практическая работа

21

Фронтальная

1 час

Два мороза

Зимний сад

Выставка

22

Февраль

Групповая

1 час

Двойной след белки

Зимний сад

Беседа по разделу «Витраж»

Практическая работа

23

Фронтальная

1 час

Солнце

Зимний сад

Практическая работа

24

Фронтальная

1 час

Народы Севера

Зимний сад

Практическая работа

25

Фронтальная

1 час

Югра-богатый край

Зимний сад

Выставка

26

Март

Групповая

1 час

Весна

Зимний сад

Беседа по разделу «Пастельная живопись»

Практическая работа

27

Фронтальная

1 час

Солнце в небе ярко светит

Зимний сад

Практическая работа

28

Фронтальная

1 час

Звонкая капель

Зимний сад

Практическая работа

29

Фронтальная

1 час

Танец красок

Зимний сад

Практическая работа

30

Фронтальная

1 час

Проталинки

Зимний сад

Выставка

31

Апрель

Групповая

1 час

Звездное небо

Зимний сад

Беседа по разделу «Граттаж»

Практическая работа

32

Фронтальная

1 час

Навстречу к новым открытиям

Зимний сад

Практическая работа

33

Фронтальная

1 час

Таинственный космос

Зимний сад

Практическая работа

34

Фронтальная

1 час

Чудеса вселенной

Зимний сад

Выставка

35

Май

Групповая

1 час

Сестрички землянички

Зимний сад

Беседа по разделу «Соляная живопись»

Практическая работа

36

Фронтальная

1 час

Дедушка дерево

Зимний сад

Практическая работа

37

Фронтальная

1 час

Весенняя полянка

Зимний сад

Практическая работа

38

Фронтальная

1 час

В гости лето к нам спешит

Зимний сад

Выставка

Примечание: данное планирование реализуется при наличии группы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Умеет составлять композицию

Умеет определять последовательность выполнения творческой работы

Умеет использовать в работе материалы нужные инструменты

Умеет различать техники декоративно-прикладного искусства

Умеет самостоятельно применять умения и навыки полученные на занятиях

Подпись родителей

1

2

3

4

5

6

Результаты оценки качества

Начало года:

Оптимальный уровень: ___________________ детей _________________%

Достаточный уровень:  ___________________ детей _________________ %

Низкий уровень:            ___________________ детей _________________%

Конец года:

Оптимальный  уровень: ___________________ детей _________________%

Достаточный  уровень:  ___________________ детей _________________ %

Низкий уровень:             ___________________ детей _________________%

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение программы

Формы занятий: групповая, фронтальная.

Каждое занятие включает в себя как практические, так и теоретическое занятия.   Программное содержание тем усложняется в зависимости от возраста детей от более легкого к сложному.

Занятия проводится 1 раз в неделю.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
  3. Принцип систематичности и последовательности: обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач.
  4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
  5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
  6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания, основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
  7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
  8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Методы и приемы обучения:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;

Практические – упражнения, игровые методы, самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование;

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка;

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Структура занятия:

Вступительная часть включает организационный момент, активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.

Теоретическая часть представляет собой беседу на заданную тему, сообщение новой темы и объяснения задания.

Практическая часть включает создание творческой работы самостоятельно или под руководством педагога.

Заключительная часть включает подведение итогов.

Материально-техническое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

Материал

Количество

Примечание

Ножницы

10

Для работы педагога и детей

Бумага

10

Для работы педагога и детей

Клей ПВА

10

Для работы педагога и детей

Баночка

10

Для работы педагога и детей

Акварельные краски

10

Для работы педагога и детей

Гуашь

10

Для работы педагога и детей

Пастель

10

Для работы педагога и детей

Пластилин

10

Для работы педагога и детей

Стеки

10

Для работы педагога и детей

Деревянные палочки

10

Для работы педагога и детей

Штампы, валики

10

Для работы педагога и детей

Кисти

10

Для работы педагога и детей

Губки

10

Для работы педагога и детей

Свечи

10

Для работы педагога и детей

Палитра

10

Для работы педагога и детей

Крупы

10

Для работы педагога и детей

Паедки

10

Для работы педагога и детей

Цветные нити

10

Для работы педагога и детей

Белая ткань

10

Для работы педагога и детей

Контурные краски (акриловые)

10

Для работы педагога и детей

Соль

10

Для работы педагога и детей

Цветные ленты

10

Для работы педагога и детей

Глиттер

10

Для работы педагога и детей

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении дополнительной образовательной программы.

Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации дополнительной программы дошкольного образования являются:

- наличие у родителей программы посредством сайта детского сада;

- информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в дополнительной программе, которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Список литературы, используемой педагогом для подготовки занятий

  1. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства (с древнейших времен до наших дней). - М.: Искусство, 1982;
  2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7 с.72;
  3. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011;
  4. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5 с.70;
  5. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества М.2004;
  6. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Феникс.2004;
  7. Матвеева Т.М. Мозаика. - М.: Искусство, 1981;
  8. Неменский Б.М. Познание искусством. М.УРАО 2000;
  9. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10;
  10. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2.

Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога

  1. А.Данилова Декупаж. Декоративные техники М Питер, 2013;
  2. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968;
  3. Бесчастнов Н.П. Основы изображения растительных мотивов. М.,1989г;
  4. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. М.,2010г;
  5. Все о декупаже. Техники и изделия. - М.: Ниола-Пресс, 2009г;
  6. Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5 с.26;
  7. Зайцева, Анна Декупаж для начинающих. Салфеточная техника М. Эксмо, 2014;
  8. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Яр., 1997;
  9. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки Ярославль: Академия развития, 2007;

Список литературы для детей и родителей по тематике занятий

  1. Герчук Ю. Что такое орнамент? - М.: Дек. иск-во, 1978;
  2. Казак Н.В. Цветы на платке. - М.: Малыш, 1988;
  3. Козинкина Е.А. Цветы фантазийные и стилизованные. - М.: Легпромбытиздат;
  4. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. - М.: Искусство, 1968;
  5. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. -М.: Русский язык, 1990;
  6. Голубева О.Л. Основы композиции. - М.: 5. Школа изобр. искусства. - М: 1963, выпуск 10;
  7. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой. М,2006;
  8. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.-96 с.;
  9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду М. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...