Интегрированный урок музыки, ИЗО и литературы в 6 классе "Поэтический образ русской зимы в искусстве"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Открытый интегрированный урок ИЗО, музыки и литературы в 6 классе по теме: "Поэтический образ русской зимы в искусстве". Проведённый на заседании районного методического объединения в МБОУ ОСОШ №6 им. В.А.Сулёва. Участвовали в подготовке и проведении урока учителя музыки - С.И.Величко, русского языка - Е.И.Карпенко и  учитель ИЗО - О.Л.Ревенко 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_izo.docx38.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока литературы, музыки и изобразительного искусства по теме:

«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ».

6 класс

НЕ должно быть слепых к красоте,

глухих к слову и настоящей музыке, а значит,

                                                                                          черствых к добру, беспамятных к прошлому.

Д. Лихачев.

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтов, композиторов и художников, отражающих в своих произведениях настроение русской зимы, показать взаимосвязь и взаимодействие трех видов искусства, эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

Задачи:

  1.  Обучающие: учить анализировать музыкальные и художественные произведения и использовать цветомузыкальное решение при прослушивании контрастных музыкальных произведений. Познакомить с частичкой творчества поэтов, художников и композиторов, отображающих зиму в своих произведениях.
  2. Развивающие: развивать художественный вкус, анализировать, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитывающие: воспитывать любовь к творчеству, природе; формировать нравственное отношение к культурным ценностям.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности


Тип урока: интегрированный, обобщения и систематизации знаний.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.

Оборудование: 

1. Репродукции картин великих русских художников и фотографии о зиме.

2. Аудиозапись (музыка П.И.Чайковского, А. Вивальди, современных композиторов).

3. Стихи русских поэтов о зиме.

4. Рабочий материал к уроку (презентация, заготовки рисунков, клей, манная крупа, таблицы, смайлики).

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

- Приветствие учеников преподавателями музыки и ИЗО:

Учитель музыки:

- Здравствуйте, ребята и коллеги. Как вы уже заметили, сегодня у нас нетрадиционный урок. Присутствуют не только учителя – предметники, но и гости. Давайте же проЯвим наше гостеприимство и проведем урок так, чтобы все почувствовали себя, как дома. Договорились?

- Итак, наш необычный урок начинается.

ВИДЕО «Три белых коня»

(Звучит песня «Три белых коня» (авторы - Евгений Крылатов и Леонид Дербенев), смена изображений с зимними видами).

Ученик читает стихотворение «Зима» Виктора Шевченко:

Степь укрылась покрывалом,

В белой шубе лес стоит.

Под пуховым одеялом

Пашня-труженица спит...

Запрягу я тройку в сани -

Пой, тальянка, веселей! -

Полечу по снежной рани

К милой любушке своей!

Встретит нас ОНА в избушке

И снежками угостит,

Что засолены в кадушке...

Леденцами одарит!

А потом достанет месяц

Из хрустального ведра

И над ёлками подвесит

До святого Рождества...

- Ребята, кто эта таинственная гостья, о которой  читались стихи и пелось в песне? О чем мы будем говорить сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: о зиме, о снеге)

- Конечно же, о зиме! И песня «Три белых коня»  Евгения Крылатова и Леонида Дербенева, и удивительные зимние зарисовки, которые дополняли слова песни, и стихотворение известного донского поэта Виктора Шевченко – все это о зиме; о цвете, о музыке зимы, о зимнем настроении.

1слайд.

- Итак, тема нашего урока:

«ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЗИМЫ В ИСКУССТВЕ».

2 слайд.

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце,

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!

Н.И. Рыленков.

3 слайд.

- Вот сегодня мы и постараемся увидеть то, что не каждый увидит, и услышать то, что не каждый услышит!

         - ЦЕЛЬ нашего урока: познакомиться с творчеством поэтов, композиторов и художников, увидеть в нем  настроение русской зимы, показать, как связаны между собой три вида искусства, научиться эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.

- Я предлагаю по ходу урока заполнять табличку, которая и поможет вам в конце нашего путешествия увидеть связь и гармонию художественного слова, звуков и красок. А смайлики внизу таблицы вместе с  вами  оценят урок и определят  настроение.

4 слайд.

КАРТА РЕФЛЕКСИИ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ.

Ф.И. ученика __________________

по порядку

Название произведения.

Поэт.

Композитор.

Художник.

1

«Зима».

2

«На севере диком».

3

«На севере диком стоит одиноко сосна».

4

«Февральская лазурь».

5

«Белая береза».

6

«Времена года».

7

«Времена года».

СМАЙЛИКИ

- Но для этого необходимы ваше желание и внимательность.  Ребята, постараемся?

- Итак, мы отправляемся в необычное зимнее путешествие.

Учитель рисования:

- Ребята, в начале нашего урока вы уже убедились в том, что тема зимы – одна из распространенных в творчестве  поэтов и композиторов. А сейчас рассмотрим некоторые картины и увидим, как художники представляли это время года.

5 слайд.

(Картина И. И. Шишкина  «На севере диком»).

          - Перед вами картина известного русского художника. Какого и как она называется?

(Предполагаемые ответы детей: И. И. Шишкин «На севере диком»).

- Да, это полотно великого русского художника И. И. Шишкина «На севере диком».

- Всмотритесь в очертанья одинокого дерева на каменном, холодном склоне.

- Каким оно видится вам?

(Предполагаемые ответы детей: одиноким, величественным).

- А какой получилась  зима  у художника?

(Предполагаемые ответы детей: холодная, властная, суровая).

- Именно такой, суровой, властной, представлял себе этот художник русскую зиму на холодном севере.

УЧЕНИК:

- А мы на уроках литературы читали стихотворение с таким же названием. Это стихотворение  М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко сосна».

(Читает стих. М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко сосна» и определяет настроение стихотворения).

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

( Ученик: эпитеты  одиноко, диком, грустна, горючем помогают определить настроение автора: грустное, Михаилу Юрьевичу одиноко, холодно на душе. Я думаю, что и у И.И. Шишкина было такое же настроение, когда он писал эту картину).

Учитель рисования:

- Ребята, вы согласны с мнением Светы?

- Не забываем заполнять нашу таблицу!

6 слайд.

 (Художник И.Э. Грабарь, картина «Февральская лазурь»).

          - А вот другая работа. Кто автор этой картины и как она называется?

(Художник И.Э. Грабарь, картина «Февральская лазурь»).

           -Правильно. Художник И.Э. Грабарь на своей картине «Февральская лазурь» тоже изобразил зимнее дерево.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

(Предполагаемые ответы детей: радостное, веселое, светлое настроение)

- Когда Грабарь писал эту картину, он отмечал: «В природе творилось нечто необыкновенное. Казалось, она праздновала какой – то небывалый праздник».

- Может быть, кто-то из вас знает стихотворения, которые созвучны  этой работе?

УЧЕНИК читает стихотворение С. А. Есенина «Белая береза»:

Белая береза  

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой  

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза  

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

- Ребята,  вы уловили настроение народного поэта Есенина, который без памяти любил Русь – матушку?  Какое оно?

(Предполагаемые ответы детей: светлые краски, следовательно, и радостное, светлое настроение, сказочное восприятие действительности).

- Итак, вы, наверное, уже заметили, как при помощи  слов и красок можно  по-разному увидеть  зиму и передать  настроение.

Учитель музыки:

(релаксация).

7 слайд.

 (Спокойный зимний пейзаж).

- Созвучия произведения, которое мы сейчас услышим, благотворно действуют на нервную систему, расслабляют и успокаивают все клеточки нашего организма.

- Ребята, сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте, если хотите, глаза и давайте вместе пофантазируем, помечтаем под музыку «Времена года».

- А кто автор этого музыкального шедевра? (А. Вивальди).

(Звучит фонограмма из цикла «Времена года» А. Вивальди).

- Вся земля укутана в теплое покрывало - поля, холмы, берега рек... На каждую веточку дерева, каждый кустик, каждую травинку, нечаянно выглянувших из сугроба, словно накинут пушистый белый платок. Волшебница-зима разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Заснеженные веточки березы, украшенные  изящными сережками, да пылающий закат нарисовали узор, похожий на музыку зимней сказки.

В природе царит покой и сон. Звуки приглУшены. Запахи заморОжены. Время как будто остановилось...

(ПАУЗА…)

- Ну, что, детки, удалось окунуться в сказочную атмосферу зимнего леса? Что помогло нам в этом?      

   (Предполагаемые ответы детей:  музыка и художественное слово).

- Надеюсь, ребята, что звуки музыки и поэтические образы помогли вам немножечко расслабиться, отдохнуть, когда вы прогуливались по тихому, зимнему  лесу.

- НЕ забываем, ребята,  заполнять нашу таблицу.

Учитель рисования:

- А наше путешествие в страну звуков и красок продолжается.

- Ребята, а вы любите зиму? За что?

    (Предполагаемые ответы детей: много праздников, красивый пейзаж, свежий воздух, веселые игры)

 - Давайте вспомним, как люди радуются «проказам матушки-зимы». Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут-то и поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы.

- Ну-ка, отвечайте, какие зимние развлечения вы знаете и любите?

 {Предполагаемые ответы детей: катание на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, строительство снежных замков, снеговиков и т.д.).

- Оказывается, как много зимних забав! А нужны ли они нам? Чем они для нас полезны?    

 {Предполагаемые ответы детей: укрепляется здоровье, закаливается организм, развиваются сила, ловкость и т.д.).

- Правильно, ребята, но не забывайте, что зимние прогулки могут нанести и вред нашему здоровью, если неправильно одеваться, переохлаждаться или долго находиться на улице. Все хорошо в меру.

- А вот как художники изображали народные зимние игры и гуляния на своих картинах.

8 слайд.

(Дети рассматривают картины «Зимние забавы и праздники»).

- А я знаю еще одного необычного художника. Думаю, что и вам он знаком.

         - Отгадайте, кто это:

          Кто-то к дому

Подходил

И нигде не наследил!

Кто же он,

Что ночь не спал

И на стёклах рисовал?   (Мороз)

- Правильно, это мороз.

Практическая часть.

- А вы когда-нибудь наблюдали морозные узоры на стеклах окон? К сожалению, это великое чудо природы можно увидеть  все реже и реже. Может, кто-то из вас знает почему?

(Предполагаемые ответы детей: постоянная температура в доме (газовое, а не печное отопление) и пластиковые окна лишают нас этой возможности).

Презентация «Зимние узоры».

- Волшебница-зима превратила стекла в сказочные картины, на которых можно рассмотреть невиданные цветы, деревья и даже фантастические пейзажи!

Ученики рассматривают зимние узоры).

- Ну, а теперь мы все,  вместе с нашими гостями,  попробуем стать немножечко художниками. Перед вами - рисунок, но он не закончен. ПроЯвим фантазию и творчество! Мы с вами,  как настоящие Деды Морозы,  нанесем узоры на оконные  стекла. Создадим свои картины необычным способом: вместо красок будем использовать клей и манную крупу, из которой мамы и бабушки варят, надеюсь, любимую всеми нами манную кашу.

Учитель музыки:

- А создать нужное настроение для выполнения этой работы нам опять поможет музыка.

- Ребята, давайте подумаем, музыку какого известного композитора, который тоже писал о зиме и других временах года,  мы еще не слышали сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: музыку П. И. Чайковского «Времена года»).

- Правильно, это музыка великого русского композитора П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Ставшее знаменитым произведение он написал, любуясь   красотами родной земли.

- Итак, звучит музыка Чайковского, под которую мы  и будем создавать свои шедевры.

- Не забудьте в работы вложить и свое настроение. И тогда, я надеюсь, у вас все получится!

- Итак, приступаем к работе.

Выполняется практическая часть урока.

Учитель рисования: 

- Молодцы! Рисунки закончены. Вы хорошо поработали, много старались. Посмотрим, какие зимние узоры у нас получились. Давайте  сделаем  из всех рисунков одно большое окно с узорами на стеклах. Я думаю, что ваши работы – достойный подарок, сделанный своими руками, который вы сможете подарить родным и близким, чтобы они вспомнили свое детство, окунувшись в сказочный мир волшебника Деда Мороза.

Итог урока. Обобщение.

Учитель музыки:

- Ребята, наше путешествие в зимнее царство, к сожалению,  заканчивается, заканчивается

 зимняя сказка. Пора подводить итоги.

- Обратимся к нашим таблицам.

- Какое время года мы с вами сегодня рассмотрели?    (Ответы детей: Зиму).

- Кто создавал образ зимы в своем творчестве? (Ученик читает авторов произведений).

- С какими музыкальными и художественными произведениями  мы  познакомились?  (Ученик читает фамилии поэтов, композиторов и художников).

10 слайд.

 (Заполненная таблица).

КАРТА РЕФЛЕКСИИ И САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА НА ИНТЕГРИРОВАННОМ УРОКЕ.

Ф.И. ученика __________________

по порядку.

Название произведения.

Поэт.  

Композитор.

Художник.

1

«Зима».

Виктор Шевченко

2

«На севере диком».

И.И. Шишкин

3

«На севере диком стоит одиноко сосна».

М.Ю. Лермонтов

4

«Февральская лазурь».

И.Э. Грабарь

5

«Белая береза».

С. Есенин

6

«Времена года».

А. Вивальди

7

«Времена года».

П.И. Чайковский

СМАЙЛИКИ

Вывод учителя:

- Правильно. Мы с вами увидели, услышали,  как художники, композиторы, поэты в своих произведениях передавали красоту такого времени года, как зима, и, надеюсь,  вместе с великими мастерами слова, звука и красок уловили зимнее настроение. Какое? (Ответы детей: то тихое, спокойное, то грустное, величественное, то громкое, звенящее).

- А еще чему мы научились?   (Ответы детей: - Научились управлять своим здоровьем: разминаться, когда устали, расслабляться при помощи музыки,

 - и овладели очень оригинальным ремеслом – создали картины не красками, а своей фантазией).

- Мне хочется вернуться к эпиграфу нашего урока, словам известного русского писателя и ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева:

11 слайд.

НЕ должно быть слепых к красоте,

глухих к слову и настоящей музыке, а значит,

черствых к добру, беспамятных к прошлому.

                                                                                         Д. Лихачев.

            - На уроке мы ещё раз доказали, как прекрасна не только наша русская зима, но и  русская природа, а вместе с нею и наша Россия, которую мы должны беречь и любить. И, конечно же,  наш донской край, наша малая Родина. Я предлагаю вам посмотреть презентацию, которая и поможет увидеть нам этот волшебный уголок под названием «Мой край донской».

Презентация «Мой край донской».

- Спасибо, вы все сегодня хорошо потрудились. Результаты вашего труда обязательно будут оценены по участию в уроке, таблицам и вашим работам.

- А в конце хочется всем нам услышать настоящую зимнюю песню, я бы сказала, гимн зиме, -  песню «У леса на опушке». Давайте споем ее все вместе.

- Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс

Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....

Интегрированный урок музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" 6 класс

Проектная деятельность на интегрированном  уроке музыки и литературы "Вечные образы в искусстве" (по рассказу А.Платонова "Любовь к Родине или приключения воробья")...

Интегрированный урок музыки и якутской литературы "Саха норуотун ырыатын коруннэрэ"

Тема урока:«Стили якутской народной песни»Цель урока: Познакомить детей с особенностями звучания «дьиэрэтии» и«дэгэрэн» ырыа на основе примеров оперы-олонхо «Нюргун Боотур».Задачи:- образовательные: П...

Интегрированный урок музыки, изо и литературы.5 класс

"Душа человека и ее отражение в искусстве". На уроке учащиеся учатся соотносить лирику поэзии с музыкальными произведениями и полотнами русских художников....

Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"

Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....

Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...