Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Программа по изобразительному искусству для обучающихся с умственной отсталостю (1-4 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 74.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Починковская коррекционная школа-интернат».
Утверждено приказом ГКОУ «Починковская школа-интернат» № 114 от 28.08.2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Класс: 1-4
Учитель: Конончук Ольга Александровна, высшая квалификационная категория
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1-4класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
Починки, 2020 год
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
1.Приказа министерства образования Нижегородской области № 1830 от 31.07.2013 г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года».
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы ГКОУ «Починковская школа-интернат»
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей, обучающихся с ОВЗ.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программой предусматриваются следующие виды работы:
- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
- выполнение плоскостной и полу объёмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Работа с натурой в лепке, при составлении аппликации, в рисовании является ведущей. Для образования у детей представлений о предметах их нужно учить приемам обследования изображаемых предметов. Насколько эти представления будут богаты деталями, точны, отчетливы, настолько легче будет ребенку воспроизвести образы этих предметов в лепке или рисунке. На основе обогащенного зрительного опыта открываются некоторые возможности развития у умственно отсталых детей воображения и творческой художественно- изобразительной деятельности. Школьники учатся приёмам исследования предмета для более точного его изображения.
Рисованию с натуры предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета, учащиеся передают его изображение в рисунке так, как видят его со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
При обучении рисованию с натуры целесообразно использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых объектов.
Чтобы научить школьников рассматривать предмет, выделять в нем конструктивно важные части, полезно использовать разборные игрушки. Предварительное расчленение игрушки, а затем ее сборка при фиксации внимания детей к месту расположения в целом каждой из этих частей помогает им осознать ее строение.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
а) составление “подвижной аппликации” - целого изображения из частей (например, человечка, лошадки из частей, составляющих их тело) или композиции из готовых изображений или силуэтов (например, дом, около дома - дерево, за домом - забор, перед забором - машина). В “подвижной аппликации" части целого объекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость (лист бумаги). Предоставляется возможность передвигать их, показывая: движение объекта; рациональное размещение, планирование при составлении композиции (например, передвигать ноги у человечка, показывая, что он то стоит, то идет; показывать правильное и ошибочное расположение силуэта объекта (или объектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
б) составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимся).
В подготовительный период обучение детей с умственной отсталостью осуществляется особым образом. Специфичность занятий заключается в использовании нескольких видов работ, небольших по объему заданий, быстрая смена видов работ в течение одного занятия: упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти и восприятия или других познавательных процессов; обучение приемам организации рабочего места, приемам работы в лепке, рисовании, при составлении аппликации; работа над развитием речи детей и др. Разнообразие видов деятельности, их быстрая смена, доступность заданий позволяет легко активизировать внимание детей, вызывать интерес к работе, тем самым способствовать лучшему усвоению и запоминанию учебного материала.
В подготовительный период важно формировать у детей первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, прививать интерес с изобразительной деятельности.
Наряду с формированием у детей практических умений и развитием и связи с этим моторики руки, налаживанию “взаимодействия руки и глаза”, необходимо поработать над развитием у учеников цветовоcприятия, помочь установить связи между свойствами предметов и сенсорными эталонами и т.д. Игровая форма сообщения знаний, использование проблемных ситуаций в игре поможет учащимся усвоить предлагаемый учебный материал.
Успех работы учителя в 1 классе зависит от тщательной отработки программного содержания подготовительного периода обучения, поскольку дальнейшая работа основывается на обозначенных выше знаниях и умениях учащихся.
В композиционной деятельности нужно учить детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью учителю предлагается широко использовать методики работы с “подвижной аппликацией”, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в альбоме.
В работе над декоративной композицией в полосе при составлении узора у детей развивается чувство ритма при чередовании формы, цвета, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования графических образов объектов. Прежде всего, это дерево, дом, человек.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкции осуществляется с учетом особенностей развития познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью. В этом разделе работы перед учителем ставится задача научить детей с интересом рассматривать предмет, который они собираются нарисовать, выделять главные признаки предмета: его форму, цвет, величину; расположение предмета в пространстве; соотносить выделенные части в отношении друг друга и по отношению к целому, то есть осознавать конструкцию предмета (например, кораблика) или его строение (например, дерева).
Ведущими видами работы в этом направлении является лепка-аппликация - рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает объемные части и соединяет их в целое объемное изображение. Аппликация является переходным этапом от объемного к плоскостному изображению - рисунку. С помощью лепки, аппликации ребенок осознает не только наличие частей в предмете, но и устанавливает их место в его конструкции, их соединения в целом, т.е. он осознает структуру объекта.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче осознавать приемы изображения предмета.
В разделе работы над развитием восприятия цвета формированию у них умений передавать его в живописи важно в первую очередь уделить внимание обучению детей умению организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью, выполнять работы различными приемами кистевой росписи.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Здесь важную роль играют демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета (например, приемы получения смешанных цветов из главных, приемы осветления цвета путем добавления белил или разведения краски водой, прием затемнения цвета черной краской для уменьшения ее яркости, насыщенности). Немаловажным является подбор доступных для исполнения и наряду с этим интересных для детей заданий.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными следует считать метод сравнения, метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умений рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества. На занятиях в 1 классе рекомендуется рассматривать 1-2 объекта.
Сначала дети при анализе картины, иллюстрации должны научиться называть изображенные предметы, их признаки, изображенные действия, затем - устанавливать различные связи, отраженные в изображении (временные, причинно-следственные и др.). Таким образом, важно добиться, чтобы дети не только посмотрели на демонстрируемые объекты - нужно научить их рассматривать картину, устанавливать ее содержание, сходство с реальностью, высказывать свое отношение к изображенному.
Подбираемый к занятию материал для демонстрации должен быть доступен пониманию учащихся 1 класса по содержанию и отвечать их интересам.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в месяц, в конце четверти и в конце учебного года отводить по 10-15 минут времени на уроке для проверки накопленного лексического материала. Для этого рекомендуется использовать игры типа “Угадай, что у меня есть”, “Угадай, как называется”, “Угадай, какой по цвету”, а также “подвижную» аппликацию с большим количеством изображений предметов, силуэтов разных геометрических форм и размеров, разных по цвету, светлоте и т.д. (вазы, листья, цветы и др.).
Рисование с натуры. Рисование с натуры плоских предметов, форма которых приближается к простым геометрическим фигурам. Соблюдение последовательности выполнения рисунка, рисование с натуры веточки без листьев и с листьями простой формы. Расширение сведений о линии горизонта. Формирование и закрепление понятий о перекрытии и загораживании предметов, о дальнем, среднем и ближнем планах.
Декоративное рисование. Беседа об узорах и показ их на различных изделиях: посуде, вышивке, аппликациях, украшениях, мебели и др. Выделение элементов, из которых состоят узоры: линии, квадраты, треугольники, листья, цветы. Выполнение узоров из геометрических фигур по трафарету. Рисование образцов орнамента по трафарету. Выполнение узоров по образцам.
Ознакомление с применением орнамента в народных игрушках. Рисование по трафарету матрешек разной величины (с нанесением узора). Работа цветными карандашами, красками.
Рисование на темы. Рисование на темы на основе наблюдении и практической деятельности учащихся. Примерная тема: "Украшения для елки" (флажки квадратной, прямоугольной и треугольной формы).
Беседы на тему: "Дети нашей страны".
Лепка. Работа с пластилином (раскатывание, разминание 1-2 руками). Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Лепка фигурок домашних птиц и животных.
Декоративно-прикладная деятельность. Способы выполнения узоров из геометрических фигур и флажков путем аппликации. Самостоятельное составление геометрического и растительного орнамента в прямоугольнике.
Выполнение орнамента путем аппликации на полоске бумаги. Понятие о повторении и чередовании элементов узоров (по форме и цвету).
Беседа об искусстве (на каждом уроке)
Знакомство с картинами ("Времена года": весна - А.К. Саврасов. "Грачи прилетели"; лето - И.И. Шишкин. "Утро в сосновом бору" и др.)
Знакомство учащихся с барельефными и горельефными изображениями цветов, рыб и др. Ознакомление с вятской и Богородской игрушками.
3. Описание место учебного предмета, курса в учебном плане
Продолжительность курса изобразительного искусства:
в 1 классе 33 учебные недели по 1 часу в неделю.
во 2 классе 34 учебные недели по 1 часу в неделю.
в 3 классе 30 часов (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
в 4 классе 34 учебные недели по 1 часу в неделю.
Учебно-тематический план
1 класс.
№пп | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Подготовительный период обучения | 17 |
2 | Обучение композиционной деятельности | 4 |
3 | Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 7 |
4 | Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок | 2 |
5 | Обучение восприятию произведений искусства | 3 |
Итого | 33часа (1 час в неделю) |
2 класс.
№пп | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Подготовительный период обучения | 11 |
2 | Обучение композиционной деятельности | 5 |
3 | Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 10 |
4 | Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок | 4 |
5 | Обучение восприятию произведений искусства | 4 |
Итого: | 34 часа (1 час в неделю) |
3 класс.
№пп | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Обучение композиционной деятельности | 5 |
2 | Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию | 20 |
3 | Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок | 5 |
4 | Обучение восприятию произведений искусства | Включены в темы уроков |
Итого: | 30 часов (1 час в неделю) |
4 класс.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Обучение композиционной деятельности | 10 |
2 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию | 10 |
3 | Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи | 10 |
4 | Обучение восприятию произведений искусства | 4 |
Итого: | 34 часа (1час в неделю) |
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;
- Развитие художественного вкуса: умение отличать «красивое» от «некрасивого»;
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- Развитие у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
- Развитие умения ориентироваться в задании и планирование своей работы;
- Воспитание интереса к изобразительному искусству;
- Воспитание потребности в художественном творчестве;
- Воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»);
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности обучащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению.
Личностные учебные действия
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей
Коммуникативные учебные действия |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс)
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем
обращаться за помощью и принимать помощь
Регулятивные учебные действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
пользоваться учебной мебелью
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
Познавательные учебные действия
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
устанавливать видородовые отношения предметов
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале
пользоваться знаками, символами, предметами заместителями
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
Минимально достижимый уровень:
- Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- Знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- Пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Достаточный уровень:
- Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково)
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная);
- применение приемов лепки
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
- различать и называть цвета;
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
- передавать в рисунках основную форму предметов;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции
- овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
- осмысление роли ученика;
- расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
- развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
- формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
- формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
- Умение ценить красоту народной игрушек.
6.Содержание учебного курса
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
В подготовительном периоде обучения выделяются специальные разделы пропедевтической и коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук, формирование познавательной деятельности, навыков работы с художественными материалами и др.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
№ пп | Название раздела и темы | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
I четверть | 9 | |||
1 | Аппликация из оборванных цветных кусочков бумаги. Рисунок, лепка | 1 | ||
2 | Рисование осеннего листопада. | 1 | ||
3 | Рисование воздушных шаров | 1 | ||
4 | Рисование радуги. | 1 | ||
5 | Рисование летней полянки, стоящего на ней забора. | 1 | ||
6 | Рисование Натюрморта из фруктов и овощей. | 1 | ||
7 | Рисование предмета из двух или трех простых форм: вагон, дом | 1 | ||
8 | Рисование различных линий по точкам | 1 | ||
9 | Лепка частей тела человека из пластилина и соединение | 1 | ||
II четверть | 7 | |||
10 | Лепка фруктов (яблоко) | 1 | ||
11 | Лепка фруктов (груша) | 1 | ||
12 | Рисование листа сирени | 1 | ||
13 | Лепка матрешки | 1 | ||
14 | Рисование куклы –неваляшки. | 1 | ||
15 | Лепка деревьев | 1 | ||
16 | Рисование деревьев | 1 | ||
III четверть | 9 | |||
17 | Изображение деревянного дома из бревен из пластилина. | 1 | ||
18 | Изображение деревянного дома в технике аппликации. | 1 | ||
19 | Изображение волн на море (техника аппликации с графической дорисовкой) | 1 | ||
20 | Аппликация из цветной бумаги. «Рыбки в аквариуме» | 1 | ||
21 | Конструирование и рисование снеговика с разными пропорциями(нижний, средний, и верхние круги) или новогодней елки(нижний, средний и верхний ярус) | 1 | ||
22 | Конструирование и рисование новогодней елки, флажков на веревке | 1 | ||
23 | Лепка частей тела человека из пластилина, соединить и нарисовать | 1 | ||
24 | Лепка частей тела зайчика из пластилина, соединить и нарисовать | 1 | ||
25 | Рисование Колобка на полянке | 1 | ||
IV четверть | 8 | |||
26 | Весна пришла. Рисование по описанию (ручей, кораблик, солнце, птички). Изображение вазы с цветами (техника аппликации с графической дорисовкой). | 1 | ||
27 | Цветок. Ветка акации с листьями. Рисование цветка, ветки акации с листьями | 1 | ||
28 | Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. | 1 | ||
29 | Аппликация весна. Праздник. Хоровод. Сделать и дорисовать ее | 1 | ||
30 | Рисование «Дом в деревне». Деревья рядом с домом | 1 | ||
31 | Аппликация с дорисовыванием. Грибы. Грибы на пеньке | 1 | ||
32 | Грибы. Грибы на пеньке. Рисование | 1 | ||
33 | Ориентация на листке бумаги( Наверху, внизу) | 1 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки | |
планируемые | фактические | |||
1-я четверть | 8 | |||
1 | Вспоминаем лето красное. Здравствуй, золотая осень! Рисование. | 1 | ||
2. | Ветка с вишнями. Рисование и лепка | 1 | ||
3. | Лепка. Корзина с разными съедобными грибами | 1 | ||
4. | Беседа о художниках и их картинах | 1 | ||
5. | Фон темный, светлый. Рисунок зайца | 1 | ||
6. | Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева. | 1 | ||
7. | Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо | 1 | ||
8. | Главные и составные цвета. Рисунок. Туча. | 1 | ||
2-я четверть | 8 | |||
9. | Рисунок. «Фрукты на столе». «Овощи на столе» | 1 | ||
10. | Рисование фигуры человека по шаблону | 1 | ||
11. | Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека | 1 | ||
12. | Рисунок. «Мама в новом платье» | 1 | ||
13. | Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе» | 1 | ||
14. | Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок | 1 | ||
15. | Весёлый Петрушка на новогоднем празднике. | 1 | ||
16. | Весёлый хоровод вокруг ёлки. Аппликация «Хоровод» | 1 | ||
3-я четверть | 10 | |||
17. | Разные породы собак. Лепка «Собака» | 1 | ||
18. | Рисунок «Собака» | 1 | ||
19. | Разные породы кошек. Лепка «Кошка» | 1 | ||
20. | Лепка. Мишка. Собачка. | 1 | ||
21. | Аппликация с дорисовыванием «Мишка» | 1 | ||
22. | Дымковская игрушка. Лепим «Барыню» | 1 | ||
23. | Рисунок «Птичка-зарянка» | 1 | ||
24. | Весна. Скворечники на берёзе. Аппликация «Скворец сидит на ветке и поёт песню» | 1 | ||
25. | Аппликация «Ваза» | 1 | ||
26. | Рисунок «Ваза» | 1 | ||
4-я четверть | 9 | |||
27. | Красивые разные цветы. Цветы в работах известных художников | 1 | ||
28. | Рисунок «подснежник» | 1 | ||
29. | Аппликация. «Подснежник» | 1 | ||
30. | Рисунок «Ваза с цветами» | 1 | ||
31. | Аппликация «Ваза с цветами» | 1 | ||
32. | Рисунок «Кактус» | 1 | ||
33. | Праздники 1 Мая и 9 Мая. Открытки к праздникам весны. Рисунок «Открытка к празднику» | 1 | ||
34. | Рисунок по описанию «В парке весной» | 1 |
3 класс (34часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | Даты проведения | |
план | факт | |||
1-я четверть | 8 | |||
1. | Лепка. Деревья склоняются от сильного ветра, листья летят | 1 | 7.09 | |
2. | Рисование. Деревья склоняются от сильного ветра, листья летят | 1 | 14.09 | |
3. | Рисование. Осень. Журавли летят клином | 1 | 21.09 | |
4. | Аппликация. Бабочка | 1 | 28.09 | |
5. | Рисование. Бабочка | 1 | 5.10 | |
6. | Рисование. Узор для ткани с изображением бабочек и цветов (трафареты) | 1 | 12.10 | |
7. | Аппликация. Бабочка из гофрированной бумаги | 1 | 19.10 | |
8. | Главные цвета, составные цвета акварельных красок | 1 | 26.10 | |
2-я четверть | 8 | |||
9. | Рисование. Одежда ярких цветов, одежда нежных (осветлённых) цветов | 1 | 9.11 | |
10. | Рисование краской, начиная с цветового пятна. Ваза с букетом | 1 | 16.11 | |
11. | Рисование по сырой бумаге. Радуга | 1 | 23.11 | |
12. | Лепка. Человек в движении | 1 | 30.11 | |
13. | Рисование. Человек в движении | 1 | 7.12 | |
14. | Рисование. Дети лепят снеговиков. Мальчик катает снежный ком | 1 | 14.12 | |
15. | Рисование угольком. Зимний лес | 1 | 21.12 | |
16. | Елочка –красавица. | 1 | 28.12 | |
3-я четверть | 7 | |||
17. | Рисование. Каргопольская лошадка | 1 | 18.01. | |
18. | Рисование. Предметы на столе | 1 | 25.01 | |
19. | Рисование. Деревья в лесу. Домик лесника | 1 | 1.02 | |
20. | Рисование. Узор в круге (элементы косовской росписи) | 1 | 15.02 | |
21. | Рисование. Сказочная птица | 1 | 22.02 | |
22. | Рисование. Рамка для картины с узором | 1 | 1.03 | |
23. | Рисование. Орнамент с помощью картофельного штампа | 1 | 15.03 | |
4-я четверть | 7 | |||
24. | Аппликация. Чайник, чашка с орнаментом (узором) | 1 | 5.04 | |
25. | Аппликация. Узор в круге (тарелка) | 1 | 12.04 | |
26. | Рисование. Роспись пасхального яйца | 1 | 19.04 | |
27. | Рисование. Элементы городецкой росписи | 1 | 26.04 | |
28. | Рисование. Кухонная доска с городецкой росписью | 1 | 17.05 | |
29. | Рисование. Иллюстрация к сказке «Колобок» | 1 | 24.05 | |
30. | Лепка. Фигурки людей-грибников | 1 | 31.05 | |
Рисование. Летом за грибами! |
4 класс (34часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | Сроки | Примечание | |
план | факт | ||||
1-я четверть | 8 | ||||
1 | Наблюдай, вспоминай, изображай. Аппликация из обрывков цветной бумаги. | 1 | 4.09 | ||
2. | Что изображают художники? Рисование с натуры и по памяти. | 1 | 11.09 | ||
3. | Рисунок. Ветки деревьев осенью. | 1 | 18.09 | ||
4. | Листья березы на солнышке и в тени. Аппликация. | 1 | 25.09 | ||
5. | Рисунок. Веточка с листьями, освещенная солнечными лучами. | 1 | 02.10 | ||
6. | Рисунок. Веточка с листьями в тени. | 1 | 09.10 | ||
7-8. | Беседа о художниках и их картинах. Рисование «Осенний пейзаж». | 2 | 16.10-23.10 | ||
2-я четверть | 8 | ||||
9-10. | Картина «Натюрморт». Рисунок. | 2 | 30.10-13.11 | ||
11. | Беседа о художниках и их картинах. Портрет человека. Рисунок. | 1 | 20.11 | ||
12. | Как художник (скульптор) работает над портретом человека. Лепка. | 1 | 27.11 | ||
13. | «Портрет человека». Лепка. | 1 | 4.12 | ||
14. | Автопортрет. Рисунок. | 1 | 11.12 | ||
15-16. | Рисунок. Новогодняя елка, Дед Мороз и Снегурочка. | 2 | 18.12-25.12 | ||
3-я четверть | 9 | ||||
17. | Беседа. Художники – о тех, кто защищает Родину. Богатыри. | 1 | 15.01 | ||
18. | Добрые и злые герои в сказках. Рисунок. | 1 | 22.01 | ||
19-20. | Рисунок. Необыкновенные деревья в сказках. | 2 | 29.01-5.02 | ||
21. | Лепка. Фигура человека в движении. | 1 | 12.02 | ||
22. | Рисунок. Море на картине художника-сказочника. | 1 | 19.02 | ||
23. | Беседа о художниках, которые изображают только животных. | 1 | 26.02 | ||
24. | Лепка. Жираф. | 1 | 4.03 | ||
25. | Рисунок. Жираф. | 1 | 11.03 | ||
4-я четверть | 9 | ||||
26-27. | Рисунок. Насекомые. | 2 | 18.03- | ||
28-29. | Лепка. Насекомые. | 2 | |||
30. | Беседа о мастерах, изготавливающих фарфор. Гжель. Часть узора. Рисунок. | 1 | |||
31. | Рисунок. Кувшин, гжельская роспись. | 1 | |||
32. | Гжельская роспись. Чашка и блюдце. | 1 | |||
33. | Рисунок по описанию. Улица города. | 1 | |||
34. | Краски лета. Венок из цветов и колосьев. Рисунок. | 1 |
8. Описание учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса.
1. Изобразительное искусство. 1-4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: Просвещение
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-2класса.
- Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
- Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.
- Таблицы по изобразительному искусству
- Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»
- Видеофильм «Народное творчество
- Копилка электронных презентаций по темам программы
- Печатное пособие «Развиваем моторику»
- Репродукции картин художников.
- Фотоальбомы о художниках.
- Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.
- Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.
9. УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
• индивидуальное рабочее место;
• простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, короткие иглы с затупленным острием и большим ушком, в которое можно вдеть толстую нитку (рекомендуются использовать при обучении детей шитью. Размеры: от 13 до 26), цветные шнурки обувные (короткие, длинные); пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора, цветные шнурки обувные (короткие, длинные);
• материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки, тростниковая трава) и др.;
- Комплект таблиц изделий мастеров Городецкой росписи
- Модели - муляжи
набор грибов
набор овощей
набор фруктов
- Предметные картинки
- Сюжетные картинки
- Образцы: рисунок, аппликация
- Технологические и пооперационные карты.
- Наглядные пособия:
-муляжи фруктов, грибов
-картины, портреты художников
-предметные картинки
10. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Ноутбук или стационарный компьютер
Проектор
Экран для проектора
11. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные
Минимальный уровень
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
Достаточный уровень
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- знание названий жанров изобразительного искусства (пейзаж, сюжетная картина, натюрморт);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...