Рабочая программа по ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

 Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской  программы по изобразительному искусству  под редакцией  народного художника  России, академика РАО Б. М. Неменского к учебно-методическому комплексу «Школа России»  (Программа общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Изобразительное искусство» / М. :  Просвещение, 2014 г.), авторы: Б. М, Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О.А. Коблова, Т.А. Мухина к учебнику  «Изобразительному искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1a_2016-2017gg.docx330.02 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\2016-09-05 22\22 005.jpg 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1а класса разработана в соответствии с требованиями:

-Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373);

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «О внесении в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10».

 Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской  программы по изобразительному искусству  под редакцией  народного художника  России, академика РАО Б. М. Неменского к учебно-методическому комплексу «Школа России»  (Программа общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Изобразительное искусство» / М. :  Просвещение, 2014 г.), авторы: Б. М, Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, О.А. Коблова, Т.А. Мухина к учебнику  «Изобразительному искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Рабочей программе соответствует учебник 1 класс / Л. А. Неменская -  М.: Просвещение, 2014 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”, на 2016 /2017 учебный год»).

На изучение предмета в 1а классе отводится 33 часа в год (1 час в неделю, 33 учебных недель)

Общими целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе являются:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,

декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

3. Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новымобщим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  •  активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для откытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенном учителем словарях и энциклопедия;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и
  • чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
  •  особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  •  способы и приёмы обработки различных материалов;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  •  передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • конструировать из природных материалов;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:         

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развивать фантазию, воображение;
  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
  •  научиться анализировать произведения искусства;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

 

3.Содержание начального общего образования по учебному предмету 1а класса

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты изображаешь. 8 часов

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Изображать можно и то что невидимо. Разноцветные краски. Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь.8 часов

Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Цветы. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объемная аппликация.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. 9часов

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри. Строим город.  Всё имеет своё строение. Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. 8 часов

Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Праздник птиц.

Разноцветные жуки. «Сказочная страна». Создание панно. Времена года.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы)

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет – основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером украшения.

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия) первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с мастером постройки.

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

 Мастер постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира. Навыки коллективной творческой деятельности.

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

4. Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» для 1а класса

№ п\п

Тема

Программное содержание

        Планируемые результаты        

Дата по плану

Дата по факту

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения (8ч)

1

Изображения всюду вокруг нас.

Изображения  в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.

Предмет «изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства – художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Знакомство с мастером изображения

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Познавательные: строить сообщения в частной и письменной форме; ориентироваться в материале на странице учебника.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство

05.09.

2

Мастер  Изображения  учит видеть

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорции частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Задание:  изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Материалы: цветная бумага (для аппликации),клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.

Вариант задания: изображение животных (чем они похожи и чем отличаются)

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. 

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

12.09.

 

3

Изображать можно пятном.

Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене узоры на мраморе и т.д.) образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М.Митурич и др.) к детским книгам о животных.  Навыки работы на уроке с кистью, краской и водой.

Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т.д.).

Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть вода, черный фломастер.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Познавательные: ориентировать на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Регулятивные: учитывать выделенные действия в новом учебном материале

Формирование доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении изделия

19.09.

 

4

Изображать можно в объеме.

Объемные изображения.  Отличия изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, т.е. образные (похожие на кого- то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Изменения комка пластилина способами втягивания и вдавливания.

 Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. (лепка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Познавательные: анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата, соответствия результатов требованиям конкретной задачи; проявления внимания, удивления, желания больше узнать

26.09.

 

5

Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линия в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формирование положительного отношения к учению; к познавательной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

03.10.

 

6

Разноцветные краски.

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета ( что напоминает цвет каждой краски?)

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: принимать и сохранять учебную позицию.

 Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;   удовлетворение от сделанного самим для родных, друзей; соблюдение правил гигиены труда

10.10.

 

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета?

Задание: изображение радости и грусти. (изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Материалы: гуашь, кисти, бумага

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать о содержании рисунков; обобщать делать выводы.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы.

Регулятивные:

Учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Формирование навыков анализа; проявления внимания, удивления, желания больше узнать; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

17.10.

 

8

Художники и зрители (обобщение темы)

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения, воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников; участвовать в обсуждении выставки.

Слушать собеседника излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Описывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

24.10.

Раздел 2. Ты украшаешь (8ч)

9

Мир полон украшений

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Знакомство с мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Познавательные: анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнера  в общении и взаимодействии.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Формирование доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости; проявления интереса к содержанию предмета изобразительное искусство

07.11.

10

Красоту нужно уметь замечать. Цветы.

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы

Мастер украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. 

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать о содержании рисунков; обобщать делать выводы.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

14.11

11

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях.

Ритмический узор пятен и симметричный повтор

Задание: украшение крыльев бабочки (бабочки украшается по вырезанной заготовке или рисуется(крупно на весь лист) детьми).

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможно работа графическими материалами)

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. 

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Познавательные: ориентироваться на разнообразные формы задач; устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнера  в общении и взаимодействии, задавать вопросы

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

21.11.

12

Красивые рыбы. Монотипия

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красного пятна)

С позиции Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей  (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами кожей змеи или ящерицы на фотографиях ). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей,  их надо уметь замечать.

Монотипия – это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.

Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой).

Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Пользоваться языком изобразительного искусства. Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.  «Красивые рыбы

Познавательные: строить сообщения в устной форме; обобщать, делать выводы

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы.

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способами решения новой задачи

28.11.

13

Украшения птиц.

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

Мастер украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер (веселая, быстрая, важная)

Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры

Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа.

Материалы: разноцветная и разно-фактурная бумага, ножницы, клей.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»

П.: строить сообщения устной и письменной форме; обобщать, делать выводы.

К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата

05.12

14

15

Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Получать первичные навыки декоративного изображения.

П.: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; ориентироваться на разнообразное способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; соблюдение правил гигиены труда

12.12.

19.12.

16

Мастер украшения помогает сделать праздник

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей  темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?.

Задание: создание украшения для новогодней елки или карнавальных головных уборов; коллективного панно   «Новогодняя елка»

Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

П.: устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать о содержании рисунков; обобщать делать выводы.

 К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Р.: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявления интереса к содержанию предмета изобразительное искусство

26.12.

Раздел 3. Ты строишь (10ч)

17

Постройки в нашей жизни.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую.

Знакомство с Мастером постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть дома и разные вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

   

П.: строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К.: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и формулировать ответы.

Р.: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; учиться определять цели и задачи усвоения новых знаний.

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

09.01.

18

Дома бывают разными

Наблюдение за соотношением внешнего вида здания и его назначением. Составные части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна) и разнообразие их форм.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением; анализировать, из каких основных частей состоят дома; конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»)

Находить элементарные причинно-следственные связи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла учения.

16.01.

19

Домики, которые построила природа

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т.п.), их формы и конструкции.

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорции.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге (к концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город).

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей.

Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

П.: ориентироваться на разнообразное решение задач

К.: строить связное высказывание по предложенной теме; использовать речь для регуляции своего действия; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия.

Р.: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Формирование положительного отношения к процессу познания; проявление внимания; удивления, желания больше узнать; соблюдение правил гигиены труда

 23.01.

20

Дом снаружи и внутри

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками, показав, как бы они могли там жить, что будет крышей, где будет вход и т.д.)

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

П.: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать делать выводы.

К.: формулировать собственное мнение и позицию; уважительно вести диалог с товарищами.

Р.: принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Формирование понимания причин успеха в учебной  деятельности на основе самоанализа и самоконтроля результата

30.01.

21-22

Строим город

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника–архитектора.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приема работы в технике бумагопластики.

Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей; постройка города из бумажных домиков.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.  

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать из бумаги разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

П.: строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия.

Р.: действовать по плану; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

 06.02.

20.02.

23

Все имеет свое строение

Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен.

Любое изображение – взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

П.: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; отличать новое от уже известного с помощью учителя.

К.: задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении работы;

Использовать речь для регуляции своего действия.

Р.: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; адекватно воспринимать оценку учителя

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

  27.02.

2425

Постройка предметов. Строим вещи

Конструирование предметов быта.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер украшений в соответствии с этой формы помогает украшать эти вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить)из бумаги различные бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

П.: анализировать предлагаемое задание; отличать новое от уже известного с помощью учителя; устанавливать причинно-следственные связи.

К.: вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: принимать учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формирование положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, удивления, желания больше узнать

 06.03.

16.03.

26

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Создание образа города. Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера постройки. Анализ формы домов и их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Задание: создание панно «Город, в котором мы живем» (коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлениям экскурсии)

Материалы: склеенный большой лист бумаги (тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин). Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются) на большом листе бумаги – фоне панно.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

П.: понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

К.: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и формулировать ответы.

Р.: принимать учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; проявление интереса к содержанию предмета изобразительное искусство

20.03.

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (7)

27

Три Брата Мастера всегда трудятся вместе

Изображение украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.

Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три брата-Мастера всегда взаимодействуют: они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е. что это – изображение, украшение или постройка.

Выставка работ учащихся. Обсуждение рисунков, скульптуры и т.д., выделение в них работы каждого из Мастеров. Игра в художников и зрителей.

Рассматривание произведений разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное и изобразительное начала.

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.

Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера украшения и мастера Постройки, их «участие» в создании произведения искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).         Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

П.: строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; использование фантазии, воображения при выполнении изделия

03.04

28

Праздник птиц.      

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения декорирования) разнообразных пространственных форм.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

П.: строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать причинно-следственные связи.

К.: использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию.

Р.:  понимать перспективы дальнейшей учебной работы; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов

Формирование положительного отношения к процессу познания; проявления внимания, удивления, желания больше узнать

10.04.

 

29

Разноцветные жуки

Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.

Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.

П.: выполнять учебно-познавательные действия; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

К.: строить связное высказывание по предложенной теме; задавать вопросы и формулировать ответы

Р.: принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; соблюдение правил гигиены труда

17.04.

30

Сказочная страна

Создание коллективных панно и пространственных композиций.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа.

Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять   свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

П.: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать выводы.

К.: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственное мнение и позицию

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; удовлетворение от сделанного самим для родных, друзей; соблюдение правил гигиены труда

24.04.

31-32

Времена года.

Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.

Учится поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно. Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

П.: строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать причинно-следственные связи

К.: использовать речь для регуляции своего действия; формулировать собственное мнение и позицию

Р.: понимать перспективы дальнейшей учебной работы; прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов

Формирование положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, удивления, желание больше узнать

15.05.

22.05.

33

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы Мастера Изображения, украшения и постройки учатся у природы. Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено)

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть, развитие зрительских навыков.

Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!»  по впечатлениям от природы.

Материалы: гуашь, кисти или графические материалы, бумага.

Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето! »

П.: выполнить учебно-познавательные действия; понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

К.: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы и формулировать ответы

Р.: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; соблюдение правил гигиены труда

29.05.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...