Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Юный художник»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо)

Корнилова Светлана Гкннадьевна

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТКРЫВАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ                                                                                                                      Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях кружка «Юный художник»

           (слайд 2)

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев,      образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».  В.А.Сухомлинский

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

           (слайд 3)       «… Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне….»                        

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

(слайд4)   ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТКРЫВАЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИХ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ                                                                            Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют       кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок  способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей и развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

(слайд 5)   ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЮНЫЙ ХУДОЖНИК".

- формирование у детей эстетического отношения к жизни;

- развитие духовности на основе общечеловеческих ценностей;

- приобретение опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений ;

- формирование у детей коммуникативных способностей, толерантного отношения к сверстникам.                                                                          Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение ребят к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения в кружке строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов  работы,  при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.                                                                                                                             В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

(слайд 6)   Реализация целей:

- Использование различных приемов активизации творческой деятельности учащихся;

- Использование разнообразных форм деятельности, способствующие приобщению школьников к искусству;

- Использование различных видов работы (разнообразные изобразительные техники и художественные материалы);

- Поиск новых нетрадиционных способов преподавания традиционных тем.

           (слайд 7)     Формы и методы                                                                                         На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля
  • Эвристические

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности обучающихся.

(слайд 8)     Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).                                                                                                            В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей ребят.

          (слайд 9   Развитие творческой деятельности юных художников

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности
  • Объекты творчества ребят  имеют значимость для них самих и для общества

Я убедилась, что на  занятиях, где применяются творческие задания, ученики работают более активно и это способствуют развитию творческой и познавательной активности. Особенно радует, что  те ученики, которые учатся неохотно, в кружке работают с большим увлечением.

           (слайд 10)   Применяются занятия по методике мастер-классы

 Вместе с  ребятами выполняю  живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности. Для меня  развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

 (слайд 11)   Виды художественной деятельности

  • выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений
  • задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика), а так же языка декоративно - прикладного искусства

Все дети фантазеры, но отразить плоды своего воображения на листе бумаги может далеко не каждый. Ребятам  гораздо проще срисовать, а надо, чтобы они умели «творить», а значит - мыслить и уметь отразить свои мысли с помощью различных художественных материалов.

 Поэтому наряду с традиционными техниками рисования, я в своей работе с детьми использую нетрадиционные техники.

(слайд 12)   Нетрадиционные  техники   рисования

Рисование с использованием нетрадиционной техники - это рисование направленное на умение отходить от стандарта. Главное условие: самостоятельное мышление и получение неограниченных возможностей, что даёт   умение выражать  в рисунке свои чувства и мысли, погружаться в удивительный мир творчества.

В системе работы использую нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

(слайд 13)   Виды и техники нетрадиционного рисования       Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно - выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.                                                                                 Для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

  • рисование песком и солью;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография
  • печать по трафарету;
  • монотипия
  • пластилинография
  • рисование пальцами и ладошками
  • рисование по мокрому.                                                                                       Именно нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя. Обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.

            (слайд 14 - 16) Вместо кисточки — ладошка! Рисование пальчиками .

          Нальем в блюдце краску и макнем туда ладошку — вот и получилась «рука-печать». А может,   раскрасим ладонь кисточкой в разные цвета? Кажется, одной ладошки маловато? Добавим разноцветные пальчики, главное — смелее!

          Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: гуашь, кисть, салфетки.

 Способ получения изображения: в гуашь опускает ладошку (палец)или окрашивает с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

(слайд 17)   Оттиск смятой бумагой.

  • Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
  • Материалы: гуашь, смятая бумага.
  • Способ получения изображения: прижать смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и краска и смятая бумага. 

(слайд18)   Отпечатки листьев.                                                                     Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.                                                                                                                     Способ  получения  изображения: покрыть  листок дерева красками  разных  цветов,  затем  прикладывать  его  к  бумаге  окрашенной стороной  для  получения  отпечатка.   Каждый  раз  берется  новый  листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

(слайд 19)   Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: опустить в гуашь кисть и ударять ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. 

(слайд 20)   Монотипия предметная.                                                            Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: сложить лист бумаги вдвое и на одной его половине нарисовать половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. 

(слайд 21)   Кляксография  В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребята дорисовывают детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок.

Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: зачерпнуть гуашь пластиковой ложкой и вылить на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. 

(слайд 22)  Рисование песком (солью)                                                         Средства выразительности: объем.
Материалы: чистый песок, манная крупа или соль, клей ПВА.
Способ получения: простым карандашом нанести
необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает
аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос.

(слайд 23)   Данные методы, приемы и технологии позволяют  растить гармонично развитую личность, ведь эмоциональная насыщенность – это неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятия  в кружке  должны “увлечь ребят, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “…в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо 

(слайд 24- 33)   Работая над развитием творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочное время надо помнить:    Быть терпеливым. Не ждать «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопить события.  Оценивание детских работ – дело очень деликатное.   Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных». 

(слайд 34)  В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.  (Сократ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях бисероплетениемв детском объединении "Рукодельница" МОАУ ДОД "Станция юных техников г. Кирова"

В статье показана деятельность руководителя детского объединения «Рукодельница» по развитию творческих способностей воспитанников. Раскрываются основы содержания программы, эффективные приемы и методы...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии "Мастерица"

Прокудина Ирина Михайловна         Учитель технологииВысшая квалификационная категория Развитие творческих способностей учащихсяна занятиях в ...

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"

В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей на занятиях в объединении по интересам «Юный художник» через игровые технологии и индивидуальный подход»

АннотацияВ данной работе представлено описание моего передового педагогического опыта, в котором раскрыты аспекты комплексного подхода к развитию творческих способностей детей на занятиях в объединени...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность пр...