Программа творческого объединеия «РАДУГА» (Декоративная композиция)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс)

Киреева Татьяна Ивановна

Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Обращение к народному искусству  России и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Изделия, сделанные руками ребят,  могут служить украшением школьных и домашних интерьеров, школьного музея. Так же это прекрасные сувениры для подарков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskogo_obedineiyaraduga.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №2

имени кавалера ордена Мужества В.А.Шашина"

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1

от 29 августа 2016 г.

   ПРИНЯТО

на заседании   педагогического совета

Протокол № 1                          от 31 августа 2016 г.

           УТВЕРЖДАЮ

       Директор МБОУ Дорогобужская СОШ №2

                      Е.А.Брыкова

ПРОГРАММА

ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«РАДУГА»

(ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ)

2 часа в неделю – 72 часа в год

Руководитель

Киреева Татьяна Ивановна

Пояснительная записка

     Дополнительная образовательная программа «Декоративная композиция» относится к образовательной области «Искусство».

   Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.

    Обращение к народному искусству  России  и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных и домашних интерьеров. Так же это прекрасные сувениры для подарков. Одним из основных изобразительно-выразительных средств изобразительного искусства является КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio-составление, соединение) – соотношение частей художественного произведения в соответствии с какой-либо идеей, ее пластическое выражение. Главная задача композиции – создание целостного художественного образа. Декоративная композиция служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды, придает очарование вещам.

Цель программы: изучить основы декоративной композиции и помочь учащимся овладеть элементарными навыками декоративного украшения различных объектов, воспитание у детей интереса к народному искусству.

Задачи программы:

1. Образовательные:

  • систематизировать и закрепить имеющиеся знания по изобразительному искусству
  • познакомить с разнообразием композиционных приемов;
  • продолжить формирование определенных умений и навыков в работе над декоративной композицией;
  • продолжить приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов

2. Развивающие:

  • способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
  • развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность;
  • развивать воображение, художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии.

3. Воспитательные:

  • воспитывать художественную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
  • формировать понимание роли искусства в жизни людей; роль искусства в организации форм среды, в которой мы живем; окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми;
  • воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства;
  • воспитывать  самостоятельное  видение мира, основанного на освоении опыта художественной культуры.

Программа состоит из 6 частей.

  • Орнамент и цвет в декоративной композиции
  • Работа над росписью по хохломским мотивам
  • Работа над мезенской росписью
  • Роспись по стеклу
  • Роспись по ткани
  • Оформление материальной предметной среды. Творческая работа

Программа рассчитана на 72 учебных часа.

Принцип набора учащихся – по интересам.

Количество обучающихся в объединении не более 12 человек.

Способ подачи информации – репродуктивный.

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.

Методы:

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  • По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
  • По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.

Формы: индивидуальная, индивидуально-групповая, кооперативно-групповая, организационная (практическая работа, творческое задание, выставка творческих работ).

Средства обучения: репродукции, фотографии, художественные альбомы, учебники по композиции.

Психологическое обеспечение программы:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творчества учащихся в практической деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения. 

По окончании обучения учащиеся должны:

знать:

  • законы композиции: гармония, контраст, симметрия, асимметрия, динамическое равновесие, движение, статика, ритм;
  • основные принципы организации декоративной композиции;
  • композицию цветового пространства;
  • изобразительный язык стилизации;
  • графические возможности в декоративном изображении объектов;
  • традиционное крестьянское бытовое искусство;
  • знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
  • знать значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества;
  • знать разнообразие видов современного декоративного творчества, материалов, техник (роспись по стеклу, роспись по ткани)

       уметь:

  • применять знания о декоративной композиции на практике;
  • разрабатывать эскизы творческих работ;
  • выполнять учебные композиции на плоскости и в объеме;
  • выполнять декоративные картины – импровизации;
  • изготавливать декоративные поделки, картины, коллажи;
  • работать со специальной и дополнительной литературой;
  • применять правила безопасности труда;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

 Обладать базовыми компетенциями:

умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

  • для решения простейших задач;
  • для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.

Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

  • умения  самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
  • способности задавать и отвечать на вопросы;
  • умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей;
  • умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

 Коммуникативные:

  • умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
  • уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
  • умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных

Учебно-познавательные:

  • умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
  • умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
  • умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

  Оценка результативности учебных занятий.

  • Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся (устный, письменный опрос, собеседование с учащимися).
  • Текущий контроль – это оценка качества усвоения материала (творческие задания, собеседование). В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполнения творческих заданий, работ.
  • Итоговый контроль – выставка творческих работ учащихся, оформление класса, школы, своей квартиры; участие в школьных, районных, областных конкурсах детского творчества.

Примерный перечень творческих работ:

Расписные матрёшки. Разделочные доски. Декоративные панно. Волшебные шкатулки.

Разноцветные рамки. Полезные вещицы. Посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Оформление интерьера школы и т. п.

Содержание

Введение (2 ч.)

Цели и задачи курса. Общие сведения о декоративной композиции: основные принципы, цвет в декоративной композиции, декоративное изображение объектов. Охрана труда.

Орнамент и цвет в декоративной композиции. (6 ч.)

Понятие «композиция», способы размещения изображаемых объектов на формате плоскости, их взаимосвязи с учетом оптических (зрительных иллюзий), возникающих  при восприятии (равновесие, соотношение форм, ритмическая организация мотивов, доминанта – композиционный центр, явление оверлепинга и его роль в декоративной композиции, способы организации пространства). Цвет в декоративной композиции. Ахроматические и хроматические цвета. Основные признаки цвета. Одновременный световой контраст. Одновременный цветовой    контраст. Холодные и теплые цвета. Цветовой круг, как замкнутый спектр. Понятие «стилизация», переработка природной формы в различных видах декоративной композиций. Стилизация и стиль. Стилизация в орнаменте. Стилизация природных форм. Декоративная стилизация в натюрморте. Графические возможности в декоративном изображении объектов.

Работа над росписью по хохломским мотивам (10 ч.)

Рассказ о центре народного промысла - Хохломе. Два характерных приёма росписи «верховая» и «под фон». Способы выполнения элементов «верховой» росписи («травка» и «под листок»). Подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки,  роспись по дереву, закрепление росписи. Исполнение композиций с применением хохломских мотивов.

Работа над мезенской росписью (10 ч.) 

Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства. Семантическое значение традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). Способы выполнения мезенской росписи. Подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки,  роспись по дереву, закрепление росписи. Исполнение композиций с применением мезенской росписи.

Роспись по стеклу (14 ч.)

Рассказ о современных видах декоративного искусства. Роль материала в создании художественного образа вещи в декоративном творчестве. Многообразие проявлений современного искусства, взаимосвязь материала, формы и содержания. Роспись по стеклу 6- очень интересное и увлекательное хобби.  Выбор мотивов. Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. Роспись изделий.

Роспись по ткани (16 ч.)

Роспись по ткани - удивительное искусство. Батик: холодный (техника гутта) и горячий,  свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).

Оформление материальной предметной среды. Творческая работа (4 ч.)

Выполнение творческой работы по выбору: «Матрёшки», «Роспись по стеклу», «Роспись разделочной доски», «Роспись по ткани» и т. п. (осуществляется по выбору учащихся). Выбор мотивов. Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. Роспись изделий.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Беседа

Теория, упражнения

Практика

Примечание

1.

Введение

2

2

2.

Орнамент и цвет в декоративной композиции.

6

1

1

4

3.

Работа над росписью по хохломским мотивам

10

1

1

8

4.

Работа над мезенской росписью

10

1

1

8

5.

Роспись по стеклу

14

1

7

6

Роспись по ткани

16

1

1

14

6.

Оформление материальной предметной среды. Творческая работа

10

10

7.

Оформление выставки

2

Итого

72

Литература

  1. Семенова М. Мы – славяне!: издательский дом «Азбука-классика»,2007
  2. Чекалов А.К., Полунина В.А.Учебно- наглядное пособие «Русское народное декоративно-прикладное искусство».М.: Просвещение, 1973
  3. Фокина Л.В. Орнамент.- Ростов н\д : Феникс,2005
  1. Дорожин Ю.Г. Лубочные картинки Простые узоры и орнаменты–М.:Мозаика- Синтез,1999.
  2. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись.- М.: Мозаика- Синтез2003.
  3. Дорофеев А. Гжель.- М.: Мозаика- Синтез, 2004
  4. Межуева Ю.А Дымковская игрушка.- М.: Мозаика- Синтез, 2007
  5. Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись- М.: Мозаика- Синтез.1999.
  6. Искусство батика /Популярное мздание /Ред. Ивахнов. А,- М.: АСТ Внешсигма, 2001
  7. Макаров К.А. Советское декоративое искусство.- М.: Советский художник, 1974.
  8. Жегалова С.К Росписи Хохломы: Рассказ.- М.: Дет. лит., 1991
  9. Наина Вличко Русская роспись: Знциклопедия. –М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2016
  10. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения справочник: пер. с анг./Грехем Лесли Маккэлэм. М.: АСТ: Астрель,2007.
  11.  Альбом «Стекло и глина» серия «Многоликая планета», - М.: ООО «Бук Хаус»

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема, упражнения, практика

Кол-во часов

Дата

1.

Введение

2

Орнамент и цвет в декоративной композиции

2.

Краткие сведения по цветоведению

2

3.

Краткие сведения  о композиции

2

4.

Ознакомление с различными орнаментами, используемыми в росписи материальной предметной среды.

2

Работа над росписью по хохломским мотивам

5.

Изучение техники росписи хохломских мастеров

2

6.

Составление композиций с применением хохломских мотивов

2

7.

Обработка древесины

2

8.

Исполнение композиций с применением хохломских мотивов

2

9.

Лакирование готовых работ

2

Работа над мезенской росписью

10.

Изучение техники росписи мезенских мастеров

2

11.

Составление композиций с применением мезенских мотивов

2

12.

Обработка древесины

2

13.

Исполнение композиций с применением хохломских мотивов

2

14.

Лакирование готовых работ

2

Роспись по стеклу

15.

Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе

2

16.

Роспись изделий

2

17.

Роспись изделий

2

18.

Окончательная обработка изделий

2

19.

Выполнение панно «Морское дно», «Рыбки»

2

20.

Продолжение занятия

2

21.

Выполнение панно «Бабочки»

2

22.

Продолжение занятия

2

Роспись по ткани

23.

Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе

2

24.

Холодный батик

2

25.

Свободная роспись

2

26.

Узелковая техника

2

27.

Печатная техника

2

28.

Творческая работа. Эскиз, перенос рисунка на ткань

2

29.

Творческая работа.  Роспись по ткани

2

30.

Оформление работы

2

Оформление материальной предметной среды. Творческая работа.

31.

Выполнение декоративной композиции, используя основные принципы организации декоративной композиции

2

32.

Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 31)

2

33.

Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 32)

2

34.

Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 33)

2

35.

Окончательная обработка изделий

2

36

Оформление выставки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

«Развитие творческих способностей учащихся 3 класса на основе создания объемной декоративной композиции в материале. Кукла из ткани».

План- конспект открытого урока по предмету « Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 3 класса на основ...

«Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создания декоративной композиции в технике конструирования из бумаги».

Содержание урока по предмету  «Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создани...

Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» по декоративно- прикладной композиции профильной смены «Радуга» для одарённых детей на базе спортивно-оздоровительного центра имени Валентины Терешковой г. Курск

Программа творческой мастерской «Солнце в ладошках» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер...

Растительная орнаментальная композиция как инструмент в овладении основ стилизации в декоративной композиции

В статье представлен опыт преподавания основ стилизации в создании декоративной композиции на примере поэтапной разработки растительной орнаментальной композиции. Данный материал будет полезен п...

Программа творческой мастерской "Солнце в ладошках" по декоративно-прикладной композиции для одаренных детей на базе спортивно-оздоровительного центра им. Валентины Терешковой. г. Курск

Программа творческой мастерской "Солнце в ладошках" по декоративно-прикладной композиции для одаренных детей на базе спортивно-оздоровительного центра им. Валентины Терешковой. г. Курск...

Конспект открытого занятия на тему «Весна пришла, тепло принесла» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Земля моих предков» творческого объединения «Школа раннего творческого развития Радуга»

Цель: расширить и углубить знания и представления учащихся об окружающем мире Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временем года-весной, весенними ...