Сценарий открытого урока по ИЗО на тему "Портретное искусство"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Урок усвоения нового материала. В течение данного занятия произойдёт знакомство учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по ИЗО на тему "Портретное искусство"

 

01.06.2020

Содержимое разработки

  

Класс

6

Тип урока

Урок усвоения нового материала.

Тема урока

Образ человека – главная тема в искусстве.

Цель урока

Образовательные: В течение данного занятия произойдёт знакомство учащихся с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета.

Развивающие: учащиеся должны развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; сформировать умение выполнять и защищать проекты по заданной теме.

Воспитывающие: учебное занятие поспособствует воспитанию у учащихся нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

Методы и формы обучения

Беседа, практический, индивидуальная, фронтальная, информационные, здоровьесберегающие и игровые технологии.

Термины, понятия

Портрет, автопортрет

Образовательные ресурсы

http://geek-nose.com/virtualnye-ekskursii-po-muzeyam

Портал, на котором размещены ссылки 10 виртуальных экскурсий по различным галереям мира.

http://artchallenge.ru/gallery/index-ru.html Интернет-ресурс, на котором можно подробно изучить творчество большинства известных художников начиная с эпохи Возрождения до наших дней.

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html Интернет-журнал «Школьнику». Там можно найти ссылки на виртуальные экскурсии по музеям России.

yandex.ru/maps

Панорамы на Яндекс.Картах могут вам показать не только улицы различных городов, но так же могут завести в залы Третьяковской галереи, музей им. А.С. Пушкина и в другие не менее интересные места

Оборудование для детей:

для учителя:

Альбомы для рисования; карандаши простые; цветная бумага; магниты; стикеры; маркеры.

ИКТ — персональный компьютер, проектор

Зрительный ряд

Отрывок из анимационного фильма «Пластилиновая ворона» — песня Г. Гладкова «О картинах» на стихи А. Кушнера.

Цикл фотографий залов Государственной Третьяковской галереи, составленных по принципу «Виртуальная экскурсия».

Презентация по теме «История портрета».

Презентация «Детские рисунки – копии великих мастеров»


Планируемый результат

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Познакомиться с историей возникновения портретного искусства, научиться принимать активное участие в обсуждении нового материала.

Постараться выполнить учебную задачу урока и понять её.

Знать и освоить работу с компьютером, книгой, художественными принадлежностями.

Уметь применять полученные знания в ходе творческой работы.

Уметь подготавливать рабочее место перед практической деятельностью и убирать его после работы, во время работы держать в чистоте.

Уметь опираться на полученные знания и справляться с практическим заданием.

Научиться обмениваться мнениями, излагать своё мнение в диалоге, адекватно выражать эмоции, работать в паре.

Регулятивные УУД:

уметь поставить перед собой цель освоить тему урока с помощью учителя;

знать, как выявить вместе с учителем проблемы урока.

Познавательные УУД:

уметь находить способы решения поставленных проблем на уроке

уметь излагать своё мнение

Коммуникативные УУД:

знать, как вести небольшой диалог по теме урока, уметь анализировать полученные результаты.

Анализировать деятельность.

Уметь слушать объяснения учителя.

Уметь уважительно относиться к результатам своего труда и труда своих одноклассников.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Уважительно относиться к искусству; понимать роль культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Овладевать выразительными средствами изобразительного искусства – композицией, цветом, линией, различными художественными материалами для выполнения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовывать место работы.

Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; научиться выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладевать умением вести диалог; уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; формулировать свои мысли в устной речи, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.


Технология изучения

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя.

Формы и приёмы организации работы.

Деятельность учащихся.

I. Организационный этап.

Актуализация знаний.

Повторение изученного материала.

Для зрителей: вступительная беседа.

— Здравствуйте, . Проверка готовности. На партах у вас разложены пакеты с индивидуальными проектными заданиями. Сейчас вы их не трогайте, мы к ним ещё вернёмся.

Сегодня у нас очень насыщенный урок, мы должны многое успеть сделать, так что настраиваемся на интенсивную работу и будьте внимательны.

Для начала, вместе с Григорием Гладковым вспомним жанры живописи.

Включается видеозапись с отрывком из анимационного фильма «Пластилиновая ворона. Песня «О картинах» (продолжительность 2мин.).

Вопрос:

— Что вам напомнил мультфильм?

Фронтальная. Организация рабочего места.

Фронтальная. Все вместе повторяют последнюю строчку песенки.

Ответ:

— Что есть натюрморт!

— И пейзаж!

— И портрет!

II. Изучение нового материала.

Ученики самостоятельно формулируют тему урока.

Постановка проблемной ситуации.

Объяснение нового материала.

Проектное задание

Начало беседы

Вопрос:

— И какой вывод вы сделали?

— Что мы будем изучать сегодня?

Утверждение:

— Да, сегодня мы начнём изучать портретное искусство.

Мы подошли к изучению самой трудной, но и самой интересной теме в искусстве – образ человека – главная тема в искусстве. Вся третья четверть посвящена изучению этой темы, а в конце вы должны выполнить творческий проект.

И для этого прямо сейчас отправимся в виртуальную экскурсию по залам одного из самых известных музеев мира — Государственной Третьяковской галерее в Москве, чтобы увидеть картины великих русских художников. Это скриншоты панорам Третьяковской галереи из интернет-сервиса «Яндекс. Карты».

Включается презентация «Третьяковская галерея» (продолжительность 1 мин.).

Вот мы и «пробежали» по залам «Третьяковки». Теперь вы имеете представление о том, где хранятся известные шедевры отечественных художников и как выглядит музей изнутри.

Особое внимание обратите на интернет-адреса официальных сайтов различных музеев, а так же ссылки на другие интересные страницы в интернете.

Используя возможности Интернет-ресурсов, вы должны выполнить самостоятельный проект в конце 3-й четверти. Предоставленные адреса помогут вам самостоятельно совершить виртуальные экскурсии и рассмотреть более внимательно любое произведение. Работа над проектом подразумевает, что вы досконально изучите теоретическую часть темы, что позволит вам справиться с практической частью- созданием портрета.

В рамках этого проекта вы узнаете:

  • Историю портрета
  • Конструкцию и основные пропорции головы;
  • Последовательность ведения работ в выбранной технике (живопись, графика или скульптура).

С этими техниками вы будете знакомиться на следующих уроках. Но вы должны дополнительно собирать и изучать необходимую информацию по теме.

Для зрителей и художников самой интересной темой всегда останется человек. Как не похожи мы друга! Вроде бы устроены все одинаково: глаза, нос, губы – а всматриваешься в лица и поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике.

Вопрос:

— Так что же такое портрет?

Утверждение:

— Верно! В переводе с латыни звучит как «извлечение сущности» — выявление внутреннего содержания.

Художник обычно не ставит перед собой задачу воплотить эпоху, но он обязательно передаёт через призму своего времени и то, как он его (время) видит. А зритель воссоздаёт прошедшую эпоху по её лицам.

В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. Именно это мы ценим в портретах.

Включается презентация «История портретного искусства».

  • В древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир, создавали довольно точное изображение человека, глядящего сквозь века.
  • В древней Греции черты лица изображались идеализированными, приближенными к прекрасному миру богов и героев.
  • В свою очередь, поразительно правдивой и одновременно жесткой психологической характеристикой отличались Римские скульптуры.
  • Выдающимся и по-своему уникальным явлением были живописные «фаюмские» портреты, которые создавались в I-м веке до н.э.
  • Мастера средневековья создавали психологически точные портретные произведения.
  • Настоящий же расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая действенная личность.
  • В классический период выдвигается на первый план «камерный», интимный портрет. Гениальный Рембрандт вводит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нём величайшие богатства доброты и человечности.

В это же время в России создают свои проникновенные, душевные портреты Рокотов, Левицкий, Боровиковский.

Портрет «Струйсткой» Ф. Рокотов.

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач…

(Н.А. Заболоцкий, «Портрет», отрывок)

  • Позже героем портретов становится романтическая личность: мечтательная и одновременно героическая. (Портрет Давыдова. Кипренский).
  • Демократическое обновление русского искусства отразилось в творчестве Передвижников и высшее достижение в создании портретов принадлежат И.Е. Репину.
  • Художественное освоение и постижение мира в XX веке обретают новые содержание и форму:
  • Фовисты искали в искусстве гармонию и радость; (Модильяни)
  • Кубисты наоборот хотели «растревожить человеческие души»; (Пикассо)
  • Уникальным явлением в истории мировой культуры стал русский авангард — творческое кредо художников того времени было отражено в их манифесте: «Искусство вечно, искусство едино, искусство символично, искусство свободно!». Главным составляющим творчества стали цвет и геометрические формы. Казимир Малевич так определял задачи своего творчества: «Художник тогда может быть творцом, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой!.. Моя нервная система окрашена цветом!..» (Автопортрет)

Когда мы смотрим на портреты нам ближе и понятнее сами художники, их чувства, мысли, переживания, отношения к окружающим людям.

Это был самый общий обзор истории портрета, из которого видно – насколько разнообразно и многолико искусство портрета.

Совместное формулирование темы урока.

Ответ:

– Что мы будем изучать новый жанр в искусстве — портрет!

Ответ:

— Образ определенного реального человека.

III. Практическая работа.

Творческая практическая работа.

Анализ и самооценка творческих работ.

— А теперь физкультминутка — встаньте, пожалуйста.

1. Тренировка для мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно (8-10 раз).

2. Исходное положение стоя. Делаем «Замочек» - одна рука за голову, другая – за лопатки. «Потянуть» несколько раз, меняя положение рук.

3. Исходное положение сидя. Ноги согнуть, стопы параллельны друг другу. Приподнять пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

— Размялись? Продолжим. Жан Шарден говорил: «Кисть, рука и палитра нужны, чтобы рисовать, но картина создается вовсе не ими».

Вопрос:

— Что же художнику помогает создавать картины?

Объявление:

— Вы будете работать попарно и помогать друг другу.

Сейчас, не рисуя лица, вы попытаетесь передать эмоцию. Для начала, каждый из вас должен решить, какую эмоцию он хочет изобразить, потом попросите своего напарника изобразить эту эмоцию, а затем визуализировать её чёрным или красным маркером на специальной заготовке (жёлтый круг,  17см) — сделать «смайлик». Выполнить упражнение надо очень быстро, по очереди меняясь обязанностями с напарником. Можно нарисовать несколько «смайликов». Подпишите с обратной стороны фамилию и загаданную эмоцию.

Объявление:

— Ну что же, будем угадывать?

Краткое обсуждение и выставление «оценок» стикерами:

  • Если все угадали задумку автора – розовый стикер.
  • Если мнения художника и зрителей не совпало, то – зелёный стикер.
  • Если ни у кого не получилось угадать – не оценивая, автору даётся возможность потренироваться и повторить попытку (случай, когда дети не могут угадать эмоцию, означает, что ребёнок не смог точно передать мимику).

Ответ:

— Чувства! Эмоции! Душа!

Индивидуальное выполнение творческого задания. Попарно помогают друг другу тем, что по просьбе меняют мимику.

Выставка работ. Дети крепят «смайлики» на доске. Затем угадывают основные эмоции: радость, удивление, страх, злость.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Подводим итоги урока:

— Молодцы! Почти все справились с работой. Для тех, кто не справился – даем второй шанс, дома потренироваться.

Вопрос:

— Что нового вы сегодня узнали?

— Почему не каждое изображение человека можно назвать портретом?

— Как можно объяснить то, что в художественном портрете присутствует авторская позиция художника?

А теперь пришло время папок с домашней работой на третью четверть. Проектное индивидуальное задание у каждого на столе. Выполнять работу поэтапно – что-то мы будем делать на уроке в школе, теоретическую часть вам предстоит выполнить самостоятельно, а поможет вам в этом литература и интернет-ресурсы, адреса сайтов у вас есть.

К следующему уроку вам понадобятся альбом и простой карандаш.

Кому что-то непонятно – задавайте вопросы.

Вопрос:

—Вам понравилось рисовать мимику?

Оценки в журнал я выставлю по стикерам.

Убирайте свои рабочие места.

Спасибо за урок!

А теперь бонус – презентация №4

«Детские рисунки – копии великих мастеров»

Ответы:

— Историю портрета, и что такое «виртуальный музей».

— Потому что, портрет- это изображение реального человека даже если он жил очень давно. А еще бывает собирательный образ.

Ответ:

—Интересно и весело было строить рожицы.

—Было интересно фантазировать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого урока по истории России

Сценарий открытого урока по истории России, 6 класс, по УМК В.П.Попова, А.Ф.Киселева(апробация комплекта издательства «Дрофа»)....

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

Сценарий открытого урока, Английский в фокусе, 6 класс, модуль 3, урок "On the move".

Данный урок разработан с использованием метода активизации, которому обучает школа Китайгородской. Отличительной особенностью урока является подчинение всех заданий единому сценарию, а также преоблада...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
 (история - искусство - литература) Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»

Сценарий интегрированного урока в 6 классе (история - искусство - литература). Тема: «Эпоха Средневековья глазами современного школьника»...

Сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - Clothes.

Данный материал включает сценарий открытого урока по английскому языку для обучающихся 3х классов школ с углубленным изучением английского языка. Тема урока - "Clothes".Презентацию и разадто...