Рабочая программа учебного предмета по изобразительному искусству 5-8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Лахина Наталья Андреевна

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" рассчитана на учащихся  5-8 х классов  в основной общеобразовательной школе. Автор Б.М. Неменский

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2019 г.

«Утверждаю»

Директор          М.Г. Фурсова

«___» __________2019 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

5-8 классы

2019-2020 учебный год

Разработчик: Лахина Наталья Андреевна

учитель изобразительного искусства ВКК

.

        

Поселок 1 отделения с-за  «Масловский»  - 2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" рассчитана на учащихся  5-8 х классов  в основной общеобразовательной школе.

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство».

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения ООП основного общего образования с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) , авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 5-8 классы. ФГОС ООО Москва: «Просвещение», 2016год.

          Концепция   преподавания   предметной   области   «Искусство»   в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, образовательные организации), представляет собой систему теоретических положений, базовых принципов, целей, задач и рекомендаций по решению наиболее актуальных проблем, а также основных направлений совершенствования  преподавания  предметной  области  «Искусство» в образовательных организациях.

Предметная область «Искусство» в образовательных организациях направлена на      освоение обучающимися российского и мирового искусства и на овладение элементарными навыками в области искусства. Учебные предметы имеют огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно- нравственному развитию обучающихся.

В Российской Федерации как многонациональном государстве особое значение приобретает искусство, обладающее способностью опосредованно передавать духовно-нравственные, эстетические и художественные традиции, содействуя развитию художественной культуры обучающихся и ценностному восприятию произведений искусства и объектов художественной культуры.

Изучение учебных предметов в рамках предметной области «Искусство» направлено: на формирование общероссийской культурной идентичности на основе изучения  отечественного  и  мирового  искусства;  на  приобщение  обучающихся   к сфере духовной жизни общества; на развитие художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных      принципов и способности творческого освоения окружающей среды. Непрерывность и преемственность предметной области «Искусство» являются основой формирования личности,  которая знает и любит культуру своей страны и направляет свою деятельность на дальнейшее ее развитие.

Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

        Задачи:  

  • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

Предмет «Изобразительное искусство» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–8 классах в общем объеме 136 учебных часов.

Распределение учебного времени по классам выглядит следующим образом:

  • в 5 классе – 34 часа (34 недели по 1 часу), изучается блок «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», предусмотрено проведение 4 тестовых работ;
  • в 6 классе – 34 часа (34 недели по 1 часу), изучается блок «Изобразительное искусство в жизни человека» предусмотрено проведение 4 тестовых работ;
  • в 7 классе – 34 часа (34 недели по 1 часу), изучается блок «Дизайн и архитектура в жизни человека» предусмотрено проведение 4 тестовых работ;
  • в 8 классе – 34 часа (34 недели по 1 часу), изучается блок «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» предусмотрено проведение 4 тестовых работ.

Срок реализации программы – 4 года.

Принципы отбора материала

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусства, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Отношение к памятникам любого из видов искусства – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Формы текущего контроля знаний

1. Устный опрос

2. Викторины

3. Кроссворды

4. Художественно-практические задания

5. Защита проектов

Виды художественно-творческой деятельности:

•        Практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами;

•        зрительное восприятие произведений искусства;

•        эстетическое наблюдение окружающего мира.

Виды контроля.

1.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

2.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

3 Итоговый контроль - осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования. 

         Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

- Активность участия.

- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

- Развернутость, образность, аргументированность ответов.

- Самостоятельность.

- Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Критерии оценивания по изобразительному искусству

Текущая и итоговая оценка результатов деятельности школьников осуществляется по традиционной пятибалльной системе.

отлично” - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.

хорошо” - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое или практическое значение выполненной работы.

удовлетворительно”- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое  или практическое значение.

неудовлетворительно”- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа отвечает требованиям ФГОС ООО. Соотносится с действующей примерной программой по обучению изобразительному искусству.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9  классы  Москва «Просвещение» 2011.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

•        воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

•        любви и уважения к Отечеству,

•        чувства гордости за свою Родину,

•        прошлое и настоящее многонационального народа России;

•        осознание своей этнической принадлежности,

•        знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

•        усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

•        осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

•        умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

•        формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

•        развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

•        освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

•        воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

•        приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

•        приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

•        развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

•        осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности

Учебно - методический комплект для ученика 5 класс:

  1. Учебник 5класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебно - методический комплект для учителя:

1. Методическое пособие 5 класс. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека Н.А. Горяева. Под редакцией  Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2010 год.

2. Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова  Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.

3. Учебник 5 класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

4. Комплекс уроков по ИЗО 5 класс - диск СД

Учебно - методический комплект для ученика 6 кл.:

  1. Учебник 6 класс. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Л.А. Неменская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно - методический комплект для учителя:

1. Учебник 6 класс. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Л.А. Неменская. Под редакцией     Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.Методическое пособие 6 класс. Искусство в жизни человека  Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.А.Мухина. Под редакцией  Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2010 год.

3.Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8   классы. М. В. Сластникова  Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.

4. Поурочное планирование. Изобразительное искусство6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. Автор И.Н. Клочкова Волгоград: «Учитель» 2016 г.

5. Комплекс уроков по ИЗО 6 класс - диск СД

Учебно - методический комплект для ученика 7 кл.:

1. Учебник 7 класс. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека    А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно - методический комплект для учителя:

1. Учебник 7 класс. Изобразительное искусство.   Дизайн и архитектура в жизни человека    А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Планирование учебной деятельности. Изобразительное искусство. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова 7 класс. Линия УМК под редакцией Б.М. Неменского. Автор И.Н. Клочкова Волгоград: Учитель 2016 г.

3. Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова  Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.

4. Комплекс уроков по ИЗО 7 класс - диск СД

Учебно - методический комплект для ученика 8 кл.:

  1. Учебник 8 классИзобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015

Учебно - методический комплект для учителя:

  1. Учебник 8 классИзобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015
  2. Программа общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под руководством  Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011

Цели предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения  и ориентации в художественном  и нравственном пространстве культуры.

Основные задачи:

•        Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

•        Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

•        Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;

•        Развитие творческого опыта как формирование  способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

•        Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

•        Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

•        Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

•        Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки;

•        Овладение основами культуры практической работыразличными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и формирования школьной, бытовой, и производственной среды.

Сдержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

1. Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

2. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

3. Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

4. Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

5. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения – к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII–XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

6. Изобразительное искусство и архитектура России

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

7. Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

8. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII–XIX веков

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт-Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

9. Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

10. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

Обоснование изменений

Изменения в рабочей программе для 5 класса

 «Древние образы в народном искусстве»

Тема урока «Древние образы в народном искусстве» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.

 Тема урока «Убранство русской избы» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.

Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.

Тема «Народный праздничный костюм» переносится в раздел  «Декор – человек, общество, время», где проходит связь с темой «Одежда говорит о человеке».

Тема «Народные праздничные обряды» заменяется на тему: «Древние образы» урок – викторина. Эта тема необходима для проверки качества знаний учащихся. Она дает возможность детям в соревновательной форме активизировать мыслительную деятельность, укрепить уверенность в своих способностях. На этом же уроке проводится тест в письменной форме на знания материала за 1 четверть

 «Связь времен в народном искусстве»

 Добавилась тема «Мезенская роспись» вместо темы «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте». Эта тема более доступная для учащихся 5-х классов. Она расширяет представление учащихся о видах народной росписи, легко выполняется, что немало важно для укрепления уверенности ребенка в своих способностях.

Вместо темы «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» проходит урок – викторина – «Народные промыслы России», он подытоживает темы всей 2 четверти. На этом же уроке проводится тест в письменной форме на знания материала за 2 четверть.

 «Декор – человек, общество, время»

Тема «Народный праздничный костюм»  расширяет кругозор учащихся, дает информацию о русских национальных традициях, предопределяет следующую тему «Одежда говорит о человеке».  Проходит сравнение русского народного костюма  с костюмом Средневековья.

Последний урок четверти - проверочный тест на знания материала за 3 четверть. Урок  виртуальная экскурсия - «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

 «Декоративное искусство в современном мире»

Тема  «Народные промыслы родного края - воронежская матрешка» актуальна краеведческой направленностью.  Дети узнают о необычной форме матрешки, о ее костюме – он повторяет русский народный костюм, что добавляет особый колорит общему образу воронежской матрешки.

В конце четверти проводится проверочный тест на знания материала за 4 четверть. На этом же уроке обучающиеся получают полную информацию о игрушке в форме урока – экскурсия «Народная игрушка»

Тема «Повторение изученного материала» подводит итог знаниям,  полученным  за год.  В игровой соревновательной форме учащиеся проверяют  свои познания в области изобразительного искусства. Проводится выставка лучших работ по пройденным темам.

Изменения в рабочей программе для 6 класса

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

Две темы «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств» и «Художественные материалы» объединяются одним уроком. Это обосновано, как продолжение начатой беседы.

Тема Проверочная тестовая работа по итогам 1 четверти. Для получения информации как обучающиеся усваивают изучаемый материал. Урок  - игра   «Основы языка изображения» подъитоживает знания за четверть

 «Мир наших вещей. Натюрморт»

Тема урока «Реальность и фантазия в творчестве художника. Монотипия» представляется оригинальным образом. На основе образа, полученного от окрашенной нити домыслить рисунок, использовать свои творческие возможности. Соединить фантазию и реальность в единое целое.

Темы « Освещение. Свет и тень» и « Натюрморт в графике» объединены в один урок. Это обосновано тематическим единством  и продолжением изучаемого материала.

Вместо темы «Выразительные возможности натюрморта» рассматривается тема «Творчество Ильи Машкова». Это связано с информацией  о художнике, который уделял особое место в своем творчестве жанру натюрморт. Дети учатся философствовать, размышлять о простых вещах натюрморта. Проверочная тестовая работа по итогам 2 четверти как итог четверти

«Вглядываясь в человека. Портрет»

Тема «Роль цвета в портрете» требует углубленного изучения.За 1 час отведенный программой сложно в должной мере основательно выполнить работу. Надо научить школьников  смешивать цвета для показа цвета кожи, выполнять  объемное решение портрета.  

 Тема «Изображение головы в пространстве» не изучается, и это время  отдается теме «Роль цвета в портрете»

Тема «Графический портретный рисунок» требует дополнительного времени для понимания как наносить штриховку в портрете и создавать объемное решение в рисунке.

Тема «Образные возможности освещения в портрете» не изучается, это время отдается  теме «Роль цвета в портрете», так как эта тема сложная для понимания за один урок.

Тема «Великие портретисты прошлого» проводится как защита проектов обучающихся для более углубленного представления о художниках= портретистах.

В конце четверти проверочная тестовая работа по итогам 3 четверти. И объединяется с темой  «Портрет в изобразительном искусстве 20 века».

Человек и пространство. Пейзаж

Темы «Изображение пространства» и  «Правила построения перспективы. Воздушная  перспектива» объединяются, так как близки по содержанию.

Темы «Пейзаж в графике» и  «Городской пейзаж» можно объединить и создать городской пейзаж в графике.

В конце четверти проводится проверочная тестовая работа по итогам 4 четверти и года для получения представления о усвоении изучаемого материала обучающимися.

 Тема «Повторение изученного материала» подводит итог знаниям,  полученным  за год.  В игровой соревновательной форме учащиеся проверяют  свои познания в области изобразительного искусства. Проводится выставка лучших работ по пройденным темам.

Изменения в рабочей программе для 7 класса

 «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры»

Для темы урока «Буква – строка – текст. Искусство шрифта» предусмотрен дополнительный урок. Первый отводится для создания композиции из прямоугольников, линий, круга и буквы – доминанты. На следующем уроке учащиеся эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной или двух букв и символического изображения. Углубленное изучение этой темы дает учащимся совершенствовать навыки при работе со шрифтом.

На последнем уроке четверти проходит проверочный тест на знания материала за 1 четверть. Он занимает немного времени и может быть совмещен с  защитой презентаций «Многообразие форм графического дизайна»

 «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»

Проверочный тест на знания материала за 2 четверть. Он занимает немного времени и может быть совмещен с темой «Красивейшие города мира», проходит как  урок – экскурсия

 «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  в жизни человека»

Тема «Образы материальной культуры прошлого» требует большего внимания,  так как здесь изучаются разнообразные стили в архитектуре . Эта тема рассчитана на 2 урока.

Тема «Город, микрорайон, улица» создание проекта организации городского пространства, требует дополнительного урока. За 1 рок выполнить эту тему качественно невозможно. Эта тема рассчитана на 2 урока.

 Урок «Дизайн пространственно - вещной среды».

Учащимся предлагается сделать аппликацию коллаж по теме «Натюрморт. Посуда» с единым стилевым решением. Эта тема рассчитана на 2 урока.

Тема «Замысел архитектурного проекта и его осуществление» проходит как урок – защита проектов.  Вместе исследуем проблемы и достоинства современной архитектуры.

Последний урок четверти – проверочный тест на знания материала за 3 четверть. За оставшееся время проводится коллективная работа «Город будущего» в технике аппликации. В реальность воплощаются идеи современной молодежи.

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование»

Тема «Мировые шедевры ландшафтного дизайна» проходит как урок –экскурсия.

В конце четверти проверочный тест на знания материала за 4 четверть. Он занимает мало времени и совмещается с темой «Автопортрет на каждый день», проходит в форме - анализа проблемы. Обучающимся необходимо попытаться рассмотреть образы современной молодежи,  ее интересы, пристрастия, перегибы в поисках своего я.

Изменения в рабочей программе для 8 класса

1четверть

В конце четверти проверочное тестовое задание за 1 четверть. Проверка качества усвоения изученного материала

2 четверть

В конце четверти проверочное тестовое задание за 2 четверть. Проверка качества усвоения изученного материала

3 четверть

В конце четверти проверочное тестовое задание за 3 четверть. Проверка качества усвоения изученного материала

4 четверть

В конце четверти проверочное тестовое задание за 4 четверть. Проверка качества усвоения изученного материала

Технологии обучения

При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применение современных технологий:

  • Технология развивающего обучения.
  • Метод проектов.
  • Мини – проекты.
  •  Игровые технологии,
  • проблемно-диалогические технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология оценивания образовательных достижений.

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Формы контроля:

класс

Количество проверочных работ (тестовых)

5 класс

4

6 класс

4

7 класс

4

8 класс

4

Традиционные методы обучения:

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, дискуссия, лекция
Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
Практические методы: упражнения, живописные, декоративные и графические работы.

Активные методы обучения:

  • проблемные ситуации,
  • обучение через деятельность,
  • групповая и парная работа,
  • драматизация,
  • театрализация,
  • творческая игра,
  • дискуссия,
  • метод проектов,
  • метод исследовательского изучения.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающийся 5 класса научится

- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);

- создавать декоративные изображения на основе русских образов;

- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора;

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;

- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

Обучающийся  5 класса получит возможность научиться

•        активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, технологии и др.);

•        владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

•        различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.

Обучающийся 6 класса научится

- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

- творческому опыту выполнения графического натюрморта;

- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

- применять перспективу в практической творческой работе;

- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

- навыкам создания пейзажных зарисовок;

- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

- пользоваться правилами работы на пленэре;

- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте;

- осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);

- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;

- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

- различать и характеризовать виды портрета;

- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

- использовать графические материалы в работе над портретом;

- использовать образные возможности освещения в портрете;

- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

- навыкам лепки и работы с пластилином;

- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

Обучающийся 6 класса получит возможность научиться

- называть имена великих русских живописцев XVIII – XIX веков;

- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства русских художников XVIII – XIX веков;

- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

Обучающийся 7 класса научится

- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

- понимать сочетание различных объемов в здании;

- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;

- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

-характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

- работать над проектом, создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

- создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами;

использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

- характеризовать признаки и особенности московского барокко;

- создавать разнообразные творческие работы в материале.

Обучающийся 7 класса получит возможность научиться

- понимать специфику изображения в полиграфии;

- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

- проектировать обложку книги, открытки;

- создавать художественную композицию макета книги, журнала;

- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

-  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

- использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной композицией.

Обучающийся 8 класса научится

- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

- культуре зрительского восприятия;

- характеризовать временные и пространственные искусства;

- создавать дизайн-проекты;

- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

- создавать разнообразные творческие работы.

Обучающийся 8 класса получит возможность научиться

- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; различать особенности художественной фотографии;

- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

- понимать изобразительную природу экранных искусств;

- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- различать понятия: игровой и документальный фильм;

- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

- понимать основы искусства телевидения;

- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

Содержание тем учебного предмета

Изобразительное искусство 5 класс

 Декоративно – прикладное искусство в жизни человека

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

 «Древние образы в народном искусстве»

«Убранство русской избы»

«Внутренний мир русской избы»

«Конструкция и декор предметов народного быта»

Проверочный тест на знания материала за 1 четверть. Урок  викторина - «Древние образы»»

СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

«Древние образы в современных народных игрушках»

«Искусство Гжели»

«Городецкая роспись»

«Хохлома»

«Жостово»

«Мезенская роспись»

Проверочный тест на знания материала за 2 четверть. Защита проектов. «Народные промыслы России»

ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ

 «Зачем людям украшения»

«Украшение в жизни древних обществ»

«Народный праздничный костюм»

«Одежда «говорит» о человеке»

«О чём рассказывают гербы и эмблемы»

Проверочный тест на знания материала за 3 четверть. Урок  экскурсия - «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

«Современное выставочное искусство»

«Ты сам – мастер. Коллективное панно»

«Ты сам – мастер. Витраж»

«Народные промыслы родного края - воронежская матрешка»

Проверочный тест на знания материала за 4 четверть. Урок - экскурсия «Народная игрушка»

«Повторение изученного материала»

Изобразительное искусство 6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

«Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы».

«Рисунок - основа изобразительного  творчества».

«Линия и ее выразительные возможности».

« Пятно как средство выражения».

« Цвет. Основы цветоведения»

« Цвет в произведениях живописи»

«Объемное изображение в скульптуре»

Проверочная тестовая работа по итогам 1 четверти. Урок - игра «Основы языка изображения»

«Мир наших вещей. Натюрморт»

 «Реальность и фантазия в творчестве художника. Монотипия»

«Изображение предметного мира – натюрморт».

«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира».

« Изображение объема на плоскости и линейная перспектива».

«Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике».

«Цвет в натюрморте»

Проверочная тестовая работа по итогам 2 четверти. Урок – экскурсия «Творчество Ильи Машкова»

«Вглядываясь в человека. Портрет».

 «Образ человека - главная тема  в искусстве».

«Конструкция головы человека и ее основные пропорции».

«Портрет в скульптуре».

«Графический портретный рисунок».

«Сатирические образы человека».

 « Роль цвета в портрете».

Защита проектов «Великие портретисты прошлого»

Проверочная тестовая работа по итогам 3 четверти. Урок – экскурсия «Портрет в изобразительном искусстве 20 века»

«Человек и пространство. Пейзаж»

«Жанры в изобразительном искусстве».

«Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная  перспектива».

«Пейзаж – большой мир»

« Пейзаж – настроение. Природа и художник».

«Пейзаж в русской живописи»

«Пейзаж в графике Городской пейзаж».

Проверочная тестовая работа по итогам 4 четверти и года

«Повторение изученного материала»

Изобразительное искусство 7 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека

«Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

 «Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции».

«Прямые линии и организация пространства».

«Цвет – элемент композиционного творчества».

«Свободные формы: линии тоновые пятна».

«Буква – строка – текст. Искусство шрифта»

«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне».

Проверочный тест на знания материала за  1 четверть. Защита презентаций «Многообразие форм графического дизайна»

 «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств»

«От плоскостного изображения к объемному макету».

«Взаимосвязь объектов в архитектурном макете».

«Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля».

«Важнейшие архитектурные элементы здания».

«Вещь как сочетание объемов и образ времени»

«Форма и материал».

«Роль цвета в формотворчестве».

Проверочный тест на знания материала за  2 четверть. Урок – экскурсия «Красивейшие города мира»

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  в жизни человека»

 «Образы материальной культуры прошлого».

«Пути развития современной архитектуры и дизайна».

«Город, микрорайон, улица».

«Городской дизайн».

«Дизайн пространственно – вещной среды интерьера».

«Организация архитектурно – ландшафтного пространства».

Защита проектов: «Замысел архитектурного проекта и его осуществление»

Проверочный тест на знания материала за  3 четверть. Коллективная работа «Город будущего»

 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование»

«Функционально – архитектурная планировка своего жилища».

«Интерьер, который мы создаем».

Урок – экскурсия «Мировые шедевры ландшафтного дизайна»

«Дизайн и архитектура моего сада»

«Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды».

«Встречают по одежке»

Защита проектов: «Автопортрет на каждый день». Проверочный тест на знания материала за 4 четверть

Повторение изученного материала.

Изобразительное искусство 8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении

«Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах»

Изображение в театре и кино

Театральное искусство и художник.

Сценография - особый вид художественного творчества.

Сценография - искусство и производство.

Костюм, грим и маска, или магическое "если бы"

Художник в театре кукол

Спектакль- от замысла к воплощению..

Проверочное тестовое задание за 1 четверть. Повторение изученного материала  

 «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий»

Фотография-новое изображение реальности.

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать

Вещь: свет и фактура.

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Операторское мастерство фотопортрета.

Искусство фоторепортажа.

Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.

Проверочное тестовое задание за 2 четверть. Повторение изученного материала  

«Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?»

Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художественное творчество в игровом фильме.

Азбука киноязыка.

Фильм - "рассказ в картинках".

Воплощение замысла

Чудо движения: увидеть и снять

Искусство анимации

Живые рисунки на твоем компьютере

История и специфика рисованного фильма.

Проверочное тестовое задание за 3 четверть. Повторение изученного материала  

«Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель».

Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества.

Видеоэтюд  в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.

Современные формы экранного языка.

Роль визуально – зрелищных искусств в жизни общества и человека

Искусство – зритель – современность. Проверочное тестовое задание за 4 четверть

Повторение изученного материала

        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс

Название темы

Количество часов

Древние корни народного искусства

8

Связь времен в народном искусстве

8

Декор - человек, общество, время.

10

Декоративное искусство в современном мире

8

Всего

34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс

Название темы

Количество часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека. Портрет

10

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

Всего

34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс

Название темы

Количество часов

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

8

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

10

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.  Образ жизни и индивидуальное проектирование»

8

Всего

34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

Название темы

Количество часов

«Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах»

8

«Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий»

8

«Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?»

10

«Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель»

8

Всего

34 ч.

Учебно – методическое обеспечение

Раздаточный материал:

  1. Образцы украшений – из журналов
  2. Шаблоны по теме: «Украшения»
  3. Обертки от шоколада с изображениями девушек в русских народных костюмах
  4. Русский народный костюм
  5. Образцы орнаментов
  6. Хохломская роспись
  7. Городецкая роспись
  8. Дымковская игрушка
  9. Сатирические образы
  10.  Животные
  11. Птицы
  12. Прически
  13. Портрет человека
  14. Пропорции тела человека
  15. Обертки от шоколада с изображениями девушек в русских народных костюмах

Наглядный материал

  1. Демонстрационный материал: Альбом «Гжель»
  2. Демонстрационный материал: Альбом «Городец»
  3. Демонстрационный материал: Альбом «Хохлома»
  4. Демонстрационный материал: «Русский народный костюм»
  5. Таблица «Птицы»
  6. Матрешка
  7. Глиняный кувшин
  8. Кружка
  9. Чайник
  10.  Декоративный сосуд
  11. Сахарница
  12.  Деревянные ложки – роспись хохлома
  13.  Рушник с вышивкой
  14.  Геометрические тела (цилиндр, призма, куб, конус)

Материально – техническое обеспечение

Учебные презентации для 5 кл

1. Гжель

2. Декор и украшения

3. Древние образы

4. Интерьер избы

5.Греческие вазы

6. Деревянное зодчество

7.  Матрешка

8. Греция и дизайн

9. Городецкая роспись

10. Мезенская роспись

11. Древняя Греция

12. Народные промыслы России

13. Костюм эпохи Средневековья

14. Глиняная  игрушка

15. Костюм Древней Греции

16. Народные промыслы России – проверка знаний

17. Городецкая роспись

18. Хохломская роспись

19. Дымковская игрушка

20. Витраж

21. Национальный костюм Китая

22. Мезенская роспись

23. Герб

Учебные презентации для 6 кл

1. Эрмитаж

2. Государственная Третьяковская Галерея

3. Как современные художники передают состояние природы

4. Сатира

5. Натюрморт

6. Графический пейзаж

7. Русская пейзажная живопись

8 .Энциклопедия русской природы в пейзажах И. И. Шишкина

9. Пленэр

10. Правила линейной и воздушной перспективы

11. Изображения эмоций

12. Творчество Пабло Пикассо

13. Портрет

14. Портрет в аппликации

15. Творчество Васнецова

16. Лепка

17. Творчество Левицкого

18. Скульптура

19. Творчество Ван – Гога

20. Художники – портретисты

21. Морской пейзаж

22. Импрессионизм

23. Творчество Исаака Левитана

Учебные презентации для 7 кл

1.Петергоф

2.Эрмитаж

3. Санкт-Петербург

4. Государственная Третьяковская Галерея

5. Стили в архитектуре

6.  Музей им. Пушкина

7. Храмы и монастыри Воронежа

8.  Прически

9. Импрессионисты

11. Творчество Рериха

12.Плакат

13.Париж

14. Дисней – Лэнд

15.Прага

16. Дизайн предметов быта

17. Современная мода

18. Витрины магазинов

19. Дизайн интерьеров

20. Ландшафтный дизайн

21. Аранжировка букетов

22. Мода

23.Архитектура и дизайн.

24.Архитектура

25.Грим

26.Дизайн интерьера

27.Известные дома моды

28.История школьной формы

29.Костюм эпохи средневековья

30.Макияж

31.Натюрморт из вещей

32.Костюм Древнего Китая

33.От модерна до конструктивизма в архитектуре

34.Силуэты городов

35.Стили архитектуры 20 века

36.Стили в дизайне

37.Стили в одежде

38.Художественные символы народов мира

39.Цвет – элемент композиционного творчества

Учебные презентации для 8 кл

1.Театральное искусство и художник

2. Искусство зримых образов

3. Сценография или театрально – декоративное искусство

4 Сценография- искусство и производство

5.Тайны актерского перевоплощения

6.Театр кукол

7.Спектакль: от замысла к воплощению

8.Фотография – новое изображение реальности

Список литературы для учителя

1. Весь мир в игрушке А.И. Шмойлов, ВОИПКРО Воронеж 1998 г

2. Краткий словарь художественных терминов. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 г.

3. Народное декоративно - прикладное искусство Л.Д. Рондели, Москва «Просвещение» 1984

4. Основы рисунка. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 г.

5.  Основы живописи. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 6. Основы композиции. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 г

7. Первые шаги в мире искусства. Н. Горяева, Москва «Просвещение» 1991 г.

8. Работа с красками в школе. З. Масленникова, Ленинград 1959 г.

9. Секреты мастеров. Н. Конышева, АО «Московские учебники» Москва 2000 г.

10. Энциклопедия росписи. Н. Величко, Москва  «Росмен» 2002 г.

11. Эта звонкая сказка – гжель. В. Логинов, Москва «Сварог» 1994 г.

Список рекомендуемой литературы для учащихся

1. Основы рисунка. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 г.

2.  Основы живописи. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 3. Основы композиции. Н. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул»1996 г

Интернет ресурсы

1.www.uchitel-izd.ru

2.http://umc.ucoz.com/index/uchitelju_izo/0-10

3.http://www.bibliotekar.ru

4. http://kossosh1.ucoz.ru/rab_prog/5_kl..pdf

5. http://www.pedknigi.ru/sect/1142513.html

6.http://portall.zp.ua/?c=video&q=живопись%20акварелью%20уроки

7.https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-izo-klassi-nemenskiy-fgos-527661.html

8. http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2014/09/23/rabochaya-programma-po-izo-5-8-klass-fgos

Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/

; http://www.ed.gov.ru/;

 http://www.edu.ru/

Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.

Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru

Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/

Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.

Технические средства обучения

  1. Компьютер
  2. Мультимедиа
  3. Экран
  4. Магнитофон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству в 7 классе (УОД)

Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы Грошенкова И.А. программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронков...

Рабочая программа учебного предмета "История изобразительного искусства" 2 класс

Программа составлена на основеОСНОВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВОПИСЬ».УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО.02.УП.02. ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАРабо...

Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство)" (вариант1)

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» для учащихся 5 класса  на 2023 – 2024 учебный год.Основная ц...

Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство) для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.

Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство) для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....