рабочая программа по изо 5 г
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Бакланова Надежда Викторовна

рабочая программа по изо 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа 5 г44.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 городского округа  Павловский Посад  Московской области

"Утверждаю"

                                                                Директор МКОУ школы-интерната

 _____________Гришина  М.Б.

«30» августа  2019 г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительная деятельность»

5г класс

                                               Составила: Бакланова Надежда Викторовна

учитель первой квалификационной категории

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

         Рабочая   программа  составлена  на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната для обучающихся с ОВЗ,  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающихся  с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская,  М.И.Шишкова,  И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната  для обучающихся с ОВЗ городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

     Изобразительное искусство - вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении воспринятого. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие  положительные

личностные качества  человека.

     Цели:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества способных принять активное участие в различных отраслях жизни страны.

2. Эстетически воспитывать детей.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность.

4. Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека.

5. Дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка.

6. Развить творческие способности учащихся.

    Задачи:

- помочь детям познавать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность.

- показать учащимся, какое обширное поле деятельности открывается перед человеком, овладевшим основами реалистического рисунка.

- овладение элементарными основами реалистического рисунка, приемами и навыками рисования.

- овладение обучающимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов процесса  воображения;

- воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;

- развитие у обучающихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;

- знакомство  детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение обучающихся приёмам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной  иллюстрации,

высказывать свое отношение к  увиденному;

- воспитание у учащихся умения работать коллективно на каждом этапе в цепи заданий для получения результата общей деятельности. Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с нарушением интеллекта, следует выделить:

- развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов - умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий  признаков и др.);

- развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного расположения предметов;

- совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

- развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность и функцию общения;

- обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;

- формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

- развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

Рабочие программы для обучающихся 5-6  классов по изобразительной деятельности составлены с учетом особенностей интеллектуального и физического развития ребенка, развития его эмоционально-волевой сферы, своеобразия формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, а также исходя из накопленного (как положительного, так и отрицательного) опыта обучения этому предмету детей с нарушениями интеллекта. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

• развитие у обучающихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, людям, самому себе;

• развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства великих мастеров при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств при создании адекватных педагогических условий;

• приобщение обучающихся к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно;

• использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе;

• дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и  тяжестью дефекта).

         Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе для бесед произведения искусства можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенные в перечне произведения трудны для восприятия.

     На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения.

    Содержание программного материала для каждого класса завершается перечнем основных требований к полученным знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. С учетом разных индивидуальных возможностей умственно отсталых детей в учебной деятельности предъявляемые требования к их достижениям в изобразительном искусстве имеют различия

и обозначаются двумя уровнями.

1-й уровень: определен объем знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся с легкой степенью интеллектуального нарушения.

2-й уровень: для детей с большими трудностями в обучении (детей со сложным дефектом развития) предъявляемые требования снижены в плане самостоятельности их актуализации.

      Так, если учащиеся не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь учителя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода допрессовывания); для некоторых учащихся возможна поэтапная демонстрация действий учителем с последующим повторением каждого действия учащимся.

     Поэтапная помощь учителя при актуализации знаний и умений учащимися представлена в программе в виде условных обозначений (2-й уровень):

- обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применения наглядности;

- обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществить после дополнительного индивидуального показа  способа изображения, с использованием метода допрессовывания начатого учителем изображения;

- обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем, при которой учитель поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.

Содержание учебного предмета:

Программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).

1 четверть –8ч.

2 четверть –8ч.

3 четверть – 10 ч.

4 четверть –8ч.

Итого  -      34 ч.

Планируемые результаты освоения предмета «изобразительная деятельность» в 5г классе

Обучающиеся  должны знать:

• речевой материал 1-4 класса;

• тёплые и холодные цвета, называть их;

• способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольниках;

фамилии некоторых художников, прославившихся в определённых видах искусства;

• способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов).

Обучающиеся  должны уметь:

• изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции;

• планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком;

• использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлостный контраст - при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке;

• сравнивать части в целой конструкции по величине;

• рисовать круг в условиях перспективы;

• использовать тень для передачи объемности предмета;

• рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов);

• изображать  фон в рисунке гуашью способом тонирования кистью;

• получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.);

• работать акварелью «По-мокрому» и по сухой бумаге.

Учащиеся должны иметь представление:

• о видах изобразительного искусства, о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников; знать фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства.

Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству  в 5г  классе

Тема

Кол-

во

часов

Дата проведения

по плану

По факту

1

Вводное занятие. (Осенний лес)

1

05.09

2

Лепка. «Мальчик с пальчик»

1

12.09

3

Лепка. Кувшин.

1

19.09

4

Лепка. Самолёт.

1

26.09

5

Рисунок на тему: «День учителя»

1

03.10

6

Аппликация. Кувшины разной формы

1

10.10

7

Аппликация. Кофейник, чашка, яблоко

1

17.10

8

Аппликация. Дома в городе

1

24.10

9

Орнамент из геометрический фигур (карандаши)

1

07.11

10

Рисунки по клеточкам (карандаш)

1

14.11

11

Рисунок по образцу. Аквариум. (белила)

1

21.11

12

Рисунок на тему : «Моя мама»

1

28.11

13

Беседа. Декаративно-прикладное искусство. Гжель (элементы росписи)

1

05.12

14

Рисунок с натуры. Куб(карандаш)

1

12.12

15

Рисунок по образцу. Ветка ели с игрушкой (акварель)

1

19.12

16

Дорисуй рисунок (симметрия) (карандаш)

1

09.01

17

Рисунок по образцу. Листок (карандаши)

1

16.01

18

Рисунок по образцу. Цветок (карандаши)

1

23.01

19

Орнамент из растительных элементов (карандаши)

1

30.01

20

Беседа. ДПИ Хохлома (элементы росписи)

1

06.02

21

Рисуем цветик-семицветик  (цветовой круг, акварель)

1

13.02

22

Рисуем контрастными цветами (силуэт, тушь)

1

20.02

23

Рисунок по образцу. Дерево. (карандаши, акварель )

1

27.02

24

Рисунок по образцу. Ветка мимозы (акварель)

1

05.03

25

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (карандаши)

1

12.03

26

Иллюстрация к сказке «Колобок» (медведь)

1

19.03

27

Рисунок с натуры. Конус (карандаш)

1

02.04

28

Беседа ДПИ Матрёшка (карандаши)

1

09.04

29

Рисунок на тему: «Космос» (акварель)

1

16.04

30

ДПИ Роспись яиц (карандаши)

1

23.04

31

Беседа. ДПИ Дымковская игрушка (элементы росписи)

1

30.04

32

Рисунок на тему: «День победы» (акварель)

1

07.05

33

Рисунок на тему: «Салют к дню Победы» (акварель)

1

14.05

34

Рисунок на тему: «Пусть всегда будет солнце» (акварель, карандаши)

1

21.05

Итого : 34 часов

Учебно-методическое обеспечение

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы : И. М. Бгажнокова, Л. В. Смирнова. - М.: Просвещение, 2014 год.
  2.  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Пейзаж. Страницы истории / авт.-сост. К. Б. Богемская. — М., 2014.
  3. Башилов Я. А. Ребенок-художник / А. Я. Башилов. — М., 2014.
  4. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты / Э. М. Белютин. — М., 2015.
  5. Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве Искусство в школе. — 2011. — № 3.
  6. Лихачев Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. — М., 2012.
  7. Максимов, А.М. Соловьев.– М.: Изобразительное искусство, 1989, - Вып 3. – 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...