"Русская изба"
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-proekt_russkaya_izba.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПРОЕКТ

ПО ТЕМЕ: «РУССКАЯ ИЗБА»

Изобразительное искусство 5 класс

        Разработала учитель изобразительного искусства:

Елагина Ирина Владимировна

Нижегородская область

Шатки

МОУ «Шатковская СШ»

 Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

  Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

                 Тема проекта: '' Русская крестьянская изба''

Цели проекта:

  • становление и развитие духовно и нравственно богатой личности на национальной основе;
  • дальнейшее формирование культурно- исторической памяти, приобщение к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном декоративно- прикладном искусстве.
  •  развитие творческих способностей учащихся; способности самостоятельно добывать знания, применять приобретённые знания, умения и навыки изобразительной деятельности на практике.

Задачи проекта:

  ·        познакомиться с основами образно-символического языка, пришедшим к нам от далеких предков, корнями народного искусства, со старинной русской крестьянской избой средней полосы Росси: способами ее строительства, декором;

  ·        выполнить на предварительных зарисовках-эскизах узор причелины, лобовой доски, полотенца, окна со ставнями и наличниками, окна светелки;

  ·        выполнить перспективное построение рисунка русской крестьянской избы;

  • оформить декор избы;

  · подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией    полученных результатов.

Участники проекта:  5-б класс 

Возраст учащихся: 11 лет

Время работы над проектом:  2011/2012 уч. г. (октябрь-декабрь)

Обеспечение:

  • Разнообразные художественные материалы: простой карандаш, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры;
  • Просмотр фотографий, картин, рисунков, таблиц, слайд-презентации и другого иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;
  • Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами, Интернетом;
  • Совершение прогулок и экскурсий с целью подробного ознакомления с объектами исследования.

    Ход учебного проекта:

1-й этап.

Рабата с учителем для погружения в тему проекта.

 Определили тему проекта, остановились на заголовке «Русская крестьянская изба». Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.

Цели и задачи решения проекта названы выше.

Способы  решения выстроили так:

1)  необходимо прочитать печатные источники или подобрать необходиый материал о старинных русских крестьянских избах в Интернете; подготовить небольшие сообщения;

2)  совершать прогулки и экскурсии в к старинным избам  нашей местности;

3) сфотографировать интересующие объекты для последующего рассматривания в классе;

4) прежде чем выполнить живописный рисунок русской избы, сделать зарисовки резных досок, окон разными художественными материалами.

5)  на основе полученных знаний, умений и эскизов выполнить живописный   

     рисунок русской избы.

2-й этап.

Информация о старинной русской избе

Типы изб и способы строительства

              В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба" (ударение на "и"). ("Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба.) Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до 17-18 веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.

           Было много типов изб. Тип зависел от расположения клетей между собой и их количества (двойни, тройни, четверни и т.д.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовaя), от способа отопления, расположения двора и т.д.

        Особенностью русского двора было то, что дома строились не рядом с воротами, а от главных ворот к дому пролегала дорога, иногда мощеная. В средней полосе России вместо того, чтобы строить большой дом или позднее делать к нему пристройки, сооружали несколько жилых строений, которые вместе назывались хоромы. Жилые строения имели разные названия. Кроме избы, были горницы, повалуши, сенники.    Иногда в одном дворе несколько строений соединялись между собой крытыми переходами. С боков дома часто устраивали завалинку, невысокую земляную насыпь, примыкающую снаружи к стенам избы.

             Терем имел два значения:
- древнерусский башнеобразный дом;
- верхний ярус хором, имеющий в отличие от чердака самостоятельные стены по периметру.

        Дома были четырехугольные. Деревянные дома делались обычно из сосновых или дубовых брусьев или бревен, уложенных горизонтально и образующих сруб (от русского глагола "рубить", т.к. сруб строили из рубленных топором круглых бревен или четырехугольных брусьев - пилой в то время не пользовались, она появилась лишь в 18 веке). Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. Брусья клали один на другой и скрепляли в углах различными видами врубок, когда зубец одного бруса или бревна входил в выемку в другом. В брусьях и бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее укладывалось на нижнее. Толстые брусья прочно держались на месте, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и по окнам и дверям. Это называлось строить избу во мху, а если продавалась изба, не обитая мхом, ее называли срубом.
          Конструктивная основа избы -
венец, т.е. горизонтальный ряд бревен или брусьев деревянного сруба. От количества венцов зависела высота сруба. Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее толстых и крепких бревен – окладным венцом.
        Такая конструкция использовалась русскими плотниками, т.к. основным строительным материалом были сосновые бревна, не всегда высушенные, и многовековая практика показала, что при таком материале лучше укладывать бревна горизонтально - одно на другое.

      Для северной и центральной полосы характерна высокая изба с подьизбицей или подклетом (нижним этажом дома), под двускатной тесовой кровлей, расположенная перпендикулярно улице. В южных областях была распространена низкая без подклета изба под четырехскатной соломенной крышей, расположенная вдоль улицы.

         Перед входом в дом обычно было крыльцо со ступенями, но в низких одноэтажных избах вместо него был деревянный помост, называемый передмостьем. В простых домах крыльцо огораживалось перилами, а в богатых оно делалось с кувшинообразными колоннами и покрывалось остроконечной кровлей. Вход на нижний этаж обычно был не через крыльцо.

           Откидное крыльцо - крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Крыльцо имело один или два входа, ступени крыльца вели на площадку - рундук, опиравшуюся на два или четыре столба, оттуда в сени второго этажа. (Сени, сенцы, сенки - входное помещение, обычно неотапливаемое, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменных зданиях. В сени обычно вела наружная лестница. Сени могли быть на втором этаже. В сенях устраивали чуланы, а летом спали. Сени предохраняли соседние помещения от ветра и холода. Они характерны для крестьянских домов и небольших городских домов). Если крылечко имело навес, оно называлось ганка или ганк.

Декор избы

             Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, напоминают сказочные терема. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой с заглублённым фоном подчёркивают и выявляют конструктивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски уже издали выявляют основные объёмы — глубина западающего в тень фронтона подчёркнута ярко освещёнными крыльями, светёлочный проём окаймлён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой наличники окон, торцовые доски чётко ограничивают края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фасад этого выразительного архитектурного комплекса.

             Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах. И наконец, на самом близком рассмотрении они восхищают нас иной, новой красотой — совершенством резьбы, мелкой разделке которой мастера Поволжья придавали большое значение. Мы любуемся не только художественной образностью и мастерством исполнения резьбы, но и самим материалом — иссечённым резьбою деревом. Выветрившееся за многие десятилетия под открытым небом, дерево играет сейчас не только цветом, но и рисунком волокон. Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего XIX века была узорная лобовая доска, которая как бы венчала сруб, отделяя его от фронтона. Очень редко растительный узор шёл непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно чётко намечался композиционный центр, которым служила иногда дата, заключённая в рельефную рамку. По сторонам от неё размещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вазон, из которого выходили стебли гирлянды.

           Наравне с богатой орнаментикой лобовых досок с большой пышностью украшали под ними и красные окна дома, то есть окна, большие по размеру в отличие от маленьких — волоковых, которые в Поволжье рубили ещё в первой половине XIX века по обе стороны одного большого красного окна.

Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно западающее пространство фронтона, наличник светёлки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объёмно и всегда был ярко освещён. В резьбе светёлочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, и витые деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток. Красивая и живая текстура дерева обращает на себя внимание при рассмотрении деталей резьбы — фрагментов растительного узора и изображений разнообразных сказочных существ. Ритмичный живой узор волокон дерева подчас превосходно выявляет пластику рельефных изображений, подчёркивает выразительность глядящих на зрителя загадочных сиринов и берегинь, помогает донести живую мимику кошачьей морды льва. Естественный узор волокон то прорезает морщинками лоб, то тонкими лучами разбегается от глаз по округлости щёк, то подчеркивает смешливую линию носа, то залегает вокруг сложенного в гримасу рта. Мастер тонко чувствовал материал и почти всегда заставлял его усиливать выразительность своих образов. Вот почему сказочные персонажи в деревянной резьбе Поволжья воспринимаются совершенно по-новому и приобретают свои, присущие только деревянной народной пластике черты.

Одним из наиболее интересных и самых распространённых изображений волжской домовой резьбы является образ берегини, который не встречается ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сомнения в том, что когда-то это существо должно было оберегать. По-видимому, «оберега» в образе русалки резалась сначала на судах, и возник этот образ ещё в те времена, когда верили в добрую силу божества, которое оберегало людей во время плаваний от злых духов стихии.

 

 3-й этап.

          В начале проекта мы подбирали материал  о старинных русских избах, а именно: о способах их строительства, о типах изб в зависимости от географического положения, о единстве конструкции и декора, о старинных знаках и образах, которые использовались  в узорах  резных досок. Весь этот материал собирали из разных источников: посещали библиотеку (просматривали журналы, книги, справочники и энциклопедии), наш школьный музей, пользовались Интернетом. Готовили сообщения, сопровождаемые картинками или фотографиями, и выступали с ними перед товарищами по вариантам. Ходили на прогулки и экскурсии по близлежащим деревням, во время которых рассматривали сохранившиеся узоры на резных досках, на наличниках окон, на фронтоне, фотографировали их. По возвращении  с экскурсий дома и на уроках делали зарисовки. На одном уроке – графические зарисовки причелин (придумывали узор из орнаментальных рядов в виде знаков солнца, земли, воды  простым карандашом), на другом – рисовали узоры на лобовых досках, используя растительные элементы, образы фантастических существ. Далее выполнялись рисунки красных окон со ставнями и наличниками, украшенными знаками солнца, земли, воды, растительными элементами, птицами, фантастическими существами, окон светелки в виде домиков-теремков. Это являлось подготовкой к основной работе над живописным изображением русской крестьянской избы.         

            После такой подготовки упражнялись в построении рисунка в перспективе на эскизе, а потом непосредственно  приступили к работе над избой в  формате А3.  Далее работали в цвете. Материалы выбирали по своему усмотрению: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, – или по совету учителя, который знает наши возможности, предпочтения. Работы получились разные, какие-то лучше, какие-то чуть хуже, но главное, все они были выполнены с любовью к русской старине, традициям своего народа, с уважением к своим предкам.

Итог

              Данная тема творческого проекта помогла нам проникнуться духом старины, познакомиться с русским национальным  искусством резьбы по дереву, традициями в деревянном зодчестве,  оценить мастерство старинных умельцев. Научила удивляться, любоваться красотой деревянных построек, способствовала привитию желания сохранить эту красоту следующим поколениям.

              В процессе осуществления проекта  были получены и закреплены знания о перспективном построении рисунка, законы композиции,  приемы и способы работы с разными художественными материалами.

 

Литература:

 

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – учебник для 5 класса по программе Б. М. Неменского.
  2. М.М. Громыко. Мир русской деревни, Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.
  3. А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе, пособие для учителей, Москва, «Просвещение», 1981г.

 

Описание проекта «Альбом Памяти»

  1. Постановка проблемы. 

На сегодняшний день, в нашем поселке остался живим лишь один участник Великой отечественной войны. Но не все ребята знают про это. Многие не могут назвать и одной фамилии ветеранов проживавших в поселке, а их было 24! 24 героя защищавших Родину о которых нынешнее поколение ни чего не знает. Поэтому, создание «Альбома памяти», в котором будут фотографии и рассказы про участников ВОВ проживавших в нашем поселке, нам показалось актуальной темой. В итоге нашей работы мы предполагаем провести мероприятие в школе, где представим альбом.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель – Создание «Альбома Памяти».

Задачи :

1. Сбор информации

2. Обработка материала

3. Создание альбома

4. Проведение мероприятия в школе посвященное памяти ветеранов ВОВ.

  1. Календарный план выполнения проекта.

п.п.

Мероприятие по проекту

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Сбор информации в сельской администрации

26 марта

Ученики 6 класса

2.

Сбор информации у жителей поселка

Апрель

Ученики 8 класса

3.

Сбор информации в Доме культуры

Апрель

Ученики 8 класса

4.

Обработка информации

26-30 апреля

Учитель, ученики 6, 8 классов

5.

Печать альбома

2 мая

Учитель

6.

Проведение мероприятия в школе посвященное памяти ветеранов ВОВ

7 мая

Учитель, ученики 6,8 классов

  1. Ожидаемые результаты проекта (два – три абзаца).

Мы ожидаем получить альбом А4 с фотографиями медалей, орденов, портретов и описанием военной жизни участников ВОВ проживавших в нашем поселке. Материалы нашего альбома могут помочь классным руководителям в проведении классных часов, мероприятиях посвященных ВОВ. На проведенном мероприятии школьники узнают о участниках войны и их жизни в военные годы. Также в районной газете «Ангарская правда» можно создать рубрику «Альбом Памяти» где можно напечатать данные материалы.

  1. Предложения по оценке эффективности проекта.

1. Качество собранного альбома

2. Полнота и достоверность входящего в него материала

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА «Альбом Памяти»

А. ОБОРУДОВАНИЕ

№№

Наименование расходов

Расчет

Сумма всего

Имеющаяся сумма

Запрашиваемая сумма

1

Цифровой фотоаппарат

1х10.000

10.000

---------

10.000

2

Альбом

1х 1000

1000.00

200

600

ИТОГО ПО СТАТЬЕ ОБОРУДОВАНИЕ

10.600

Б. РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№№

Наименование расходов

Расчет

Сумма всего

Имеющаяся сумма

Запрашиваемая сумма

1

Канцелярские товары:

Папки с файлами

Бумага «Снежинка»

Ручки

24х50.00

1х180.00

63х5.00

1200.00

180.00

315.00

-------

80

------

1615

ИТОГО ПО СТАТЬЕ РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1615

В. ТИПОГРАФСКИЕ РАСХОДЫ

№№

Наименование расходов

Расчет

Сумма всего

Имеющаяся сумма

Запрашиваемая сумма

1

Печать фотографий А4

240х150.00

36.000

-------

36.000

ИТОГО ПО СТАТЬЕ ТИПОГРАФСКИЕ РАСХОДЫ

36.000

Запрашиваемая сумма: 48215 руб.


Приложение 1

Список участников проекта.

  1. Учащиеся 7 класса - 2 человек
  2. Учащиеся 8 класса – 3 человек

Итого 5 человека

  1. Население поселка
  2. Работники администрации
  3. Работники Дома культуры

Краткое описание проекта

Проект «Альбом Памяти»

На сегодняшний день, в нашем поселке остался живим лишь один участник Великой отечественной войны. Но не все ребята знают про это. Многие не могут назвать и одной фамилии ветеранов проживавших в поселке, а их было 24! 24 героя защищавших Родину о которых нынешнее поколение ни чего не знает. Поэтому, создание «Альбома памяти», в котором будут фотографии и рассказы про участников ВОВ проживавших в нашем поселке, нам показалось актуальной темой. В итоге нашей работы мы предполагаем провести мероприятие в школе, где представим альбом.

Цель – Создание «Альбома Памяти».

Задачи :

1. Сбор информации

2. Обработка материала

3. Создание альбома

4. Проведение мероприятия в школе посвященное памяти ветеранов ВОВ.

Реализация проекта «Альбом Памяти» рассчитана на 2 месяца.

В результате планируется получить альбом формата А4. В нем будут собраны фотографии медалей, орденов, портреты и рассказы о военной жизни 24 участников ВОВ проживавших в нашем поселке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"

Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....

Учебный проект "Русская изба".

Данный проект охватывает тему  «Древние корни народного искусства» из курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по ИЗО....

Урок "Мир русской избы"

Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...

Урок "Понятие интерьера. Знакомство с русским искусством. Убранство русской избы

Конспект урока  ОО "Технология" для учащихся 5 класса раздел "Русский быт" (на данном занятии учащиеся знакомятся с историей  русской избы, ее убранством; понятиями - интерьер,  д...

Презентация школьного кружка "Русская изба"

В данной презентации представлены основные направления деятельности, цель и задачи работы кружка "Русская изба"....

Музейный урок: " Русская изба"

Музейный урок "Русская изба" 5 класс...

Конспект занятия "Культура Руси. Интерьер русской избы"

Конспект занятия по ИЗО для детей 6-7 лет, занимающихся в комплексе раннего эстетического развития в Центре детского творчества №4 г. Иваново....