Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Жабина Валентина Владимировна

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

·  анализировать свои действия;

·  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·  отличаться мобильностью;

·  быть способны к сотрудничеству;

· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Школа–интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Городского округа Подольск Московской области»

Выступление на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства, черчения и МХК.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

 «Требования к современному  уроку в условиях введения ФГОС  второго поколения»     

C:\Users\Галина\Desktop\izo.png

Учитель изобразительного искусства и черчения,

Высшей квалификационной категории,

                                                               Жабина Галина Николаевна      

  2019 год.

г. Подольск

Жабина Галина Николаевна,

учитель изобразительного искусства и черчения

Доклад на тему:

«Требования к современному  уроку в условиях введения ФГОС  второго поколения»

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора. эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Чем отличается идеология,  структура , требования, содержание ФГОС от  стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на  стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация  стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

·  анализировать свои действия;

·  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·  отличаться мобильностью;

·  быть способны к сотрудничеству;

· обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного  урока в условиях введения  стандарта второго поколения?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на  уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

·  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

·  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

·  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·  вывод делают сами учащиеся;

·  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

·  времясбережение и здоровьесбережение;

·  в центре внимания  урока - дети;

·  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

·  умение демонстрировать методическое искусство учителя;

·  планирование обратной связи;

·   урок должен быть добрым.

При посещении  урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

·  свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

·  открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

·  деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

·  идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

·  обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный  урок ? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть  урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же,  в  соответствии  с  новыми  стандартами , нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

         Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то  в  соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение  урока . Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за  урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении  урока и идеальное воплощение  новых  стандартов на практике – это  урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение  урока . Поэтому дети ощущают, что ведут  урок сами.

При посещении  уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному  уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:

·  требований к результатам освоения основной образовательной программы;

·  требований к  структуре основной образовательной программы начального общего образования;

·  требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Основные типы  уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.  Урок изучения  нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление  новых знаний

2.  Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3.  Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в  новых условиях.

4.  Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5.  Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально  новые дидактические подходы к  уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними  стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока , но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

Традиционные задания:

Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.

Задания в учебниках ФГОС:

Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.

Традиционные задания:

Перечислите отличия растений от животных.

Задания в учебниках ФГОС:

Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. В связи с  новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

·  предъявить противоречивые факты, теории;

·  обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

·  использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т. д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т. е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

         Структура современных  уроков , должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

·  проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили  новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

·  если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

·  таким образом, в отличие от  стандарта 2004 года  новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого  новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для  нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в  новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учителя смогут реализовать  новый  стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.

Список литературы:

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. ). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-( Стандарты второго поколения)

2.Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 20с. – ( Стандарты второго поколения) воплощение  новых  стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному  уроку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО в условиях введения ФГОС нового поколения

Статья содержит описание опыта работы МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."  с Портфолио учащихся как одной из составляющих накопительной  оценки достижения планируемых результов обучающимися ...

"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет.Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой расп...

Требования к учителю географии на уроках в условиях введения ФГОС нового поколения.

Требования  к учителю географии на уроках в условиях введения  ФГОС нового поколения....

Требования к современному уроку биологии и географии в условиях введения ФГОС нового поколения

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС:• Самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока.• Учитель выступает в роли организатора, а не информатора и не руководителя...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС второго поколения

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:Во-первых, это профессионал, который•демонстрирует универсальные и предметные способы действий•инициирует действия учащихс...

Доклад Роенко А. Н на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»

Доклад Роенко А. Н  на тему Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС третьего поколения»...