Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)

Салтанова Анна Викторовна

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентированы на работу по программе:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–8 классы : пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2015.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5-7_klass.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

             _ Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии  с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Какичевской ООШ

Приказ от  _______________г. № ___

Подпись руководителя _________ А.В.Димитров

                   М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс) основное общее образование (5- 7 класс)

Количество часов:    5 класс – 34часа

                                      6 класс – 35часов

                                      7 класс – 34 часа

                                     

Учитель: А.В. Салтанова

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентированы на работу по программе:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–8 классы : пособие для учителей  общеобразоват.  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М. : Просвещение, 2015.

                           

                                                   2019/2020 учебный год

                       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству, 5-7 классы, составлена на основе авторской программы  «Изобразительное искусство  Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-8 классы»: прогр. /Сост.  Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, - М.: Просвещение, 2015г.

Цель рабочей программы — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

                Задачи:

•         формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

•         освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

•         формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

•         развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

•         формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

•         воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

•         развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

•         овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

•         овладение основами культуры практической работы различными художественными мате¬риалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

    Учебно-методический комплекс Б.М. Неменского включает:

  •  Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5—8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. - М.: Просвещение, 2015
  • Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник. ФГОС.  Горяева Н, Островская О.В., Неменский Б.М. - М.: Просвещение, 2014
  • Изобразительное искусство: искусство в жизни человека : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского, Гуров Г.Е., Питерских А.С. - М.: Просвещение, 2014
  • Гуров Г.Е., Питерских А.С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7  класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/Г.Е Гуров, А.С. Питерских/Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусств и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегрированный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств -живописи, графики. скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. изображения в зрелищных и экранных искусствах  Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение  изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащимися в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Программа объединяет практические художественно - творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведения искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической  цельности и последовательности развитая курса. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и  ученика.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

           Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

           Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

            Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

           Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

            Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

        Тема 5 класса — «Декоративно прикладное  искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в  которых сильна связь с фольклором, с  народными  корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству  наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая  как народным формам, так и декоративным  функциям искусства в современной жизни.

Тема 6  класса — «Изобразительное искусство в жизни  человека» — посвящена  изучению собственно  изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись),понимание  основ изобразительного языка. Изучая язык  искусства,  ребенок  сталкивается  с его бесконечной изменчивостью в истории  искусства.  Изучая изменения языка искусства, изменения как  бы  внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные  процессы, происходящие  в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры учащихся

Место учебного предмета в учебном плане

Изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе осуществляется с 5 по 7 классы, что составляет  105 часов, из них:

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

1

34

6

1

35

7

1

34

Всего

Часов 103

Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

                                           

                                       Планируемые результаты.

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,  своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных  способностей учащегося проявляющихся в познавательной  и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и  закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры Отечества;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах  визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами  и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;

- осознание значимости искусства и творчества в личной  и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих  способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса  к творческой деятельности.

5 класс

Учащиеся должны научиться :

- понимать значение древних корней народного искусства;

- определять связь времён в народном искусстве;

- понимать место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

- различать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома):

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;

- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие  усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.

6 класс

Учащиеся должны научиться:

- понимать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;

- различать основные жанры изобразительного искусства;

- узнавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);

- анализировать произведения скульптуры, живописи, графики;

- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;

- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;

- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;

- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

- пользоваться различными графическими техниками

- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.

7 класс

Учащиеся должны научиться:

- анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- определять особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- представлять основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.

Проверка знаний учащихся

Принципы на которых основана оценка результатов учебной деятельности учащихся:

  • объективность;
  • гласность;
  • систематичность;
  • всесторонность;
  • индивидуализация учета;
  • дифференцированность учета.

Критерии оценки устной формы ответов учащихся

  • Активность участия.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии  оценки творческой работы

 Общая оценка работы  обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:

  • Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
  •   Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы.
  •  Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

Устный опрос

Викторины

Кроссворды

Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

     При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок относятся такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

Оценка результатов учебной деятельности по предмету

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

     Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в практических работах делает незначительные ошибки.

     Обучающийся воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

   Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагменты содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

У ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в практических работах ученик допускает грубые ошибки.

                               

                                     

Содержание учебной программы.

5 класс

I четверть — «Древние корни народного искусства». Древние образы в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.  Конструкция и декор предметов народного быта. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздники.
II четверть — «Связь времен в народном искусстве». Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели.  Истоки и современное развитие промысла. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Роль народных промыслов в современной жизни. Связь времен в народном искусстве.
III четверть — «Декор, человек, общество, время». Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке.  О чем рассказывают гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
IV четверть — «Декоративное искусство в современном мире». Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (кукла). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (ваза). Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (панно). Декоративно-прикладное искусство в жизни.

6 класс.

I четверть – «Виды изобразительного искусства». Изобразительное искусство в     семье пластических  искусств. Рисунок - основа  изобразительного творчества. Линия   и ее   выразительные   возможности. Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные   изображения в скульптуре. Основы образного языка изображения.

II четверть – « Мир вещей. Натюрморт». Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира: натюрморт. Понятие формы.  Многообразие форм  окружающего  мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение.   Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет   в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. 
III четверть – «Вглядываясь в человека. Портрет». Образ человека  - главная тема    искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический портретный    рисунок    и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре.  Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. 
IV четверть – «Человек и пространство в изобразительном искусстве». Жанры   в изобразительном искусстве. Импрессионисты – новаторы пейзажной живописи. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства.   Язык  и смысл.

7 класс.

I четверть «Дизайн и архитектура — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры»

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм графического дизайна.

II четверть – «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.

III четверть – «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

IV четверть – «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя, моделируешь мир.

         

 

Тематическое планирование

Тематическое планирование - 5 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

 Древние корни народного искусства

9

2

Связь времён в народном искусстве  

7

3

Декор – человек, общество, время

10

4

Декоративное искусство в современном мире

8

Всего

34

Тематическое планирование - 6 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет

10

4

Человек и пространство. Пейзаж

9

Всего

35

Тематическое планирование – 7 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

8

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

9

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

8

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

9

Всего

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

№п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

06.09

Декоративно-прикладное искусство и человек

1

2

13.09

Древние образы в народном искусстве

1

3

20.09

Убранство русской избы

1

4

27.09

Внутренний мир русской избы

1

5-6

04.10

11.10

Конструкция и декор предметов народного быта

2

7

18.10

Русская народная вышивка

1

8

25.10

Народный праздничный костюм

1

9

08.11

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

10

15.11

Древние образы в современных народных игрушках

1

11

22.11

Искусство Гжели

1

12

29.11

Городецкая роспись

1

13

06.12

Хохлома

1

14

13.12

Жостово. Роспись по металлу.

1

15

20.12

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

16

27.12

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

1

17

18

10.01

17.01

Зачем людям украшения.

2

19

20

24.01

31.01

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

21

22

07.02

14.02

Одежда «говорит» о человеке.

2

23-24

21.02

28.02

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

2

25-26

06.03

13.03

Роль  декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

2

27

20.03

Современное выставочное искусство

1

28-29

03.04

10.04

Ты сам - мастер

2

30

31

17.04

24.04

Работа над проектом

2

32

15.05

Итоговая контрольная работа

1

33

22.05

Анализ контрольной работы. Отчетная выставка творческих работ

1

34

29.05

Отчетная выставка творческих работ

1

По программе 34 часа. Согласно календарно годовому графику МБОУ Какичевской ООШ на 2019-2020 учебный год, утвержденному директором школы Димитровым А.В. (приказ №___ от __.08.2019_), запланировано _34_ часа.

6 КЛАСС

Изобразительное искусство в жизни человека

№ п\п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

2

3

4

1

05.09

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

1

2

12.09

Рисунок - основа  изобразительного творчества Художественные материалы.

1

3

19.09

Линия   и ее  выразительные возможности. Ритм линий.

1

4

26.09

Пятно как средство выражения. Композиция как   ритм пятен

1

5

03.10

Цвет. Основы цветоведения

1

6

10.10

Цвет в произведениях живописи

1

7

17.10

Объемные   изображения в скульптуре

1

8

24.10

Основы языка изображения

1

9

07.11

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

10

14.11

Изображение предметного мира. Натюрморт.

1

11

21.11

Понятие формы. Многообразие форм  окружающего  мира

1

12

28.11

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

1

13

05.12

Освещение. Свет и тень

1

14

12.12

Натюрморт в графике.

1

15

19.12

Цвет в натюрморте

1

16

26.12

Выразительные возможности натюрморта

1

17

16.01

Образ человека   -главная тема    искусства

1

18

23.01

Конструкция Головы человека и её пропорции

1

19

30.01

Изображение головы человека в пространстве

1

20

06.02

Портрет в

скульптуре

1

21

13.02

Графический портретный рисунок

1

22

20.02

Сатирические образы человека

1

23

27.02

Образные возможности освещения в портрете

1

24

05.03

Роль цвета в портрете

1

25

12.03

Великие портретисты прошлого

1

26

19.03

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

27

02.04

Изображение пространства. Правила построения перспективы.

1

28

09.04

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

29

16.04

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

1

30

23.04

Пейзаж в русской живописи

1

31

30.04

Пейзаж в графике

1

32

07.05

Городской пейзаж

1

33

14.05

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

34

21.05

Итоговая контрольная работа.

1

35

28.05

Анализ контрольной работы.  Итоговый урок (обобщение темы)

1

По программе 35 часов. Согласно календарно годовому графику МБОУ Какичевской ООШ на 2019-2020 учебный год, утвержденному директором школы Димитровым А.В. (приказ №___ от __.08.2019_), запланировано __35_ часов.

7 класс

Дизайн и архитектура в жизни человека

№ п\п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

1

2

3

4

1

02.09

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

1

2

09.09

Основы композиции в конструктивных искусствах.

1

3

16.09

Прямые линии и организация пространства.

1

4

23.09

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна.

1

5

30.09

Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

1

6

07.10

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

1

7

14.10

В бесконечном мире книг и журналов.

1

8

21.10

Многообразие форм графического дизайна

1

9

11.11

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

10

18.11

Архитектура – композиционная организация пространства

1

11

25.11

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

12

02.12

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм

1

13

09.12

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

14

16.12

Вещь: Красота и целесообразность.

1

15

23.12

Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

1

16

13.01

Форма и материал

1

17

20.01

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

1

18

27.01

Город сквозь времена и страны.  Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

19

03.02

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

20

10.02

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

1

21

17.02

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании  городской среды.

1

22

24.02

(пр)

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

2324

02.03

09.03

(пр.)

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

25

16.03

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

1

26

30.03

Мой дом – мой образ жизни

1

27

06.04

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

1

28

13.04

Дизайн и архитектура моего сада

1

29

20.04

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

30

27.05

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

31

04.05

(пр.)

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир.

1

32

11.05

(пр.)

Обобщение по курсу

1

33

18.05

Промежуточная аттестация за год

1

34

25.05

Анализ контрольной работы.

1

По программе 34 часа. Согласно календарно годовому графику МБОУ Какичевской ООШ на 2019-2020 учебный год, утвержденному директором школы Димитровым А.В. (приказ №___ от __.08.2019_), запланировано __30_ часов.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Какичевская  ООШ

от ____________2019 г. №___

Председатель ШМС        ___________Куринова В.А.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ)

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Фактическая

дата

7

Раздел 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры  

(9 часов)

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

24 февраля

2020 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 24 февраля – праздничный день.

Урок проведен совместно с предыдущим уроком – «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании  городской среды»

оо

7

Раздел 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры  

(9 часов)

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

9 марта

2020 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 9 марта – праздничный день.

Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час.

оо

7

Раздел 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры  

(9 часов) Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Моделируя себя – моделируешь мир.

4 мая

2020 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 4 мая – праздничный день.

Урок проведен совместно с предыдущим уроком – Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

7

Раздел 4 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры 

 (9 часов) 

Обобщение по курсу

11 мая

2020 года

Изменение количества рабочих дней в году.

Урок выпал на 11 мая – праздничный день.

Сдвоенный урок проведен за 1 учебный час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...