Интегрированный урок в 5 классе по изобразительному искусству и информатике и ИКТ.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Гродь Светлана Казимировна

Тема урока: Единство формы и декора игрушек.

 

В программе "Изобразительное искусство" в разделе «Язык изобразительного искусства и художественный образ» учащиеся продолжают знакомиться с многообразием народных промыслов и ремесел России, создают творческие композиции, знакомятся с конструкцией и декором предметов, символикой цвета.  В результате чего формируются и закрепляются  навыки декоративной работы, овладения техникой работы гуашевыми красками, кистями и т.д.

В курсе «Информатика и ИКТ» при изучении раздела «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала» учащиеся знакомятся с назначением и возможностями графического редактора, назначением объектов интерфейса графического редактора, осваивают основные приемы работы в данной программе. В результате учащиеся овладевают навыками умения работать с инструментами и палитрой цветов,

создавать графический объект из типовых фрагментов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока720.71 КБ
Файл Презентация для детей2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе по изобразительному искусству и информатике  и ИКТ.

МБОУСОШ №7 имени Героя России Марка Евтюхина г. Североморск Мурманской области

Учитель технологии и изобразительного искусства Гродь С.К.

Учитель информатики и ИКТ Гончаренко И. В.

Изобразительное искусство и информатика

Тема урока: Единство формы и декора игрушек.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: интегрированный.

Продолжительность занятия: 45 минут

Место темы урока в предметной учебной программе:

В программе "Изобразительное искусство" в разделе «Язык изобразительного искусства и художественный образ» учащиеся продолжают знакомиться с многообразием народных промыслов и ремесел России, создают творческие композиции, знакомятся с конструкцией и декором предметов, символикой цвета.  В результате чего формируются и закрепляются  навыки декоративной работы, овладения техникой работы гуашевыми красками, кистями и т.д.

В курсе «Информатика и ИКТ» при изучении раздела «Компьютерная графика как средство развития творческого потенциала» учащиеся знакомятся с назначением и возможностями графического редактора, назначением объектов интерфейса графического редактора, осваивают основные приемы работы в данной программе. В результате учащиеся овладевают навыками умения работать с инструментами и палитрой цветов,

создавать графический объект из типовых фрагментов.

Обоснование актуальности интегрированного урока:

В современном мире становится актуальным активное использование информационных технологий во многих сферах жизнедеятельности человека.  Активно используется компьютерный дизайн в рекламе, оформлении книг и журналов, открыток и прочих творческих работах. Очень важно  развить у учащихся представления о значимости для человека информации не   только в символьном, но и графическом виде.

Цель урока (системно-деятельностный подход):  

формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний   народных промыслов России; знакомство обучающихся с техникой промысла Дымковской росписи; уметь выполнять композиции росписи, работать открытым мазком без предварительного рисунка; закрепление навыков работы в  графическом редактореKolourPaint;

Задачи урока:

Личностные:

осознанно относиться к сохранению традиций народного искусства,  уважать   культуру народа, понимать ценность произведений декоративно-прикладного искусства.  Постигать значимость  отношения к собственной творческой деятельности, развивать способность к созданию художественного образа, уметь давать  оценку произведениям народных художников, своих рисунков и анализировать их.   Воспитание чувства патриотизма.

Метапредметные (УУД):  

регулятивные -  уметь выполнять действия по образцу. Проявлять творческую и познавательную инициативу. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Учить представлять результат своей работы. Формировать умение объективно и грамотно оценивать свою работу и работу других учеников. Учить сотрудничать  с учителем   и  одноклассниками.

Предметные:

актуализировать знания и  представления о значимости для человека информации не   только в символьном, но и графическом виде; дальнейшее формирование композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения, развитие творческого воображения,  пользовательских навыков учащихся (работа с мышью, клавиатурой, меню), самостоятельности и умения ставить цели,  планировать свои действия  и осуществлять их.

Оборудование:

компьютерный класс, имеющий локальную сеть и  установленными офисными программами, цветной принтер,  проектор  с экраном, презентация «Единство формы и декора игрушек ».

Методы:

Исследовательский:  метод направлен на формирование  у обучающихся  самостоятельно выполнять творческое задание, развивает фантазию и креативное мышление. Обучающийся в большей степени выполняет работу самостоятельно.

Программное обеспечение:  

Операционная система ALTLinux

Зрительный ряд: презентация «Единство формы и декора игрушек », рисунки обучающихся, таблицы «Дымковская игрушка».

Музыкальный ряд: русские наигрыши.

План урока:

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Постановка целей и задач (учитель ИЗО и информатики) –по 1,5  мин.

3. Повторение (учитель ИЗО) – 12 мин.

4. Практическая работа (учитель информатики) - 25 мин.

5. Подведение итогов - 1 мин.

6. Домашнее задание - 1 мин

7. Рефлексия - 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих на уроке.

2. Постановка целей и задач (учитель ИЗО и информатики) – по 1,5  мин.

Учитель ИЗО. На прошлом уроке изобразительного искусства мы с вами познакомились с одним из самых знаменитых промыслов России – Дымковская игрушка. Сегодня на уроке мы еще раз поговорим об истории появления дымковской игрушки, основных правилах ее росписи. После чего вы приступите к работе на компьютере.

Учитель информатики: В нашей жизни мы часто встречаемся с компьютерной графикой. Примерами компьютерной графики являются мультфильмы, кинофильмы, реклама, клипы. Рисунок, созданный при помощи компьютера, это тоже компьютерная графика.

Сегодня мы с вами вспомним основные приемы работы в графическом редакторе KolourPaint. С помощью этой программы вы будете создавать рисунок Дымковской игрушки. 1,5 минуты

3.Повторение (учитель ИЗО) – 12 мин.

Слайд №3. Рассказ учителя ИЗО сопровождается музыкальным оформлением. Звучат русские народные наигрыши.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла

Слайд №4.

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, выразительных по пластике и цвету фигурок людей, животных и птиц (учитель демонстрирует игрушки на слайде и несколько игрушек держит в руках).

Вопрос: Где находится  Дымковская слобода? Какими праздниками она славилась?

Слайд №5.

Предполагаемый ответ учащихся: дымковские игрушки родились болеет  400 лет назад  в Дымковской слободе(неподалеку от современного города Киров).  

Слайд№6.

Предполагаемый ответ учащихся:дымковская слобода славилась в старину своими праздниками – ярмарками,  которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки. Все посетители ярмарки, от мала до велика, свистели в глиняную свистульку.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о технологии изготовления и росписи дымковской игрушки.

Слайд№7 , 8.

Предполагаемый ответ учащихся: дымковские глиняные игрушки составляют вручную из    глины, перемешанной с мелким речным песком.     Сначала лепят               отдельные части, соединяя их позднее в определенной последовательности, затем обжигают в муфельных печах, покрывают темперными белилами (в старину белили меловым грунтом на молоке) и расписывают.

         Для росписи целесообразно использовать круглые беличьи кисти, колонковые плоские и маленькую печатку-тычок, которую можно легко скрутить из бумаги. Печатка-тычок изготавливается для каждой краски отдельно (можно использовать ватные палочки). На уроке мы расписывали гуашью, а мастера используют анилиновые краски. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Нет двух одинаковых игрушек. Их производство уникально.

4. Практическая работа (учитель информатики) - 25 мин.

А теперь положите рядом с собой учебники по изобразительному искусству и рисунки, на которых вы на прошлом уроке нарисовали дымковскую игрушку гуашью. Ваша работа будет для вас сегодня служить образцом при выполнении работы на компьютере.И я передаю слово Ирине Викторовне.

Ребята, сначала давайте вспомним основные инструменты графического редактора KolourPaint и приемы работы с ними. Запустим графический редактор  KolourPaint. В открывшемся окне вы видите основные элементы программы, которые представлены на слайде. (Слайд 11)

Первая строка- строка заголовка и кнопки минимизации (закрыть, развернуть, свернуть).

Вторая строка – строкаМеню.(Команды Меню:«Файл», «Правка» для копирования, вставки и  перемещения изображений, «Отменить», «Очистить» и др.)

 Слева от рабочей области – Панель инструментов. Набор инструментов  содержит инструменты для рисования и выполнения операций над рисунком. Выбор инструмента осуществляется щелчком мыши.

Внижней части экрана – палитра, с помощью которой можно выбирать цвет для рисования и цвет фона, а также шаблон заливки, доступные для рисования в выбранном режиме.

 И в самом низу - строка состояния.

Вспомним приемы работы с инструментами. (Слайд 12)

С помощью инструмента «перо» и «кисть» можно рисовать произвольные линии, точки и др.

Инструмент «заливка» – используется для закраски замкнутой области. Выбираем инструмент, устанавливаем курсор в выбранную область и выполняем щелчок (левой или правой кнопкой мыши).

Инструмент «распылитель» - имитирует разбрызгивание краски из баллона.

Инструменты «ластик» и «очистка цвета»– применяют для устранения ошибок. Изображение стирается протягиванием.

Геометрические фигуры рисуем с помощью инструментов «округленный прямоугольник», «прямоугольник», «эллипс», «многоугольник».Для рисования правильных фигур используем клавишу Shift.

Плавные соединительные линии рисуем с использованием инструмента «кривая».

Для копирования фрагментов рисунка используем инструменты «свободное выделение»,

«прямоугольное выделение», «эллиптическое выделение».

Отменить выполненное действие можно с помощью команды: ПРАВКА – ОТМЕНИТЬ или «Отменить действие».G:\изо =инфо\снимок7.png

После того как ваш рисунок будет закончен, сохраните его в «Папке обмена» для того, чтобы мы смогли вместе посмотреть ваши работы.  Итак, приступили к выполнению задания.

Контроль:

Учителя ИЗО и информатики совместно проводят анализ выполнения самостоятельной практической работы учащихся.

Просмотр всеми учащимися лучших эстетически выполненных работ.

Анализ допущенных ошибок (если они есть).

Оценивание учащихся.

Рефлексия:

Учащиеся выбирают одно слово на листе бумаги, характеризующее впечатление ребенка от прошедшего урока и прикрепляют его на магнит к доске.

Предлагаемые слова для рефлексии: радость, отдых, разочарование, красота, восторг, уныние, злость, грусть, веселье, опыт, умение.

Анализ и оценка урока.

Вопросы для закрепления нового материала:

1.Чему вы сегодня научились? Что нового узнали на уроке?

2. Какие образы используют мастера для создания дымковской игрушки?

3.Какие элементы декора  используются в дымковской росписи?

4.Какие новые термины узнали на уроке?

5.Какие инструменты графического редактора использовали для создания рисунка?

Домашнее задание: для работы на следующем уроке ИЗО приготовить гуашь, кисти №1, №2, №3, палитру, альбомы.

Для урока информатики приготовить информацию о графических редакторах - Paint.NET,Paint XP,TuxPaint,Gimp.

Литература и другие источники:

  1. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Г.А.Величкина, - Москва «Мозаика- синтез». -2004.
  2. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.   5 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений Н.А.Горяевой, О.В.Островской под редакцией   Б.М. Неменского. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн.     Н.М. Сокольникова. – 2-издание, Москва «Academia». – 2003.
  4. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. Л.Д.Рондели.-      М.: Просвещение, 1994.
  5. http://www.liveinternet.ru/users/3864871/post138250259
  6. http://900igr.net/prezentatsii/iskusstvo/Dymkovskaja-igrushka.files/005-Takoj-Dymkovskaja-sloboda-mesto-gde-delali-glinjanye-igrushki-byla-v.html
  7. http://dymka.teploruk.ru/article/books/nasha_derevushka.html?template=115&Image=82
  8. http://ikthelp.ru/nekotorye-priyomy-raboty-v-rastrovom-graficheskom-redaktore-8-klass


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Единство формы и декора игрушек Интегрированный урок в 5 классе по изобразительному искусству и информатике и ИКТ Учитель технологии и изобразительного искусства Гродь С.К. Учитель информатики и ИКТ Гончаренко И. В. МБОУСОШ №7 г. Североморск Мурманской области

Слайд 2

Задачи урока: Личностные : осознанно относиться к сохранению традиций народного искусства, уважать культуру народа, понимать ценность произведений декоративно-прикладного искусства. Постигать значимость отношения к собственной творческой деятельности, развивать способность к созданию художественного образа, уметь давать оценку произведениям народного искусства. Воспитание чувства патриотизма . Метапредметные (УУД): регулятивные - уметь выполнять действия по образцу. Проявлять творческую и познавательную инициативу. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные : Учить представлять результат своей работы. Формировать умение объективно и грамотно оценивать свою работу и работу других учеников. Предметные : актуализировать знания и представления о значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде; дальнейшее формирование композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения, развитие творческого воображения, пользовательских навыков учащихся (работа с мышью, клавиатурой, меню), самостоятельности и умения ставить цели, планировать свои действия и осуществлять их.

Слайд 3

Хороша игрушка расписная, Вся поет бесхитростно светла. И видна мне радость молодая Ставшего искусством ремесла.

Слайд 4

Мир дымковской игрушки – это мир сказочно нарядных, выразительных по пластике и цвету фигурок людей, животных и птиц.

Слайд 5

Дымковские игрушки родились болеет 400 лет назад в Дымковской слободе(неподалеку от современного города Киров)

Слайд 6

Дымковская слобода славилась в старину своими праздниками – ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки. Все посетители ярмарки, от мала до велика, свистели в глиняную свистульку.

Слайд 7

Дымковские глиняные игрушки составляют из отдельных частей, соединяя в определенной последовательности, затем обжигают, белят меловым грунтом на молоке и расписывают.

Слайд 8

Для росписи целесообразно использовать круглые беличьи кисти, плоские колонковые и маленькую печатку-тычок, которую можно легко скрутить из бумаги. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. печатка-тычок изготавливается для каждой краски отдельно

Слайд 9

Основные элементы дымковской росписи – это круги, линии прямые и извитые, пятна-тычки.

Слайд 10

Преемственность поколений.

Слайд 13

Использованные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ: http :// www.liveinternet.ru/users/3864871/post138250259 http:// 900igr.net/prezentatsii/iskusstvo/Dymkovskaja-igrushka.files/005-Takoj-Dymkovskaja-sloboda-mesto-gde-delali-glinjanye-igrushki-byla-v.html http:// dymka.teploruk.ru/article/books/nasha_derevushka.html?template=115&Image=82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Интегрированный урок по истории и изобразительному искусству «Их беда - наша вина» 9 класс (может использоваться как внеклассное мероприятие)

Данный урок направлен на достижение основных дидактических целей социализации личности, воспитание толерантности, патриотизма, сопереживания через использование интегративных методов метапредметных и ...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 4 классе

Воспитание у детей интереса и любви к животным, чувства доброты, эмоциональной отзывчивости...

Интегрированный урок немецкого языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме "Еда. Натюрморт."

Интегрированный урок по теме "Еда. Натюрморт" разработан для учащихся 6 класса(второй год обучения). На уроке используются информационно-компьютерных технологии, а именно компьютер и проектор, а так...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Интегрированный урок английский язык и изобразительное искусство. 7 класс. Тема "Весна"

Здесь представленны технологическая карта урока,  конспект урока, презентация....

Интегрированный урок по математике и изобразительному искусству для обучающихся 5-9 кл "Математика и мир искусства"

Данный интегрированный урок по математике и искусству посвящен математикам, которые были связаны с миром искусства: это Пифагор, Архимед, Лобачевский, Софья Ковалевская и художникам Леонардо да Винчи,...