Рабочая программа 5 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Шевлягина Ольга Валериевна

Обучающийся получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_izo_fgos.docx81.3 КБ

Предварительный просмотр:

I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 5 КЛАССЕ

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) владение основами самоконтроля, самооценки;

3) умение создавать обобщения, самостоятельно делать выводы;

4) умение создавать знаки и символы;

5)умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе;

Предметные результаты:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие наблюдательности; способности к сопереживанию, зрительной памяти, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира;

3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей (фольклорное художественное творчество разных народов);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

6) формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

Обучающийся научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; разыгрывать народные песни, сюжеты, участвовать в обрядовых действах;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА   «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 КЛАСС 35 Ч.

I раздел «Древние корни народного искусства» (9 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами. Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы.  Конструкция, декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.

 1 тема. Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер. Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце). Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2-3 тема. Убранство русской избы. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

4 тема. Внутренний мир русской избы. Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

 5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.). Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Русская народная вышивка. Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами. Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.

 7-8 тема. Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы). Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

II раздел «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно- сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек. Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

11 тема. Искусство Гжели. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью. Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

12 тема. Городецкая роспись. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи. Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

13 тема. Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

14 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. 8 Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

15 тема Истоки и современное развитие промыслов. Искусство Семикаракорской керамики. Истоки и современное развитие промысла. Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Семикаракор. Своеобразие формы и декора семикаракорской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях Семикаракорских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией. Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором Семикаракорской росписи. Материалы: пластилин, банка, стеки.

16 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту». Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку. К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

III раздел Декор – человек, общество, время. (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его 9 составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» О чём рассказывают нам гербы п. Пангоды, ЯНАО. Символы и эмблемы  в современном мире. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

17 тема. Зачем людям украшения. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д. Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями. Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

18  тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки - символы. 2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества. Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

19-20 тема. Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам. Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно - прикладном искусстве 17 века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий. 10 2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции. 3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы 17 века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».  Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

21-22 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию). Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

23-25 тема. О чём рассказывают нам гербы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Ростова и городов Ростовской области. История создания герба России, герба ЯНАО, поселка Пангоды. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. Символы и эмблемы  в современном мире. Задания: Создание гербов, эмблем по образцу (коллективная работа). Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

 26 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно - прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например,  рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

IV раздел. Декоративное искусство в современном мире. (9 ч)

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла. Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно) Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

27 тема. Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале

28-34 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража, мозаики, тряпичной куклы, вазы. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно. Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Тряпичная кукла», «Витраж», «Ваза», «Мозаика». Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

35 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции. Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Оформление школьной выставки по итогам года Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов. 2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, веревки, ленты, тесьма.

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

35 ч.

1.

Древние корни народного искусства:

   9ч:

1.        Древние образы в народном искусстве.

2.        Орнамент как основа декоративного украшения

3.        Убранство русской избы.

4.        Внутренний мир русской избы.

5.        Конструкция и декор предметов народного быта.

6.        Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.

7.        Народный праздничный костюм

8.        Народные праздничные обряды. Масленица.

1

1

1

1

1

1

21

2.

Связь времен в народном искусстве:

7 ч:

1.        Древние образы в современных народных игрушках.

2.        Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

3.        Городецкая роспись. Истоки и современное развитие промысла.

4.     Хохлома.

5.        Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

6.        Истоки и современное развитие промыслов.

7.     Роль народных художественных промыслов в современной жизни

11

1

1

1

1

1

3.

Декор - человек, общество, время:

10ч:

1.        Зачем людям украшения.

2.        Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

3.        Одежда «говорит» о человеке.

4.     Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

5.        О чем рассказывают гербы и эмблемы.

6.        Символы и эмблемы в современном обществе

7.        Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

1

2

2

2

1

1

4.

Декоративное искусство в современном мире:

9 ч:

1.        Современное выставочное искусство.

2.        Ты сам - мастер ДПИ (тряпичная кукла)

3.        Ты сам - мастер ДПИ (ваза)

4.        Ты сам - мастер ДПИ (витраж, мозаика)

5.        Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и систематизация знаний)

1

1

241

III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВЕДЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

урока

Дата

Тема урока

Основные виды учебной  

 деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Прогр.

Факт.

Предметные

Метапредметные

Личностные

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА. I четверть

1

02-06. 09

Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)

Задание: найти к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах

• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;

• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);

• умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора, использовать эти знания в практической деятельности;

• освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции;

• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в различных художественных материалах и техниках;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства.

• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью»  (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века

• умение ориентироваться  в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и Закавказья, иных регионов России;

• умение самостоятельно определять цели и задачи  в учёбе, планировать  пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала (возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства — солнце, древо, птица, конь — в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными  областями (литература, история, география);

• умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике, используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);

• умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат — художественный «ответ» — на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

•  воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;

• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;

• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Подбор иллюстраций с изображением деревянного резного узорочья русских изб.

2

09-13. 09

Убранство русской избы. Орнамент как основа декоративного украшения

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)

Задание: выполнить изображения орнамента  с учётом древних традиций, декоративные решения в нескольких вариантах

Подбор иллюстраций с изображением избы.

3

16-20. 09

Убранство русской избы. Декор русской избы

Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека.

Задание: Украшение готовых элементов декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба».

Вариант задания: Украшение (индивидуально или в группах) детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника.

Обратить внимание на декор в избе и изображение крестьянского интерьера в иллюстрациях к детским книгам, в произведениях изобразительного искусства.

4

23-27. 09

Внутренний мир русской избы

Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы.

Задание: Обобщенное изображение крестьянского интерьера.

Найти репродукции произведений искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда.

5

30-04. 10

Конструкция и декор предметов народного быта

Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре.

Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптурность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи.

Задание: Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш ).

Найти изображения орнаментов русской вышивки

6

07-11. 10

Русская народная вышивка.Образы и мотивы в орнаментах русской  вышивки.

Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Задание: Выполнить эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в иллюстрациях к детским книгам, в Интернете.

7-8

14-18. 10

21-25. 10

Народный праздничный костюм

Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания.

Задание: Выполнение эскиза народного праздничного костюма районов России.

Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

9

28.10- 01.11

Народные праздничные обряды (обобщение темы).

Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой.

Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы.

Задание: Беседа-обобщение.

Найти иллюстративный и литературный материал к теме «Народные праздники».

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ. II  четверть

10

11-15. 11

Древние образы в современных народных игрушках

Повторение «История игрушки».

Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие).

Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художественных промыслов в современной жизни.

Задание (1 урок): Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое.

Задание (2 урок): Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение).

• осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;

• знание ведущих центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной композиции;

• приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;

• приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;

• приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков.

• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность,  связанную  с  традициями;  умение  сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;

• умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;

• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;

• умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные  отношения,  распределять роли  в  соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;

• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;

• умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

• воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России, их значении в современной жизни;

• формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);

• формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;

• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;

• формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Подбор изображений народной игрушки.

Посмотреть образцы традиционных промыслов (Гжель, Городец, Хохлома и др.), найти в книгах, журналах, в Интернете познавательный материал об истории их возникновения и современном развитии.

11

18-22. 11

Искусство Гжели

Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Соотнесение изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы (соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно-синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нём или с красотой белых силуэтов птиц в синеве небес).

Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи.

Задание: Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка.

Роспись посудной формы под Гжель.

Подбор изображений гжельской посуды

12

25-29. 11

Городецкая роспись

Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла.

Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Грфически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров.

Задание: Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. Задание в рабочей тетради (стр. 15).

Подбор композиции орнамента

13

02-06.

12

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись». Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись. Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

Подумать над вопросом «Какие художественные промыслы существуют в нашей области, районе, округе.

14

09-13.

12

Искусство Жостова. Роспись по металлу.

Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов.

Знакомство с приёмами жостовского письма.

Задание: Выполнить фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов).

15

16-20.

12

Истоки и современное развитие промыслов.

Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством.

Задание:  изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором

Подготовить сообщения об одном из народных художественных промыслов.

16

23-27.

12

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Проведение беседы или занимательной викторины. «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Подготовка к викторине по темам четверти

III четверть   ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.

17

Зачем людям украшения

Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства.

Задание: Беседа

• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;

• расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;

• умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия, соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина (владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;

• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать зрительный материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;

• приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе;

• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.

• умение ориентироваться в широком зрительном материале — в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);

• приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);

• умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.

• воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;

• формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;

• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества, подготовке совместного театрализованного праздника-спектакля.

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего  общества Декор и положение человека в обществе.  

Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.

Задание на 1 урок: Выполнить  эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики.

Найти и принести иллюстрации к сказкам братье Гримм, Андерсена, Перро, графические и живописные изображения человека в костюмах разных времен и подумать кому эти костюмы могут принадлежать.

19-20

Одежда «говорит» о человеке

Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья.

Задание Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»

Найти изображение интерьера  дворца.

21-22

Коллективная работа  «Бал в интерьере дворца»

Задание: Создание панно  в технике аппликация. Использование символов  и эмблем на материале западноевропейского Средневековья

Найти  изображение гербов.

23-24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.

Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности)

Найти  изображение современных гербов.

25

Символы и эмблемы в современном обществе

Символический характер языка знаков, символическое значение изобразительных элементов и цвета в знаковой системе. Символы и эмблемы в современном обществе.

Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности)

Подготовить сообщения о гербах, знаках.

26

Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества (обобщение темы)

Обобщение полученных знаний по теме четверти.

Задание: Беседа, итоговая викторина.

Подготовиться к игре-викторине по теме четверти, а также подготовить зрительный материал.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. IV четверть

27

Современное выставочное искусство

Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ).

Единство материала, формы и декора.  Средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества.

Задание: Ориентация на проектную деятельность. Выбор места и темы для оформления интерьера школы..

• понимание места и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;

• осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;

• умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале;

• приобретение

опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментирование с материалом, цветом, фактурой; умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).

• умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества; формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;

• выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;

• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и

т. д.);

• умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.

28

29

30

31

32

33

34

Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства

Роль и возможности человека в преображении окружающего мира.

Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале.

1  Задание: выполнение тряпичной куклы.

2  Задание: выполнение декоративной вазы.

3  Задание: выполнение витража.

4. Задание: выполнение мозаики.

5  Задание: Работа над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров.

  1. Воплощение замысла в

композиционных  эскизах  (индивидуально).

  1. Воплощение замысла по лучшим

композиционным эскизам.

Учащиеся в индивидуальном режиме выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их в более крупные блоки.

3. Монтаж панно. Соединение фрагментов  в более крупные блоки.

Подобрать материалы для последующей работы.

35

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»

Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов. Технология работы с нетрадиционными материалами.  Урок – обобщение с презентацией работы.

Подготовить сообщения о декоре в жизни человека

Примечание:

Специальные условия системы оценивания для обучающихся с ОВЗ включают:

1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

- упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

- упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;

- в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;

5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

7) увеличение времени на выполнение заданий;

8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

    9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС 1 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...

Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.

Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....

Рабочая программа по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...

Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".

Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО

Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии  "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...