Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6  классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских .  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный  компонент. 5-7 класс». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.deyat-t_iskusstvo_yugry_6b.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6  классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских .  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный  компонент. 5-7 класс». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Основная цель программы внеурочной деятельности «Искусство Югры» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчеством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  1. Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
  2. Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
  3. Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

        Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в  регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине. Программа  рассчитана на два года обучения. В шестом классе 35 часов (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).

  1. Планируемыерезультаты освоения  курса«Искусство Югры»

В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

                Личностные универсальные учебные действия:

-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину,  любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

- эстетические потребности, ценности и чувства

- эмпатия,как понимание чувствдругих людей и сопереживание им.

                Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

                Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

                Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2.Содержание курса внеурочной деятельности  (с указанием форм организации и видов деятельности)

6класс

1.Многообразие форм и средств изображения предметного мира.(3 часа)

Птицы Севера.

Орнамент на колыбели.

Священные птицы обских угров

2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве. (4 часа)

В тайге и на реке моя работа.

Дары сурового края.

Таежный урожай.

Таежный урожай.

3. Народное искусство – источник вдохновения (6 часов)

Тучан и ее секреты.

Тучан и ее секреты.

Керамика старожилов Тобольского Севера.

Северная фантазия.

Северная фантазия.

Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.

4. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции (1час).

Напевы о Югре.

5. Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях и изобразительном искусстве. (3 часа)

Северное сияние.

Северное сияние.

Северное сияние.

6. Народный костюм России как культурное достояние народов мира. (8 часов)

Нюплуева шуба.

Нюплуева шуба.

Головные уборы и обувь обских угров.

Головные уборы и обувь обских угров.

Украшения в культуре народов Севера.

Украшения в культуре народов Севера.

Одежда как отражение национальной традиции.

Одежда как отражение национальной традиции.

7. Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры. (2 часа)

Разноликий хоровод.

Разноликий хоровод.

8. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. (4 часа)

Олененок быстроногий.

Олененок быстроногий.

Живая зябь.

Живая зябь.

9. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения христова. (2час)

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве. (2 часа)

Поле зыблется цветами.

Радость моя, земля.

3.Тематическое планирование

Тип урока

Тема беседы и творческой работы

Модули программы.

Виды изобразительной деятельности: материалы (М)

Количество часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

Урок изобразительного творчества

Птицы Севера.

Анималистический жанр. Искусство художника-анималиста и особенности работы в этом жанре. Особенности графической и живописной манер художников в передаче очертаний птиц и животных, причудливости и изысканности форм, контрастови нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композиционных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Выполнение с натуры этюда северных птиц. Композиционные поиски, выбор живописных и графических приемов в выражении собственного впечатления (линия, пятно, штрих, лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления.

Модуль №1.

Многообразие форм и средств изображения предметного мира.

М.: карандаши, уголь, мелки, акварель, гуашь, бумага

1

2

Урок народного декоративного творчества

Орнамент на колыбели.

Священные птицы Югры. Сравнение изображений птиц в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм вдекоративные: упрощения строения птицы, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие трансформации формы в искусстве обских угров. Изображение птиц на бересте в технике процарапывания. Выполнения эскиза декоративной формы с использованием приемов стилизации птиц на основе натуральных зарисовок и традиционных орнаментальных решений обских угров

Модуль №1.

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. М.: акварель, бумага, гуашь

1

3

Урок народного творчества.

 Священные птицы обских угров.

Образ глухарки на изделиях народных мастеров и в произведениях художников. Выполнение в технике граттаж или материале декоративной формы с использованием приемов стилизации птиц на основе натуральных зарисовок и традиционных орнаментальных решений обских угров (макет колыбели, круглое панно, подвеска и т.д.)

Модуль №1.

Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира.

М.: акварель, бумага, гуашь, тушь, воск, береста

1

4

Урок графики

В тайге и на реке моя работа.

Зарисовки фигур промысловиков (рыбаков, охотников). Традиционные виды рыбалки и охоты обских угров. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника труда.

Модуль №2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

М.: по выбору обучающихся

1

5

Урок графики

Дары сурового края.

Зарисовки фигур сборщиков ягод, кореньев, трав, шишек. Осенины – цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, в тайге, со сбором дикоросов, с уборкой урожая. Зарисовки женских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих труд сборщиков.

Модуль №2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

М.: по выбору обучающихся

1

6-7

Уроки изобразительного творчества

Таежный урожай.

Создание тематической многофигурной композиции. Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященный труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра. Выбор сюжета на темы: «Дары сурового кря», «В тайге», «Последние ягоды», «Таежные урожай». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете

Модуль №2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве.

М.: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др.

2

8

Урок народного творчества.

Тучан и ее секреты.

Изучение яркого самобытного прикладного искусства коренных жителей Югры. Его связей с хозяйственной жизнью, бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Произведения народного декоративно-прикладного искусства как неотъемлемая часть материальной культуры прошлых лет и нынешних дней, местные этнические и национальные особенности. Выполнение эскиза сумки для рукоделия. Конструирования ее формы, раскрой деталей

Модуль№3.

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: карандаши, цветная бумага, сукно, мех, бисер, нитки, подвески и т.д.

1

9

Урок народного творчества.

Тучан и ее секреты.

Традиционные мешки и сумки, используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок – полуовальная, вертикально и горизонтально вытянутая. Различные приемы декорирования: орнаментация, чередование темных и белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, металлические подвески, нашивки. Техника меховой мозаики. Центральная розетка и орнамент ленточного типа с синонимией фона и узора

Модуль№3.

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: карандаши, бумага, мех, бисер, нитки, подвески и т.д.

1

10

Урок народного творчества.

Керамика старожилов Тобольского Севера.

История керамического промысла на тобольском севере, его особенности орнаментальных композиций древнего искусства. Применение орнаментального декора в декоративном искусстве. Зарисовки-повтор отдельных мотивов. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением мотивов. Древняя керамика – память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных сосудов современными художниками-керамистами

Модуль№3.

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: простой карандаш, бумага, кисть, гуашь, тушь.

1

11-12

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования

Северная фантазия.

Создание декоративной вазы. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Проектирование объекта(вазы). Конструирование современной формы керамического сосуда (на основе вспомогательных готовых форм – пластиковых упаковок) и его декор. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту.

Модуль№3

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: пластиковые упаковки (бутылки различных форм, пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть

2

13

Урок изобразительного творчества

Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.

Роль деревьев в жизни коренного населения Югры, укладе их отношений с природой. Знакомство с мифами и легендами северных народов о деревьях. Изучение особенностей строения деревьев нашего региона и приемов их изображения.

Модуль№3

Народное искусство – источник вдохновения.

М.: простой карандаш, мелки, уголь, кисть, гуашь, тушь, бумага

1

14

Урок диалог об искусстве

Напевы о Югре.

Изучение творчества, поэтов, музыкантов, сказителей, пейзажистов нашего края. Праздник народного творчества, посвященный родному краю. Синкретизм в искусстве.

Модуль №4

Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции

1

15

Урок графики

Северное сияние.

Создание пейзажной композиции. Северная природа  и архитектура – памятник величайшему мастеру, народной мудрости и н духу. Своеобразие северной природы и архитектуры в разных регионах России. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных элементов пейзажа с учетом региональной специфики. Выполнение эскиза.

Модуль№5.

Человек и среда его обитания в их взаимо-проявлениях и изобразительном искусстве. М.: карандаши, гуашь, мелки, фломастеры, бумага

1

16-17

Уроки живописи

Северное сияние.

Создание пейзажной композиции (колористическое решение). Поэтичность северного пейзажа в разные времена года, своеобразие цветного решения зимних пейзажей Югорского края  в произведениях пейзажистов. Поиск выразительного цветового решения

Модуль №5

Человек и среда его обитания в их взаимо-проявлениях и изобразительном искусстве. М.: гуашь, акварель, бумага

2

18-19

Урок народного творчества.

Нюплуева шуба.

Традиционная зимняя одежда обских угров. Народный костюм в зеркале истории. Эстетика зимней национальной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое традиционной зимней одежды северных народов. Зарисовки по описанию и с натуры зимней национальной одежды по выбору. Конструктивные особенности зимней одежды обских угров.

Модуль№6

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: простой карандаш, гуашь, кисть, тушь, бумага

2

20-21

Урок народного творчества.

Головные уборы и обувь обских угров.

Характерные черты традиционной обуви и головных уборов обских угров. Зарисовки по  описанию и с натуры национальных головных уборов и обуви по выбору. Конструктивные особенности головных уборов и обуви обских угров.

Модуль№6

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: простой карандаш, гуашь, кисть, тушь, бумага

2

22-23

Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования

Украшения в культуре народов Севера.

Символика украшений. Изначальное предназначение национального украшения – функции оберега и амулета. Ювелирное изделие как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца. Место и значение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. Разработка и моделирование украшений для ансамбля национального костюма. Создание эскизов и вариантов изделий (браслет, пояс, нагрудное украшение), исполняющее функцию оберега. Выполнение изделия в материале по разработанным проектам  

Модуль№6

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: береста или ее имитация, бисер, бусинки, шерстяные нитки, фольга.

2

24-25

Урок народного творчества.

Одежда как отражение национальной традиции.

Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покроя народного костюма. Характерные черты традиционного костюма обских угров. Народный костюм в зеркале современной моды. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору. Конструктивные особенности народной одежды.

Модуль №6

Народный костюм России как культурное достояние народов мира.

М.: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или  тонированная бумага

2

26-27

Уроки декоративного творчества. уроки скульптуры

Разноликий хоровод.

Фольклорный фестиваль – праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ. Вариант1. Разработка коллективной композиции на одну из тем: «На фольклорном фестивале», «Музыкант» и т.д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита. Вариант2. Лепка рельефной плакетки и составление единой фризовой композиции для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику.

Модуль№7

Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры.

М.: цветной пластилин, коробочка – форма плакетки (картон), стеки.

2

28-29

Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования

Олененок быстроногий.

Изготовление щепной игрушки. Символ оленя в народной игрушке. Игрушка из дерева –древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский север – родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птицы, оленя – синтез мифологических представлений, легенд, сказок, поверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушек с декором, материалом, технологией изготовления. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта.

Модуль№8

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.

М.: щепа, резак, плотная бумага белая или тонированная (бежевых оттенков), ножницы.

2

30-31

Уроки живописи

Живая зябь.

Пейзаж в половодье. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина – бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов. Работа над композицией.

Модуль№8

Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве.

М.: акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага белая или тонированная. Выбор художественных материалов, приемов письма, соответствующих задуманному сюжету.

2

32-33

Уроки живописи

«Как мир хорош в своей красе нежданной…»

Пасхальный натюрморт. Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства.Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы. Примерный перечень произведения искусства: живопись – Д.Моранди.  «Натюрморт»; И.Машков. «Московская снедь. Хлебы»; Л. Большакова. «Пасхальный натюрморт»; архитектура – Новоиерусалимский и Воскрсенский соборы; народное и декоративно-прикладное искусство – пасхальные яйца – ювелирные произведения Фаберже; пасхальная открытка; музыка – С. Рахманинов. «Светлый праздник».

Модуль №9.

Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения христова. М.: гуашь, акварель, цветные мелки белая или тонированная бумага и др. (по выбору обучающихся)

2

34

Урок графики

Поле зыблется цветами.

Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается»

Модуль №10.

 Весеннее многообразие природных форм в искусстве.

М.: карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага, белая или тонированная

1

35

Урок декоративного творчества

Радость моя, земля.

Создание коллективного панно «Земля пробуждается». Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы. Выполнение мотива для декоративной трансформации, создание декоративного образа на основе зарисовок предыдущего урока. Компоновка отдельных мотивов в единую композицию

Модуль №10.

Весеннее многообразие природных форм в искусстве.

М.: тушь, перо, фломастеры, цветные мелки, бумага, белая или тонированная

1

Итого:

35

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...