Презентация "Формирование общекультурной компетенции"
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Иванова Елена Викторовна

Изобразительное искусство, да и искусство в широком смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые применяет учитель на своём уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_sosh_no_13.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование общекультурной компетенции в обучении Презентация учителя изобразительного искусства МАОУ СОШ № 13 Ивановой Елены Викторовны

Слайд 2

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере

Слайд 3

Общекультурная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным является самовыражение личности. Аспекты общекультурной компетенции: смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций; проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации; коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Слайд 4

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности. Задача: дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно: социально-экономической, в сфере науки, религии, эстетической, коммуникативной, бытовой, досуговой и др.

Слайд 5

Формирование общекультурной компетенции на уроках изобразительного искусства Уникальность и значимость уроков изобразительного искусства в том, что в современной школе они играют совершенно особую роль – развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Изобразительное искусство, да и искусство в широком смысле, непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата. Дойти до этой цели помогают различные технологии и методы, которые применяет учитель на своём уроке.

Слайд 6

Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. Многие темы по изобразительному искусству в начальной школе строятся на основе прочитанных и увиденных сказок. Целый блок проходит под названием «Добрый и злой сказочный герой». Сказка входит в мир младшего школьника с самых ранних лет как реальность. Ребёнок верит в волшебство. Сказка привлекает ребенка неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным чувством справедливости .

Слайд 7

Сказки помогают узнать, что в мире существует не только добро и мамина любовь, но здесь есть место и для злобы, ненависти, болезней, смерти, но добро всегда стремится бороться со злом и побеждает. Дети начинают подражать героям, в них формируют такие качества как: храбрость, отвага, бескорыстие . Постепенно проявляются отношения более высокого порядка - любовь к родной природе, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека.

Слайд 8

Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. Сказки представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями. С помощью них, дети познают такие понятия как: вежливость, совесть, ответственность, героизм.

Слайд 9

В 5 классе учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях, не дают забыть про обычаи наших предков. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.

Слайд 10

В конце 5 класса ученики выполняют итоговую работу в материале «Ты сам мастер». Ребята сами выбирают материал для работы (кожа, нитки, шпагат, соленое тесто, ткань, пластилин) выполняют работу в техниках квилинг , папье-маше, декупаж. Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло.

Слайд 11

Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Слайд 12

Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин – это удивительный материал. Он не только дает детям возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит их жить в гармонии с природой . Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления . Занятия лепкой помогают учащимся проявить себя в творческом процессе и закладывают фундамент креативной и самостоятельной личности. Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Слайд 13

На протяжении всего года обучающиеся 7-8 классов выполняют работу в парах, группах, коллективные работы. Коллективная работа учащихся позволяет в полной мере погрузиться в творчество, насладится его результатом. Коллективные задания помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми, коллективные задания учат общаться, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки. Групповая работа

Слайд 14

Коллективная творческая деятельность способствует не только сплочению детского коллектива, в процессе совместной творческой деятельности один процесс рационального разделения обязанностей способен дать эффект, превосходящий любые индивидуальные возможности. Коллективное творчество принципиально отличается от другой деятельности тем, что предполагает не подавление личных интересов и инициатив каждого для достижения определенного результата, а использование энергии и потенциала всех участников проекта для того, чтобы добиться максимума и накоплению каждым ребенком опыта эмоционального сопереживания. Групповая работа

Слайд 15

Атмосфера, в которой растет и учится ребенок, влияет на формирование его личности и предопределяет сценарий взрослой жизни. Эксперты сходятся во мнении, что архитектура и интерьерные решения среднеобразовательного учреждения оказываются не меньшим стимулом для развития ребенка, чем знания, полученные в ходе обучения.

Слайд 16

Подходя к школе, мы бросаем первый взгляд на ее строительно-архитектурный вид, а, войдя в школу, обратим внимание на школьную форму детей, ее сотрудников, интерьер классов, столовой, дизайн штор, холлов, чистоту туалетов. Мы непроизвольно констатируем вполне определенный уровень культуры. И как бы интенсивно не внедряли в этой школе новые учебные курсы, технологии, но, если цивилизация школьной жизни не соответствует общечеловеческим достижениям, вряд ли правомерно говорить о высокой культуре школы. То - есть, культура школы начинается с культуры школьного быта . Для реализации общекультурной компетенции важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

Слайд 17

Интернет-ресурсы: Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы http://www.eidos.ru/journal/2011/1023-05.htm http://festival.1september.ru/articles/505471/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...

Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"

В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...

Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа  функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским  компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...

Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"

Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...

Развитие личности через формирование общекультурных компетенций

Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.Начало ХХI века – это качественный скачок в р...