«Современные педагогические технологии. Использование ресурсов Российской электронной школы на уроках изобразительного искусства»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Остудина Елена Владимировна

На своих уроках я использую электронные ресурсы,  в частности портал Российская электронная школа (РЭШ).

«Российская электронная школа» - это масштабный проект, который объединяет интерактивные видеоуроки по всем предметам школьного курса. Здесь представлены уроки с 1 по 11 классы от лучших преподавателей страны.

РЭШ создана для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий в школе по какой-либо причине восполнить пробелы в знаниях. Проект поможет освоить школьную программу и тем, кто учится за рубежом.

Специалисты утверждают, что активное использование электронных ресурсов позволит безгранично расширить возможности всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

 Тема: «Современные педагогические технологии. Использование ресурсов Российской электронной школы на уроках изобразительного искусства»

Автор: Остудина Елена Владимировна, учитель изобразительного искусства и черчения высшей категории МБОУ Гимназия №3 г. Архангельск
     Цель: продемонстрировать возможности ресурсов Российской электронной школы и их использование на практике.

Актуальность: методической разработки заключается в том, что она будет интересна всем учителям, которые занимаются с учащимися дистанционно или хотят расширить возможности образовательного процесса, независимо от предметной области. Новая методика способствует активному формированию всего спектра универсальных учебных действий, учитывая  социальные и личностные потребности и интересы ученика.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.    Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

В условиях реализации требований ФГОС  наиболее актуальными становятся технологии:

 Информационно – коммуникационная технология

Проектная технология

Здоровьесберегающие технологии  

Игровые технологии

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии.

Признанный российский нейропсихолог Татьяна Владимировна Черниговская поделилась с педагогами своим видением роли учителя в развитии человека как личности в цифровую эпоху.

По мнению доктора наук, в современном мире, где все большее значение имеют роботы и искусственный интеллект, профессии учителя отводится важнейшая роль с точки зрения формирования у будущего поколения общечеловеческих ценностей и воспитания гармонично развитой личности в целом. И особую значимость в этом процессе приобретают гуманитарные дисциплины.

Учебный предмет «изобразительное искусство» ориентирует растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что актуально в современных условиях.

Художественное познание связано с умением строить художественный образ, определять отношение к явлениям жизни, выделять главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму, обобщать и делать художественный отбор.

Я уже более 10 лет работаю по программе Б.М. Неменского.  Люблю эту программу за её последовательность и перспективу. И в новых стандартах по сути ничего не изменилось.

Линия УМК программы создана под руководством народного художника России академика Российской академии образования и Российской академии художеств Бориса Неменского по курсу «Изобразительное искусство. 5—8 классы» и доработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Состав УМК:

  • рабочие программы
  • учебник
  • рабочая тетрадь (5 класс)
  • поурочные разработки

Основная идея комплекса – формирование художественной культуры учащихся

как неотъемлемой части культуры духовной.

Учебники помогут сохранить целостность и системность в приобщении детей к духовному содержанию искусства. Обучение происходит в единстве восприятия красоты мира и произведений искусства, а также практической художественно-творческой деятельности детей.

Каждый учебник включает четыре раздела в соответствии с четвертями учебного года. Внутри разделов – главы (темы уроков). Основная структурная единица учебника – разворот, который включает образный текст и выразительный зрительный ряд, построенный с учетом особенностей восприятия ребенка. В каждом учебнике – система развивающих творческих заданий, которые помогут овладеть образным языком изобразительного искусства, самыми разными художественными материалами и техниками.

На своих уроках я использую электронные ресурсы,  в частности портал Российская электронная школа (РЭШ).

«Российская электронная школа» - это масштабный проект, который объединяет интерактивные видеоуроки по всем предметам школьного курса. Здесь представлены уроки с 1 по 11 классы от лучших преподавателей страны.

РЭШ создана для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий в школе по какой-либо причине восполнить пробелы в знаниях. Проект поможет освоить школьную программу и тем, кто учится за рубежом.

Специалисты утверждают, что активное использование электронных ресурсов позволит безгранично расширить возможности всех участников образовательного процесса:

Использование современных технологий приведет к тому, что понятие «класс», как учебное помещение, выйдет за рамки классического представления, и позволит организовать занятия в любой точке мира;

Электронный формат школы позволит сделать обучение максимально целенаправленным и индивидуальным;

Создание единых школьных порталов объединит в границах государства не только всех учеников, но и учителей. Это существенно повысит эффективность работы педагогов, получивших возможность обмениваться опытом без всяких ограничений.

Для учеников внедрение электронных методов обучения откроет новые коммуникативные возможности и практически неограниченный доступ к любым образовательным программам с возможностью выбора преподавателя.

Электронное обучение предполагает переход в виртуальную плоскость и структур, осуществляющих контроль над качеством обучения. Это, безусловно, ускорит процесс реагирования на любые спорные ситуации и практически полностью исключит существование бюрократической волокиты.

ЧТО ТАКОЕ РЭШ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

Российская электронная школа (РЭШ) – открытая информационно-образовательная платформа, направленная на обеспечение беспрепятственного доступа к обучающим программам начального, основного и среднего общего образования с возможностью получения соответствующего документа, подтверждающего уровень освоения знаний и навыков.

В разделе «Предметы» и «Классы» вниманию учащихся представлен учебный материал, разработанный в соответствии с образовательными программами для каждого класса и по всем учебным дисциплинам.

После прохождения несложного процесса регистрации, учащиеся попадают в раздел «Ученику», где они могут расширить доступ к обучающим ресурсам, выбрать учителя, к которому хочется попасть на урок, прослушать лекцию любимого педагога, закрепить полученные знания с помощью предложенных задач и упражнений, а также посетить виртуальный музей.

 «Учителю» - раздел позволяющий большой команде профессионалов мгновенно решать любые педагогические и методические задачи, не ограничиваясь пространством класса и школы, а также получать советы и поддержку более опытных коллег, находящихся далеко, в режиме реального времени. Помимо этого в данном разделе собраны лучшие разработки уроков, внеклассных мероприятий и учебных планов, к которым педагоги имеют неограниченный доступ.

«Родителям» - раздел, помогающий решать вопросы любой сложности, связанные с обучением и воспитанием детей и взаимоотношениями с педагогами.

Школа» - данный раздел, позволяющий всем участникам образовательного процесса «держать руку на пульсе», будет полезен как педагогам, так и родителям.

РЭШ это портал, который  предоставляет пользователям большой объем разнообразного контента, всевозможные интерактивные сервисы и ссылки на другие веб-сайты. В основном это ресурсы портала Культура.

Где РЭШ предлагает: театральные постановки, каталог музеев, музыку и концерты, фильмотеку в соответствии со школьной программой.

Содержание вложенных дидактических и методических материалов полностью соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Темы в РЭШ по предмету «изобразительное искусство», в данный момент, полностью соответствуют программе, Бориса Неменского по курсу «Изобразительное искусство. 5—8 классы» Например:Программа для 5 класса

УРОК 1|5 класс

Урок 1. Древние образы в народном искусстве

УРОК 2|5 класс

Урок 2. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы Конструкция, декор предметов народного быта

УРОК 3|5 класс

Урок 3. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм

УРОК 4|5 класс

Урок 4. Народные праздничные обряды

УРОК 5|5 класс

Урок 5. Древние образы в современных народных игрушках

УРОК 6|5 класс

Урок 6. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома

УРОК 7|5 класс

Урок 7. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

УРОК 8|5 класс

Урок 8. Роль народных художественных промыслов в современной жизни

УРОК 9|5 класс

Урок 9. Зачем людям украшения

УРОК 10|5 класс

Урок 10. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

УРОК 11|5 класс

Урок 11. Одежда «говорит» о человеке. Часть 1

УРОК 12|5 класс

Урок 12. Одежда «говорит» о человеке. Часть 2

УРОК 13|5 класс

Урок 13. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Часть 1

УРОК 14|5 класс

Урок 14. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Часть 2

УРОК 15|5 класс

Урок 15. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества и тд.

Темы, материал видеоуроков, тестовые, проверочные задания полностью соответствуют УМК по программе Б.М. Неменского.

Программа для 6 класса

УРОК 1|6 класс

Урок 1. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы

УРОК 2|6 класс

Урок 2. Рисунок — основа изобразительного творчества. Ритм линий и пятен, их выразительные возможности

УРОК 3|6 класс

Урок 3. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи

УРОК 4|6 класс

Урок 4. Объёмные изображения в скульптуре

УРОК 5|6 класс

Урок 5. Основы языка изображения

УРОК 6|6 класс

Урок 6. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт

УРОК 7|6 класс

Урок 7. Формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

УРОК 8|6 класс

Урок 8. Освещение. Свет и тень

УРОК 9|6 класс

Урок 9. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

УРОК 10|6 класс

Урок 10. Образ человека — главная тема искусства

УРОК 11|6 класс

Урок 11. Изображение головы человека в пространстве. Основные пропорции. Портрет в скульптуре

УРОК 12|6 класс

Урок 12. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека

УРОК 13|6 класс

Урок 13. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете

УРОК 14|6 класс

Урок 14. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века

УРОК 15|6 класс

Урок 15. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива и тд. Темы, материал видеоуроков, тестовые, проверочные задания полностью соответствуют УМК по программе Б.М. Неменского.

Есть также архив программы для 5 и 6 класса РЭШ,которая соответствует программе Б.Н.Неменского выборочно. А для  7  класса полное соответствие программе Б.Н.Неменского.

Например:

Архив программы для 5 класса

УРОК 1|5 класс Особенности восприятия окружающего мира (Виды графики. Теория теней, конструкция, пропорции, перспектива, светотональные отношения)

Урок ведёт: Ломов Станислав Петрович

УРОК 2|5 класс Рисуем натюрморт Урок ведёт: Голубева Ираида Геннадиевна

УРОК 3|5 класс Основы цветоведения Урок ведёт: Моисеев Алексей Андреевич

УРОК 4|5 класс Особенности акварельной живописи. Цветовые и тональные отношения

Урок ведёт: Ломов Станислав Петрович

УРОК 5|5 класс Лепка. Рисуем и лепим животных. Лепка из глины свистулек и народных игрушек

Урок ведёт: Горбачёва Александра Игоревна , Горбачёва Мария Игоревна

УРОК 6|5 класс Времена года в пейзаже Урок ведёт: Романков Всеволод Олегович

УРОК 7|5 класс Каноны красоты человека. Наброски и зарисовки – ключ к творчеству

Урок ведёт: Соколов Геннадий Владимирович

УРОК 8|5 класс Как создается картина. Законы композиции. Иллюстрирование

Урок ведёт: Кармазина Марина Валерьевна

УРОК 9|5 класс Дизайн одежды Урок ведёт: Галкина Марина Владимировна

УРОК 10|5 класс Декоративное искусство и народные промыслы

Урок ведёт: Трохина Наталья Вениаминовна

УРОК 11|5 класс Беседы об искусстве. Виртуальные экскурсии по отечественным и зарубежным музеям Урок ведёт: Игнатьев Сергей Евгеньевич и тд.

Не секрет, что современные дети проводят за компьютерами и мобильными устройствами по несколько часов в день. Наша задача направить их деятельность в правильное русло, использовать  умные ресурсы.  Грамотное применение компьютеров в обучении,  конечно способствует активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию к занятиям у большинства учащихся, позволяет увеличить объём получаемой информации, систематизирует мышление.

Если Вы хотите, чтобы ребёнок с интересом учился в школе, а домашние задания делал самостоятельно? Хотите, чтобы не было волнений по поводу успеваемости, а взаимоотношения с детьми стали более доверительными?  Конечно, что каждый из вас утвердительно ответит на эти вопросы, следовательно, такой сайт необходим, Записывайте ребенка в эту школу.

Здесь мы  можем не беспокоиться по поводу неусидчивости ребёнка или пропущенных из-за болезни уроков: у каждого ученика есть возможность посмотреть интерактивный урок столько раз, сколько нужно, чтобы усвоить материал.

Источники:

https://resh.edu.ru/

https://www.culture.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"

Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА  ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ"...

Опыт эффективного использования сервисов WEB-2.0 на уроках изобразительного искусства и технологии

   Переход на новые методы и технологии в образовательной деятельности  в современных условиях возможен лишь на основе инноваций и использования инновационных технологий.  ...

Методические рекомендации по организации педагогического контроля и оценки знаний, умений, навыков на уроках изобразительного искусства

1.Учёт успеваемости школьников2. Критерии и показатели уровней контроля учащихся по изобразительному искусству из опыта работы3. Рекомендации к оценке сформированности основных понятий и способов дейс...

Выступление на педагогическом совете по теме "Российская электронная школа - её преимущества"

laquo;Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможно...

Как мотивировать педагогов и обучающихся на использование заданий по финансовой грамотности из Банка Российской электронной школы на уроках

Как мотивировать педагогов и обучающихся на использование заданий по финансовой грамотности из Банка Российской электронной школы на уроках (Презентация)...

Выступление на ОМО учителей математике на тему: "Организация современного урока с применением электронного ресурса «Российской электронной школы"

Данный материал был представлен на Районном методическом обьединении учителей математики в ноябре 2023года. В публикации содержатся методические рекомендации по пременению ресурса РЭШ на уроках матема...