Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Ивакина Людмила Сергеевна

        

           Рабочая программа  по изобразительному искусству в 8 классе  «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  на основе рабочих программ «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией  Б.М.Неменского  5-8 классы»  / учебное пособие для  общеобразовательных организаций / авт.  Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских   Москва. Просвещение 2016г.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год.

        Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»

 — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами

для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl.izo_.docx218.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Михаила Дмитриевича Цыкина

C:\Users\Людмила\Pictures\2020-10-10\001.jpg

                                                                          Рабочая программа

по изобразительному искусству

8 класс

Основное общее образование

Количество часов: всего 34ч в год

 (1 ч в неделю)

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                       Учитель: Ивакина Л.С.

                                                                                                                                                           1 категория

                                                                                                                                                         13 разряд

                                                                                             

                                                                                               

                                                                                            с. Красное

2020 -2021 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа  по изобразительному искусству в 8 классе  «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  на основе рабочих программ «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией  Б.М.Неменского  5-8 классы»  / учебное пособие для  общеобразовательных организаций / авт.  Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских   Москва. Просвещение 2016г.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы 1 год.

        Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»

 — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами

для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

 Общая характеристика учебного предмета

     Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

  Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру  практическую  художественно-творческую  деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности.  

   Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности  в условиях современности.

 Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения,  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Тема 8 класса— «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком.

Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими.

Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

Место учебного предмета в учебном плане

          Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п.11.6 и п.18.3) предусматривает  в основной школе изучение обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».  На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-8 классах отводится

140 учебных часов, по 35 ч в каждом классе.   Данная программа предусматривает возможность изучения  курса «Изобразительное искусство» в 8 классе в объеме 34 часов в год, из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебная программа решает задачи художественного труда и рассматривается как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые коррективы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное  и безобразное в жизни и искусстве,

т. е. зоркости души растущего человека.

  Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.      Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

    Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

   При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения  людей  прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

  Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

     Обучение через деятельность, освоение  учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.

Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения учебного предмета

 

        В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству

в 8 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

   

 Личностные результаты  освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

-развитие творческой деятельности эстетического характера.

     

 Метапредметные результаты    освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты должны отражать:

-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

-освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;

-приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты

По окончании 8 класса  учащиеся должны:

- освоить азбуку фотографирования;

- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-  и видеоработами;

- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Виды и формы контроля

  - устный (фронтальный и  индивидуальный опрос   уч-ся, сообщения, диалоги, дискуссии);

- письменный (рефераты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, учебно-исследовательские задания, проектно-творческие задания, проектно-сценические  практикумы).

- просмотр творческих работ за четверть, год.

Содержание темы курса

«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества.

Сценография — искусство и производство.

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография — искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла.

Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации или Когда художник больше, чем художник.

Живые рисунки на твоём компьютере.

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

Жизнь врасплох, или Киноглаз.

Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8

2.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

8

3.

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

10

4.

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель

7

5.

Резерв

1

Всего

34

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности уч-ся

8 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ (34 ч)

       Визуально-пространственные искусства и прослеживание их прочной связи с синтетическими искусствами — театром, кино, телевидением. Возникновение новых визуально-технических средств и рождение фотографии, кинематографа, телевидения; расширение изобразительных возможностей художника. Особенно сильно влияют на эти искусства компьютер, Интернет. Синтетические искусства, их образный язык преимущественно формируют сегодняшнюю визуально-культурную среду.

Единство эстетической природы синтетических искусств и изобразительного искусства в том, что в их основе изображение. Это объясняет рассмотрение синтетических искусств в рамках предмета «Изобразительное искусство». В эстафете искусств — от наскальных рисунков до электронных форм — ничто последующее не отменяет предыдущего, но неизбежно влияет на логику художественного мышления, развитие искусства.

Основы визуально-зрелищной культуры и её творческой грамоты — средства художественного познания и самовыражения человека. Визуально-зрелищная культура и практические навыки в индивидуальной и коллективной исследовательской и проектно-творческой деятельности.

Зрительская культура в сфере театра и кино, элементарные азы режиссуры, сценарной и операторской грамоты. Выработка индивидуальной художественной позиции, позволяющей противостоять потоку масскультуры, отделять искусство от его подделок.

Практические творческие работы учащихся.

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч)

      Театр и кино — синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, поскольку все они говорят на едином языке изображений, зримых образов.

Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра — самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестаёт быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссёр, актёры и целые цеха.

Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре.

Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.

Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе.

Искусство зримых образов.

Изображение в театре и кино

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств.

Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль художника в содружестве драматурга, режиссёра и актёра в спектакле.

Коллективность творчества — основа синтетических искусств.

Задания: обзорно-аналитические упражнения, исследующие специфику изображения в театре и кино: художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» с целью создания облика спектакля, предлагаемого режиссёром, создание набросков и выработка предложений на тему «Как это изобразить на сцене».

Материалы: карандаши, бумага, компьютер.

Понимать специфику изображения и визуально пластической образности в театре и на киноэкране.

Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли Художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.

Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства.

Правда и магия театра.

Театральное искусство и художник

Актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Это определяет роль сценографии и художника в театре.

Сценография — элемент единого образа спектакля. Оформление живёт только через актёра, благодаря его игре.

Природа актёрской игры и

основы актёрского искусства.

Изменения театрального здания и

сцены вследствие эволюции художественных и

общественных задач театра.

Устройство сцены и принципы театрального

макетирования.

Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих актёрскую природу театрального искусства и роль сценографии как части единого образа спектакля; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему

 «Театр — спектакль — художник» (перемена отношения к вещи и месту действия); создание подмакетника для спектакля и развитие в себе фантазии и веры в предлагаемые обстоятельства.

Материалы: карандаши, бумага, картон и иные материалы для этюдов и макетирования, а также компьютер

Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля.

Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики.

Представлять значение актёра в создании визуального

облика спектакля.

Понимать, что все замыслы художника и созданное им оформление живут на сцене только через актёра, благодаря его игре.

Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).

Безграничное пространство сцены.

Сценография — особый вид художественного творчества

Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно - игровой среды спектакля и внешнего облика актёра(т. е. создание образа места действия и костюма). Типы декорационного оформления спектакля: живописно -декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства. Анализ драматургического материала — основа режиссёрского и сценографического решения спектакля.

Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене.  Основы режиссёрско-сценографической и актёрской грамоты.

Задания: выполнение аналитических

упражнений, раскрывающих отличие бытового предмета и среды от сценических, а также роль художника-сценографа в решении образа и пространства спектакля; индивидуальные и групповые художественно - творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание образа места действия и сценической среды — лес, море и т. п.) как в актёрски-игровой форме, так и в виде выгородки из3—4 предметов, рисунка или макета.

Материалы: карандаши, бумага, картон; материалы, необходимые для этюда или макета, а также компьютер.

Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и  облика его персонажей составляют основную творческую  задачу театрального художника.

Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.

Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.

Приобретать представление об исторической эволюции театрально-декорационного искусства и типах сценического оформления и уметь их творчески использовать в своей сценической практике.

Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.

Сценография — искусство и производство

Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения.

Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. Цвето -световая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и шоу. Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных технологий, требующие новые специальности дизайна сцены.

 Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих творческие и производственно-технологические формы работы театрального художника (от эскиза и макета до их сценического воплощения); индивидуальные и групповые художественно - творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание игровой среды и ситуации, в которых актёр может вести себя естественно, т. е. «быть», а не «казаться»), а также продолжение работы по пространственному и образному решению спектакля.

Материалы: карандаши, бумага, картон и иные материалы, необходимые для данного этюда или макета,

Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их

воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.

Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.

Тайны актёрского перевоплощения.

Костюм, грим и маска, или

Магическое

«если бы»

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценических.

Костюм — средство характеристики персонажа.

Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях.

Внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий.

Маска как средство актёрского перевоплощения.

Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих искусство внутреннего и внешнего перевоплощения актёра при помощи костюма и грима; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание костюма персонажа и его сценическая апробация как средство образного перевоплощения).

Материалы: материалы, необходимые для создания костюма и его эскиза, а также компьютер для моделирования грима и причёски персонажа.

Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.

Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). Уметь применять в практике любительского театра художественно-творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.

Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.

Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол

Ведущая роль художника кукольно

го спектакля как соавтора актёра в

создании образа персонажа.

Виды театра кукол и способы работы с ними.

Технологии создания простейших

кукол на уроке.

Игра с куклой — форма актёрского перевоплощения и средство достижения  естественности в диалоге. Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих особо значительную роль художника в кукольном спектакле; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание куклы и игры с нею в сценически-импровизационном диалоге).

Материалы: материалы, необходимые для создания кукольного персонажа и его эскиза, а также компьютер.

Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

 Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра.

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению

Анализ этапов создания театральной постановки:

от читки пьесы и макета до генеральной

репетиции и премьеры.

Важнейшая роль зрителя как участника

спектакля.

Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная значимость. Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей. Творческие упражнения и этюды — эффективная форма развития театрального сознания учащихся.

Задания: обзорно-аналитическая работа по итогам исследовательской и проектно-творческой деятельности на тему «Театр — спектакль — художник» (в выставочных или сценических форматах).

Материалы: весь спектр материалов (включая компьютерное оборудование), необходимых для проведения итогового просмотра.

Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.

Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища.

Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)

      Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому,

Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).

Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции. Фотоснимок изображение действительности в формах самой действительности.

Фотография — не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворотный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит.

Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.

Фотоснимок как информационно-художественный и историко-документальный фиксатор нашей жизни.

Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творческие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате.

Сегодняшняя доступность фотоаппарата не гарантия художественной ценности снимка, которая достигается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты.

Освоение основ художественно-съёмочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике.

Фотография — взгляд, сохранённый навсегда.

Фотография — новое изображение реальности

Становление фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография — новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотографическое изображение — не реальность, а новая художественная условность, несмотря на своё внешнее правдоподобие.

Центральное положение темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотографирующего. Задания: выполнение обзорно-аналитических упражнений, исследующих фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника; пробные съёмочные работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству», показывающие фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе.

 Материалы: различные типы съёмочной фотоаппаратуры, а также компьютер.

Понимать специфику изображения в фотографии, его

эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.

Различать особенности художественно-образного языка,

на

котором «говорят» картина и фотография.

Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а

человек, снимающий этим аппаратом.

Иметь представление о различном соотношении

объективного и субъективного в изображении мира на

картине и на фотографии.

Грамота фотокомпозиции и съёмки.

Основа операторского

мастерства: умение видеть и выбирать

Опыт изобразительного искусства — фундамент съёмочной грамоты. Композиция в живописи и в фотографии: общее и различное. Дар видения и

отбора — основа операторского мастерства.

Практика фотокомпозиции и съёмки: выбор объекта и точки съёмки, ракурс и крупность плана как художественно-выразительные средства в фотографии.

Задания: выполнение аналитических упражнений, исследующих операторское мастерство как умение фотохудожника видеть натуру, фиксировать

в обыденном необычное; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты и образно-композиционной выразительности фотоснимка).

 Материалы: различные типы съёмочной фотоаппаратуры, а также компьютер.

Понимать и объяснять, что в основе искусства

фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в

большом и малом.

Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.

Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства

цвета, глубины пространства и т. д.

Фотография — искусство светописи.

Вещь: свет и фактура

Свет — средство выразительности и образности.

Фотография - искусство

светописи, когда свет является не только

техническим средством, а её изобразительным

языком.

Операторская грамота съёмки фотонатюрморта. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи.

Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественную роль света в фотографии; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фото-творчеству» (освоение грамоты съёмки

фото натюрморта и выявление формы и фактуры

вещи при помощи света).

Материалы: различные типы

съёмочной фотоаппаратуры, а также компьютер.

Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.

Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.

Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографикии т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

«На фоне Пушкина снимается семейство».

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера

Образные возможности цветной и чёрно-белой фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход) как объект

съёмки.

Цвет в живописи и фотографии (авторски сочинённый и природно-фиксирующий). Графическая природа чёрно-белой фотографии. Фотопейзаж — хранилище визуально-эмоциональной памяти об увиденном.

Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих Визуально-эмоциональную и репортажную специфику жанра фотопейзажа; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение операторской грамоты в передаче образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа).

Материалы: различные типы съёмочной фотоаппаратуры, а также компьютерной фотографии.

Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного

или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния.

Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.

Человек на фотографии.

Операторское мастерство фотопортрета

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение

или изображение конкретного человека?

Постановочный и репортажный фотопортреты. Типичное и случайное при передаче характера человека в фотографии.

Операторская грамота репортажного фотопортрета: оперативность в выборе момента и места съёмки, передача эмоционально-психологического состояния и др.

Практика съёмки постановочного портрета.

Задания: выполнение аналитических разработок

и упражнений, исследующих

общее и различное в природе образа в

картине и фотографии, соотношение в

них объективного и субъективного; проектно-

съёмочные практические работы на тему «От

фотозабавы к фототворчеству» (освоение

грамоты съёмки репортажного и постановочного

фотопортрета).

Материалы: различные типы съёмочной фотоаппаратуры, а

также компьютер.

Приобретать представление о

том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.

Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета.

Снимая репортажный портрет,

уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека

Событие в кадре.

Искусство фоторепортажа

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека. Визуальная информативность фоторепортажа.

Методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др.

Семейная фотохроника (альбом или электронная презентация) — история в родных лицах, запечатлённая навсегда память о близких.

Операторская грамота фоторепортажа: оперативность съёмки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др. Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих информационную и историческую значимость фотографии как искусства факторафии; проектно-съёмочные практические работы на тему «От фотозабавы к фототворчеству» (освоение навыков репортажной съёмки).

Материалы: различные типы съёмочной фотоаппаратуры, а

также компьютер.

Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.

Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.

Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству

Фотография и компьютер.

Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка

Фотография — остановленное и запечатлённое навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возрастающая роль фотографии в культуре и средствах массовой информации (СМИ). Возможности компьютера в обработке фотографического материала. Значение фотоархива для компьютерного коллажа. Компьютер: расширение художественных возможностей или фальсификация документа?

Задания: выполнение аналитических разработок и упражнений, исследующих художественные и технологические возможности компьютера в фотографии и его роль в правдивой трактовке
факта; проектно съёмочный практикум на тему
«От фотозабавы к фототворчеству» (освоение
грамоты работы с компьютерными программами
при обработке фотоснимка); участие в итоговом
просмотре учебно-аналитических и
проектно-творческих работ по теме
четверти и их коллективное обсуждение.
Материалы: различные типы программ для
компьютерной работы с фотографиями

Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.

Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень. Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.

Фильм — творец и зритель

Что мы знаем об искусстве кино? (10ч)

       Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной культуры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практических упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя

домашнего видео). Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого, помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме ещё и актёрская игра).

Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка. Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей раз-вития кинематографа, приходом в него звука и цвета).

Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художественном фильме рождается не только художником, но и прежде всего режиссёром, оператором.

В документальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость решения художнических, визуально-образных задач в фильме).

Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно, без киногруппы (ребёнок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссёр, и как оператор, и как художник).

Необходимость овладения азами сценарного, режиссёрского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма).

Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео.

Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений, по созданию и прочтению кинослова и кинофразы.

Единство теории и практики — фундамент эффективности освоения кинокультуры.

Многоголосый язык экрана

Синтетическая

природа фильма и монтаж.

Пространство и время в кино.

Кино — синтез слова, звука, музыки, но прежде всего это движущееся экранное изображение. Экранное изображение — эффект последовательной смены кадров, их соединение — т. е.монтаж, который рождает экранный образ, придаёт смысл изображаемому и является  языком кино.

Художественная условность пространства и времени в фильме. Эволюция и жанровое многообразие кинозрелища: от Великого немого до прихода в кинематограф звука и цвета.

 Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих синтетическую природу киноизображения, условность экранного времени и

пространства, роль монтажа, звука и цвета в киноискусстве; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (понимание взаимосвязи смысла монтажного видеоряда и его хронометража).

Материалы: видеоматериалы, необходимые для упражнений на данную тему при помощи компьютера.

Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.

Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение).

Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.

Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.

Художник–режиссер

– оператор.

Художественное творчество в игровом фильме.

Коллективность художественного творчества в кино. Художническая роль режиссёра и оператора в создании визуального образа фильма.

Специфика творчества художника постановщика в игровом фильме. Многообразие возможностей творческого выражения в кино. Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих особенности художественного творчества в

киноискусстве; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео», моделирующие

работу киногруппы и роль в ней художника-

постановщика (выбор натуры для съёмки,

создание вещной среды и художественно-

визуального строя фильма).

Материалы: видеоматериалы, необходимые для

упражнений на данную тему при помощи

компьютера.

Приобретать представление о

коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.

Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.

Узнавать, что решение изобразительного строя фильма

является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника.

Приобретать представление о роли художника-постановщика

в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.

От большого экрана к твоему видео.

Азбука киноязыка.

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции рассматриваются в трёх аспектах: сценарном, режиссёрском и операторском.

Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и домашнем видеофильме.

Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.

Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и домашнем видеофильме.

Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы.

Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие

формы.

Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы».

Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.

Фильм рассказ в картинках.

Воплощение замысла.        

Значение сценария в создании фильма. Сценарий — литературно_ текстовая запись будущего фильма. Раскадровка — изобразительная запись (покадровая зарисовка) фильма, в которой планируется монтажная последовательность планов.

Понятие кадра и плана. Простейшая покадровая запись предстоящей съёмки со схематическими зарисовками —

наилучшая сценарная форма для любительского видео.

Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих роль сценария для большого экрана и любительского фильма; съёмочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему видео» (формирование сюжетного замысла в форме сценарного плана). Материалы: бумага, авторучка и карандаш или компьютер.

Художническая природа режиссёрско-операторской работы в создании фильма. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке (или читать её на экране) — основа зрительской и творческой кинокультуры. Образ как результат монтажного соединения планов.

Азбука композиции кинослова и кинофразы. Последовательный и параллельный монтаж событий. Организация действия в кадре — главная задача режиссёра.

Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих смысл режиссуры в кино и роль режиссёра при съёмке домашнего видео;

съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (практическое воплощение сценарного замысла в ходе съёмки и монтажа фильма).

Материалы: видеоматериалы, необходимые для выполнения упражнений на данную тему (на компьютере).

Чудо движения: увидеть и снять.

Азы операторского мастерства при съёмке кинофразы. Умение оператора «монтажно» мыслить и снимать. Замысел и съёмка. Опыт фотографии — фундамент работы кинооператора (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет).

Техника съёмки камерой в статике ив движении. Влияние хронометража на ритм и восприятие происходящего на экране.

Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих художническую роль оператора в визуальном решении фильма; съёмочно-творческие упражнения на тему «От большого кино к твоему видео» (освоение операторской грамоты при съёмке и монтаже кино-фразы). Материалы: съёмочная видеоаппаратура и компьютерные программы, необходимые для видеомонтажа.

Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и по строению кадра.

Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео.

Уметь смотреть и анализировать

с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений.

Бесконечный мир кинематографа.

Искусство анимации, или Когда художник  больше,

чем художник

Многообразие образного языка кино, вбирающего в себя поэзию и драму, сухую информацию и безудержную фантазию.

Многообразие жанровых киноформ: от большого «метра» игровых блокбастеров (популярный и успешный в финансовом смысле фильм) до мини-анимаций или видеоклипов. История и специфика рисованного фильма, его эволюции от «мультика» до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссёра.

Задания: выполнение аналитических упражнений

на темы жанрового и видового многообразия

кино (на примере анимации), а также роли

художника в создании анимационного фильма;

съёмочно-творческие работы на тему

«От большого кино к твоему видео»

(создание авторского небольшого анимационного

этюда).

Материалы: весь комплекс необходимой съёмочной и монтажно-компьютерной аппаратуры.

Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).

Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке.

Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа.

Живые рисунки на твоём компьютере.        

Возможности компьютерной анимации для большого экрана и школьного телевидения или любительского видео.

Разные типы компьютерных анимационных мини-фильмов, опыт их создания, актуальный для школьной практики («перекладки», «коллажи» и др.).

Технология создания и основные этапы творческой работы над анимационными мини-фильмами.

Значение сценарно-режиссёрских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной кинофразы. Роль звукового оформления и типичные ошибки при создании звукоряда в любительской анимации.

Задания: анализ художественных достоинств анимаций, сделанных учащимися; заключительный этап проектно-съёмочной работы над авторской мини-анимацией; участие в итоговом просмотре творческих работ по теме. Материалы: весь комплекс необходимой съёмочной и монтажно-компьютерной аппаратуры.

Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.

Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.

Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (7 ч)

Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и в частности телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.

Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее телевидение более всего развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов.

Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий.  

 Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения — просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная.

Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства.  

    Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир.

Опыт документального репортажа — основа телеинформации.

Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видеосюжета: от этюда до репортажа.

Способы и природа правдивого изображения на экране события и человека.

Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию.

Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке.

Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения  дал Интернет. Необходимость овладения молодёжью основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа любимой песни.

Позитивная и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества.

Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты маскультуры.

Экран в этом случае становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры — важнейшее средство фильтрации и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших — глубоких и талантливых — просветительских телепередач

Мир на экране: здесь

 и сейчас.

Информационная и художественная природа телевизионного изображения

Телевидение и доку-ментальное кино.

Телевизионная доку-менталистика: от видео-сюжета до телерепортажа и очерка

Жизнь врасплох, или Киноглаз.

Кинонаблюдение — основа документального видеотворчества.

Видеоэтюд в пейзаже и портрете.

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью

Телевидение, видео, Интернет…

Что дальше?

Современные формы экранного языка

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

(обобщение темы)

Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.

Искусство — зритель — современность

Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его доминанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура — средство фильтрации и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана.

Интернет — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в процессе создания собственных видеосюжетов и визуальной информации. Актуальность и необходимость зрительской и творческой  телеграмоты для современных школьников.

Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих информационную  и художественную природу телевидения, его многожанровость и специфику прямого эфира, когда ТВ транслирует экранное изображение в реальном времени; проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие творческие задачи при создании телепередачи.

Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.

Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса в любительском и телевизионном видеосюжете или репортаже. Основы школьной тележурналистики.

Задания: выполнение аналитических разработок, рассматривающих кинодокументалистику как основу телепередач различных жанров (от видеосюжета до ток-шоу); проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь», моделирующие состав репортажной съёмочной телегруппы, её творческие задачи при создании телепередачи, условия работы и др.

Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.

Метод кинонаблюдения — основное средство изображения события и человека в документальном фильме и телерепортаже. Событие и человек в реалиях нашей действительности — главное содержание телеинформации. Правда жизни и естественность поведения

 человека в кадре — основная задача авторов-документалистов.

Средства достижения правды на телеэкране и в собственных видеосюжетах. Фиксация события — пусть долгая и кропотливая съёмка, но не инсценировка.

Режиссёрско-операторская грамота рассматривается на примере создания видеоэтюда и видеосюжета.

Дальнейший этап освоения кино-грамоты: от видеофразы к видеоэтюду. Анализ драматургического построения экранного действия на примере фрагментов документальных телефильмов

 (3—5 фрагментов).

Видеоэтюды на передачу настроения; пейзажные, архитектурные или портретные зарисовки, в которых воплощается образно-поэтическое видение мира и человека.

Композиция видеоэтюда: драматургическое взаимодействие

изображения и звука.

Задания: выполнение аналитических разработок, раскрывающих эмоцио-нально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы; проектно-съёмочный практикум на тему «Экран — искусство — жизнь» (процесс создания видеоэтюда).

Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съёмки и

компьютерного монтажа видеоэтюда.

Художественно-информационное сообщение о событии любой значимости — содержание видеосюжета, который может решаться как интервью, репортаж с места события или очерк. В них, в отличие от видеоэтюда, главное — не эмоционально-поэтическое видение и

отражение мира, а его осознание. Авторская подготовленность к выбору и освещению события, а также оперативность в проведении съёмки.

Большая роль слова в сюжете: в кадре и за кадром, в виде внутреннего

монолога или комментария. Музыка и слово преобразуют содержание «картинки» и создают новую смысловую образность. Контрапункт в сочетании изображения и звука (слышу одно, вижу другое), расширяющий эмоционально-смысловое содержание сюжета.

Задания: выполнение аналитических разработок, раскрывающих информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека; проектно-съёмочный практикум на тему «Экран — искусство — жизнь» (процесс создания видеосюжета).

Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съёмки и

компьютерного монтажа видеосюжета.

Киноязык и киноформы не являются чем-то застывшим и неизменным.

Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм

современного телевидения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта.

Анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также зависимость ритма и стилистики «картинки» от музыкальной или текстовой фабулы.

Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве.

Задания: выполнение аналитических разработок, исследующих измене-ния формы киноязыка современных экранных произведений на примере видеоклипа и т. п.; проектно-творческие работы на тему «Экран — искусство — жизнь» (овладение экранной спецификой видеоклипа в процессе его создания).

Материалы: видеоаппаратура, необходимая для съёмки и

 компьютерного монтажа видеоклипа.

Позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты маскультуры. Экран — не пространство культуры, а кривое зеркало, отражающее пошлость и бездуховность. Развитие художественного вкуса и

овладение богатствами культуры — путь духовно-эстетического становления личности.

Задания: выполнение обзорно-аналитических разработок, исследующих позитивные и негативные стороны влияния телевидения на человека и общество; проектно-творческие упражнения на тему «Экран — искусство — жизнь» (создание видеодайджеста о влиянии современного телевидения на искусство).

Материалы: видеоматериалы, необходимые для изучения данной темы при помощи компьютера.

Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя. Лучше ли модный фильм простого рисунка оттого, что он создан при помощи компьютера? Никакая новая технология в искусстве не отменяет художественные произведения своих предшественников.

Кино не отменяет театр, телевидение не отменяет художественные достижения кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство бессмертно. Оно — вечный спутник

человека на дороге длиною в жизнь.

Задание: итоговый просмотр учебно-аналитических и проектно-

творческих работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение.

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.

Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.

Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать

собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.

Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики.

Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.

Понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео.

Приобретать представление о различных формах операторского кино-наблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке.

Понимать эмоционально-образную специфику жанра видеоэтюда и особенности изображения в нём человека и природы.

Учиться реализовывать сценарно-режиссёрскую и операторскую грамоту творчества в практике создания видео-этюда.

Представлять и объяснять художественные различия живописного пейзажа, портрета и их киноаналогов, чтобы при создании видеоэтюдов

с наибольшей полнотой передать специфику

киноизображения.

Понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека.

Уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета.

Понимать и уметь осуществлять предварительную творческую и организационную работу по подготовке к съёмке сюжета, добиваться естественности и правды поведения человека в кадре не инсценировкой события, а наблюдением и «видеоохотой» за

фактом.

Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете.

Получать представление о развитии форм и киноязыка современных экранных произведений на примере создания авторского видеоклипа и

 т. п.

Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении.

В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа.

Уметь использовать грамоту кино-языка при создании интернет-сообщений.-

Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства.

Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.

Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.

Понимать и объяснять роль телевидения в современном мире, его позитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества.

Осознавать и объяснять значение художественной культуры и искусства для личностного духовно-нравственного развития и творческой самореализации.

Развивать культуру восприятия произведений искусства и уметь выражать собственное мнение о просмотренном и прочитанном.

Понимать и объяснять, что новое и модное не значит лучшее и истинное.

Рассуждать, выражать своё мнение по поводу своих творческих работ и работ одноклассников.

Оценивать содержательное наполнение и художественные достоинства произведений экранного искусства.

Учебно-методическое обеспечение

Учебник

-  А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс»

 под редакцией Б. М. Неменского. учебник  для  общеобразовательных  учреждений / под ред. Б. М. Неменского.

 Авт. А.С.Питерских.  Москва. Просвещение  2015г

Пособия для учащихся

 - «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь.  8 класс» -  Алешина Т.В, А.С.Питерских.  

Москва. Просвещение  2018г

Пособия для  учителя

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2012.

 -  Изобразительное искусство. Рабочие  программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского.

5–8 классы: /пособие для учителей общеобразовательных  организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская,

Н. А. Горяева, А. С. Питерских.  Москва. Просвещение  2016г

- Уроки изобразительного искусства. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении».

Поурочные разработки 8кл. / под ред. Б. М. Неменского. Авт. В.Д.Голицына,  А.С.Питерских.  

Москва. Просвещение  2014г

Литература

Морозов С. А.  «Фотография среди искусств»

Алянский Ю. Л.  «Азбука театра»

Базанов В. В. Сцена ХХ века

Журнал «Изобразительное искусство в школе»

Журнал «Эскиз»

Журнал «Юный художник»

Альбом. Сокровища русского искусства. Музей Академии художеств.

Альбом. Музеи мира. Третьяковская галерея

Платонова Н.И. «Энциклопедический словарь юного художника»

Мультимедийные пособия:

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

«Популярная художественная энциклопедия» - электронная библиотека (архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство)

 «Большая энциклопедия живописи»

«Эрмитаж. Искусство Западной Европы».

Интернет ресурсы:

             

- Википедия.–: http://ru.wikipedia.org/wiki

- Виртуальный музей искусств-  http://www.museum –online.ru

-Музеи мира - http://www.museum.ru

-  Федеральный государственный образовательный стандарт. –http://www.standart.edu.ru

- http: //nsportal .ru

- Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm

- Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru

- http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям.

- Учебно-методический портал -  http://www.uchmet.ru/

- Портал «Все образование». –http://catalog.alledu.ru

-Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ - http://1september.ru/

-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru

- http://www.artprojekt.ru  - энциклопедия искусства – галереи, история

искусства, дополнительные темы.

-http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям.

- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Календарно-тематическое планирование – 8 класс

п/п

урока

Тема

Кол-во часов

Дата

план

Дата факт

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8 ч

   1

    1

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

1

2

2

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

1

3

3

Безграничное пространство сцены. Сценография – особый вид художественного творчества.

1

4

4

Сценография – искусство и производство.

1

5

5

Тайны актерского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

1

6

6

Привет от Карабаса – Барабаса! Художник в театре кукол.

      1

7

7

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

1

8

8

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

1

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

8 ч

   9

   9

Фотография  - взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности.

1

10

10

Грамота  фотокомпозиции и съемки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

1

11

11

 Фотография – искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

1

12

12

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера.

1

13

13

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера.

1

14

14

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.

1

15

15

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

1

16

16

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

1

Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

17

17

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

1

18

18

Художник – режиссер – оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

1

19

19

От большого экрана к твоему видео. Азбука  киноязыка.

1

20

20

Фильм – рассказ в картинках.

1

21

21

 Воплощение замысла.

1

22

22

Чудо движения: увидеть и снять.

1

  23

  24

  23

  24

Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или когда художник  больше, чем художник.

2

  25

  25

Живые рисунки на компьютере.

1

Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель

7 ч

26

26

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

1

27

 27

Телевидение и документальное кино. Телевизионная  документалистика:  от видео сюжета до телерепортажа.

1

28

28

Жизнь в расплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального творчества.

1

29

29

Видеоэтюд  в пейзаже портрете.

1

30

30

Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.

1

31

31

Телевидение, видео, Интернет…Что дальше?

Современные формы экранного языка.

1

32

32

В царстве кривых зеркал, или Вечные  истины в искусстве. (Обобщение темы)

1

33

33

Резерв.

34

34

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...