рабочая программа
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Бакланова Надежда Викторовна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_._izo.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

"Утверждаю"

                                                                Директор МКОУ школы-интерната

 _____________Гришина  М.Б.

«30» августа  2019 г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

6в класс

                                               Составила: Бакланова Надежда Викторовна

учитель первой квалификационной категории

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  под редакцией И.М.Бгажноковой, «О рабочих программах  по учебному предмету  педагога муниципального казенного общеобразовательного учреждения школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  

     Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении воспринятого. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие  положительные личностные качества  человека.

     Цели:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества способных принять активное участие в различных отраслях жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека.

5. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка.

6. Развить творческие способности учащихся.

    Задачи:

- помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность.

- показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.

- овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования.

- овладение обучающимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов процесса  воображения;

- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;

- развитие у обучающихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;

- знакомство  детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение обучающихся приёмам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной  иллюстрации,

высказывать свое отношение к  увиденному;

- воспитание у учащихся умения работать коллективно на каждом этапе в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с нарушением интеллекта, следует выделить:

- развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов - умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий  признаков и др.);

- развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного расположения предметов;

- совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

- развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность и функцию общения;

- обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;

- формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

- развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

Рабочие программы для обучающихся 5-6  классов по изобразительной деятельности составлены с учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развития его эмоционально-волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, а также исходя из накопленного (как положительного, так и отрицательного) опыта обучения этому предмету детей с нарушениями интеллекта. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

• развитие у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, людям, самому себе;

• развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства великих мастеров при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств при создании адекватных педагогических условий;

• приобщение обучающихся к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно;

• использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе;

• дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и  тяжестью дефекта).

         Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе для бесед произведения искусства можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенные в перечне произведения трудны для восприятия.

     На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения.

    Содержание программного материала для каждого класса завершается перечнем основных требований к полученным знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. С учетом разных индивидуальных возможностей умственно отсталых детей в учебной деятельности предъявляемые требования к их достижениям в изобразительном искусстве имеют различия

и обозначаются двумя уровнями.

1-й уровень: определен объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся с легкой степенью интеллектуального нарушения.

2-й уровень: для детей с большими трудностями в обучении (детей со сложным дефектом развития) предъявляемые требования снижены в плане самостоятельности их актуализации.

      Так, если учащиеся не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь учителя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода допрессовывания); для некоторых учащихся возможна поэтапная демонстрация действий учителем с последующим повторением каждого действия учащимся.

     Поэтапная помощь учителя при актуализации знаний и умений учащимися представлена в программе в виде условных обозначений (2-й уровень):

- обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применения наглядности;

- обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществить после дополнительного индивидуального показа  способа изображения, с использованием метода допрессовывания начатого учителем изображения;

- обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем, при которой учитель поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.

Содержание учебного предмета:

Программа рассчитана на 34 часа  в год (1 час в неделю).

1 четверть –8ч.

2 четверть –7ч.

3 четверть – 11 ч.

4 четверть –8ч.

Итого  -      34 ч.

Планируемые результаты освоения предмета «изобразительная деятельность» в 6в классе

Обучающиеся должны знать:

• приемы работы красками «по-мокрому» и по сухой бумаге;

• приемы замутнения цвета черным и белым;

• о существовании цветов радостных и мрачных; о соответствии определенной цветовой гаммы настроению человека, состоянию природы и т. п.;

• некоторые самые выдающиеся памятники архитектуры в Москве, родном городе;

• называние крупнейших музеев в Москве, родном городе;

• речевой материал 1-6 класса.

Обучающиеся должны уметь:

• изображать геометрические тела и объемные предметы комбинированной формы;

• использовать вспомогательные линии при изображении предмета;

• подбирать соответствующие цвета к изображаемым предметам;

• передавать объемность формы способом светотени;

• передавать объем предметов цилиндрической и усеченной конической формы, используя перспективное сокращение (круга);

• получать и использовать смешанные цвета и некоторые оттенки цвета;

• различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение;

• рассказывать, что изображено на картине, чем она понравилась;

• планировать свою деятельность в лепке, в работе над аппликацией, при изображении с натуры, в декоративной работе, рисовании на тему;

• рисовать человека, дерево, дом в сюжетной композиции;

• составлять узоры, соблюдая ритм.

Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству  в 6в  классе

Тема

Кол-

во

часов

Дата проведения

по плану

По факту

1

Лепка. Геометрические тела.

1

06.09

2

Лепка. Сказочный город.

1

13.09

3

Аппликация. Город царя Салтана.

1

20.09

4

Аппликация. Берегите лес.

1

27.09

5

Рисунок на тему: «День учителя»

1

04.10

6

Рисунок с натуры. Кастрюля, лук (карандаш)

1

11.10

7

Рисунок по представлению. Золотая осень (акварель)

1

18.10

8

Иллюстрация сказки «Маша и медведь» (акварель)

1

23.10

9

Беседа. ДПИ Полхов – Майдан (элементы росписи)

1

08.11

10

Рисование шрифта по клеточкам (карандаш)

1

15.11

11

Рисунок с натуры. Сахарница, чашка (карандаш)

1

22.11

12

Рисуем буквицы (книжная графика)

1

29.11

13

Рисуем новогодние маски (гуашь)

1

06.12

14

Рисунок по представлению. Зимний пейзаж (акварель)

1

13.12

15

Беседа. ДПИ Резьба по дереву, литьё (орнамент)

1

20.12

16

Иллюстрация сказки «Гуси – лебеди» (Дом Бабы-Яги) (карандаш)

1

10.01

17

Рисунок с натуры. Ваза, конфетница (карандаш)

1

17.01

18

Рисунок по представлению. Зима (тушь)

1

24.01

19

Беседа. Сюжетная живопись

1

31.01

20

Рисунок на тему: «День Защитника Отечества» (эскиз плаката)

1

07.02

21

Беседа. ДПИ Жостово (элементы росписи)

1

14.02

22

Рисунок на тему: «Птицы – наши друзья» (акварель)

1

21.02

23

Рисунок на тему: «Домашние и дикие животные» (карандаш)

1

28.02

24

Беседа. ДПИ Городецкая роспись (элементы росписи)

1

06.03

25,

26

Роспись по дереву на уроках труда

2

13.03

20.03

27

Симметричные рисунки (бабочка, стрекоза, жук)

1

03.04

28,

29

Рисунок на тему: «День Победы» (акварель)

2

10.04

17.04

30

Беседа. Жанры живописи

1

24.04

31

Рисунок с натуры кастрюля (карандаш)

1

01.05

32

ДПИ Павлово-Посадский платок (фрагмент)

1

08.05

33

ДПИ Павлово-Посадский платок (фрагмент)

1

15.05

34

Рисунок по представлению. «Скоро лето»

1

22.05

 Итого : 34 часа

Учебно-методическое обеспечение

1.        Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 год.

2.         Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 2014.

3.        Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 2014.

4.        Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 2013.

5.        Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве Искусство в школе. — 1993. — № 3.

6.        Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — М., 2013.

7.        Максимов, А.М. Соловьев.– М.: Изобразительное искусство, 2011, - Вып 3. – 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...