Конспект урока "Одежда «говорит» о человеке"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Доброрадных Елена Александровна

Тема урока Одежда «говорит» о человеке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda_govorit_o_cheloveke.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

5

Раздел

«Декор-человек, общество, время»

Тема урока

Одежда «говорит» о человеке

Тип

Урок-путешествие, комбинированный (ознакомление с новым материалом, практикум).

Цель

Показать  отличия в одежде разных сословий Китая;

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;

создавать костюм

Развивающие: развивать творческую фантазию учащихся;

Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Методы и формы обучения

Методы стимулирующий, объяснительный, диалогический.

Методы научения: репродуктивный, практическая работа.

Формы: словесные (беседа, рассказ), работа в парах, наглядные (презентация), практическая работа

Планируемые результаты

Предметные  приобретение  опыта создания художественного образа в древнекитайском стиле.

Метапредметные:

регулятивные Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом. Осуществлять самоконтроль

коммуникативные Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт

Личностные: формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ.

Принципы

Доступности, наглядности.

Межпредметные связи

История

Методическое оснащение урока

Материально – техническая база:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

Дидактическое обеспечение:

Презентация

Учебно -техническая документация

карточки;

Организация пространства

Работа групповая, индивидуальная

Этап урока

Цели

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап.

Организационный момент

Цель этапа:.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке

2

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Организация внимание.

Приветствие.

Ребята проверяют свою готовность к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия.

2 этап

Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.

Цель этапа:

Сформулировать и согласовать цели урока.

Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала.

10

Формулирование вместе с учащимися темы и целей урока(Слайд №1-4) (Приложение №1)

Просмотр видео фрагмента (Приложение №2)

Учащиеся внимательно слушают учителя, определяют тему урока.

Свотрят видео фрагмент об особенностях одежды китайцев эпохи Цын

Познавательные Формулируют тему урока и его цель. 

-извлекают необходимую информацию из увиденного.

 Регулятивные

Сотрудничают с учителем, сверстниками

Регулятивные

Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

Формирование умения слушать и понимать других

Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме

Познавательные

Поиск  и выделение необходимой информации.

3этап

Первичное закрепление знаний учащихся

Цель этапа:

Организовать усвоение учащимися нового материала (индивидуально, в парах или группах)

8

Беседа после просмотра видео ролика. (Приложение №2) И уточнение

мыслительной активности, творческого осмысления материала

Самостоятельный поиск информации в учебнике (стр120-122)

(Приложение №2)

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению. Диалог с учителем. Вопрос-ответ.

Поиск недостающей информации в учебнике

Коммуникативные - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог;

Личностные

Формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции

4. этап

Физкультминутка

1

Применение здоровьесберегающие технологии 

5 этап

Постановка художественной задачи

методические указания к работе.

Сообщение учащимся названия практической работы; Разъяснение учащимся задач практической работы. Инструктирование  по выполнению задания.

Разбиваются на группы по рядам. Определяют методом жереьёвки, какой ряд, что рисует.

6 этап

Практическая работа

Цель этапа:

Организовать самостоятельную работу учащихся.

15

Целевые обходы: 

Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах  выполнения работы.

Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

Самостоятельно рисуют, используя карточки с изображением животных, цветов.

Приложение 4-6

Личностные

Применение на практике полученных знаний и последующее повторение

Регулятивные самоконтроль выполнения задания

7этап

Итог урока

Цель этапа: 

организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

6

Анализ детских работ.

Подведение итога урока.

Проводят самооценку. Обобщение и систематизация знаний

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

анализ объектов, обобщение, построение логической цепочки рассуждений

Регулятивные

Выделяют и формулируют то, что усвоено и что нужно усвоить.

6 этап

Рефлексия

Цель этапа: 

организовать проведение самооценки учениками работы на уроке

3

рефлексия   учителя  и учащихся о достижении целей урока

Оценка и самооценка учебной деятельности Учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Коммуникативные Делают краткие выступления, слушают собеседника

Личностные

Оценивают себя в процессе деятельности

Адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности .

1.Организационный момент.

Добрый день ребята!

Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Я прошу проверить как организованно ваше рабочее место.

2.Вводная беседа и актуализация знаний учащихся. 

Учитель Для того чтобы узнать, что мы будем рисовать, помогите мне закончить пословицы (Слайд № 1) Задание. В данные пословицы  вставте слово.

Дерево красиво листвой, человек – одеждой

Не одежда красит человека, а его дела

По одёжке встречают, по уму провожают

Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду

От жары страдают все одинаково, а от стужи – в зависимости от одежды

Учитель.  О чем все эти пословицы?

Кто уже догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Учащиеся. Об одежде(Слайд № 2)

Для чего нужна человеку одежда?

Учащиеся: Одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль. (Слайд № 2)

Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли. Может рассказать, кто человек по профессии, богат или беден, что у человека праздник или трагедия.

Можете ли вы определить тему нашего урока?

И тема урока «Одежда «говорит» о человеке» (Слайд № 3)

Мы продолжаем свое увлекательное путешествие по странам, и в какую,  страну отправимся, сегодня определите сами из этого виеоролика. (Приложение№1)

Учащиеся: Китай

Учитель: Давайте сформируем цель нашего урока.

Познакомиться с особенностью одежды людей Древнего Китая(Слайд № 4)

Попробуем изобразить людей в костюмах данной эпохи.

3.Организация познавательной деятельности.

Народы Кита ябережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.

Я предлагаю Вам отправиться на видео-экскурсию в Государственный музей искусства народов востока.

Беседа после просмотра видео ролика. (Приложение №2)

4. Первичное закрепление знаний учащихся

Учитель: Ребята, какого цвета костюма императора и что было изображено на нем?

Учащиеся: Костюм императора желтого цвета и украшен вышивкой. На халатах императоров и наследников престола были вышиты или вытканы драконы с пятью когтями – луны, отсюда и название халата – лунпао. В древнем Китае желтый цвет – цвет золота - и дракон были символами императора. (Слайд № 5)

Учитель: У высших чиновников, помогавших императору управлять страной, также были свои знаки отличия. Что на них изображалось?

Учащиеся: Халат украшался вышивкой с изображением птиц.

Учитель: Да, верно. Всего было девять рангов, и каждый из них символизировала своя птица. В зависимости от ранга китайские чиновники отличались и халатами с чрезвычайно своеобразными буфонами – квадратами, которые вышивались или нашивались на спину и грудь. Девяти рангам китайских чиновников соответствовали изображения девяти различных птиц: на вышивке  чиновника первого ранга изображался журавль, второго — золотистый фазан, третьего — павлин, четвертого — дикий гусь, пятого — серебристый фазан, шестого — белая цапля, седьмого — утка-мандаринка, восьмого — перепелка. Чиновник низшего класса довольствовался вышитой сорокой.

 (Слайд № 7-11)

Верх головного убора чиновника украшал шарик, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным. Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый. (Слайд № 12)

А кто изображон на этом слайде и кем был украшен его халат? (Слайд № )

Учащиеся: Воин. Халат украшен изображением животного.

У военных чиновников так же было 9 рангов, и каждый ранг украшала вышивка опрелеленного животного (Слайд №13-14 )

У военных чиновников была своя символика, обозначающая храбрость и силу. На спине офицера первого класса вышивалось фантастическое животное в виде единорога цилинь, второго — лев, третьего — леопард, четвертого — тигр, пятого — медведь, шестого — тигренок, седьмого и восьмого — носорог, девятого — фантастическая морская лошадь.

Как вы наверно уже догадались цвет также имел свое значение: (Слайд № 15)

желтый- цвет императора,

белый и красный – для воинов,

голубой – для молодых воинов,

коричневый – для сановников ( высших чинов, приближенных к императору) (влиятельные люди).

Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Шелк был привилегией высших слоев общества.

Учитель: (Слайд № 16)

1 группа. Что изображалось на женских халатах?

2 группа. Чем украшали прически и дополняли костюм придворные дамы?

3 группа. Из какой ткани Китайские крестьяне носили простую одежду?

На станицах(120-121) учебника вы найдёте ответ на эти вопросы

1 группа. (Слайд № 17-19)

Он щедро украшен, расшит изящными бабочками, пионами, которые

напоминают о весне, а также традиционным изображением играющих, пенящихся волн. Здесь каждая деталь узора связана с благожелательной символикой. Так, например, бабочка символизирует радость, а пион -знатность, богатство, приход весны.(Приложение №3)

2 группа. (Слайд № 20)

Придворные дамы носили сложные, изысканные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра.

3 группа. (Слайд № 21)

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы. Одежда бедняков была однотонной, чаще белого цвета.

Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук. (Слайд № 22)

4.Физкультминутка

5.Постановка художественной задачи

Сейчас, ребята, вам предстоит выполнить украшение халата императора Древнего Китая и знатной китаянки (шаблонов), веера декоративными элементами (работа по группам).

Прежде чем вы начнете работу, давайте проверим, запомнили ли вы символы, которым китайцы придают большое значение, при украшении своих костюмов.

Дракон и желтый цвет – символы императора

Бабочка - радость

Пион - знатность, богатство, приход весны

Задание по группам. Конверты шаблонами халата и веера и  изображением животных и цветов (дракон, пион, цветок персика) кладем рисунком вниз, перемешиваем. Представители от групп определяют кто что будет создавать.

I группа – украсить халат китайского императора с изображением дракона (приложение №4)

II группа - украсить халат знатной китаянки (приложение №5)

III группа – выполнить декоративный рисунок для веера (приложение №6)

Прежде чем начать работать давайте улыбнемся друг другу ведь хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе.

1. Вводный инструктаж

Выполнить контурный рисунок карандашом  в обозначенных на рисунке  местах ( в течение 5 минут)

Выполнить украшение в цвете (в течение 10 минут)

6.Практическое выполнение задания

Самостоятельная работа детей, во время которой осуществляется индивидуальный подход.

2 Текущий инструктаж

Проводится индивидуальная работа с каждым учеником, уточняется композиционный замысел.

3. Заключительный инструктаж

(Звучит китайская медленная музыка).

7. Итог урока (3мин)

Анализ детских работ:

Давайте поднимим работы и покажем у кого что получилось. Поднимете работы те кто украшал :….

Какой красивый узор на одежде, как аккуратно его нарисовал

А как удачно подобрал цвет …

Ребята, что больше всего запомнилось во время нашего путешествия?

Учитель

Какую одежду полагалось носить членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам? (Слайд № 23)

Какая вышивка на халате чиновника означала высший ранг? (Слайд № 24)

Какие цвета использовались для костюма воина? (Слайд № 25)

8.Рефлексия.

Лесенка «Мое состояние» учащиеся отмечают соответствующую ступеньку лесенки

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

Выберите и продолжите любое предложение .

-  Сегодня я узнал…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Я понял, что…

• Теперь я могу…

• Я почувствовал, что…

Домашнее задание. Подготовить  доп. материал о костюме средневековья.

Молодцы, ребята! С вами было очень приятно работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи средневековья"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

Одежда "говорит" о человеке

В презентации глворится об одежде как  знаке положения человека в обществе. Подробно рассматрвается одежда разных слоев общества в Древнем Китае и в Западной Европе. Из чего делается вывод, что к...

Одежда говорит о человеке

Одежда говорит о человеке...

"Одежда говорит о человеке"

Изобразительное искусство 5 класс.По  программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского....

Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время.

Тема урока: « Одежда, украшения, бытовые предметы говорят о человеке» из раздела: Декор - человек, общество, время. Цель: Создание одежды, предметов интерьера, быта и украшений разных народов....

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Конспект урока ИЗО 5 класс.. Одежда "говорит" о человеке, презентация

Цель урока: знакомство учащихся с многообразием форм и декора в одежде людей разных сословий на примере Древнего Китая. ...