Программа внеурочной деятельности "Буквица" 7-8 лет
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Винтер Лилия Ивановна

ПРОГРАММА внеурочной деятельности "Буквица"

Цель: Создание условий для формирования социально-значимых, ценностно-ориентированных смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению через теоретическое и практическое знакомство с искусством книжного шрифта и иллюстрацию.

Задачи:

-нравственное и художественно-эстетическое воспитание обучающихся;

-освоение знаний, умений и навыков в области шрифтового и искусства иллюстрирования;

-выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Место в учебном плане

  Данная рабочая программа кружка «Буквица» предназначена для реализации во внеурочной деятельности в рамках художественно-эстетического направления.

   Программа рассчитана на 66 часа в год, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 35 минут.  Регламент занятий, продолжительность, количество часов определены в соответствии с уставом гимназии, с учетом требований Базисного учебного плана.

Общая характеристика программы

        Программа «Художественный шрифт» Т. А. Копцевой состоит из трех частей: «Буквица», «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» и «Искусство шрифта». Данная рабочая программа «Буквица» рассчитана на песвоначальный этап, для обучающихся 7-8 лет. В увлекательной, структурированной и ясной форме программа дает возможность познакомить учащихся с основной исторической линией развития шрифта в контексте европейской культуры. Система художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные, стилистически точные композиции, ощутить аромат эпохи через шрифтовую композицию, через буквенный образ в контексте целостного книжного организма.

    Содержание первой программы из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Содержание программы ширяет представления учащихся о художественных стилях и давлениях в искусстве, знакомит с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирует чувство гармонии шрифтовой композиции, знакомит с именами выдающихся художников.

      Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой рассмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

      Актуальность    данной     программы     обусловлена    ее     практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении  школьных  праздников,   стенгазет,   классных  уголков,   принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.

 

Формы и методы образовательного процесса.

    В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов посредством ознакомления с традициями изображения буквиц и опорой на личный опыт учащихся.

Дети 7-8 лет способны на образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmadeystvuyushchaya_bukvitsa.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ШРИФТ»

«Буквица»

Первый год обучения

Возраст 7-8 лет 

Составитель: Винтер Лилия Ивановна.  

учитель изобразительного искусства

          высшей  квалификационной категории

Белгород 2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 3 г. Белгорода»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ШРИФТ

Буквица

Первый год обучения Возраст 7-8 лет

Составитель: Винтер Лилия Ивановна.  

учитель изобразительного искусства

          высшей  квалификационной категории

Белгород 2017

Пояснительная записка

   

Цель: Создание условий для формирования социально-значимых, ценностно-ориентированных смысловых установок, развитие способности к творческому самовыражению через теоретическое и практическое знакомство с искусством книжного шрифта и иллюстрацию.

Задачи:

-нравственное и художественно-эстетическое воспитание обучающихся;

-освоение знаний, умений и навыков в области шрифтового и искусства иллюстрирования;

-выявление и развитие творческих способностей учащихся.

Место в учебном плане

  Данная рабочая программа кружка «Буквица» предназначена для реализации во внеурочной деятельности в рамках художественно-эстетического направления.

   Программа рассчитана на 66 часа в год, 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 35 минут.  Регламент занятий, продолжительность, количество часов определены в соответствии с уставом гимназии, с учетом требований Базисного учебного плана.

Общая характеристика программы

        Программа «Художественный шрифт» Т. А. Копцевой состоит из трех частей: «Буквица», «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» и «Искусство шрифта». Данная рабочая программа «Буквица» рассчитана на песвоначальный этап, для обучающихся 7-8 лет. В увлекательной, структурированной и ясной форме программа дает возможность познакомить учащихся с основной исторической линией развития шрифта в контексте европейской культуры. Система художественно-творческих заданий позволяет поэтапно формировать у детей чувство гармонии, способность самостоятельно создавать выразительные, стилистически точные композиции, ощутить аромат эпохи через шрифтовую композицию, через буквенный образ в контексте целостного книжного организма.

    Содержание первой программы из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Содержание программы ширяет представления учащихся о художественных стилях и давлениях в искусстве, знакомит с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирует чувство гармонии шрифтовой композиции, знакомит с именами выдающихся художников.

      Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой рассмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.

      Актуальность    данной     программы     обусловлена    ее     практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении  школьных  праздников,   стенгазет,   классных  уголков,   принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.

Формы и методы образовательного процесса.

    В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов посредством ознакомления с традициями изображения буквиц и опорой на личный опыт учащихся.

Дети 7-8 лет способны на образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы.

   

Личностные, метапредметные, предметные результаты:

Личностные результаты

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни каждого человека и общества;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Метапредметные результаты:

-овладение умением творческого видения с позиции художника через сравнение образов и форм животных, растений и др., и выделение главного в процессе формирования образа буквы;

- организация самостоятельной деятельности и организация рабочего места;

-использование знаний из области естествознания и литературы в процессе выполнения задания.

Предметные результаты:

-овладение элементарными практическими навыками и умениями в различных видах художественной деятельности;

-понимание образной природы искусства, способность использовать различные материалы;

- нахождение выразительных образных форм, через анализ внешнего вида и силуэта животного;

- создание изображения на основе исходной формы (формы буквы) образа животного (от целого к частному);

- овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью графических материалов.

   Организация деятельности на учебном занятии строится в соответствии с требованиям ФГОС второго поколения. Формирование универсальных учебных действий осуществляется путем обеспечения познавательной мотивации, через поддержку интереса учащихся к предмету и совместную творческую деятельность учителя и учащихся.

УУД

Регулятивные

Адекватно использовать речь; использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять анализ работы с выявлением ошибок  и определением путей их устранения; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; применять установленные правила в решении задачи; соотносить правильность выполнения действия с требованиями; вносить необходимые изменения в действие; составлять план работы по достижению планируемого результата; устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели.

Познавательные

Рассуждать о содержании собственных рисунков и работ товарищей; сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда: буквицы из книг и др.; узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, для достижения цели; сочинять, составлять рассказы на основе изображаемого; выделять и обобщать характерные признаки объектов;  выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи; оценивать результат деятельности; осуществлять самоконтроль деятельности;

Коммуникативные

Задавать вопросы; слушать собеседника; вести устный диалог; формулирование собственных затруднений; проявлять активность; оказывать взаимопомощь в сотрудничестве; задавать вопросы для организации собственной деятельности; осуществлять взаимоконтроль; предлагать помощь; адекватно оценивать собственное поведение.

   Основой работы на занятии кружка является деятельностный подход, предусматривающий баланс теоритической и практической составляющей, с опорой на знания надпредметной сферы, что дает возможность решения общих задач обучения и реализовать интегративный подход в образовании.

   Способами организации учебной деятельности является личностно-ориентированный поход, через сотрудничество в познавательной, творческой и коммуникативной деятельности младших школьников.

  Заключительный этап занятий предусматривает оценку собственного результата работы учащимися, в соответствии с поставленной целью и последующую корректировку учителем, направленной на саморазвитие учащихся.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические  часы

Практические

часы

1

Введение. Веселые буквы

2

1

1

2

Искусство оформления книги. Буквица

2

1

1

3

Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация

         4

1

3

4

Буква-образ. Буква-животное

4

1

3

5

Буква-образ. Буква-растение

4

1

3

6

Буква-образ. Буква-дом

4

1

3

7

Буква-образ. Буква-человек

4

1

3

8

Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст

4

1

3

9

Буква-царь (король). Буква-царица (королева)

2

1

1

10

Каллиграфия. Инициал

2

1

1

11

Вензель. Узор из букв

2

1

1

12

Буква для Снежной королевы. Холодные цвета

4

1

3

13

Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета

4

1

3

14

Буква-робот. Брусковый шрифт

2

1

1

15

Книжная закладка

2

1

1

16

Афиша

4

1

3        

17

Упаковка. Этикетка

4

1

3

18

Эмблема

2

1

1

19

Экслибрис

2

1

1

20

Рисованные шрифты

2

1

1

21

Поздравительная открытка

4

1

3

22

Выставка детского творчества

2

1

1

Итого                                              

66

22

44

Содержание и основные направления

образовательной программы

1.     Введение. Веселые буквы. 2 ч

    Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.

    Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.

Экскурсия в школьную библиотеку.

2.     Искусство оформления книги. Буквица. 2 ч

    Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В.Васнецовым и т.д.

    Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица - первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.

Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).

Использование в качестве литературного материала произведений Белгородских авторов.

3.    Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 4 ч Обложка - обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат. «сверху») - отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.

      Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») - начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.

   Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.

Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания, например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову - форму совы и т. п. (простой и цветные карандаши, акварель).

4.   Буква-образ. Буква-животное. 4 ч

    Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например буква «3» напоминает змею, буква «Ф» - филина, буква «Д» - сказочного многоголового дракона и т. п.

     Прктическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

Беседа о животных нашего края.

5.     Буква-образ. Буква-растение.

      Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т.п.), например, буква «О» может напоминать одуванчик, «Б» - извивающиеся веточки березы, а «Д» - старый дуб с дуплом и т. п.

      Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).

      Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).

Флора юга России.

6.     Буква-образ. Буква-дом. 4 ч

Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых зданий (готический собор, древнерусский терем и т.п.). Например, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» - маяк или телебашню, «Л» - горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» - качели, «О» - колесо обозрения и т. п. Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).

Рассматривание фотографий зданий Белгорода.

7.     Буква-образ, Буква-человек. 4 ч

В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» -танцующего матроса и т. п.

    Практическая работа; изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).

8.     Буква-шут (клоун, арлекин), Цветовой контраст.

     Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы разных веселых цирковых персонажей, например, буква «Ф» - фокусника, «К» - клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.

     Цветовой контраст - резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.

     Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей .фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).

Рассказ детей о посещении циркового представления.

9.     Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 2 ч

      Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.

      Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).

10.    Каллиграфия. Инициал. 2 ч

     Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») - искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А.Пушкина.

Инициал (от лат. «начальный») - начальная буква имени, отчества, фамилии.

    Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).

11.   Вензель. Узор из букв. 2 ч

    Вензель (от польск. «узел») - начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.

     Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля - переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).

12.    Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 4 ч

     Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции, например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодцыми называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль.

     К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.

     Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения вицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного ичерного и т. п.), а для Снегурочки - сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, например изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь, акварель или др.).

13.    Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 4 ч

     Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относят оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбки и т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке «Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.

     Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца - нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).

14.    Буква-робот. Брусковый шрифт. 2 ч

    В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.

     Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; созданиеэскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.)

15.    Книжная закладка. 2 ч

     Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.

     Орнамент (от лат. «украшение») - узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает, По характеру мотивов различают следующие щды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др.

      Растительный орнамент - узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент - узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).

     Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги, например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения - растительный и т.п.).

16.    Афиша. 4 ч

     Афиша - объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.

     Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино» «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей. 

17.    Упаковка. Этикетка. 4 ч

    На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).

     Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).

18.   Эмблема. 2 ч

    Эмблема - условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» - условное обозначение московского метро, «Т» -такси, «А» - автобусной остановки).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).

19.   Экслибрис. 2 ч

    Экслибрис (от лат. «из книг») - книжный знак, указывающий принадлежность книги какому-либо владельцу.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, гелевые ручки или др.).

20.    Рисованные шрифты. 2 ч

    Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов (например, «Веселые картинки» и др.).

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка» может напоминать изображение улитки, слово «петух» - изображение петуха и т. п.

Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет написано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей). 

21.    Поздравительная открытка. 2 ч

Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.

Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).

22.    Выставка детского творчества. 2 ч

Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.

Календарно-тематическое планирование

1 группа

№ п.п

Тема занятий

Календарные сроки

примечание

1-2

Введение. Веселые буквы

5.09

3-4

Искусство оформления книги. Буквица

12.09

5-8

Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация

19.09

26.09

9-12

Буква-образ. Буква-животное

3.10

10.10

13-16

Буква-образ. Буква-растение

17.10

7.11

17-20

Буква-образ. Буква-дом

14.11

21.11

21-24

Буква-образ. Буква-человек

28.11

5.12

25-28

Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст

12.12

19.12

29-32

Буква-царь (король). Буква-царица (королева)

26.12

16.01

33-34

Каллиграфия. Инициал

23.01

35-36

Вензель. Узор из букв

30.01

37-40

Буква для Снежной королевы. Холодные цвета

6.02

13.02

41-44

Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета

27.02

5.03

45-46

Буква-робот. Брусковый шрифт

12.03

47-48

Афиша

19.03

49-52

Упаковка. Этикетка

2.04

9.04

53-56

Эмблема

16.04

23.04

57-58

Рисованные шрифты

7.05

59-60

Поздравительная открытка

14.05

61-63

Выставка детского творчества

21.05

Календарно-тематическое планирование

2 группа

|   № п.п

Тема занятий

Календарные сроки

примечание

1-2

Введение. Веселые буквы

2.09

3-4

Искусство оформления книги. Буквица

9.09

5-8

Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация

16.09

23.09

9-12

Буква-образ. Буква-животное

30.09

7.10

13-16

Буква-образ. Буква-растение

14.10

21.10

17-20

Буква-образ. Буква-дом

4.11

11.11

21-24

Буква-образ. Буква-человек

18.11

25.11

25-28

Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст

2.12

9.12

29-30

Буква-царь (король). Буква-царица (королева)

16.12

31-34

Каллиграфия. Инициал

23.12

35-36

Вензель. Узор из букв

13.01

37-40

Буква для Снежной королевы. Холодные цвета

20.01

27.01

41-44

Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета

3.02

10.02

45-46

Буква-робот. Брусковый шрифт

17.02

47-48

Книжная закладка

2.03

49-52

Афиша

9.03

16.03

53-56

Упаковка. Этикетка

6.04

13.04

57-58

Эмблема

20.04

59-60

Экслибрис

27.04

61-62

Рисованные шрифты

4.05

63-64

Поздравительная открытка

11.05

18.05

65-66

Выставка детского творчества

25.05

Календарно-тематическое планирование

3 группа

№ п.п

Тема занятий

Календарные сроки

примечание

1-2

Введение. Веселые буквы

7.09

3-4

Искусство оформления книги. Буквица

14.09

5-8

Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация

21.09

28.09

9-12

Буква-образ. Буква-животное

5.10

12.10

13-16

Буква-образ. Буква-растение

19.10

2.11

17-20

Буква-образ. Буква-дом

9.11

16.11

21-24

Буква-образ. Буква-человек

23.11

30.11

25-28

Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст

7.12

14.12

29-30

Буква-царь (король). Буква-царица (королева)

21.12

31-34

Каллиграфия. Инициал

28.12

11.01

35-36

Вензель. Узор из букв

18.01

37-40

Буква для Снежной королевы. Холодные цвета

25.01

1.02

41-44

Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета

8.02

15.02

45-46

Буква-робот. Брусковый шрифт

29.02

47-48

Книжная закладка

7.03

49-52

Афиша

14.03

21.03

53-56

Упаковка. Этикетка

4.04

11.04

57-58

Эмблема

18.04

59-60

Экслибрис

25.04

61-62

Рисованные шрифты

2.05

63-64

Поздравительная открытка

16.05

65-66

Выставка детского творчества

23.05

Методическое обеспечение

    Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 7-8 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).

    Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.

    Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся просмотры. Итогом работы года является выставка творческих работ.

   Техническое оснащение занятий включает в себя обычный набор оборудования для занятий изобразительным искусством, который дополняется и разнообразится необходимыми для конкретного задания материалами и пособиями.

     Для занятий по программе «Буквица» необходимы следующие художественные материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, кисти, пастель, тушь, плакатные перья, палочки, набор цветной и белой бумаги, ножницы, клей.

Список литературы

1. Программы дополнительного художественного образования детей.: М, «Просвещение», 2009.

2.  Басманова А. Обри Бердслей.-М., 1992.

3.  Воронецкий Б., КузнецовЭ. Шрифт.- Л., 1975.

4.  Грин А. Полное собрание сочинений. Хужожник С. Бродский.-М.,1976.

5.  Книговедение: Энциклопедический словарь.- М., 1982.

6.  Молок Ю. Книга о Владимире Фаворском.- М.,1967.

7.  Птахова И.Простая красота буквы.- СПб., 1997.

8.  Радуга-дуга. Художник Ю.А.Васнецов .- М.,1997. 9.         Русские народные сказки. Художник И.Я. Билибин.- М.,1998.

10.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М.,1981.

11.Современный словарь справочник по искусство.- М.Д999.

12.Соколова Т. Орнамент- почерк эпохи.- Л.,1972.

13. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. - М.,2001.

14.Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. - СПб., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...