программа внеурочной деятельности "Лучики в ладошках"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

программа курса внеурочной деятельности для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа ВД "Лучики в ладошках"43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности научно-педагогической направленности «Лучики в ладошках» для учащихся 8-10 лет

(в условиях реализации ФГОС).

Автор программы:

Шевчук Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОКШ №4»г.Нефтеюганска

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательной деятельности, направленная на удовлетворение учащихся в содержательном досуге и социализацию школьников (в соответствии с ключевыми понятиями ФГОС начального общего образования).  Внеурочная деятельность является важной составляющей работы школы в рамках развития потенциальных креативных возможностей и самореализации детей.

Программа «Лучики в ладошках» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению- учебно-познавательной; по форме организации- групповой с учетом индивидуальных маршрутов; по времени реализации – долговременной.

Изучение данного курса актуально в связи с новой образовательной концепцией, в которой на первый план выходит творческий тип развития личности.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью, так как дети смогут применять полученные знания и практический опыттворческой и социально-преобразующей деятельности для дальнейшего самосовершенствования.

Социальный аспект актуальности программы внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» определяется тем, что она направлена на создание условий для саморазвития, самовыражения учащихся, проявление ими своих способностей, что соответствует ключевым идеям федерального проекта «Успех каждого ребенка» (в рамках национального проекта «Образование», 2018).

Программа учитывает концептуальные основы нормативных документов федерального уровня:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7.05.2018г.
  • Концепция национального проекта «Развитие образования» (2018).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р)
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493)
  • Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учет основных требований ФГОС НОО.

Программа содержит основные требования ФГОС НОО(утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, с изменениями от 31 декабря 2015 года) в части организации внеурочной деятельности. В частности, она направлена на «формирование общей культуры, духовно-нравственное развитие учащихся, создание основы для самостоятельной реализации творческих способностей, саморазвития и самосовершенствования».

В соответствии с ФГОС НОО в методологическую основу программы внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» легли фундаментальные исследования концепции деятельностного подхода к пониманию развития личности, которые обеспечивают формирование готовности учащихся к саморазвитию, активную созидательную творчески преобразующую деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.), а также основные положения теории личностно ориентированного обучения и воспитания (Е.В. Бондаревская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и др.).

Содержание программы “Фантазия” позволяет решать задачи, определенные, в частности в сфере личностного развития. Программа обеспечивает готовность и способность обучающихся к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки “становиться лучше”.

Программа «Лучики в ладошках» соответствует идее интегративности Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, так как ее содержание группируется вокруг таких базовых национальных ценностей, как творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость) и искусство (красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие).

Одна из важнейших педагогических задач Федерального образовательного стандарта начального общего образования - развитие творческих способностей младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и развитие   индивидуальности каждого  ребенка. На решение данной задачи направлена программа внеурочной деятельности «Лучики в ладошках».

Учет основных задач образования в регионе:

Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:

  • Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года», где в направлении «Модернизация системы общего и дополнительного образования» обозначена цель по созданию условий для раскрытия способностей каждого ребенка: выявление; сопровождение; поддержка;
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, где отмечено, что особое значение в системе образования должно уделяться внеаудиторной занятости, внедрению инновационных образовательных технологий сохранения и развития здоровья детей и молодежи;
  • Концепция развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры, где отдельным направлением выделено «Совершенствование духовно-нравственного, патриотического воспитания учащихся»;
  • Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, где подчеркивается важность формирования личности с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом.
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».

Учет основных требований образовательной программы и программы развития МБОУ «СОКШ №4»

Программа внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4»,утвержденной приказом от 31.08.2018года № 308, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание дополнительной образовательной программы «Лучики в ладошках» отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Специфика кадетской школы отражена в реализации социальных практик творчески-преобразующей направленности, в презентации индивидуальных и семейных творческих проектов, в тематике выставок, экспозиций и вернисажей.

Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, социальной активности;формирует основные социальные, нравственные и общекультурные ценности.

Ценностно-смысловым ядром программы внеурочной деятельности (как составляющей образовательной программы школы) является развитие навыков творчески-преобразующей деятельности, коммуникативных компетенций, поддержка кративныхспособностей учащихся.

Место дополнительной образовательной программы «Лучики в ладошках» в образовательной программе МБОУ «СОКШ №4» (раздел «План внеурочной деятельности»): программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 разв неделю, длительностью40 минут. Итого 70 часов. Из них19 часов – теоретические занятия, 41часов – практические занятия (в том числе – социальные практики), 5 часов – презентация творческой деятельности, 5 часов – контроля и диагностики.

Цель и задачи программы «Лучики в ладошках»:

Цель:создание условий для освоения учащимися необходимого для жизни в обществе опыта творчески-преобразующей деятельности и формирования системы духовно-нравственных и культурно-эстетических ценностей, создание условий для творческого развития и социализации младших школьников.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • научить создавать свой неповторимый художественный образ в рисунках, используя нетрадиционные техники и различные художественные материалы;
  • формировать умения преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • Создать условия для самореализации учащихся в различных видах творчески-преобразующей деятельности.
  • формировать навыки сотрудничества и продуктивной коммуникации в рамках детско-взрослой общности, разновозрастных объединений.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • Формировать эстетическую культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • Способствовать пониманию значения искусства как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы.
  • создать условия для положительной динамики личностного развития обучающихся  
  • развивать чувство взаимопомощи, милосердия и сострадания через организацию социальной практики – творческая мастерская для воспитанников реабилитационного центра детей с ОВЗ «Детство»

В основу программы «Лучики в ладошках» были положены следующие принципы:

  • принцип плановости, понимаемый как четкая, выверенная стратегия и тактика действий;
  • принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность и взаимосвязанность всех компонентов образовательной деятельности;
  • принцип последовательности, понимаемый как четкое разбиение процесса на логически завершенные этапы, с постоянной детализацией каждого этапа по мере приближения сроков его реализации, с планированием новых этапов на основе достигнутых результатов;
  • принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательной деятельности как индивидуальность;
  • принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям;
  • принцип ценностно-смыслового равенства, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и творчески-преобразующей деятельности;
  • принцип событийности: вовлечение всех участников образовательной деятельности в яркие запоминающиеся события, проекты, праздники, практики.

Учет особенностей уровня   образования (ранее – ступени), для которого разработана программа

Программа «Лучики в ладошках» учитывает психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста (как одно из требований ФГОС НОО). Программа ориентирована на возрастные особенности детей 7-10 лет, построена с учетом индивидуальных, психологических, физиологических особенностей младших школьников: любознательности, активности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов и элементов театрализации. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская.

Нетрадиционные техники рисования также очень привлекательны для детей младшего школьного возраста, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и способствуют самовыражению в целом.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, творческие лаборатории, мастерские, детско-взрослые проекты и социальные практики.

Содержание данной программы насыщенно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведение ее до уровня творческой деятельности, выходящей за рамки учебной программы.

Программа внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся,  так как только в процессе самостоятельной работы учащиеся способны осознать трудности, которые возникают у них при достижении цели, определиться с программой саморазвития по преодолению и коррекции проблем. Роль педагога в самостоятельной деятельности школьников – консультант, тьютор, помогающий определиться с программой творческого роста. Ведущими принципами при организации самостоятельной работы являются принцип индивидуализации, сотрудничества, обратной связи, достижения индивидуальных результатов приращения. Также при организации самостоятельной деятельности мной активно используется взаимообучение – обучение с позиции «равный – равному» (опыт консультантов, наставников, организаторов). Актуальными формами, способствующими развитию самостоятельности,  являются социальные практики, творческие мастерские, презентация авторских тематических выставок и вернисажей, творческая защита  проектов и пр.

 Использование современных образовательных технологий

Программа внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» основана на ведущих технологиях, направленных на развитие креативных способностей и творческой инициативы учащихся –ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), РТВ (развитие творческого воображения), ТРТЛ (теория развития творческой личности); технология ролевых и имитационных игр, технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение в рамках внеурочной деятельности предполагает включение каждого в самостоятельную творческую деятельность, с учетом адекватной нагрузки и индивидуальной траектории; создание условий для самореализации каждого.

Приемы развития творческого воображения (как отдельное направление школы ТРИЗ Г.Альтшуллера), используемые при проведении занятий по программе внеурочной деятельности – «Бином фантазии», «Метод фокальных объектов», «Мозговой штурм», «Морфоанализ», «Изменение свойств», «Метод отсекающих вопросов» и пр. Благодаря данной технологии можно решить такую образовательную задачу, как развитие личности, способной самостоятельно решать творческие задачи, формирование системного диалектического мышления, развитие потребности в познании и преобразовании окружающего мира.

В основе технологии ролевых и имитационных игр лежит деятельностный подход, широкое использование социальных практик как способ приобретения образовательных результатов и широкое использование возможностей детско-взрослой общности (А.Н. Прутченков, Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова). Это – организация творческих мастерских, где школьники выступают в роли наставников, передающих навык творчески-преобразующей деятельности по созданию художественных изделий воспитанникам реабилитационного центра «Детство», воспитанникам детского сада (социальных партнеров), где происходит обучение с позиции «Равный равному».

Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: интерактивные конкурсы и выставки, творческие мастерские, образовательные квесты, погружения, проекты, драматизация и театрализация. Подобные современные деятельностные формы проведения занятий способствуют раскрытию творческих способностей младших школьников, навыков сотрудничества и взаимодействия.

Использование современных учебных материалов

Программа предусматривает использование современных учебных материалов:

  • Система видеоконференцсвязи, позволяющая проводить телекоммуникационные проекты, виртуальные экскурсии, выставки с участием других территорий, учреждений культуры и образования. Также есть возможность телекоммуникационного обучения в дистанционной школе Г.Альтшуллера по развитию творческого воображения.
  • Мобильный класс (25 учебных нэтбуков с единой точкой доступа для сетевого общения) – для создания коллективных творческих проектов.
  • Интерактивная  система голосования VOTUM, которая способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая интерактивное общение между учителем и учениками в процессе проведения образовательных событий – рейтингование, выбор лучших творческих объектов, авторских произведений, проектов и пр.
  • Комплект интерактивных обучающих программ и тренажеров по техникам рисования «Мастерская художника», «Фантазия и творчество РТВ», «Пластилиновая мультипликация».
  • Каталог виртуальных экскурсий по объектам культуры и быта.
  • ЦОРы в соответствии с программой курса.

Использование современных оценочных средств

  • комплексные разноуровневые диагностические работы из курса «Изобразительное искусство» для оценки предметных результатов
  • Структурные матрицы для оценки развития УУД учащихся.
  • Интерактивная программа «СИРС» (система интенсивного развития способностей) для оценивания метапредметных результатов и креативных способностей младших школьников.
  • Групповая диагностика оценки УУД «Метод развивающейся кооперации» (групповое решение задач проекта с распределением ролей).
  • Личностные результаты отслеживаю через публичную защиту творческих работ и проектов (уровень сформированности социальных компетенций и творческой инициативы).

В своей деятельности использую современные оценочные средства, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий: таблицы пробелов, таблицы  индивидуального учета успешности развития УУД учащихся (EXCEL).

Привлечение социальных партнеров:

С целью расширения рамок взаимодействия школы, семьи и социума для консолидации усилий в области духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания, для формирования социальных компетентностей учащихся к реализации программы внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» привлекаются  социальные партнеры:

  •  Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья «Детство» - проведение творческих мастерских «Творчество на службе добра» воспитанниками изостудии для детей-инвалидов.
  • МБДОУ №26 «Радость» - проведение мастер-классов по созданию творческих продуктов для воспитанников детского сада.
  • МБУК «Городская библиотека» - использование возможностей проекта «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина» для проведения виртуальных экскурсий по музеям России.

Создание образовательной развивающей среды школы

Программа внеурочной деятельности «Лучики в ладошках» способствует созданию образовательной развивающей среды школы, которая обеспечит участие учащихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих межличностные отношения. Развивающая среда способствует  удовлетворению культурно-образовательных, социальных и творческих потребностей младших школьников. Развивающая среда при реализации данной программы включает в себя информационно-методическое пространство (интерактивный раздел, связанный с творчески-преобразующей деятельностью, цифровые образовательные материалы, обучающие программные комплексы), пространство для развития творческого воображения и решения изобретательских задач, для проведения социальных практик и презентации выставок художественного творчества.

Кроме того, программа данного курса способствует наполнению  художественно-эстетического сегмента информационно-насыщенной образовательной среды школы собственными цифровыми образовательными ресурсами (методическими разработками, технологическими картами, контрольно-оценочными материалами, сценариями мастерских, виртуальных экскурсий,  проектами и пр.).

Содержание программы

1 год обучения.

На данном этапе учащиеся учатся осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное в пространстве.

Освоение нетрадиционных техник рисования: Тычок жесткой полусухой кистью. Пальчиковое рисование.  Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография.  Набрызг. Тиснение. Монотипия пейзажная. Коллаж.

Создание собственных творческих проектов и их публичная защита (с использованием имитационных игр и театрализации).

2 год обучения.

Организация социальных практик в виде творческих мастерских для дошкольников, для детей с ограниченными возможностями здоровья – передача собственного опыта творчески преобразующей деятельности.

Создание и презентация виртуальных проектов, виртуальных выставок и экскурсий.

Обучение в он-лайн школах художественного творчества и развития творческого воображения.

Участие в дистанционных творческих проектах.

Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения

Тема  

Техника рисования.

Современные образовательные технологии.

Средства выразительности.

Материалы

Количество часов

1

«Веселый зоопарк» (рисование существующих и фантастических животных)

Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

Прием ТРИЗ: бином фантазии.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт  

2 часа

2

«Орнамент народов ХМАО-Югры» - создание азбуки национальных узоров

Оттиск  поролоном.

Прием ТРИЗ: мозговой штурм

Презентация коллективного проекта

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы:  коробочка со штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

3 часа

3

«Театральные декорации для казачьего народного театра»

Монотипия предметная

Прием ТРИЗ: изменение свойств.

Технология драматизации и театрализации – презентация театра

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

2 часа

4

Коллективное панно «Другая галактика. Путешествие во Вселенной»

Черно-белый  граттаж (грунтованный лист)

Прием ТРИЗ: метод фокальных объектов

Технология сотрудничества

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: полукартон белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

2 часа

5

Иллюстрирование книжки-малышки «Солдатские сказки» (К.Паустовский)

Цветной  граттаж

Прием ТРИЗ: незаконченное изображение

Творческая презентация

Драматизация

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон , свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

3 часа

Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения (отрывок)

Тема  

Современные образовательные технологии. Формы проведения

Материалы

Количество часов

1

Творческий проект «Подворье сибирских казаков»

Приемы ТРИЗ – метод фокальных объектов, метод морфемного анализа

Презентация творческого проекта

Технология драматизации

Пластилин. Глина. Картон. Природные материалы (хворост, солома). Гуашь.

5

2

Виртуальная экскурсия «Нефтеюганск – город, рожденный нефтью»

Презентация для сетевых партнеров – кадетских школ других территорий

Коллективный виртуальный творческий проект

Для создания объектов экскурсии: бумага, акварель, гуашь, карандаши.

Для создания виртуальной экскурсии – компьютерная программа кадрирования

3

3

Творческая мастерская «Пасхальный подарок»

Социальная практика с воспитанниками реабилитационного центра «Детство»  по изготовлению «Вербного букета» - творческое моделирование

Пластиковые ложки, атласные ленты, веточки, салфетки, гуашь, клей ПВА

2

4

Виртуальное путешествие по музеям России

Подготовка презентации для воспитанников детского сада

Прием ТРИЗ: мозговой штурм, корзина идей

Ресурсы виртуальной президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина

2

.Результаты освоения программы «Лучики в ладошках»

Результаты освоения программного материала во внеурочной деятельности  оцениваются по трем базовым уровням, и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Предметные результаты отражают степень овладения школьниками практическими специальными навыками в рамках освоения программы: овладение различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;  сформированность представлений о видах пластических искусств и их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств; умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных образов при создании   композиций.    

Личностные результаты: развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка,  воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся (навыках сотрудничества)отслеживаются через проведение онлайн-диагностики, защиты проектов и организации практик.

Метапредметные результаты:  освоение способов решения задач поискового характера через приемы ТРИЗ, РТВ; развитие основ   творческого потенциала личности, способности   самостоятельно решать творческие задачи;  развитие визуально-образного мышления, развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, в собственной творческой деятельности; саморазвитие и самовыражение; формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, развитие пространственного восприятия мира. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений вдеятельности. Отслеживаются преимущественно через наблюдение в ходе организации социальных практик и творческих проектов.

Список учебно-методической литературы и интернет-ресурсов

  1. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. – Москва. :Вентана-Граф, 2011г.
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2016 г.
  3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2015 г.
  4. Петров В. Развитие творческого воображения. – Москва.: ИНФО, 2014 г.
  5. Савенкова Л., Ермолинская Е. «Изобразительное искусство. Начальная школа 21 века». – Москва.: Вентана-Граф, 2012 г.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2012 г.
  7. https://4brain.ru/triz/ ШКОЛА ТРИЗ (уроки развития творческого воображения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая разноуровневая программа художественной направленности "Яркие ладошки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Яркие ладошки» направлена на изучение изобразительного искусства.Программа ориентирована на форм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебные ладошки"

Рабочая программа разработана на основе развивающей программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки, разработанной Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой» (Крюк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Цветные ладошки»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)программа художественной направленности «Цветные ладошки»...