Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Самарская Снежана Владимировна

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования. Рассчитана на 102 учебных часа, по 34 часа, из расчета 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass.docx17.55 КБ
Файл izo_5-7_klassy_poyasnitelnaya_zapiska_izo.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Класс: 5 АБВГ

Предмет: ИЗО

Учитель: Самарская С.В.

Часов

Название темы / урока

План

Дата

12

I триместр

1 неделя

Фильм «Древние образы в народном искусстве»

2 -3

Убранство русской избы.

4

Внутренний мир русской избы.

5

Конструкция и декор предметов народного быта.

6

Традиционное жилище коренных жителей Югры(региональный компонент)

7

Виртуальная экскурсия по выставке «Русская народна вышивка»

8

Народный праздничный костюм.

9

Народные праздничные обряды.

«Связь времен в народном искусстве»

10-12

Древние образы в современных игрушках. Путешествие в гончарную мастерскую.

13

Народная кукла обских угров (региональный компонент)

11

IIтриместр

14

Народные промыслы. Городец.

15-16

Народные промыслы. Хохлома.

17

Народные промыслы. Гжель.

18

Виртуальная экскурсия «Жостовские подносы»

19

Фильм «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте»»

20

Роль народных промыслов в современной жизни. Административная контрольная работа.

 «Декор  - человек, общество, время»

21

Зачем  людям украшения.

22

Пленер «Северные фантазии» региональный компонент

23

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

24

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

12

III триместр

25

Одежда говорит о человеке.

26

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

«Декоративное искусство в современном мире»

29

Современное выставочное искусство.

30

Современное выставочное искусство. 

31

Ты сам - мастер (Витраж)

32

Виртуальная экскурсия на по выставке Традиционный  орнамент коренных жителей севера(региональный компонент)

33

Ты сам – мастер           (мозаичное панно)

34

Ты сам - мастер (Коллаж)



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 5-8 классы

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования. Рассчитана на 102 учебных часа, по 34 часа, из расчета 1 час в неделю

Цель программы- развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

•        характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;

•        раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

•        создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

•        создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

•        определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

•        создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

•        создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

•        умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

•        выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

•        владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

•        распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

•        характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

•        различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

•        различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

•        находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

•        различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

•        называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

•        классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

•        объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

•        композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

•        создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

•        простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

•        навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

•        изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

•        создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

•        строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

•        характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

•        передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

•        творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

•        выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

•        рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

•        применять перспективу в практической творческой работе;

•        навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

•        навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

•        видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

•        навыкам создания пейзажных зарисовок;

•        различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

•        пользоваться правилами работы на пленэре;

•        использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

•        навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

•        различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

•        определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

•        пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

•        различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

•        различать и характеризовать виды портрета;

•        понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

•        пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

•        видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

•        видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

•        использовать графические материалы в работе над портретом;

•        использовать образные возможности освещения в портрете;

•        пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

•        называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

•        навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

•        навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

•        навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

•        рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

•        приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

•        характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

•        объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;

•        изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

•        узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;

•        перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;

•        характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

•        узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

•        характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

•        рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;

•        называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

•        творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

•        творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;

•        творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

•        представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

•        называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

•        узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

•        характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

•        рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

•        описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

•        творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

•        анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

•        культуре зрительского восприятия;

•        характеризовать временные и пространственные искусства;

•        понимать разницу между реальностью и художественным образом;

•        представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

•        опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

•        собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

•        представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

•        опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

•        систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

•        распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

•        понимать сочетание различных объемов в здании;

•        понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

•        иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

•        понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

•        различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

•        характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

•        понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

•        осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

•        применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

•        применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

•        создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

•        создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

•        получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

•        приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

•        характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

•        понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

•        называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

•        понимать основы краткой истории костюма;

•        характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

•        применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

•        использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

•        отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

•        использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

•        узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

•        различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

•        узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

•        характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

•        раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

•        работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

•        различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

•        создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

•        работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

•        сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

•        рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

•        ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

•        использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

•        выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

•        характеризовать признаки и особенности московского барокко;

•        создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:

•        активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

•        владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

•        различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;

•        понимать специфику изображения в полиграфии;

•        различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

•        проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

•        создавать художественную композицию макета книги, журнала;

•        понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

•        активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • использовать особенности разных художественных материалов, художественных техник и осознавать их значение в создании художественного образа.

•        использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

•        создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;

•        осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

•        применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

•        работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись);

•        использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

•        характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

•        получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

•        использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  1. Содержание учебного предмета

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», в соответствии с учебным планом программа рассчитана на 35 часов. Изложение материала соответствует содержанию примерной программы, разработанной под руководством и редакцией народного художника России,  академика РАО Б.Н. Неменского.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы.

Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами; художественная фотография и видеосъемка.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

5 класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором,

с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты. Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

6 класс«Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

7 класс«Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, то есть конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся.

  1. Тематическое планирование

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Название раздела

Количество часов

1

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времён в народном искусстве

11

3

Декор- человек, общество, время

8

4

Декоративное искусство в современном мире

6

Всего

34

6 класс

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

4

Человек и пространство. Пейзаж

8

         Всего

34

7 класс

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

Тема

Количество часов

1

Художник –дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

8

2

Художественный язык конструктивных искусств

7

3

Город и человек

10

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

9

         Всего

34

8 класс

«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»

Тема

Количество часов

1

Художник и искусство театра

9

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

8

3

Фильм-творец и зритель

7

4

Телевидение-пространство культуры?

11

         Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"

разработка рабочей программа по искусству для 8 класса по программе Критская...

Рабочая программа "Искусство" для 9 класса.

Эта программа разработана для 9 класса, как элективный курс "Искусство". Я веду его на английском языке. Занятия проходят очень продуктивно и интересно....

рабочая программа Искусство (Изобразительное искусство) 5-7 классы

Рабочая Программа «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с авторской программой для общеобразовательных учреждений под редакцией  народного художника России, академика РАО и РАХ Б....