Тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Падерина Алиса Андреевна

По программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_izo_5_klass.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5 КЛАСС

(базовый уровень)

на 201_-201_ учебный год

Учитель изобразительного искусства

______________________  категории

_______________________________

Челябинск, 201_


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование и учет учебно-тренировочной работы

На основе учебного плана и программы педагог разрабатывает для каждой учебной группы поурочные планы. В рабочем плане излагаются основные задания, применяемые в уроке.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

Учебно-тематический план

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

из них

общее

творческие работы

контрольные работы

1.

Древние корни народного искусства

9

8

0

2.

Связь времен в древнем искусстве

8

7

1

3.

Декор – человек, общество, время

10

9

1

4.

Декоративное искусство в современном мире

8

8

1

Итого часов

35

32

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Древние корни народного искусства (9 часов)

1.

Древние образы в народном искусстве

Урок новых знаний.

Традиционные образы и символы народного прикладного искусства.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах росписи – древо жизни (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Повторение темы

2.

Убранство русской избы

Урок новых знаний.

Архитектурный облик традиционных домов севера и средней полосы России. Единство конструкции крестьянского дома – крыша, клеть и подклеть.

Задание: создание общего облика крестьянского дома (карандаш В4)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о культуре прошлого;

3) изучение традиционной архитектуры Древней Руси.

эскиз «Дом средней полосы России»

Материал:

карандаш В2

Урок повторения.

Создание декоративного убранства крестьянского дома – охлупень, полотенце, причелина, лобовая дока, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы, украшение деталей дома народными символами (карандаш В4)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) расширение представлений о культуре прошлого;

3) изучение элементов русской традиционной архитектуры.

рисунок «Окно с резными наличниками»

Материал:

карандаш В2

3.

Внутреннее убранство избы

Урок новых знаний.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Единство красоты и пользы.

Задание: изображение внутреннего убранства избы с включением деталей типичного крестьянского интерьера (карандаш В4)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков использования мягкого карандаша;

4) изучение традиционного интерьера русской избы.

Зарисовка «Красный угол дома»

Материал:

карандаш НВ

4.

Конструкция и декор предметов народного быта

Урок новых знаний.

Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: эскиз предмета народного быта – прялки (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи;

4) укрепление навыков построения предметов.

Рисунок «Рубель»

Материал:

акварель

Урок повторения.

Значение декоративных элементов народного быта

Задание: эскиз предмета народного быта – посуда (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи.

Рисунок «Ендова»

Материал:

акварель

5.

Русская народная вышивка

Урок новых знаний.

Условность языка орнамента, и его символическое значение

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение пользоваться цветовой палитрой;

4) укрепление основ языка изобразительного искусства.

эскиз полотенца с иными элементами

Материал:

акварель/гуашь/темпера

6.

Народный праздничный костюм

Урок новых знаний.

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России.

Задание: эскиз женского народного праздничного костюма (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение использовать выразительные возможности материала.

Рисунок «Мужской народный праздничный костюм»

Материал: акварель/гуашь

7.

Народные праздничные обряды

Урок обобщения.

Изучить обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Обобщение материала I четверти.

Задание: визуальный тест

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности.

Повторение тем

I четверти

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

8.

Древние образы в народных игрушках

Урок новых знаний.

Изучение пластических форм глиняных игрушек. Цветовой строй и элементы росписи филимоновской, каргопольской и дымковской игрушек.

Задание: украшение декоративными элементами дымковской росписи (глина, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение работать с декоративными элементами.

Создание игрушки и украшение декоративными элементами филимоновской/ каргопольской росписи

Материал:

глина, гуашь

9.

Искусство Гжели

Урок новых знаний.

Выявление особенностей гжельской росписи, создание декоративных элементов – цветов и листиков

Задание: изображение посудной формы с нарядной гжельской росписью (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Рисунок «Чайник с росписью под гжель»

Материал:

акварель

10.

Городецкая роспись

Урок новых знаний.

Выявление особенностей городецкой росписи, изучение традиционных мотивов – птицы и кони

Задание: изображение предмета быта с изображением городецкой росписи (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Рисунок «Городецкая роспись»

Материалы:

гуашь

11.

Хохлома

Урок новых знаний.

Выявление особенностей хохломской росписи. Различия между верховым и фоновым письмом. Элементы росписи «под листок», «под ягодку», «травная роспись»

Задание: фрагмент росписи с использованием традиционных элементов (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Рисунок «Ложка с росписью под хохлому»

Материалы:

гуашь

12.

Жостово. Роспись по металлу

Урок новых знаний.

Выявление особенностей жостовской росписи. Изучение основных приемов жостовского письма – замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка и привязка.

Задание: фрагмент росписи с использованием традиционных элементов (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Рисунок «Жостовский поднос»

Материалы:

гуашь

13.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Урок новых знаний.

Искусство вологодской бересты, шемогодская, онежская береста, пермогорская и мезенская береста.

Задание: фрагмент мезенской росписи (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Рисунок «Пермогорская береста»

Материалы:

гуашь

14.

Народные промыслы Челябинской области

Урок новых знаний.

Выявление особенностей промыслов Челябинской области.

Задание: викторина «Промысел – город»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение выявлять особенности различных видов промыслов.

Повторение темы

15.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

Урок обобщения.

Обобщение материала II четверти.

Задание: викторина на тему «Художественные промыслы России»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем

II четверти

Декор – человек, общество, время (10 часов)

16.

Зачем людям украшения

Урок новых знаний.

Беседа на тему: «Что означают украшения?». Изучение особенностей украшений древнего мира.

Задание: рисунок индейца с украшенным головным убором (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) ознакомление с видами искусств;

4) расширение представлений об истории развития жанра и умения видеть красоту человека, как образа.

Рисунок «Африканец»

Материалы:

акварель

17.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Ювелирные украшения

Урок новых знаний.

Роль ДПИ в Древнем Египте: символика элементов декора и украшений.

Задание: эскиз нагрудного украшения египетского жреца (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

Эскиз египетского украшения

Материал:

акварель/гуашь

18.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символы

Урок новых знаний.

Значение символики цвета в украшениях и различие одежды людей высших и низших сословий Древнего Египта

Задание: рисунок египетского фараона (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Рисунок «Египтянин»

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

Значение символики декоративных элементов Древнего Китая

Задание: рисунок императора с изображением дракона (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Рисунок «Китайский журавль»

Материал:

акварель, гуашь

19.

Одежда говорит о человеке

Урок повторения.

Различия одежды разных сословий Древнего Китая и знаки отличия в виде декоративных элементов.

Задание: рисунок костюма знатной горожанки Древнего Китая (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Эскиз костюма рабочего населения Древнего Китая

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

ДПИ Западной Европы средних веков. Особенности цветовой гаммы, формы различных сословий.

Задание: рисунок костюма простого горожанина (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Эскиз костюма крестьянки средневековья

Материал:

акварель, гуашь

Урок повторения.

Особенности чрезмерной декоративности костюмов Западной Европы средних веков.

Задание: рисунок костюма графа/графини (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) выявлять связь времени и декоративного искусства.

4) умение создавать исторически достоверный образ.

Эскиз костюма короля/королевы

Материал:

акварель, гуашь

20.

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Урок новых знаний.

Изучение форм, цвета и элементов гербов в символическом значении.

Задание: создание собственного герба (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение применять формы и символическое значение цвета для создания художественного образа.

Рисунок «Герб моей семьи»

Материал:

акварель, гуашь

Урок повторения.

Выявление общего между гербами различных стран.

Задание: создание герба Челябинска (акварель, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение воспроизводить символическое изображение.

Закончить рисунок

21.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Урок обобщения.

Обобщение материала III четверти.

Задание: игра «Костюмы сословий»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение материала за III четверть

Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

22.

Современное выставочное искусство

Урок новых знаний.

Беседа на тему «Современное понимание красоты художниками». Насыщенность произведений яркой образностью.

Задание: выявление отличий современного декоративного искусства от традиционного

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение различать особенности современного искусства.

Повторение темы

Урок новых знаний.

Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Задание: викторина «Современные скульптуры»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение определять связь между материалом и формой скульптуры

Повторение темы

23.

Направления живописи

XIX-XX веков

Урок новых знаний.

Направление живописи конца 19-го и начала 20-го веков: импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, пуантилизм.

Задание: морской пейзаж в направлении «пуантилизм» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) различать направления живописи;

4) создавать изображение в направлении «пуантилизм».

Закончить работу

Урок новых знаний.

Направления живописи: реализм, фовизм, символизм, сюрреализм

Задание: натюрморт в направлении «фовизм» (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) различать направления живописи;

4) создавать изображение в направлении «фовизм».

Рисунок «Мой сон» в направлении сюрреализм

Материал:

акварель, гуашь

Урок новых знаний.

Направления живописи: кубизм, абстракционизм, модернизм, поп-арт

Задание: плакат в стиле поп-арт (гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) различать направления живописи;

4) создавать изображение в направлении «поп-арт».

Рисунок «Автопортрет» в направлении кубизм

Материал:

акварель, гуашь

24.

Современное уличное искусство

Урок новых знаний.

Граффити и стрит-арт. Художники Жан-Мишель Баския, Бэнкси, Ленни МакГурр (Futura 2000), Рон Инглиш, Шепард Фейри, Кост и Ревс.

Задание: создание трафарета изображения для стрит-арта (ножницы, картон, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение декоративно украшать предметы быта.

Создание эскиза граффити с собственным именем

Материал:

маркеры

25.

Витраж в оформлении

Урок новых знаний.

Яркий образ витражного окна. Постепенное создание архитектурной композиции.

Задание: витраж окна (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение соотносить композицию с цветовым решением.

Рисунок «Витраж»

Материал:

акварель

26.

Современное выставочное искусство (обобщение темы)

Урок обобщения.

Итоговый годовой тест по изобразительному искусству.

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение обобщать полученные знания.

Повторение материала

IV четверти

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

1. Воробьева О. Я. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского /
О. Я. Воробьева, Т. В. Андриенко, Е. А. Плещук. – М.: Учитель, 2012

2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений /
Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. –
6-е изд. – М.: Просвещение, 2011

3. Гусева О. М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011

4. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2010.– (Стандарты второго поколения).

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы.  − М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

6. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева,
А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительные пособия для учителя:

1. Величко Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-Пресс, 2010

2. Геташвили Н. В. Постимпрессионизм. / Н. В. Геташвили, К. Л. Лукичева. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013

3. Государственный Русский музей представляет: Спасибо, Урал! Живопись XVIII-XX веков из собрания Государственного Русского музея / Альманах. Вып. 115. – СПб.: Palace Editions, 2005

4. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990

5. Запаренко В. С. Школа рисования Виктора Запаренко. – СПб.: Нева, 2002

6. Лемон К. Рисуем без страха. – СПб.: Питер, 2015

7. Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию / Эндрю Лумис / Пер. А. Куняева. – М.: Эксмо, 2012

8. Никодеми Г. Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семенова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001

9. Основные техники изображения. Водный пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

10. Основные техники изображения. Пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

11. Основные техники изображения. Фигура человека. – М.: Мир книги, 2005

12. Основные техники и приемы. Акварель. – М.: Мир книги, 2005

13.Особенности жанра и композиции. Натюрморт. – М.: Мир книги, 2005

14. Особенности изображения. Свет и цвет. – М.: Мир книги, 2006

15. Подробный практический курс. Графика. – М.: Мир книги, 2006

16. Подробный практический курс. Пастель. – М.: Мир книги, 2006

17. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной
школе. − М.: Просвещение, 2006.

18. Уроки мастерства. Портрет. – М.: Мир книги, 2005

19. Уроки мастерства. Работа с натурой. – М.: Мир книги, 2006

20. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

21. Штрицель Г. Интенсивный курс рисования. Объем и перспектива. – СПб.: Питер, 2013

22. Хамм Д. Как рисовать голову и фигуру человека. – Минск: Попурри, 2007

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Модели и натурный фонд

Оборудование класса

1) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы);

2) методические пособия и книги для учителя;

3) методические журналы по искусству;

4) учебно-наглядные пособия;

5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;

6) книги по искусству;

7) научно-популярная литература по искусству.

1) Портреты русских и зарубежных художников;

2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;

4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно-прикладному искусству;

5) альбомы с демонстрационным материалом;

6) дидактический раздаточный материал.

1) Мультимедийные образовательные ресурсы,

2) мультимедийные обучающие программы;

3) мультимедийные презентации;

4) электронные библиотеки по искусству.

1) Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц;

2) экспозиционный экран;

3) персональный компьютер;

4) проектор.

1) Краски: акварельные, гуашевые;

2) тушь художественная;

3) альбомные листы А4;

4) бумага цветная;

5) набор кистей белка, пони;

6) емкости для воды;

7) пластилин;

8) клей;

9) ножницы.

1) Муляжи фруктов и овощей;

2) гербарии;

3) изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

4) гипсовые геометрические тела;

5) керамические изделия;

6) предметы быта.

1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

2) стол учительский с тумбой;

3) шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр;

4) стенды для вывешивания иллюстративного материала.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения, навыки.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

1) Устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

2) письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

3) практический (художественно-творческие задания, индивидуальные задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  • искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность;
  • самостоятельность;
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • правильное решение композиции, предмета, орнамента, пропорций;
  • владение техникой, как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении, аккуратность всей работы);

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по изобразительному искусству для 8 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

тематическое планирование по изобразительному искусству для 9 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС

учебно тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС......

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...