Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство)" (вариант1)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Юлия Гренц

Рабочая программа в соответствии с ФАОП 2023-2024

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИСИЛЬКУЛЬСКАЯ АДАПТИВНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ»

Утверждаю

Директор КОУ

«Исилькульская школа-интернат»

____________ Ю.Ю. Колбасина

Приказ № _____ от ________ 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по предмету

«Рисование» (изобразительное искусство)

      для учащихся 5 класса

          на 2023-2024 уч. год

Составитель:  учитель                                                                                        

Ю.А. Гренц ______________

                                                                                                             

Рабочая программа  рассмотрена

на заседании  МО старших классов                                                                                              

«______» _____________2023г.,                                                                                            

 протокол № ___                                                                                            

 Руководитель МО старших классов:                                                                                                

 А. В. Третьякова ___________

Согласовано: заместитель директора              

 Н.Б. Дудко _________________

I. Пояснительная записка.

            Рабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» предназначена для учащихся 5 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;
  • Программа воспитания КОУ «Исилькульская школа - интернат».
  • Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

            Рабочая программа по рисованию (изобразительному искусству) для 5 класса разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» (I-IV и дополнительный классы) предметная область «Искусство» и ориентирована учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, «Изобразительное искусство» 5 класс.  Авторы: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2021.

       Цель рабочей программы – всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
  • расширение художественно-эстетического кругозора;
  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
  • обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
  • обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента, применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
  • воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
  • коррекция познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • коррекция ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
  • развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении деятельностного, дифференцированного и индивидуального подхода, на основе широкого использования предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. При проведении уроков рисования (изобразительного искусства) предполагается использование следующих методов:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, инструктаж;
  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр, образцы аппликаций, рисунков, творческих работ, макеты, пооперационные карты, картины художников;
  • предметно – практические – графические упражнения, конструирование, составление аппликации, работа в альбоме, составление композиции.

В рабочей программе для 5 класса по рисованию предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по рисованию в 5 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 5 класса по 5-балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить продемонстрированные учеником, с оценками типа:

Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;

Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно    выполняют от 35% до 50% заданий.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Результаты оценки достижений предметных результатов дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

        В ходе реализации программы «Рисование» в 5 классе так же проводится диагностика всех групп базовых учебных действий, которая отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы.  Она состоит из двух этапов (стартовый – сентябрь, итоговый – май).

         Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.

         Рисование как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение, оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует формированию личности учащегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучение рисованию учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организовано на практической и наглядной основе.

Рабочая программа в 5 классе по рисованию включает следующие разделы:

  • Обучение композиционной деятельности.
  • Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
  • Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.
  • Обучение восприятию произведений искусства.

Обучение композиционной деятельности.

Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами.

Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.

 Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. 

Закрепление понятий: "предмет", "форма", "фигура", "силуэт", "деталь", "часть", "элемент", "объем", "пропорции", "конструкция", "узор", "орнамент", "скульптура", "барельеф", "симметрия", "аппликация".

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок.

Понятия: "цвет", "спектр", "краски", "акварель", "гуашь", "живопись".

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо - примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка).

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства.

Примерные темы бесед:

"Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров".

"Виды изобразительного искусства". Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.

В процессе обучения рисованию учащиеся рисуют, составляют аппликацию, лепят, знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, образцы несложных рисунков, а также различные игрушки. Подбираемый к урокам материал доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечает их интересам. На каждом уроке предусмотрена работа по обогащению словаря и развитию речи.  Также на уроках рисования используется разнообразный игровой и графический материал, осуществляется работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание отведено совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

     Основной формой организации процесса обучения по предмету «Рисование» является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Все уроки проводятся в занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки. Подбираемый к уроку материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся по содержанию и отвечать их интересам.

     Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в модуль «Школьный урок» Программы воспитания КОУ «Исилькульская школа-интернат» предполагает его организацию с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников, задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

      Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных историй, поступков и ситуаций организуется путём проведения единых тематических уроков в образовательных областях: математика, язык и речевая практика, естествознание, человек и общество, искусство, технология.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» включается материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий.

На данных уроках рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа по формированию ценностного отношения к труду, пониманию его роли в жизни человека и в обществе; по развитию интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Рисование (изобразительное искусство)» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Telegram) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.  

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.  Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал.  Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.  

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

•        образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

•        ЯндексУчебник;

•        ЯКласс;

•        Российская электронная школа;

•        ВК сообщество, «Наша начальная школа»;

•        ВК сообщество, «В стране выученных уроков. Начальная школа»;

•        ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ.ФГОС;

•        ВК сообщество, Дети и родители;

•        Социальная сеть работников образования nsportal.ru.

Весь учебный материал по предмету «Рисование» размещается на сайте

( https://nsportal.ru/user/1425611 ).

Продолжительность урока составляет 40 минут. С целью профилактики утомления на каждом уроке используются различные виды учебной деятельности от 5 до 7 видов. Продолжительность одного вида учебной деятельности составляет 7 – 10 минут.

На 20 минуте урока организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. На протяжении всего урока обеспечивается контроль за осанкой.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 30 минут.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане.

      Предмет «Рисование (изобразительное искусство)» входит в образовательную область «Искусство» обязательной части учебного плана для 5 классов. На предмет «Рисование» в 5 классе отведено 2 часа из основной части. Количество часов составляет в год 68 час (2 час в неделю) и регламентируется расписанием, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год.

IV. Результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
  • сформированность        адекватных        представлений        о        собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность                к        осмыслению        картины                мира,        ее         временно- пространственной        организации;        формирование        целостного,        социально

ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу обучения в 5 классе учащиеся должны знать и уметь:

Минимальный уровень:

− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;

− знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;

− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;

− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;

− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

− ориентироваться в пространстве листа;

− размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.

Достаточный уровень

− знать названия жанров изобразительного искусства;

− знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);

− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

− знать        и        применять        выразительные        средства        изобразительного искусства:                «изобразительная        поверхность»,        «точка»,        «линия»,

«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

    − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

− знать        способы        лепки        (конструктивный,        пластический, комбинированный);

− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

− следовать        при        выполнении        работы        инструкциям        учителя        или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;

−  применять разные способы лепки;

− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;

− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;

− различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

VI. Программа обеспечивает достижение учащимися 5 класса базовых учебных действий.

      1. Личностные учебные действия:

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию.

2. Коммуникативные учебные действия:

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

3. Регулятивные учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
  • пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные действия:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях).

VII. Содержание учебного предмета.

Обучение композиционной деятельности.

Внешность людей (овал лица, форма губ, носа, глаз).

Модель фигуры человека.

Дорисовывание и срисовывание фигуры человека в разных положениях.

Иллюстрация к сказке «Маша и медведь».

Размер (величина) изображений большой – маленький, высокий – низкий.

Лепка иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Лепка на плоскости – барельеф.

Животные, изображенные в скульптуре и на рисунках известных художников.

Кружка в хохломской росписи.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Натюрморт, виды натюрморта.

Натюрморт из двух предметов.

Букет в вазе и оранжевый апельсин.

Мама готовит обед на кухне.

Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки).

Богородская игрушка.

Хохломская роспись.

Животные в скульптуре (собака).

Игра – итог. «Народное искусство.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Наблюдение за признаками уходящего лета.

Рисование с натуры веточки дерева с листьями (дуб, клен).

Окраска листьев.

Зарисовка карандашом – деревья.

Деревенский пейзаж.

Городской пейзаж.

Горный пейзаж.

Открытка.

Музеи мира.

Обучение восприятию произведений искусства.

Художники пейзажисты.

Художники портретисты.

Виды портрета. Разное положение портретируемого.

Как построена книга.

Профессия художник – иллюстратор.

Виды скульптуры.

Плакат. Зачем он нужен.

Что такое музей.

VII. 1. Тематическое планирование.

П.п.

                                   Наименование    разделов

Всего часов

1.

Обучение композиционной деятельности.

22 ч.

2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

17 ч.

3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

17 ч.

4.

Обучение восприятию произведений искусства.

12 ч.

Итого:

68 ч.

        

VI. Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование»

5 класс

1 четверть (17 ч.)

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дидактическая цель урока

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Дата

планируемая

фактическая

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

1.

2.

Наблюдение за признаками уходящего лета.

Развивать умения обучающихся наблюдать за объектами с целью

последующего правдивого изображения их формы и цвета

Участвовать в беседе

Различать деревья по листьям

Наблюдать изменения цвета на листьях.

Отгадывание загадки.

Рассмотреть коллекции засушенных листьев.

Сравнивать осенних листьев по форме и цвету.

Составить план работы.

Выполнение пальчиковой гимнастики.

Выполнение динамической паузы.

Повторение правил работы с кистью и красками.

01.09

06.09

3.

4.

Рисование с натуры веточки деревьев с листьями (дуб, клен).

Учить правильно передавать форму листьев и ветки.

Анализировать объект,

Определять форму листа.

Называть особенности листьев от разных деревьев.

Определять цвет листа

Следовать поэтапному рисованию.

Выполнить динамическую паузу

Учится рисовать с натуры, соблюдая размет и форму

08.09

13.09

5.

6.

Окраска листьев.

Закрепить умения работать акварельными красками по сырой

бумаге;

Рассмотреть палитру смешения цветов.

Вспомнить технику работы по мокрому листу.

Определить какие цвета у осенних листьев.

Выполнить динамическую паузу.

Составить план работы.

Закрепить знания смешивания оттенков.

Раскрасить листья дуба, клена.

15.09

20.09

Обучение восприятию произведений искусства.

7.

Художники - пейзажисты

расширить знания школьников об

этом жанре изобразительного   искусства

Узнать новых пейзажистов и их работы.

Участвовать в беседе.

Рассмотреть картины известных художников Шишкин, Васнецов.

Анализировать картины.

Выделять цвета, повторяющиеся детали.

Учится различать виды пейзажа.

Сделать набросок картины «Мишки в лесу»

Учится рисовать основные формы без мелкой прорисовки.

1 ч.

22.09

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

8.

Зарисовка карандашом - деревья

Научить рисовать деревья с соблюдением размеров и формы

Участвовать в беседе.

Анализировать представленную таблицу поэтапного рисования.

Определять форму и размер деревьев.

Участвовать в динамической паузе

Учиться рисовать дерево (береза, елка), соблюдая пропорции.

Соблюдать размер деревьев и рисунка.

1ч.

27.09

9.

10.

Деревенский пейзаж.

Научить отличать вид пейзажа – деревенский от других.

Участвовать в беседе.

Познакомится с пейзажистами работающие в этом направлении. Анализировать картины известных художников.

Учится называть передний и задний план в картине.

Называть основные предметы и цвета.

Рисовать элементы деревенского пейзажа.

29.09

04.10

11.

12.

Городской пейзаж

Учить отличать вид пейзажа – городской пейзаж от других.

Участвовать в беседе.

Анализировать картины.

Выявить чем городской пейзаж отличается от других.

Познакомится с пейзажистами работающие в этом направлении.

Учится определять и называть передний и задний план на картине.

Учится передавать тень и объем при помощи смешивания красок.

Познакомится с понятием перспектива.

Рисовать элементы городского пейзажа.

06.10

11.10

13.

14.

Горный пейзаж

Учить отличать вид пейзажа – горный пейзаж от других.

Участвовать в беседе.

Анализировать картины.

Познакомится с пейзажистами работающие в этом направлении.

Учится определять передний и задний план картины.

Познакомится с новой техникой рисования горного пейзажа при помощи обрывания листа картона неровным краем.

Рисовать элементы горного пейзажа.

2 ч.

13.10

18.10

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

15.

Натюрморт. Виды натюрморта

Расширять представления детей о видах

натюрморта в живописи и их названиях.

Участвовать в беседе

Учится определять виды натюрморта.

Анализировать картины с изображением натюрморта.

Применять на практике ранее полученные знания о размерах и форме предметов на картине (передний и задний план)

20.10

16.

17.

Натюрморт из 2 предметов (кувшин и стакан)

Актуализировать знания и умения полученные ранее.

Определять форму размер и цвет.

Учится располагать предметы на листе в соответствие с расположением натуры на столе.

Познакомить с расположением и направлением тени на предмете и поверхности.

Закрашивать рисунок в соответствии с цветом.

Смешивать цвета для прорисовки теневого пятна на предмете.

25.10

27.10

Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование»

5 класс

2 четверть (16 ч.)

(2 часа в неделю)

1.

2.

Букет в вазе и оранжевый апельсин

Закрепить умения в изображении элементов натюрморта.

Называть составляющие натюрморта.

Выполнять задания по образцу

Различать первый и второй план.

Определять тень от предметов.

08.11

10.11

3.

4.

5.

«Мама готовит обед на кухне»

Показать, что натюрморт может быть во круг нас, в любом месте.

Участвовать в беседе

Рисовать комнату с мамой у стола

Определять овощи, посуду которые нужны для приготовления обеда

Учится располагать овощи и посуду на столе

Составлять рассказ по нарисованной картине.

15.11

17.11

22.11

6.

7.

Разные сосуды (кувшины, вазы, кубки)

Учить различать сосуды по форме.

Участвовать в беседе.

Определять части сосудов по картинке.

Учится рисовать при помощи вспомогательных линий.

Учится работать линейкой.

Учится различать сосуды по их форме

Рисовать соблюдая размеры форму сосуда.

24.11

29.11

Обучение восприятию произведений искусства.

8.

Художники - портретисты

Познакомить с работами известных художников – портретистов.

Участвовать в беседе

Познакомится с работами известных портретистов.

Учится разбивать лицо, тело человека на части для более легкого рисования.

Изучать мимику, пластику человека, передаваемую портретистами.

Анализировать картины, находить особенности жанра.

1 ч.

01.12

9.

Виды портрета. Разное расположение портретируемого.

Познакомить с видами портрета.

Участвовать в беседе.

Участвовать в детальном разборе расположения тела человека на портрете.

Познакомится с новыми словами (фронтальное, профильное).

Анализировать рисунки детей.

Рисовать портрет вид сзади.

06.12

Обучение композиционной деятельности.

10.

11.

12.

Внешность людей (овал лица,  форма губ, носа, глаз).

Учить рисовать черты лица человека.

Участвовать в беседе.

Отгадывать загадки.

Рассматривать в зеркало свои черты лица.

Находить симметричные линии лица.

Учится чертить вспомогательные линии соблюдая размеры и пропорции будущего лица.

Учится рисовать нос, губы, глаза с помощью вспомогательных линий.

Рисовать лицо человека.

3 ч.

08.12

13.12

15.12

13.

14.

15.

Модель фигуры человека

Изучить строение тела человека, сделать модель из картона.

Изучать строение тела человека.

Знакомится с расположением конечностей человека в разных позах.

Вспомнить рисование человека в 4 классе.

Определить основные места для сгибания конечностей в суставах.

Рисовать, вырезать части тела из картона.

Собрать фигуру из вырезанных частей при помощи проволоки.

20.12

22.12

27.12

16.

Дорисовывание и

срисовывание фигуры человека в разных положениях (фронтальном и

профильном)

Закрепить знания и умения по теме «Портрет»

Участвовать в беседе.

Отгадывать загадки.

Анализировать полученные ранее знания.

Вспомнить что такое положение тела в пространстве.

Познакомится с понятием «фронтальное» и «профильное».

Дорисовать и срисовать фигуру человека в разном ее расположении (фронтальном и профильном)

29.12

Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование»

5 класс

3 четверть (20 ч.)

(2 часа в неделю)

1.

Дорисовывание и

срисовывание фигуры человека в разных положениях (фронтальном и

профильном)

Закрепить знания и умения по теме «Портрет»

Участвовать в беседе.

Отгадывать загадки.

Анализировать полученные ранее знания.

Вспомнить что такое положение тела в пространстве.

Познакомится с понятием «фронтальное» и «профильное».

1 ч.

10.01

Обучение восприятию произведений искусства.

2.

3.

Как построена книга?

Познакомить со строением книги. 

Участвовать в беседе.

Отгадывать загадки.

Изучать строение книги.

Познакомить с понятием «переплет».

Рассмотреть иллюстрации в книге.

Узнать, чем связана иллюстрация и текст к которой она нарисована.

Нарисовать иллюстрацию к определенному отрывку сказки.

2 ч

12.01

17.01

Обучение восприятию произведений искусства.

4.

5.

Профессия художник – иллюстратор.

Познакомить с профессией художник – иллюстратор.

Участвуют в беседе.

Узнают кто такой художник -  иллюстратор.

Рассмотривают подробный план по составлению рассказа.

Придумают небольшой рассказ и нарисовать к нему иллюстрации.

Работают в парах.

2 ч

19.01

24.01

Обучение композиционной деятельности.

6.

7.

8.

Иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

Создать книжку с иллюстрациями.

Участвуют в беседе.

Отгадывают загадки.

Читают сказку «Маша и медведь».

Подробный разбор сказки.

Выбирают фрагмент сказки для рисования иллюстрации.

Работают в парах.

Рисуют карандашный фрагмент

Разукрашивают рисунок.

Собирают отдельные части в одну книгу.

3 ч

26.01

31.01

02.02

9.

10.

Размер (величина) изображений: большой – меленький, высокий – низкий.

Формировать умение различать размер передаваемой композиции.

Участвовать в беседе

Различать величину в рисовании картины.

Рисовать елки разной величины, на разном расстоянии.

Создание композиции.

07.02

09.02

11.

12.

Лепка иллюстрация к сказке «Маша и медведь».

Научить различать размер медведя, девочки и корзинки.

Участвовать в беседе.

Подбирать цвет для персонажа сказки.

Учится лепить фигурки соблюдая пропорцию и размеры.

Составлять композицию из слепленых фигурок.

14.02

16.02

Обучение восприятию произведений искусства.

13.

14.

Виды скульптуры.

Познакомится с видами скульптуры: круглые

(объёмные) и рельефы (скульптурные изображения на плоскости).

Участвуют в беседе.

Вспоминают кто такой скульптор и чем он занимается.

Рассматривают различные виды скульптур.

Учатся различать виды скульптуры

Находят из нескольких предметов скульптуру.

Работают в группе.

Рисуют скульптуру простым карандашом.

Работают придерживаясь плана.

21.02

28.02

Обучение композиционной деятельности.

15.

16.

Лепка на плоскости – барельеф.

Познакомится с видом скульптуры – барельеф.

Участвуют в беседе.

Вспоминают технику безопасности работы с пластилином.

Знакомится с новым словом – «барельеф»

Работают в парах

Рисуют набросок карандашом для дальнейшего создания барильефа.

Работать с пластилином для создания барельефа.

01.03

06.03

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

17.

Животные в скульптуре (Собака)

Учить создавать фигурку собаки соблюдая пропорции тела животного.

Участвуют в беседе.

Отгадывают загадки.

Подробно разбирают строение тела собаки (конечности, тело, голова)

Создают рассказ о собаке как лучшем друге.

Лепят фигурку собаки из пластилина.

13.03

Обучение композиционной деятельности.

18.

19.

20.

Животные изображенные в скульптурах и на рисунках известных художников.

Познакомить с работами В.Ватагина

Участвуют в беседе.

Рассматривают животных, попавших в красную книгу.

Знакомятся с работами В. Ватагина.

Рисуют животного из красной книги – белый медведь (эскиз).

Лепят белого медведя из пластилина.

15.03

20.03

22.03

Календарно- тематическое планирование по предмету «Рисование»

5 класс

4 четверть (13 ч.)

(2 часа в неделю)

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

1.

2.

Богородские игрушки .

Учить лепить игрушки соблюдая особенности Богородской игрушки.

Участвуют в беседе.

Знакомятся с Богородской игрушкой и ее историей.

Изучают особенности цвета и формы.

Знакомятся с новым материалом – солёное тесто.

Лепят игрушку из соленого теста.

Дают высохнуть поделке.

Раскрашивают соблюдая цвет.

03.04

05.04

Хохломская роспись

Закрепить знания о хохломской росписи.

Участвуют в беседе.

Рассматривают основные элементы и отличительные особенности хохломской росписи.

Находят в элементах симметрию.

Определяют основные цвета и оттенки для работы.

Тренируются в рисование элементов в альбомах.

Вырезают форму тарелки из черной бумаги.

Рисуют базовые элементы хохломской росписи

2 ч.

10.04

12.04

Обучение композиционной деятельности.

3.

4.

Кружка в хохломской росписи

Учить располагать повторяющийся рисунок.

Рисуют кружку соблюдая размер, форму, пропорции.

Располагают повторяющийся рисунок

Раскрашивают кружку в соответствии особенности росписи.

2 ч.

17.04

19.04

Обучение восприятию произведений искусства.

5.

6.

Плакат. Зачем он нужен?

Познакомить с искусством - плакат.

Участвуют в беседе

Работают в парах.

Знакомятся со смысловой нагрузкой плаката.

Знакомятся с некоторыми художниками.

Создают проект плаката

Рисуют плакат «Миру Мир»

24.04

26.04

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

7.

8.

Открытка.

Познакомить с видом искусства – открыткой.

Участвуют в беседе.

Знакомятся с открыткой (маленькой картинкой).

Рассматривают старые и современные открытки.

Работают в группе.

Создают эскиз картинки на открытку.

Рисуют картинку формата открытки.

03.05

08.05

Обучение восприятию произведений искусства.

9.

10.

 Что такое музей.

Посетить виртуальный музей «Третьяковская галерея».

Участвуют в беседе.

Знакомятся с видами музеев.

Посещают виртуальный музей.

Рассматривают известные картины и рамы в которых они находятся.

Определяют размер рамы для работы.

Создают раму для картины из пластилина.

Выбирают картину из альбома для выставки.

Оформляют картину в раму.

10.05

15.05

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

11.

12.

Картины музеев мира.

Познакомится с работой музеев

Участвуют в беседе.

Знакомятся с самыми известными картинами.

Работают по плану.

Находят в передний и задний план в картинах.

Делают набросок картины.

Рисуют картину похожую на выставочную.

2 ч

17.05

22.05

13.

Игра – итог. «Народное искусство.

Повторить пройденный материал.

Участвуют в беседе.

Отгадывают загадки.

Работают в группах.

Рисуют.

Лепят.

Делают выставку.

24.05

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

 

Освоение учебного предмета «Рисование» в 1 классе предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • магнитная доска;
  • наборы геометрических фигур;
  • демонстрационные карточки «Мир животных»;
  • демонстрационные карточки «Животные»;
  • демонстрационные карточки «Птицы»;
  • демонстрационные карточки «Птицы домашние»;
  • демонстрационные карточки «Овощи»;
  • демонстрационные карточки «Насекомые»;
  • демонстрационные карточки «Ягоды лесные»;
  • демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;
  • демонстрационные карточки «Фрукты»;
  • демонстрационные карточки «Цветы»;

Технические средства обучения

  • компьютер;
  • ноутбук ICL RAYbook (nb2946);
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
  • интерактивная доска;
  • интерактивный комплекс;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по изобразительному искусству.

Модели и натуры

  • гербарии;
  • муляжи;
  • репродукции картин.

Учебно – практическое оборудование

  • альбомы;
  • тетради в клетку;
  • простые и цветные карандаши, акварельные краски;
  • ластик;
  • шаблоны геометрических фигур;
  • шаблоны предметов (яблоко, огурец, груша и т.д.).

Для реализации программного содержания используются следующие

учебные  пособия:

Учебно – методическая литература:

1. Программы для 5-7 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Автор: М.Ю.Рау. Под редакцией И.М. Бгажноковой - М.: Просвещение, 2011.

2. Емельянова Т. Энциклопедия рисования.

3. С.Корнилова, А.Галанов.  Уроки изобразительного искусства (для детей 5-9 лет). Айрис-пресс рольф, Москва, 2000.

Литература для учащихся.

1.«Изобразительное искусство», 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  Авторы: М.Ю. Рау,  М.А. Зыкова –3 - изд. – М.: Просвещение, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»

Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 5 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 5 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для 6 класса и календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для 6 класса составлена в соответствии с нормативной правовой базой в области образования......

Рабочая программа по предмету "Рисование (изобразительное искусство)" (вариант1)

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Рисование (изобразительное искусство)» для учащихся 5 класса  на 2023 – 2024 учебный год.Основная ц...