Урок «Дружеский шарж и карикатура»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Белозерская Светлана Альбертовна

Автор

Учитель изобразительного искусства и черчения Белозерская Светлана Альбертовна

Предмет

Изобразительное искусство

Раздел

Жанры изобразительного искусства

Класс

 6 класс

Продолжительность

45 минут

Тип урока

Урок открытия нового знания; первичное закрепление

Оборудование

Компьютер, проектор, информационные листы, учебник изобразительного искусства под ред. Б.М. Неменского  6 кл., раздаточный материал с изображением героев ск. Н. Носова «Приключения Незнайки»

Тема

«Дружеский шарж и карикатура»

Цель

  1. Содержательная: формирование знания о жанре «дружеский шарж»  и умения по его изображению
  2. Деятельностная: развитие умения проектировать свою деятельность, следовать составленному плану;
  3. Развивающая: развитие творческих способностей, формирование образного мышления…

Задачи

  1. формировать представление о различиях между карикатурой и дружеским шаржем
  2. реализовать полученные знания о дружеском шарже в практической работе
  3. использовать разные формы коммуникативного общения и учебного взаимодействия.

Основные термины, понятия

Сатира и юмор, карикатура, дружеский шарж

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnokarta_uroka_izo.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Дружеский шарж и карикатура»

Автор

Учитель изобразительного искусства и черчения Белозерская Светлана Альбертовна

Предмет

Изобразительное искусство

Раздел

Жанры изобразительного искусства

Класс

 6 класс

Продолжительность

45 минут

Тип урока

Урок открытия нового знания; первичное закрепление

Оборудование

Компьютер, проектор, информационные листы, учебник изобразительного искусства под ред. Б.М. Неменского  6 кл., раздаточный материал с изображением героев ск. Н. Носова «Приключения Незнайки»

Тема

«Дружеский шарж и карикатура»

Цель

  1. Содержательная: формирование знания о жанре «дружеский шарж»  и умения по его изображению
  2. Деятельностная: развитие умения проектировать свою деятельность, следовать составленному плану;
  3. Развивающая: развитие творческих способностей, формирование образного мышления…

Задачи

  1. формировать представление о различиях между карикатурой и дружеским шаржем
  2. реализовать полученные знания о дружеском шарже в практической работе
  3. использовать разные формы коммуникативного общения и учебного взаимодействия.

Основные термины, понятия

Сатира и юмор, карикатура, дружеский шарж

Планируемый результат

Предметные умения

Умения: различать приемы сатиры и юмора, отличать карикатуру от дружеского шаржа,

Различение сатиры и юмора в изобразительном искусстве, карикатуры и дружеского шаржа;

Систематизация изобразительных приемов дружеского шаржа, применение их на практике.

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Работа в паре.

Индивидуальная.

Презентация.

Учебник изобразительного искусства под ред. Б.М. Неменского  6 кл.

Раздаточный материал с изображением героев ск. Н. Носова «Приключения Незнайки»

Информационные листы

Технические средства обучения:

Компьютер.

Медиапроектор.

Формирование универсальных учебных действий

Этап занятия

Формируемые на данном этапе УУД

1. Оргмомент

Регулятивные: волевая саморегуляция.

2. Актуализация имеющихся знаний. Определение границ между знанием и незнанием.

Регулятивные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы. Волевая саморегуляция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Познавательные: активизация познавательного интереса, мотивация на овладение новыми знаниями. Личностные: формирование нравственной культуры личности

3.Формулирование

темы, цели и задач урока.

Регулятивные: определение цели и задач учебной деятельности, проектирование деятельности на уроке, прогнозирование учебного результата. Коммуникативные: оформление мысли в устной речи, умение слушать и вести диалог. Личностные: умение осуществлять целеполагание.

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Регулятивные: формирование произвольного внимания, умения целенаправленно воспринимать информацию. Познавательные: развитие исследовательского мышления, умения соотносить известные и неизвестные факты, осуществлять поиск недостающей информации, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы.  Коммуникативные: умение работать в группе, выражать свои мысли, слушать, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, вести научный спор, аргументировать свою точку зрения. Личностные: формирование чувства личной ответственности за групповой результат.

5. Первичное закрепление.

Регулятивные: формирование произвольного внимания, самоконтроль в форме сличения собственного резуль-тата с эталоном, осознание необходимости коррекции. Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, воспринимать новое знание, осуществлять первичное обобщение и систематизировать; усваивать способы, пути, средства реализации нового знания. Коммуникативные: умение строить устное высказывание с опорой на алгоритм, умение слушать и слышать. Личностные: умение объективно оценивать имеющиеся знания.

6.Экспресс-контроль усвоенных

знаний.

Регулятивные: контроль в форме сличения собственного и чужого результата с эталоном, коррекция,. Познавательные: умение применять полученные знания в новых условиях. Коммуникативные: умение работать в паре, осуществлять совместный контроль. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать и слышать собеседника, вести диалог. Личностные: воспитание личной ответственности, объективности в оценивании своих результатов и результатов одноклассника.

7. Этап практической деятельности

Регулятивные:  соотнесение поставленной задачи с полученным результатом, прогнозирование результата практической деятельности. Познавательные: осуществление способа реализации нового знания в практической деятельности. Личностные: умение делать выбор, воспитание доброжелательного отношения к окружающим, выбора в пользу осуществления мягкой критики, а не высмеивания.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения учебного материала, осознание необходимости коррекции, анализ и соотнесение деятельности на уроке с составленным планом, взаимооценивание на основании имеющихся критериев.  Познавательные: умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы  о возможности использования  полученных практических  результатов в учёбе и жизни. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

9. Информация о домашнем задании.

Регулятивные: Волевая саморегуляция.  Личностные: Адекватное реагирование на трудности.

Конспект урока «Дружеский шарж и карикатура»

Этап занятия, его цель

Действия педагога

Дидакти-ческий материал

Действия учащихся

 Здоровьесберегающие позиции урока

Перемена

Учащиеся во время перерыва готовят свое рабочее место: достают учебные принадлежности

и выходят из класса. Дежурные помогают учителю подготовить класс.

Перед уроком проводится проверка гигиенических условий кабинета: tº: 18-220С; соблюдение режима проветривания в  зависимости от температуры наружного воздуха:  5–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене;

1. Организационный момент

Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности.

Слайд №1

Подготовка  к уроку. Приветствие. Дежурный сообщает об отсутствующих.

Создание комфортной обстановки, доброжелательного  настроя.

2. Актуализация знаний. 

Цель: повторение, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, необходимых для понимания нового знания.

3.

Формулирование

темы, цели и задач урока.

Цель этапа:

определение цели и задач учебной деятельности, проектирование деятельности на уроке, прогнозирование учебного результата

4. «Открытие» учащимися

нового знания.

Цель этапа: Определение различий и сходства между карикатурой и шаржем.

5. Первичное закрепление.

Цель: Реализация нового знания через анализ предложенных изображений.

6. Экспресс-контроль усвоенных знаний

Цель этапа: Проверка глубины и прочности усвоенных знаний.

Физминутка

(осуществление двигательной активности)

Организует работу по актуализации знаний и  мотивации на работу

Учитель предлагает  посмотреть фрагменты выступления В.Винокура и мультфильма «Летучий корабль» (частушки), прочитать стихотворение В.Ф. Маслова «Утро».

Учитель: Ребята, по какому принципу можно объединить выступление В.Винокура, музыкальный фрагмент из М/ф «Летучий корабль» и стихотворение В. Маслова?

По какому принципу данный материал различается?

Учитель: Можно ли с помощью изобразительного искусства вызвать смех? Как это можно сделать?

 

Учитель подводит под понимание темы, к формулированию цели и задач урока:

Учитель: Как вы предлагаете сформулировать тему сегодняшнего урока?

Заслушивает ответы, акцентирует внимание учащихся на верной формулировке.

Вопрос: Сможете ли Вы сейчас нарисовать карикатуру или шарж?

Учитель подводит учащихся к формулированию цели и задач урока.

Цель: Познакомиться с сатирическими образами в изобразительном искусстве.

Задачи: 1. Дать определения основных понятий: карикатура и                              шарж.

2.Узнать художественные приемы сатирического жанра

3.Применить полученные знания на практике.

 Учитель сообщает, что для поиска новых знаний выделяется 3 минуты, поэтому поиск необходимой информации будет осуществляться в парах: один ученик ищет сведения в учебнике под ред.  Б. М. Неменского, другой – в информационной справке, которую учитель приготовил для урока заранее. Результаты своих поисков ученики сообщают друг другу, оформляют вывод, в чем заключаются различия и сходства между карикатурой и шаржем, каковы основные приёмы этих изображений.

 На слайде открывается изображение О. Домье «Адвокаты», глядя на которое, учащиеся должны определить в нем карикатуру и аргументировать свой ответ.

Учитель заслушивает ответы учащихся, фиксирует внимание на наиболее развернутых ответах, открывает на слайде определение карикатуры.

 

Учитель просит учащихся назвать использованные на уроке источники информации (учебник, информационная справка), затем предлагает расширить знания о карикатуре с помощью материала презентации (виды карикатуры).

На слайде открывается изображение Чарли Чаплина, глядя на которое, учащиеся должны определить в нем шарж и аргументировать свой ответ.

Учитель акцентирует внимание учащихся на отсутствии в имеющихся на уроке источниках информации о шарже, поэтому предлагает им самостоятельно сформулировать определение шаржа на основании просмотренных изображений известных современников на слайдах №12, 13.

Учитель заслушивает ответы учащихся, фиксирует внимание на наиболее развернутых ответах, открывает на слайде определение шаржа.

Учитель предлагает сориентироваться учащимся, на каком они сейчас этапе урока.

Учитель объявляет форму проверки полученных знаний (экспресс-контроль в виде теста)

После завершения задания организует взаимопроверку по представленному образцу.

Просит передать листочки с заданием учителю.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Анализируют материал, Приходят к выводам, находя общее и различное в содержании предложенных слайдов.

Примерные ответы: Выступление В.Винокура относится к жанру сатиры. Во фрагменте м/ф «Летучий корабль исполнялись частушки – юмористические четверостишия. Ст. В. Маслова является юмористическим. Общее – чтение и просмотр данных произведений вызывало смех. Разное  - разные виды искусств, разные  оттенки смеха (язвительный и добродушный смех)

Примерный ответ: Можно с помощью карикатуры и дружеского шаржа.

 

Формулируют тему урока.

Примерный ответ: Нет. Не знаем различий между этими жанрами изобразительного искусства и их приёмами.

Приходят к осознанию необходимости получения новых знаний.

Формулируют тему урока. Формулируют цель и задачи урока, обсуждают варианты своих личных целей, прогнозируют ожидаемый результат.  

Предлагают пути решения учебной цели, формулируя таким образом задачи уро-ка.

Работают в паре, осуществляя поиск необходимой информации. Делятся приобретенными знаниями  и приходят к общему выводу, как различить карикатуру и шарж, чем они похожи, с помощью каких приёмов авторы оформляли анализируемые ими рисунки.

Анализируют изображение О. Домье «Адвокаты», Формулируют устный ответ, по каким признакам они определили карикатуру (сатирическое преувеличение и подчеркивание отрицательных черт, осмеяние персонажей,  недоброжелательное отношение автора изображения к его персонажам).

Зачитывают определение, открытое на слайде, соотносят с имеющимся представлением о карикатуре.

Сообщают источники новой информации о карикатуре.

Расширяют знания о карикатуре с помощью материала презентации.

Озвучивают свои выводы после завершения задания.

Обмениваются мнениями по поводу просмотренных изображений.

Анализируют изображение Чарли Чаплина. Формулируют устный ответ, по каким признакам они определили шарж.

Приходят к необходимости  сформулировать определение шаржа самостоятельно через наблюдение и анализ выразительных средств в изображениях, представленных на слайдах.

Формулируют определение шаржа, перечисляют выразительные средства

(дружественное, добродушное отношение к объекту изображения, портретное изображение при отсутствии сюжета, резкое преувеличение или преуменьшение черт внешности человека,

доброжелательное отношение автора изображения к его персонажам).

Зачитывают определение, открытое на слайде, соотносят с имеющимся представлением о шарже.

Учащиеся при ходят к выводу, что овладели теоретическими знаниями в полном объеме и готовы произвести контроль полученных знаний.

Решают тест.

Осуществляют взаимопроверку по предложенному образцу. Производят взаимную оценку.

Анализируют  уровень полученных знаний

Эмоциональная разрядка.

Вид преподавания: словесный, аудиовизуальный.

Вид учебной деятельности: 

Создание условий для эмоционального комфорта

через активизацию познавательного интереса,

положительный настрой на овладение новыми знаниями.

Вид преподавания:

словесный

Вид учебной деятельности: анализ и проектирование учебной деятельности

Создание условий для эмоционального комфорта

через обозначение путей преодоления создавшейся  ситуации, когда учащийся сталкивается с необходимостью приобретения новых знаний.

Вид преподавания:

Словесный, аудиовизуальный

Вид учебной деятельности:

Исследовательская деятельность.

Создание условий для эмоционального комфорта

через совместную деятельность в паре, активизацию познавательного процесса и исследовательскую деятельность.

Физминутка.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, отвести голову назад и плавно наклонить назад, затем наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя на стуле, руки поставить на пояс. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

7. Этап практической деятельности.

Цель этапа:

Применить полученные знания о карикатуре и шарже в ходе практической деятельности

Учитель напоминает о плане деятельности, предлагает определиться, каким будет следующий этап урока.

Учитель предлагает выполнить рисунок, при этом форму (карикатура или шарж) учащийся выбирает самостоятельно.

Беседа учителя и учащихся о взаимоотношениях в коллективе.

Учитель: Ребята, хотелось бы вам стать героем дружеского шаржа?

А карикатуры? Почему не хотелось бы?

- Давайте ещё раз вспомним замечательные слова А. де Сент-Экзюпери «Относитесь к людям так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам».

Учитель предлагает рассмотреть материал слайда №22 изображения героев сказки Н. Носова «Незнайка» и определиться, на какой персонаж им хотелось бы сделать дружеский шарж или карикатуру.

Обозначает время выполнения рисунка – 20 минут.

Слайд №20

Слайд №21

Делают вывод о готовности приступить к практической деятельности.

Делают первичный выбор формы практического задания в виде карикатуры или шаржа.

Ведут диалог с учителем. Делают вывод о предпочтении в пользу шаржа.

Определяются с персонажем сказки Н. Носова «Незнайка» и формой практического задания.

Выполняют рисунок.

Вид преподавания: аудиовизуальный и словесный.

Вид учебной деятельности: 

Закрепление нового знания на практике.

Создание условий для эмоционального комфорта через чувство уверенности

в осуществимости нового задания.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: самооценка учащимися полученных знаний и собственной деятельности.

По завершении обозначенного времени учитель просит учащихся завершить работу, оформить на доске

«Галерею шаржей», высказать мнение о результатах практической деятельности, определить к какой форме изображения прибегли одноклассники.

Учитель проецирует слайд № 22 и предлагает оценить свой уровень удовлетворенности от полученных знаний и проделанной на уроке работы с помощью поднятого вверх цветного карандаша (красный – отлично, жёлтый – хорошо, синий – удовлетворительно).

Слайд №22

Оформляют «Галерею шаржей» на доске.

Обмениваются мнениями.

Оценивает свой уровень удовлетворенности  на уроке, осуществляет рефлексию. При желании может прокомментировать свой выбор.

Вид преподавания: аудиовизуальный и словесный.

Вид учебной деятельности: 

Анализ урочной деятельности

Создание и поддержка комфортной психологической обстановки, положительной мотивации на дальнейшую деятельность, веру в собственные силы при подведении итогов и проведении рефлексии.

9. Домашнее задание.

Цель: стимулирование внутренней мотивации на познание нового.

Комментирует домашнее задание: те, кто не успел на уроке завершить работу, заканчивает её дома.

А те, кто завершил рисунок на уроке, получили групповое задание – создать проект «Галерея шаржей на знаменитых современников»

Благодарит за плодотворную работу.

Слайд №23

 с заданием на дом.

 Ученик оформляет запись домашнего задания в дневник.

Вид преподавания: аудиовизуальный, словесный

Вид учебной деятельности: 

Знакомство с вариантами ДЗ

Создание внутренней мотивации  на успех при выполнении ДЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политическая карикатура 1812 года презентация

Презентация«Политическая карикатура 1812 года» отвечает всем современным требования к ученической работе.Доказана актуальность темы.Тема презентации достаточно сложная с исторической и прак...

Презентация "Карикатура в Отечественную войну 1812 года", работа на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Презентация "Карикатура в Отечественную войну 1812 года", работа на конкурс "Недаром помнит вся Россия" . Посредством сатирического жанра карикатуры активизирует познавательный интерес учащихся, воспи...

ПРОГРАММА творческого объединения пресс-центр «ШАРЖ» МКОУ СОШ № 66 р.п. Бердяуш (для учащихся 5-11 классов)

Данная программа по обуче­нию теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты, журнала) предназначена для развития проекта «Школьная газета»....

Изобразительное искусство 7 класс. Портрет - шарж.

Урок проводить с показом призентации....

шарж

конспект урока...

Технология работы с карикатурой на уроках истории

Краткий алгоритм работы с карикатурой....

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...