Разработка программы кружка дополнительного образования "Основы изо искусства"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо)

Губарева Ольга Александровна

"Основы изо искусства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КРУЖКА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ШКОЛА № 1164

"ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"

 

Классы  5-11
Учитель : Швайко Ольга Александровна

Количество занятий: всего –128 ч.,   в   неделю 2ч., 2 группы.                                      

                           

                                                               

2015-2016

Пояснительная записка.

          Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

           Основной задачей занятий в изостудии является развитие творческих способностей детей и подростков путём целенаправленного и организованного обучения.

            Темы для кружка "Основы изобразительного искусства" планируются с расчётом на детей 10-18 лет и главным образом строятся по принципу познания и любования окружающим миром.

          Работа с творческой группой детей  предполагает изучение художественных приёмов, освоение элементов живописи и графики, особый акцент строится на ознакомлении способов работы с пластическим материалом.  Учащиеся выполняют работу на мольбертах (рисунок, живопись). Для занятий  "Батик" и "Витраж" вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья. Из художественных материалов для дополнительных занятий предлагаются следующие: гуашь, пастель, батик, тушь, карандаши, кисти, витражные краски, свечи  и другой дополнительный материал.

          Освоение материала в основном будет проходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи, графики, нетрадиционных техник и художественного дизайна. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, для графики – простые карандаши, тушь, перо, иногда уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приёмы, как монотипия, граттаж (воскография), батик, витражи, изонить, декупаж, квиллинг и работа с гофрированной бумагой.

           В школьной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.

           В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике – образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.

           Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.

          Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в программные темы изобразительного искусства.

Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений, основными среди них, принято считать следующие:

  • художественно-эстетическое;
  • научно-техническое;
  • спортивно-техническое;
  • эколого-биологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • туристско-краеведческое;
  • военно-патриотическое;
  • социально-педагогическое;
  • культурологическое;
  • экономико-правовое.

     Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей.

      Сегодня перед школой стоит множество  различных проблем. С одной стороны это и решение проблем многонациональных отношений, и  проблем подготовки выпускников к  Болонской системе образования, и проблема приобретения навыков к  самообразованию,  и проблема интеграции естественнонаучных дисциплин в единый образовательный блок.

      С другой стороны наличие в школе мультимедийных образовательных блоков, компьютеризация школьного образования практически привела   к тому,  что на уроках рисования  уменьшается количество часов, отведенных на практические (творческие) задания по рисунку, живописи и композиции.

   Богатый педагогический опыт, накопленный ЦРТДиЮ в области дополнительного образования, разнообразные методические и педагогические приемы преподавателей, позволяют учащимся:

  • компенсировать недостатки практических и творческих уроков,

    проводимых общеобразовательной школой;

  • сформировать  интеллектуально-творческие  приемы техники изображения;
  • развить зрительную память, чувство формы, линии и цвета;
  • овладеть выразительными средствами изображения;
  • расширить свой кругозор и эстетические потребности;
  • интегрировать полученные навыки и технические приемы в дальнейшем

2. Цели и задачи

 

Цель программы  «Изобразительное искусство»:

  • · учить изображать с натуры и по представлению используя технические приёмы и навыки;
  • · развивать  интеллектуально-творческий  уровень каждого ребенка, соответствующий его возрастному цензу.
  • участвовать в непрерывном  воспитательном процессе по формированию личности  ребенка (развитее общечеловеческих качеств характера: доброты, внимания к ближнему и сопереживания, честности, аккуратности). Способствовать патриотическому воспитанию (региональный компонент).

Задачи программы «Изобразительное искусство»:

 

l  учить теоретическим основам рисования (закономерности линейной, воздушной и обратной перспективы, пропорции, строение, цвет, свет и т.д.);

l  учить передавать свое эмоциональное отношение к окружающему миру различными изобразительными средствами;

l  учить графическим, живописным приемам и навыкам;

l  учить пользоваться техническими приемами при создании композиций используя теоретические знания;

l  учить оценивать любые художественные произведения;

l  осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуры;

l  развивать способность оценивать ребенком красоту окружающего мира, научить выражать ее через художественный образ;

l  развивать творческое мышление, смекалку, художественный и эстетический вкусы через изучение классических мировых произведений, посещение музеев, выставок.

l  воспитывать  интерес ребенка к тому или другому виду творчества,  развивать в нем стремление узнать что-то новое, причем не только из области, относящейся к специализации, но и совершенно других, таких как музыка, история, литература.

 

Требования к уровню выполнения поставленных задач:

 

1 - 2 года обучения

 

l  усвоение  целостного  восприятия натуры,  двигательных навыков руки, глазомера и т.д.;

l  освоение базовых понятий: линия, штрих, тон, пятно, пропорции, симметрия, асимметрия, локальный тон, тоновые отношения, контур, силуэт и т.д.;

l  развитие навыков организации картинной плоскости, анализа геометрических форм и тел, передачи пространства с помощью законов линейной перспективы;

l  развитие воображения и творческих способностей.

 

3 - 4 года обучения

 

l  умение изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости;

l  развитие навыков последовательной работы «от общего к частному и от простого к сложному»;

l  развитие наблюдательности и зрительной памяти при выполнении краткосрочных зарисовок;

l  получение знаний основ линейной и воздушной перспективы, пластической анатомии человека и животных;

l  развитие способностей к анализу и самостоятельности в постановке учебных задач в творческих работах;

l  умение передать эмоциональное состояние.

 

В результате изучения предмета « Изобразительного искусства»  ученик должен

 

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Пути, средства, методы достижения цели

 

         В практической деятельности поставленные задачи осуществляются введением в образовательный цикл инновационных форм обучения, наряду с классическими (лекциями, практическими формами работы, экскурсиями, пленерами).   Это и комплексные занятия, сочетающие в себе базовые знания по литературе, музыке, хореографии; и метод проектов, как индивидуальный,  так и групповой,  и различные формы деловой игры.

         Необходимо отметить, что метод проектов наиболее популярен среди учащихся старшей возрастной группы, когда же занятия в форме деловой игры более популярны среди учащихся средней возрастной группы. Такие инновационные формы обучения способствуют формированию личностных качеств обучаемых, умению работать как самостоятельно, так и в коллективе, обеспечивают  предпосылки перехода их сознания на новый качественный уровень. 

Участие в конкурсах и выставках разного уровня стимулирует творческую активность  учащегося и мотивирует более углубленное изучение предмета.

 

7. Работа с родителями

  1. Дни открытых дверей.
  2. Родительские собрания.
  3. Анкетирование.
  4. Индивидуальные собеседования педагогов с родителями

              (в течение года).

На этих занятиях педагоги раскрывают все элементы программного материала в системе, успешность его освоения, показывают групповые и индивидуальные упражнения, готовые работы, подводят итоги и беседуют с родителями.

 

8.Список литературы

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская  Е.А., Протопопов Ю.Н. Изобразительное искусство: Интегрированная программа: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2 закон РФ “Об образовании” (с изменениями от 16.11.97), статьи 5.5, 12.5, 26.1, 28, 35;
  2. “Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей” — в редакции от 22.02.97 № 212;
  3. письмо Министерства образования РФ от 13.11.2000 г. № 813/28–16 “О рекомендациях для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях”;
  4. “Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы” (приказ Минобразования России от 18.10.99 №574);
  5. “Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001–2005 гг.” (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 г. № 1847)

Календарно-тематическое планирование

на 2015-2016 учебный год.

П/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1 четверть - "Живопись"

Натюрморт из простых предметов

8

2/09/2015

7/09/2015

9/09/2015

14/09/2015

Натюрморт с цветком

6

16/09/2015

21/09/2015

23/09/2015

Натюрморт с гипсовой фигурой

8

28/09/2015

30/09/2015

5/10/2015

7/10/2015

Гипсовая фигура в технике гризайль

6

12/10/2015

14/10/2015

19/10/2015

Декоративный натюрморт с фруктами

6

21/10/2015

26/10/2015

28/10/2015

2 четверть - "Батик"

Батик "Растительный  орнамент".Разработка эскиза

6

9/11/2015

11/11/2015

16/11/2015

Батик "Растительный орнамент".Выполнение картона  заготовки

8

18/11/2015

23/11/2015

25/11/2015

30/11/2015

Батик "Растительный орнамент".Перенос изображения  на холст

8

2/12/2015

7/12/2015

9/12/2015

14/12/2015

Батик в технике "свободная роспись"

6

16/12/2015

21/12/2015

23/12/2015

3 четверть - "Рисунок"

Рисование шара

6

11/01/2016

13/01/2016

18/01/2016

Рисование куба

6

20/01/2016

25/01/2016

27/01/2016

Рисование конуса

4

1/02/2016

3/02/2016

8/02/2016

Рисование цилиндра

6

9/02/2016

15/02/2016

17/02/2016

Рисование пирамиды

6

22/02/2016

24/02/2016

29/02/2016

Рисование гипсовой вазы

6

2/03/2016

9/03/2016

14/03/2016

Рисование гипсовой розетки

6

16/03/2016

21/03/2016

23/03/2016

4 четверть - "Витраж"

Создание наклейки из витражных красок для мебели  

4

4/04/2016

6/04/2016

Витраж на стеклянной посуде

4

11/04/2016

13/04/2016

Витраж (растительный узор)

4

18/04/2016

20/04/2016

Витраж на компакт-диске

4

25/04/2016

27/04/2016

Веселые витражные баночки

2

11/05/2016

Витраж на стекле (для украшения интерьера кухни)

4

16/05/2016

23/05/2016

Итоговая работа

Витраж на стекле  (сложная композиция)

Выполнение рисунка контуром.

2

25/05/2016

Витраж на стекле

Выполнение рисунка красками.

2

30/05/2016

Всего: 128 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"

Программа кружка дополнительного образования "Выстрел"  военно-патриотической направленности и  направлена на обученние подростков правилам  выполнения стрельб и обращению с оружием....

Программа кружка дополнительного образования

Программа Вил Казыйхановның “Иман дәресләре” китабы буенча эшләнде. Дәрес эшкәртмәләре Җәлил Хәзрәт Фазлыев төзегән укыту программасы темалары буенча Русия мәгариф системасында бүгенге көн...

Программа кружка по декоративно -прикладному искусству "Лоскутная техника - Печворк"

         Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Фантазеры».

Программа  кружка «Фантазеры»    относится к декоративно – прикладному искусству и  является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленнос...

Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"

Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72....

Рабочая программа кружка по ИЗО,МХК "Искусство России" для 6-7 класса

Изучение возникновения и развития русского искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – тв...