Натюрморт - беседа живописца с натуры
статья по изобразительному искусству (изо)

Углицких Анна Викторовна

Обобщение опыта педагога по теме натюрморт с натуры различными материалами

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Натюрморт – беседа живописца с натурой»

(Из опыта работы педагога)

Акварель, гуашь, пастель, акварельные карандаши… Необыкновенно интересные и разнообразные материалы. Уже не одно поколение юных художников, учащихся изостудии «Эскиз», осваивают их выразительные возможности.  Трудные и сложные техники не каждому открывают тайны постижения материала. Ежегодно дети трудятся увлечённо над рисунками, находя всё новые решения композиций.

Что же  привлекает в этих техниках? Прежде всего, покоряет широкий диапазон возможностей, позволяющий не просто работать одним материалом, а ещё совмещать техники: пастель - акварель; акварель - белила - гелиевые ручки; пастель - гуашь и т.д. Ещё восхищает подвижность материалов, их мобильность, возможность импровизации, неповторимость. Каждая новая работа это новый этап творческого самовыражения. Также влечёт звучность цветов на белой или цветной поверхности бумаги, градации от прозрачных и лёгких оттенков до напряжённой пастозной живописи, дающий необыкновенный колорит.

Желание писать  цветы возникает всякий раз, когда видишь букет весенних цветов, распустившиеся фиалки на зимнем окне или роскошные осенние букеты.

Глядя на картину, мы часто не задумываемся о том, как художник достиг того или иного впечатления. Между тем каждому человеку, занимающемуся искусством, необходимо знать, какими средствами располагает художник в своей работе, каким языком выражает он свои мысли и чувства,   интересно, при помощи чего же можно изобразить цветок, ветку? Как сделать их не только узнаваемыми, но и привлекательными для зрителя, выразительными?

Художников всегда тянуло к тайне познания цветов, этих необыкновенных, ароматных, красивейших объектов. Да, можно сказать, что это всего лишь цветы, один из элементов натюрморта, портрета, пейзажа, бытовой картины. Но попробуйте убрать этот объект. И вы увидите, как неинтересна и безлика, становится картина. На протяжении всего существования человечества цветы остаются неотъемлемой частью произведений любого художника, и многие художники всецело отдаются творчеству написания цветов, как самостоятельных  работ.

Внутренняя сдержанность, поэтическая взволнованность и трепетность, которые привлекают нас в пейзаже, не менее выразительно звучат и в изображении предметного мира.

Соприкасаясь с предметной средой,  художник привносит в натюрморт свои чувства, волнение, переживания, утверждает красоту, значимость и изменчивость вещей, окружающих человека.

Интересны по постановке и решению творческих задач, многообразны живописно-пластические поиски и в жанре портрета, где встречаются цветы. Это, прежде всего характеры, живые, воплощённые с глубокой внутренней силой. Цветы в портрете помогают художнику сделать картину яркой, неповторимой, возвышенной.

        Илья Ефимович Репин говорил: «Глубокая идея становится внушительной только в совершенной форме. Только благодаря форме она возвышается до великого значения».

На протяжении многих лет мною проводятся занятия на тему «Рисование с натуры живых цветов».  Цветочные растения – это, прежде всего цвет, чистый и яркий, и природа в своём многообразии предоставляет на выбор практически бесконечную палитру. В результате я пришла к выводу, что это очень интересно не только мне как педагогу, как художнику, но и обучающимся. Это великолепная возможность остановить мгновение на листе бумаги. Цветы завянут, а рисунок будет долгие годы радовать зрителя и самого художника.

        При изображении цветов главная задача – это правильно подобрать оттенки; правильное колористическое решение, привнеся в работу свежесть, естественность, сделает её более выразительной. Чтобы в живописи была глубина и объём, не менее важно освещение объекта изображения. Обратите на это особое внимание при создании произведений – результат будет впечатляющим! Внимательное отношение к свету и тому, как он взаимодействует с цветом, позволит создать богатые в колористическом отношении и глубокие по содержанию работы.

        Растут дети, растёт их мастерство, растёт мастерство и преподавателей изостудии. Рисунки выполняются в различных техниках. На начальном этапе обучения детям предлагается работать по выбору, а начиная с пятого года обучения, уже рекомендуется та или иная техника исполнения рисунка. Работы учащихся изостудии разных лет  постоянно используются педагогами на занятиях в  качестве наглядного материала

Задачи:

обучающие –         расширить знания учащихся об изобразительном искусстве,                                 учить находить гармонические цветовые сочетания, развивать                                 технику работы с красками;

развивающие –         развить, творческое воображение, технику работы кистью,                                  интерес к искусству;

воспитывающие – воспитать творческую активность,  эстетический вкус;                                         укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное                                 искусство, музыка, мировая художественная  культура,                                         история).

        Посещая ежегодно городские, краевые, российские выставочные залы, я пришла к выводу, что цветы - это очень волнующая, современная тема в изобразительном искусстве и если в будущем обучающиеся изостудии, научившись писать цветы,  смогут проявить себя творчески и разнообразно как художники, то в этом я вижу актуальность выбранной мною темы.

         Обучение ведётся от простого - к сложному, по нарастанию художественных задач.        

        Особенности преподавания данной темы в том, что в образовательном процессе я использую в качестве наглядного материала свои работы и  работы обучающихся изостудии «Эскиз». Этот материал помогает мне как, педагогу выявить положительные моменты в преподавании данной темы и решить те вопросы, которые появляются в процессе рисования.

Изучая историю натюрморта, направления в живописи, работы художников дети получают знания в написании натюрморта, цветов. Также знакомятся с творчеством поистине великих художников: Ван Гога, Караваджо, Коровина, Герасимова, Сарьяна, Крымова, Толстого, Левитана, Талавиры, Аникеева, Плесовских, Червякова.

«Натюрморт – это одна из острых бесед живописца с натурой» - говорил художник Кузьма Петров-Водкин. На занятиях я использую некоторые секреты мастеров живописи. Для этого мы выполняем с детьми множество экспериментальных работ, набросков, упражнений. Это помогает мне улучшить качество детских работ. Разработанные таблицы по цветоведению помогают изображению цветов и природы в разное время суток, передавать более точно настроение в работах.

То, что современный человек «болеет»  ностальгией по «чистой» природе, становится очевидным из обилия натюрмортов с цветами. А это - «высший пилотаж» мастеров натюрморта. Не случайно вплоть до импрессионистов никто из художников не мог передать живой трепет цветка и листка, передать «душу» того или иного растения. А ведь характер цветка предопределяет и почерк художника: подснежник и гладиолус невозможно написать одинаково….

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ  ИНФОРМАЦИИ

  1. Сокольникова Н. М. Основы живописи  – Обнинск: Титул, 1996. 4с.
  2. Сокольникова Н. М. Основы композиции – Обнинск: Титул, 1996. 23с.
  3. Сокольникова Н. М.Краткий словарь – Обнинск: Титул, 1996. 48с.
  4. Коржавкина Л.Ф.  Березниковская пятерка альбом произведений»
  5. Никологорская О. А. Картина: от первой зарисовки до вернисажа. – Обнинск: Титул, 2004. 39с.
  6. Резько И. В. Производственно – практическое издание гармония цвета. – Москва: Харвест, 2006.192-201с.
  7. Хабарова В. Живопись и графика Валентины Хабаровой – Пермь 2010. 2с.
  8. Кошель П. Искусство. Мифология. Изобразительное искусство. Архитектура. Музыка. Театр. Кино. – Москва: Олма – пресс 2000.

Периодическая печать

  1. Шитов Л. А. Журнал «Юный художник». - М.. №1. 1985. 33с.
  2. Ивашнев В. И. Журнал «Юный художник». - М.. №3. 2001. 42с.
  3. Ивашнев В. И. Журнал «Юный художник». - М.. №9. 2005. 20с.
  4. Ивашнев В. И. Журнал «Юный художник». - М.. №7. 1998. 36с.
  5. Ивашнев В. И. Журнал «Юный художник». - М.. №12. 2007. 20с.
  6. Ивашнев В. И. Журнал «Юный художник». - М.. №11. 2000. 20с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветочные натюрморты в работах современных живописцев

Большая бродилка по прекрасным цветочным натюрмортам современных живописцев....

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности...

Методическая разработка урока. Презентация к уроку.Тема: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет".

Тема урока: Рисование с натуры. Натюрморт "Осенний букет"(Рисунок,живопись. 2 ч.).  Программа под ред. С.П. Ломова (В.С. Кузина), 7 класс. Презентация к уроку.Приводимый здесь материал может быть...

Конспект открытого занятия "Рисование фруктов с натуры. Натюрморт".

Натюрморт из нескольких фруктов с натуры. 1-й год обучения. Материал: бумага, гуашь....

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...

Рисунок с натуры натюрморта "Овощи"

Рисование предварительных эскизов натюрморта "Овощи". По эскизу выполнение рисунка"Овощи" акварельными красками с доработкой цветными карандашами. Два натюрморта в холодных и тёплы...

Урок изобразительного искусства в 3 кл "Картина-натюрморт". Рисование с натуры натюрморта. Кружка и помидор

Технологическая карта и презентация к уроку ИЗО в 3 кл.по теме "Картина натюрморт"...