Календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рагозина Татьяна Викторовна

Календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс

 

Календарно-тематическое планирование по ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_izo_5_kl.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Древние корни народного искусства (8 ч.)

1.

Древние образы в народном искусстве

Как изображать солярные знаки и древние символы в декоративно-прикладном искусстве?

солярные знаки, древо жизни, берегиня, символы

знание глубинных смыслов основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни,

умение создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.

Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

П: знаково-символические действия, создание художественных образов согласно поставленной цели; классификация

К: умение выражать свои мысли, аргументировать свою позицию

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

2.

Декор русской избы

Как нарисовать деревянный наличник окна?

народное искусство, декор, изба, резьба, наличник

понимание целостности образного строя традиционного крестьянского жилища, знать

символическое значение знаков-образов в декоративном убранстве избы, создавать эскизы декоративного убранства избы

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

ценностное отношение к культуре своего края, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

3.

Внутренний мир русской избы

Как построить перспективу комнаты с одной точкой схода?

интерьер, линейная перспектива, убранство

умение выполнять карандашный рисунок интерьера крестьянской избы  с учетом законов линейной перспективы

Р: преобразование познавательной задачи в практическую,  контроль, коррекция

П: определение объектов внутреннего пространства крестьянского дома, сопоставление, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения

К: оказание взаимопомощи в сотрудничестве, умение аргументировать свою позицию

самооценка на основе критериев успешной деятельности, умение находить национальные черты в искусстве, признание национального своеобразия

Внутренний мир русской избы

(выполнение работы в цвете)

Как выполнить интерьер крестьянской избы в цвете?

народное искусство, декор, убранство

владение навыками работы акварельными красками, создание эскиза декоративного убранства избы

Р: постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: формулирование проблемы  и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: умение участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и учителем

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа.

4-5.

Конструкция, и декор предметов народного быта и труда.

Как выполняется рисунок прялки, какими орнаментами она украшается?

народный быт, классификация ДПИ, орнамент

умение изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее, выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Р: умение применять установленные правила в решении задачи, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения 

П:  умение структурировать знания, создание художественных образов согласно поставленной цели, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: формировать собственную позицию, уметь аргументировано отстаивать свое мнение

ценностное отношение к природному миру, к культуре своего народа

6.

Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки

Как применяются национальные мотивы в орнаментах русской вышивки?

орнамент, вышивка, мотив, символика

умение создавать самостоятельные варианты орнамента  с опорой на народную традицию, владение   величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни)

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

П: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К:  умение задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, умение формулировать свои затруднения,

уважительное отношение к иному мнению.

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

7.

 Народный праздничный костюм

Как правильно выполнить рисунок народного костюма?

народный костюм, рубаха, сарафан, онучи, лапти, славянские головные уборы

умение соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением  предков,  создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы, определять последовательность действий.

П: использовать знаково-символические средства для решения задачи, установления причинно-следственных связей

К: умение ставить вопросы по данной проблеме, взаимодействие и сотрудничество

осознание значения традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народа,

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

8.

Народные праздничные  обряды..

Как правильно построить многофигурную композицию?

хоровод, гулянья, ярмарка

умение понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, выполнять построение многофигурной композиции, синтезировать на основе ранее полученных знаний новый творческий опыт

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, умение произвольно и структурировано строить речевое высказывание, создание художественных образов согласно поставленной цели

К: формировать собственное мнение, участвовать в коллективном обсуждении, умение интегрироваться в группу сверстников

уважительное отношение к труду и культуре своего народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

Связь времен в народом искусстве (8 ч.)

9.

Древние образы  в современных народных  игрушках.

Как правильно нарисовать филимоновскую игрушку?

глиняная игрушка, промысел, филимоново

умение сравнивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, осуществлять

 собственный художественный замысел, связанный с созданием  выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: задавать вопросы;

вести устный диалог

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

10-11

Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги

гжель, мазок, приемы росписи, мотив, композиция

осваивать приемы гжельского кистевого мазка, создавать композицию росписи в процессе практической творческой деятельности, уметь выполнять основные мотивы гжельской росписи

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников, контроль, коррекция

П: сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики

понимать значение промысла для отечественной культуры

12-13.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Изображение формы предмета и украшение его  орнаментом в последовательности, определенной народной традицией

Купавка,розан

иметь представление о видах Городецкой росписи, различать их, создавать композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы Городецкого  узора

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку произведениям хохломского промысла, задавать вопросы;

вести устный диалог

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций

жостово, поднос, форма, композиция, схема

знание истории развития художественного промысла, выполнение разнообразных форм подносов

Р: составлять план работы по достижению планируемого результата, преобразование познавательной задачи в практическую

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: задавать вопросы;

вести устный диалог

знание культуры русского народа, развитие чувства прекрасного через освоение художественного наследия русского народа

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет

замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка

осваивать основные приемы жостовского письма, создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческого задания

Р: выбор действия в соответствии с поставленной задачей, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

П: соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения искусства

16

Роль народных промыслов в современной жизни.

Представление промыслов поисковыми группами

сувенир, выставка, народные промыслы

различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать свою работу

понимать значение промысла для отечественной культуры

Декор, человек, общество, время (12 ч.)

17.

Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства как носители печати определенных человеческих отношений

 украшения, фараон, древняя цивилизация, орнамент, цветовой строй

понимать смысл декора как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, уметь создавать эскизы декоративных украшений с использованием этнических мотивов

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение национальных и мировых моральных и культурных ценностей

18.

Декор и положение человека в обществе.

(Декоративное искусство Древней Греции.)

Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции

меандр, орнамент, композиция

выявлять в декоративно-прикладных искусствах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов

Р:  установление причинно-следственных связей, построение логической цепи действий

П: знаково-символические действия, умение осознано структурировать знания

К: способность общаться с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность к сотрудничеству

развитие чувства прекрасного через освоение мирового художественного наследия

19.

Декор и положение человека в обществе.

(Греческая вазопись)

Особенности построения краснофигурных композиций на древнегреческих вазах

амфора, килик, роспись, орнамент, краснофигурная композиция

знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять краснофигурную композицию

Р: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, определение основной и второстепенной информации

К:эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения искусства, давать им эстетическую оценку

знание культуры древних обществ, развитие чувства прекрасного в процессе непосредственной творческой деятельности

20.

Декор и положение человека в обществе.

(Греческая вазопись)

Особенности построения чернофигурных композиций на древнегреческих вазах

амфора, килик, роспись, орнамент, чернофигурная композиция

знать особенности построения композиции орнамента на объемных предметах, умение выполнять чернофигурную композицию

Р: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик, контроль, сличение способа действий с заданным эталоном

П: анализ произведений и продуктов художественно-творческой деятельности, составление целостной композиции из отдельных элементов отдельных художественных образов

К: умение выражать свои мысли с помощью выразительных средств изобразительного искусства, способность сотрудничать с учителем и одноклассниками

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

21.

Одежда говорит о человеке.

Знакомство с искусством Средневековой Европы.

Определение основных архитектурных стилей Средневековой Европы

готика, романика, готическая роза, витраж

знать и различать основные элементы архитектурных стилей средневековья, освоить технику выполнения витража

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

22.

Одежда говорит о человеке.

Декоративное искусство Западной Европы. Костюм.

Костюм как знак положения человека в обществе

одежда, костюм, декор, статус, сословие

соотносить образный строй одежды  с положением владельца в обществе, участвовать в создании творческой работы, передавать в своей работе цветом, формой, пластикой линий стилевое содержание

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку

овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы

23.

Одежда говорит о человеке.

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».

Выполнение тематической композиции в карандаше

рыцарь, турнир, многофигурная композиция, композиционный центр, смысловой центр, линейная перспектива

умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил линейной перспективы

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

знание мировой культуры, развитие чувства прекрасного через освоение художественного и исторического наследия.

24.

Одежда говорит о человеке.

Тематическая композиция «Рыцарский турнир».

Выполнение тематической композиции в цвете

рыцарь, турнир, родовой герб, композиция, цветовой центр, воздушная перспектива

умение составлять тематическую многофигурную композицию с учетом правил воздушной перспективы

Р: оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности

П: установления причинно-следственных связей

К: умение ставить вопросы по данной проблеме, анализировать, взаимодействие и сотрудничество

усвоение мировых моральных и культурных ценностей

25-26-27.

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Освоение понятий декоративность, орнаментальность, понимание изобразительной условности искусства геральдики

герб, эмблема, геральдика

определять и называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба

Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера

К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

28.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Символы и эмблемы в современном обществе.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам

ДПИ, элементы, социум, основные признаки

размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно- прикладного искусства и его отличий от искусства крестьянского (народного)

Р: адекватная оценка собственных творческих способностей

 

П: выполнение различных аналитически-творческих заданий

К: использовать в речи новые художественные термины

усвоение национальных и  мировых моральных и культурных ценностей

Декоративное искусство в современном мире (7 ч.)

29.

Современное декоративное выставочное искусство.

Ориентирование в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства

гобелен, мозаика, витраж, литье, ковка

находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного,  декоративного и изобразительного вида деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели

К: использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством

формулирование современного понимания красоты

30.

Современное декоративное выставочное искусство. Мозаика.

Выявление характерных особенностей декоративно-прикладного искусства на примере мозаики

смальта, мозаика, мозаичное панно

выполнение графического эскиза мозаичного панно

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение. давать эстетическую оценку

овладение навыками обобщения в процессе выполнения творческой работы

31.

Современное декоративное выставочное искусство. Мозаика.

Выявление отличий современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства на примере мозаики

смальта, мозаика, мозаичное панно

выполнение мозаичного панно при помощи декоративного материала

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение современных тенденций развития искусства

32.

Современное выставочное декоративное искусство.

Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента. Типы композиций.

Современное понимание красоты мастерами декоративно-прикладного искусства

Основные типы построения орнаментальных композиций

орнамент, стиль, декор

ленточный орнамент, криуль

владеть практическими знаниями использования орнамента как декоративного украшения

знать и различать, основные типы орнаментальных композиций

Р: определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия

П: создание художественных образов согласно поставленной цели, синтез

К: умение задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Р: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

П: формулирование проблемы и самостоятельное освоение способов решения проблем творческого характера

К: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

ценностное отношение к современной культуре

понимать смысловое значение современного искусства

33-34

Современное выставочное декоративное искусство.

Виды орнамента. Типы композиций.

Колорит и ритм как основа орнаментальной композиции

колорит, ритм, композиция

уметь сочетать композицию рисунка с ритмичным расположением цветовых акцентов

Р: целополагение, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

К: участвовать в диалоге, уметь отстаивать свое мнение

усвоение современных моральных и культурных ценностей

35

Ты сам мастер ДПИ. Обобщающий урок.

Декоративное искусство в жизни человека

Использование языка декоративно-прикладного искусства в практической деятельности учащихся

Коллективная реализация разнообразных творческих замыслов

плетение, коллаж, рельеф, роспись

объем, цвет, форма, фактура

разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы

владеть практическими навыками использования формы, объема, цвета и фактуры в процессе создания декоративных композиций

Р: составлять план и  последовательность действий , контроль, коррекция своей работы и работы своей группы

П: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.

К: выражать свое личное отношение, анализировать творческие работы, участвовать в отчете поисковых групп, умение презентовать

свою работу

Р: адекватная оценка собственных творческих способностей

 

П: выполнение различных аналитически-творческих заданий

К: использовать в речи новые художественные термины

понимать значение современного искусства для отечественной культуры

усвоение национальных и  мировых моральных и культурных ценностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...