Конспект урока "Распушите хвост"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Петрова Александра Николаевна

Целью занятия по изобразительному искусству является формирование навыков работы древесным углем через создание анималистической композиции «Распушите хвост». Задание входит в раздел планирования, посвященный изучению графических материалов и техник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petrova_a.n._konspekt_zanyatiya._raspushite_hvost.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЁРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Название объединения

«Краски творчества»

Название программы

«По тропинкам творчества»

Ф.И.О. педагога

Петрова Александра Николаевна

Время и место проведения открытого занятия

2019 г.; ГБОУ Гимназия № 107

Год обучения

1

Тема занятия

«Распушите хвост», анималистическая композиция, древесный уголь

Цель занятия

Формирование навыков работы древесным углем через создание анималистической композиции «Распушите хвост».

Задачи занятия

Образовательные

- осваивать законы композиции в работе пятном;

- осваивать приёмы работы древесным углем: растушёвку и линейный рисунок;

- сформировать представление об особенностях анималистического жанра.

Развивающие

- развивать композиционные навыки;

- развивать навыки работы с графическими материалами;

- развивать умение оценить творческую работу с точки зрения композиции пятна.

Воспитательные

- формировать эстетической взгляд на мир животных через произведения Е. Чарушина.

Методы обучения

- наглядности;

- сравнения;

- диалогичности.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия

- наглядное пособие: карта Изобразительного искусства;

- фотоматериал: пушистые животные

- репродукции анималистических иллюстраций Е. Чарушина, произведения художников разных жанров.

Оборудование и материалы

Оборудование: наглядные пособия; фотоматериал.

Материалы: бумага формата А3, древесный уголь, ластик.

Ожидаемые результаты

Учащиеся приобретут основные навыки работы древесным углем при выполнении анималистической композиции.

Требования к работам

Композиционно организованный графический рисунок анималистического жанра, выполненный в технике растушёвки в сочетании с линейным рисунком на формате А3.

ХОД УРОКА

  1. Вступительная часть.

Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь на рабочие места.

Сегодня мы отправляемся в графическое путешествие.

Обратим внимание на доску (наглядное пособие). Мы уже знаем, на каком языке говорят в Графике, с помощью чего там художники выражают свои чувства? Линии, а ещё? – пятна и точки – конечно. А вспомним, как говорит с нами художник живописец? – на языке цвета!

Но в сравнении живописцами художники-графики используют цвет редко и в небольших количествах. Главное значение имеют линии и пятна. И сегодня мы с вами попробуем сочетать оба этих способа говорить: говорить с помощью пятна и линии.

Давайте рассмотрим несколько работ художников и разделим их на несколько групп (демонстрируются работы с изображением животных, человека, предметов и природы, соответственно группируются). Каковы особенности каждой группы. Конечно! Разница заключается в том, что изображает художник, как это будет называться – Жанр! Молодцы! Действительно один жанр отличается от другого по тому, ЧТО изображено художником Какие жанры мы уже рассмотрели? (перечисление в соответствии с наглядным материалом и рисунками прошлых занятий).

Название жанра изобразительного искусства происходит от англ. слова «животное» (Кто-то знает, как звучит это на английском это слово?) - «animal». А на русском жанр будет звучать как «Анималистический»

И в нашем путешествии по Изобразительному искусству мы отправляемся через жанр – Анималистический! (Педагог дорисовывает её на карте). 

 Итак, к произведениям анималистического жанра относятся работы, на которых изображены животные (например?): птицы, рыбы, звери, насекомые.

И сегодня графическое путешествие привело нас в Угольный край. Что же это значит? (Что работать мы будем графическим материалом – углём). Древесный уголь – это очень интересная мягкая техника, которая предоставляет художнику большие возможности выражения своих идей. Вы только посмотрите, насколько разной может быть линия, созданная палочкой угля (педагог демонстрирует на доске вариации работы углём).  

Но, вспомним, в Графике говорят не только линией, но и... (пятном). Давайте теперь посмотрим особенности угольного пятна (Педагог изображает два пятна, жёстко очерченное и мягкое, растушёванное). Какое настроение у этих пятен? Давайте подберём имена для них.

Выходим на определение «пушистых» пятен. Для изображения чего или кого может подойти такая техника работы? (Помним про анималистический жанр) Перечисление зверушек. Демонстрация произведений Е. Чарушина и совместное обсуждение их особенностей: отношение художника к природе, выявление характера каждого персонажа.

Освоение техники работы древесным углем: тонкая и живая линия, работа плашмя, растушёвка.

Готовим простые карандаши, чётко, внятно подписываем свои работы на оборотной части листа. Педагог раздаёт угольные палочки.

  1. Основная часть

Теоретическая часть

Итак, вы подписали свои работы. Что мы должны сделать, прежде чем снова браться за карандаш (подумать, пофантазировать, что мы хотим изобразить, какого размера в листе будет главный персонаж, какое пространство будет вокруг, в каком движении будет выбранный вами пушистик).

Что такое композиция? (Правила расположения рисунка на листе). Скажите же мне, пожалуйста, где можно, а где было бы очень нежелательно располагать нашего главного персонажа? (как можно ближе к центру, а нельзя в углу, на краю листа). Да, вашему пушистику должно быть комфортно, хорошо в листе: не тесно, но и не очень одиноко, не пусто. Зритель должен нас понять, почувствовать то, что мы хотим передать.

Педагог изображает на доске два варианта начала работы (первый - с усов и глаз и второй – с крупного пятна самого животного). Ребята, объясните, пожалуйста, как мне будет более удобно и правильно начать работу? Почему? «Сначала шьём основу, и лишь после обогащаем деталями, а не наоборот». Крупное пятно легче перемещать в листе и корректировать его форму. А самые красивые детали, посаженные на неграмотно сделанную основу, не спрячут ошибки.

Практическая работа

 Начнём работу мы с изображения главного центрального пятна, которое своей формой будет изображать нашу зверушку или птичку. Помещаем его в центр и растушёвкой придаём ему нужную форму (тушуем салфеточкой).

Индивидуальная работа с учащимися. Вынесение на обсуждение общих затруднений. Фронтальная рефлексия: демонстрация отдельных получившихся пятен, скомпонованных в листе. Обсуждение данных вариантов композиции с учащимися.

После того, как мы определились со зверушкой, определяем пятнами фон, что это будет: природа, комната и др.

И уже после всего этого работаем над приятными деталями: Носы, глаза, усы, детали пространства

Индивидуальная работа с учащимися.

По мере завершения работы учащимся, педагог демонстрирует её классу, предлагает свои рекомендации, желающие озвучивают свои комментарии к работе с корректными рекомендациями и указанием на положительные стороны работы.

Завершение занятия.

Спасибо большое за урок, ребята, убираем рабочее место, складываем материалы и ваши работы на свои места. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Сказка "Хвосты" Конспект урока.

Данный урок-разработка в режиме новой педагогической технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. (РКМЧП). Урок по развитию речи. Успешно апробирован на мастер-классах. Опубликован...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Веселая "котовасия", или, не тяни кота за хвост! Литературная игра в кошки-мышки для учащихся 1-4 классов.

Цель: воспитать любовь к "братьям нашим меньшим", познакомить с книгами о кошках. Конкурс сопровождается показом презентации "Веселая котовасия", показ клипа "Песня о кошке", показ мультфильма "Клад К...

"Усы, копыта, лапы, хвост"

Познавательная игровая программа для детей дошкольного возраста....

"Три кота" Сказка о добре, хвостах и дружбе.

Сценарий сказки для 4-5-6-ых классов....