Граттаж- нетрадиционная техника рисования.
проект по изобразительному искусству (изо)

Какалина Татьяна Анатольевна
Рисование – это очень увлекательный и интересный процесс. Кроме традиционных техник иногда хочется попробовать такие, которые дают новые творческие идеи. Вот поэтому, я взялась исследовать необычную технику рисования – граттаж. Она достаточно редко используется на уроках изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konferentsii.docx14.15 КБ
Microsoft Office document icon doklad_grattazh.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Рисование – это очень увлекательный и интересный процесс. Кроме
традиционных техник иногда хочется попробовать такие, которые дают
новые творческие идеи.
    Вот поэтому, я взялась исследовать необычную технику рисования – граттаж. Она достаточно редко используется на уроках изобразительного искусства. Я решила ознакомиться с ней подробно. Заглянув в словарь, я узнала, что
граттаж или граттография (от фр. Gratter — скрести, царапать) –
графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым
инструментом. Основой служит бумага или картон, залитый тушью.
Обычно эту технику часто используют в художественных школах,
детских студиях рисования в кружках рисования. Что примечательно, вроде бы многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.
 Актуальность данной темы связана с тем, что нетрадиционная
техника рисования, граттаж, позволяют преодолеть чувство страха перед
неудачами в изобразительной деятельности. Данная техника рисования
помогает почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и
передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать
трудно
.
     В практической части работы я выполнила творческую композицию.            

  Цель моего исследования определение особенностей нетрадиционной
технике рисования, граттаж, апробирование данной техники и создание
творческой композиции.
          Для достижения цели я поставила следующие
задачи:
1. Проанализировать литературные источники, посвященные граттографии.
2. Изучить особенности технологического процесса создания граттажа.
3. Апробировать технику граттаж.
4. Овладеть основами техники граттаж при создании своей композиции,
постепенно фотографируя каждый этап работы.
5. Поделится умением видеть красоту граттажа и умением создавать рисунки
в этой технике с учениками.  

               Таким образом, в результате моего исследования, цели и задачи,
поставленные ранее были выполнены. Я получила богатый опыт в области
рисования, поделилась им с другими учениками. Мною была создана работа
в технике граттаж, которая мне понравилась. В процессе её создания я
применяла полученные знания владения техники. Единственная проблема, которую я обнаружила это то, что нетрадиционные техники изображения, а именно - граттаж, требует длительной подготовки к уроку и умений владения этими техниками. Это я поняла, когда делилась опытом с учениками, и мы пытались создать работы  в этой технике. Тем не менее, работа в нетрадиционных техниках, а именно в технике граттаж, на уроках изобразительного искусства позволит в полной мере проявить детям свои творческие способности, фантазию и воображение.
Процесс создания граттажа очень увлекательный и интересный
.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н.Толстого

п.Лев Толстой Липецкой области

_____________________________________________________________________________

Доклад

на тему:

«Граттаж»

                                                                                              Выполнила:

                                                                             обучающаяся 6 класса ««В»

                                                             Иванова Елизавета                                            

                                                                                     

Лев Толстой 2019

    Использование нетрадиционных художественных техник является эффективным средством для создания выразительности образов, т.е. для проявления и развития одарённости в рисовании. 
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это процесс и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества.

    Граттаж является одной из нетрадиционных техник рисования. Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру

Эрнст Макс (ErnstMax, немецкий живописец, график, мастер коллажа, граттажа и фроттажа. Один из наиболее ярких представителей сюрреализма

В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности.  В том же 1919 художник создал свои первые граттажи. Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием граттографии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применял литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, он обратился к граттажу при работе над иллюстрациями к книге "Сто народных баллад".

Граттаж выполняется острым предметом, это может быть перо, заостренная палочка или специальные резцы. Для выполнения техники нужно предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина (в домашних условиях можно использовать обычную свечу), а затем наносят тушь или краску.

Тушь придется наносить в несколько слоев, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать. Легче всего наносить тушь на картон широкой кистью, ватным тампоном или губкой. Если вы будете наносить краску, то ее также следует наносить достаточно толстым слоем, используя сухую кисть.

          В технике граттаж наиболее популярным сочетанием является белый картон и черная тушь, хотя вариантов выполнения картин в технике граттаж очень много. Картон может быть цветным, радужным, глянцевым, матовым или же предварительно раскрашенным. Точно так же можно использовать тушь совершенно любого цвета.

      Например, некоторые художники предпочитают использовать черный картон и светлую краску.

Когда основа для будущего рисунка будет готова, можно приступать собственно к выполнению техники граттаж. На подготовленном картоне процарапывают линии и штрихи заостренным предметом. Таким образом получается, что, выцарапывая линии будущей картины, вы открываете цвет основы.

Опытные мастера, которые работают в технике граттаж, используют для работы набор специальных резцов разного размера, ширины, толщины и т. д. Но вы можете воспользоваться подручными инструментами, например, гвоздем, спицей или зубочисткой.

Точно так же вместо туши вы можете использовать гуашь, но с ней труднее работать, она пачкает руки, смазывается и менее долговечна. Кроме того, вы можете поэкспериментировать с акриловыми красками. Для грунтовки некоторые вместо парафина или воска используют мел, белую глину и даже яичный желток. А чтобы тушь не растекалась пятнами по картону, ее обычно смешивают с мыльным раствором.

Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Вы можете с помощью техники граттаж сделать красивый элемент декора, приятный подарок близкому человеку или же просто проявить свои творческие способности. Мастерски выполненные картины в технике граттаж — это настоящие произведения искусства, картины могут выполняться в практически любом стиле.

Современная художница-самоучка, использует эту, несомненно, редкую технику, Cristina Penescu, 23-летняя Кристина родилась в Румынии, но, сколько себя помнит, живет в США. В детстве ей привили любовь к живой природе. А когда девочка увлеклась изобразительным искусством, то вполне логично, стала рисовать диких зверей и домашних животных. С тех пор  у юной художницы было много экспериментов со стилями и техниками, и лишь недавно Кристина нашла собственную манеру. Сейчас Кристина больше всего использует граттографию. Кристина говорит, что эта техника дает возможность так процарапывать детали, что изображение получается как живое и зритель может рассмотреть каждую шерстинку животного и полюбить его так, как любит своих лохматых героев она.

 Кто знает, может, создание невероятных картин, выполненных в технике граттаж, станет именно вашим хобби.

«Нацарапанное» творчество Cristina Penescu

«Нацарапанное» творчество Cristina Penescu

.

File:Reene windynight scratchboard.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Мастер - класс на тему: "Нетрадиционная техника рисования - Граттаж»

Ознакомление и выполнение графической композиции в нетрадиционной технике Граттаж...

Конспект занятия «Изучение нетрадиционной техники рисования - граттаж»

Методическая разработка представляет собой конспект занятия на тему: «Изучение нетрадиционной техники рисования - граттаж», является методическим обеспечением к программе «Вол...

"Нетрадиционная техника рисования "Граттаж""

Из опыта работы. В данной презентации представлена  нетрадиционная техника рисования "Граттаж"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Граттаж, как нетрадиционная техника рисования в детском творчестве»

Данная методическая разработка предназначена для педагогов, а также воспитателей, которые работают с группой детей дошкольного и начального школьного возраста (7 - 12 лет). Будерт интересна она и для ...

Мастер – класс по нетрадиционной технике рисования - граттаж

Мастер – класс по нетрадиционной технике рисования  - граттаж...