Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства со 2 по 7 класс специальных коррекционных классов VIII вида
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 7 класс) по теме

Календарно - тематическое планирование 2 - 7 классов  коррекции VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal-tem_2-_7_kl.docx80.69 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

 уроков изобразительного искусства

 со 2 по 7 класс коррекции VII вида

(составитель Астафьева О.А.

Учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории)

Зарайск 2013г.

Календарно-тематическое планирование уроков рисования во 2 классе.

№ урока

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Задание

Вид деятельности

Оборудование

Повторение

1

1

Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Рисование с натуры огурца и яблока

Рисование с натуры

Овощи и фрукты, работы учащихся, репродукции картин с изображением овощей и фруктов.

Повторить правила работы с акварелью. Понятие «вливание» цвета

2

1

Рисование с натуры разных видов грибов.

Рисование белого, подосиновика, мухомора

Рисование с натуры

Наглядный материал, таблицы, репродукции картин с изображением грибов

Повторить правила композиции в листе, технику работы акварельными красками.

3

Рисование в полосе узора из ягод и листьев.

Рисование по образцу

Декоративное рисование

Шаблоны, образец рисунка

Правила композиции  узора в полосе.

4

Самостоятельное составление учащимися узора в полосе

Декоративное рисование

Шаблоны, работы учащихся.

Закрепить умение составлять узор в полосе

5

Рисование геометрического орнамента в квадрате

Построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами

Декоративное рисование

Шаблон квадрата, цветные карандаши или краски

Повторить понятие квадрат, осевые линии

6

Рисование в квадрате узора из веточек с листочками.

На осевых линиях

Декоративное рисование

Шаблон квадрата, образец рисунка

Правила композиции элементов в квадрате

7

Рисование на тему:

«Деревья осенью». Рассматривание репродукций.

Рисование на тему

Репродукции картин с изображением осени

Правила и законы линейной и воздушной перспективы.

8

С натуры пенала.

9

Декоративное рисование – узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

2 четверть

10

1

Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике.

Рисование по образцу.

Шаблон, образец рисунка.

11-12

2

Декоративное рисование – орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью.

Декоративное рисование.

Таблицы с изображением росписи,  образцы Городецкой продукции и росписи.

Рассказать об особенностях городецкой росписи.

13

1

Рисование с натуры веточек ели.

Рисование с натуры.

Натурный образец, таблица, репродукции картин с изображением ели

Учить изображать веточку ели.

14 -15

2

Рисование в квадрате узора из веточек ели.

Рисование по образцу.

Шаблон квадрата, образец рисунка.

Закрепить умение учащихся изображать веточку ели.

16

1

Рисование с натуры праздничных флажков.

Рисование с натуры.

17

Рисование с натуры елочных украшений.

Рисование с натуры.

18

Рисование на тему: «Веточка с елочными игрушками».

Рисование на тему.

3 четверть «Декор – человек, общество, время».

17

1

Введение в проблематику:

 « Зачем людям украшения».

Урок – беседа.

Примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина.

18-20

3

Декор и положение человека в обществе.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Рисование по представлению.

Образцы декоративного искусства Древнего Египта, таблицы с изображением древнеегипетской символики.

Рассказать о символике украшений Древнего Египта, их связи с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях.

21-23

3

Одежда говорит о человеке.

Задание: рисование на тему «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш Перро «Золушка».

Рисование по представлению.

Репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к эпохе Возрождения

Рассказать о назначении одежды для разных слоев населения, ее особенностях

 ( фасон и цвет).

24-25

2

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Задание: выполнение проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса с использованием декоративно-символического языка геральдики.

Задание: выполнение проекта эмблемы классов, кабинетов школы, фирм.

Рисование по представлению.

Изображение средневековых гербов, набор репродукций «Старинные гербы русских городов».

Изобразительный материал с примерами современных эмблем

Рассказать о гербе, истории его возникновения, изобразительной  условности искусства геральдики. Символика цвета в классической геральдике.

Рассказать об отличительных особенностях герба и эмблемы. Роль символики и эмблематики в нашем обществе

26

1

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок).

Итоговая игра-викторина.

Подборка репродукций, слайдов по пройденным темам 3 четверти.

 Обобщить и систематизировать знания уч-ся полученные в ходе изучения тем 3 четверти.

4 четверть «Декоративное искусство в современном мире».

27

1

Современное повседневное и выставочное декоративное искусство

Исследовательский урок (выступления уч-ся с докладами).

Произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах

( художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани – «батик» и тд).

Рассказать о современном выставочном искусстве, различных технологиях и особенностях.

28

1

Древние образы в современном декоративном искусстве.

Урок – беседа.

Изображения или фотографии современного декоративного искусства.

Повторить разнообразные современные техники в искусстве.

29-31

3

Современное декоративное искусство. Витраж.

Задание: разработка эскиза витража по мотивам русских народных сказок. («Колобок», «Теремок» и др.).

Декоративная работа.

Изображения или фотографии с изображением витражей (старинных и современных)

Рассказать о технике выполнения витража,  учить выполнять работы в этой технике.

32-34

3

Современное декоративное искусство. Мозаика.

Задание: разработка эскиза мозаики по мотивам народных праздничных гуляний.

Декоративная работа.

Изображения или фотографии с изображение мозаик

(старинных и современных).

Повторить и обобщить знания уч-ся о мозаике, истории ее возникновения, технике и манере выполнения работ.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе

Тема урока

Кол-во час

Дата

Вид

деятельности

Планируемые результаты

Знания

Умения

Общеучебные умения, навыки

и способы деятельности

1

Рисование с натуры осенних листьев.

Беседа по картине  И. Левитана «Золотая осень»;

1

Рисование с натуры

Знать названия листьев различных  деревьев.

Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

2

Рисование узора в полосе из веток с листочками.

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

3

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

1

Рисование с натуры

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

4

Рисование на тему: «Парк осенью».

 Беседа по картине  В.Поленова «Золотая осень»

1

Рисование на тему.

Урок - беседа

Знать признаки осени.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

5

Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша.

1

Рисование с натуры

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету.

6

Рисование морских сигнальных флажков.

1

Декоративное рисование

Знать символическое значение красного, белого и зеленого цветов флага.

Уметь изображать предмет прямоугольной формы с правильной передачей пропорций. Уметь правильно располагать лист бумаги (горизонтально). Размещать изображение посередине листа бумаги.

 Уметь наблюдать, быть внимательным, усидчивым

7

Рисование с натуры доски для резания овощей.

1

Рисование с натуры

Знать о необходимости сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом.

Уметь применять осевую линию, передавать примерные пропорции предмета и относительную величину его частей; правильно располагать изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы предмета.

Уметь контролировать свои действия.

8

Рисование шахматного узора в квадрате.

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в квадрате. Понятие «ритм».

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

II четверть (8ч)

9

Рисование с натуры двухцветного мяча.

1

Рисование с натуры

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь изображать в рисунке самую тёмную часть (тень), более светлую (полутень) и яркие светлые пятнышки (блики).

Правильно раскрашивать мяч круговыми движениями руки.

 Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам

10

Рисование с натуры будильника круглой формы.

1

Рисование с натуры

Знать правила и приемы рисования предметов шаровидной формы

Уметь рисовать предметы округлой формы. Передавать в рисунке не только общий графический образ предмета, но и его существенные признаки и характерные для него детали (стрелки, кнопка, циферблат и т.д.)

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

11

Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма)

1

Декоративное рисование

Знать о характерных особенностях росписи гжельской керамики (цвет и элементы  росписи).

Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине), правильно выделять и  располагать элементы узора гжельской керамики (цветы, ветки, листья, завитки разных оттенков  синего цвета на белом фоне).

Уметь сотрудничать с одноклассниками.

12 - 13

Иллюстрирование рус. нар. сказки «Снегурочка»

2

Рисование на тему

Знать требования к композиции изображения на листе бумаги

Уметь выполнять изображенные группы предметов. Развивать умение правильно передавать пространственное расположение и цвет предметов.

Узнавать и различать в книжных иллюстрациях изображённые предметы и действия.

14

Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели).

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету.

Планировать текущую работу.

15 -16

Рисование на тему «Нарядная елка».

Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» (И. Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима».

2

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках). Учить располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше, используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка)

Наблюдать объекты окружающего мира.

III четверть (10ч)

17

Рисование узора на на рукавичке (выкройка рукавички – готовая форма из картона)

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора.

Самостоятельно размещать выкройку рукавички посередине листа бумаги. Уметь правильно  располагать элементы оформления на рукавичке; определять структуру узора (повторение или чередование).

Выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам.

18

Рисование симметричного узора по образцу.

1

Декоративное рисование

Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии.

Уметь рисовать симметричный узор, применяя осевую линию.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

19 - 20

Рисование на тему: «Елка зимой в лесу».

Беседа по картинам К.Юона «Конец зимы», «Полдень».

2

Рисование на тему.

Урок - беседа

Знать характерные признаки хвойных деревьев; строение (части)  дерева.

Уметь на основе графического образа и его словесного обозначения восстанавливать путём конкретизации представление о ранее наблюдавшем предмете

Устно описывать объекты наблюдения.

21

Рисование с натуры молотка.

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (молотка).

Правильно располагать лист бумаги (вертикально). Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.

Придерживаться  заданного темпа  работы.

22

Рисование с натуры детской лопатки.

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (лопатки).

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

23

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (теннисной ракетки)

Уметь  рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

Уметь выражать свои мысли.

24

Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой»

1

Рисование на тему

Знать правила композиции предметов на листе бумаги.

Уметь определять форму и цвет составных частей композиции; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь договариваться,  распределять  работу, оценивать свой вклад и общий результат  деятельности, работу товарищей

25

Рисование по образцу орнамента в квадрате.

1

Декоративное рисование

Знать особенности построения орнамента в квадрате

Понятия «симметрия», «ритм».

 Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симмет. расположения элементов.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

26

Рисование с натуры игрушки-машинки

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (вертолёта)

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь пользоваться учебными принадлежностями в соответствии с принятыми нормами.

IV четверть (8ч)

27

Рисование узора из растительных форм в полосе.

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в полосе.

Уметь рисовать узоры из растительных форм в полосе. Определять структуру узора (чередование элементов), форму, цвет составных частей.

Уметь нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

28 - 29

Рисование с натуры весенней веточки.

 Беседа по картинам

 А. Саврасова «Грачи прилетели», И.Левитана «Март»

2

Рисование с натуры

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.

Уметь рассказывать, что изображено на картине.

30

Рисование с натуры весенней веточки

1

Рисование с натуры

Знать правила композиции предметов на листе бумаги.

Уметь определять форму и цвет составных частей композиции; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь договариваться,  распределять  работу, оценивать свой вклад и общий результат  деятельности, работу товарищей

31

Рисование на тему: «Деревья весной»

1

Рисование на тему

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

32

Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

Уметь выполнять требования учителя.

33

Рисование на тему: «Праздник Победы»

(праздничный салют)

1

Рисование на тему

Знать значение праздника.

У. соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

34

Беседа по картинам на тему: «Разноцветные краски лета» (А.Куинджи. «Берёзовая роща», А.Пластов «Сенокос»)

1

Урок - беседа

Знать строение изображаемого предмета: части растений

Уметь рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с размерами и необходимостью зрительного  равновесия форм, цвета.

Уметь организовать себя на выполнение задания.

Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство, 4класс

п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во час

Дата

Вид деятельности

Планируемые результаты

знания

умения

общие учебные умения, навыки и способы

I четверть (9 ч.)

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.

1

Рисование с натуры

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.

Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету.

2

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

Рисование с натуры

Знать названия листьев различных  деревьев.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.

3

Рисование с натуры ветки рябины.

1

Рисование с натуры

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Уметь правильно держать карандаш.

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1

Урок - беседа

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных  средствами изобразительного искусства.

Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге.

6

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.

7

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1

Рисование с натуры

Знать понятие цилиндра.

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету

8

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

Рисование на тему

Знать  приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

9

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

 

1

Урок - беседа

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.

Грамотно и логич. правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную тему.

II четверть (7 ч.)

10

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

Рисование на тему

Знать названия игрушек, их предназначение.

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.

Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.

11

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.

Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

12

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

Распознавать формы простейших плоских фигур

13

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

Рисование на тему

Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.

14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в круге.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое  сочетание цветов.

Чётко и правильно осознавать цель своей работы.

16

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

1

Рисование на тему

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

III четверть (10 ч.)

17

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

Декоративное рисование

Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.

Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

18

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

1

Урок - беседа

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож.  произведений, переданных  средствами изобразительного искусства.

Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение.

19

Рисование с натуры предметов симметричной формы (вымпел с изображением ракеты)

1

Рисование с натуры

Знать понятие «осевая линия».

Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.

20

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

Рисование с натуры

Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

21

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

1

Рисование с натуры

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Распознавать формы простейших плоских фигур

22

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1

Рисование на тему

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Распознавать формы простейших плоских фигур

23

Рисование с натуры  игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы.

24

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.

Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

25

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

Рисование с натуры

 Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Распознавать формы простейших плоских фигур

26

Рисование на тему «Пришла весна».

Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1

Рисование на тему

Знать признаки весны.

Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.

IV четверть ( 8 ч.)

27

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.

Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

28

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

1

Рисование на тему

Знать значение Дня космонавтики.

Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

29

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

1

Рисование с натуры

Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и  круг.

Анализировать объекты изображения (определение формы,  величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.

30

Рисование с натуры  в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

1

Рисование с натуры

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь  рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.  Сравнивать натуру с рисунком.

Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету

31

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

1

Рисование с натуры

Знать понятие «осевая линия».

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь  рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения.

32

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в круге.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое  сочетание цветов.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

33

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1

Декоративное рисование

Знать понятия «симметрия», «ритм».

 Знать правила построения узора в квадрате.

 Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.

34

 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

Урок - беседа

Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.     Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства.

Уметь выполнять требования учителя

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

 №

Тема урока
 

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности

Учебная задача

Элементы

содержания

Наглядный и

дидактический материал

Интеграция

Iчетверть

1

Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края»

1

Урок - беседа

Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественные лаки: Федоскино, Жостово, Палех.

Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм.

2

Рисование узора в полосе

1

Декоративное рисование

Закрепление понятия о чередующемся узоре.

Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья).

Изображения стилизованных природных форм.

3

Рисование узора в полосе

1

Декоративное рисование

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету).

Стилизованные растительные элементы.

4

Рисование геометрического орнамента в круге

1

Декоративное рисование

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Рисование геометрического орнамента в круге (построение четыpex  овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону).

Образцы геометрических орнаментов.

5

Рисование натюрморта «Яблоко и стакан»

1

Рисование с натуры

Передача объема предметов доступными средствами.

Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан).

Стакан и яблоко для рисования с натуры.

6

Рисование симметричного узора «Бабочка»

1

Декоративное рисование

Учить использовать среднюю (осевую) линию.

Рисование симметричного узора по образцу.

Образцы симметричных узоров.

7

Рисование узора в круге

1

Декоративное рисование

Составление узоров из растительных элементов в круге.

Декоративное рисование - изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг - по шаблону диаметром 12 см).

Шаблон круга, образцы узоров  в круге.

Математика

8

Рисование с натуры «Ваза»

1

Рисование с натуры

Передача объема предметов доступными средствами.

Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая).

Ваза керамическая.

9

Беседа «Декоративно-прикладное искусство»

1

Урок - беседа

Формирование  общего понятия о художественных средствах.

Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура.

Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм.

II четверть

10

Рисование с натуры дорожных знаков «Крутой спуск», «Дорожные работы»).

1

Рисование с натуры

Совершенствование умения анализировать объекты изображения.

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы

Образцы дорожных знаков.

11

Рисование с натуры «Пирамидка»

1

Рисование с натуры

Учить сравнивать свой рисунок с объектом изображения.

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов).

Детская раскладная пирамидка.

12

Беседа на тему «Hapоднoe декоративно-прикладное искусство»

1

Урок - беседа

Формирование общего представления о художественных средствах.

Богородская деревянная игрушка: «Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и Meдвeдь» и др.

Образцы декоративно-прикладного искусства, видеофильм.

13

Декоративное рисование «Новогодняя открытка»

1

Декоративное рисование

Учить находить гармонически сочетающиеся цвета.

Декоративное рисование - оформление новогодней отурытки (формат 7 х 30 см).

Образцы пригласительных билетов.

14

Рисование на тему «Карнавальные очки»

1

Рисование на тему

Учит работать гуашевыми красками.

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10 х 30 см).

Образы новогодних карнавальных очков.

15-16

Рисование на тему «Лес зимой».

2

Рисование на тему

Работа акварельными и гуашевыми красками.

Правильное расположение предметов друг относительно друга.

Литературное чтение, природоведение

III четверть

17

Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье»

1

Урок - беседа

Обучение высказыванию о содержании рассматриваемых произведений.

Д. Мочальский. «Первое сентября»; И. Шевандронова. «В сельской библиотеке»; А. Курчанов. «У больной подруги»; Ф. Решетников. «Опять двойка», «Прибыл на каникулы».

Репродукции картин.

История

18

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

1

Рисование с натуры

Установление последовательности выполнения рисунка.

Рисование с натуры фигуры человека (позирующий ученик).

Репродукции картин.

19

Рисование на тему «3имние развлечения»

1

Рисование на тему

Развитие умения отражать свои наблюдения в рисунке.

Примерное содержание рисунка: дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т. п.

Образцы рисунков на зимнюю тему.

20

Рисование с натуры «Комнатное растение»

1

Рисование с натуры

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Рисование с натуры цветочного горшка с растением.

Цветочный горшок с растением.

21

Узор в квадрате

1

Составление узора в квадрате, применяя осевые линии.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочки по углам квадрата, веточки посередине сторон).

Образец узора в квадрате.

22

Рисование «Часы»

1

Рисование с натуры

Умение анализировать объекты изображения.

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом).

Образцы объемных прямоугольных предметов для рисования с натуры.

23

Декоративное рисование плаката «8 Mapтa».

1

Декоративное рисование

Соблюдение последовательности при рисовании узоров.

Плакат

Образцы плакатов к «8 марта»

24

Рисование с натуры «Ящик»

1

Рисование с натуры

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка).

Образцы предметов прямоугольной формы.

математика

25

Рисование с натуры «Аквариум»

1

Рисование с натуры

Сравнение рисунка с объектом  изображения.

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками).

Образцы предметов прямоугольной формы.

Природоведение , математика

26

Рисование с натуры «Дипломат»

1

Рисование с натуры

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Выше, ниже, линия горизонта

дипломат.

IV четверть

27-28

Рисование на тему «Сказка Гуси - лебеди»

1

Рисование на тему

Передача наиболее существенного из произведения в рисунке.

Иллюстрирование отрывка из литературного про изведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся).

Иллюстрации к литературному произведению.

Литературное чтение

29

Рисование с натуры «Игрушка – кукла»

1

Рисование с натуры

Передача в  рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов.

Рисование с натуры игрушки кукла

Игрушки.

30

Рисование узора в геометрической фигуре

1

Декоративное рисование

Соблюдение последовательности при изображении предмета.

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

Образцы узоров.

Математика

31

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков

1

Урок - беседа

Умение высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства.

А. Пластов. «Фашист пролетел»; С. Герасимов. «Мать партизана»; А. Дейнека. «Оборона Севастополя»; Кукрыниксы. «Потеряла я колечко» - карикатура.

Репродукции картин о Великой Отечественной войне.

История

32

Рисование на тему «Жуки»

1

Рисование на тему

Передача пропорций и цветов предметов симметричной формы.

Рисование симметричных форм: насекомые - бабочка, стрекоза, жук - по выбору (натура - раздаточный материал).

Раздаточный материал – предметы симметричной формы.

Природоведение

33

Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

1

Рисование с натуры

Ослабление интенсивности  цвета.

т

Весенние цветы.

Природоведение

34

Составление узора в круге с применением осевых линий

1

Декоративное рисование

Самостоятельная работа

Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана).

Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс

 №

Тема урока
 

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности

Учебная задача

Элементы

содержания

Наглядный и

дидактический материал

Интеграция

I четверть

1

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство»        

1

Урок – беседа

Активное и целенаправленное восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.

народные игрушки - глина, дерево

Народные игрушки из глины и дерева, видеофильм.

2

Рисование сетчатого узора

1

Декоративное рисование

Формирование понятия о сетчатом узоре.

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).

Изображения стилизованных природных форм.

3

Натюрморт «Фрукты»

1

Рисование с натуры

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Рисование натюрморта из фруктов (яблоко и груша).

Фрукты в вазе.

Биология

4

Натюрморт «Овощи»

1

Рисование с натуры

Совершенствование процессов аналитико-синтетической деятельности.

Рисование натюрморта, состоящего из овощей (морковь, огурец).

Овощи на тарелке.

5-6

Симметричный узор

2

Декоративное рисование

Значение работ декоративного характера.

Декоративное рисование - составление симметричного узора.

Образцы симметричных декоративных узоров.

7-8

Составление эскиза  для значка  

2

Декоративное рисование

Развитие художественного вкуса.

Декоративное рисование - составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

Образцы значков.

9

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись».

1

Урок – беседа

Целенаправленное восприятие произведений изобразительного искусства.

Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», в. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень».

Репродукции картин.

История

II четверть

10

Рисование с натуры игрушки - собачка.

1

Рисование с натуры

Обучение последовательному анализу предмета.

Игрушка простой формы.

Математика

11 -12

Рисование на тему «Цирковое представление».

2

Рисование на тему

Умение продумывать и осуществлять пространственную композицию рисунка.

Репродукции картин, плакатов, афиш.

13

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства»

1

Урок - беседа

Умение высказываться по содержанию рассматриваемого произведения, представление о своеобразии скульптуры.

Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине.

Скульптурные произведения.

История

14

Рисование новогодней открытки.

1

Рисование на тему

Продумывание пространственной композиции рисунка.

Образы новогодних открыток.

15-16

Изготовление новогодних карнавальных масок.

2

Декоративное рисование

Развитие творческого воображения.

Образцы новогодних масок, трафареты.

III четверть

17

Рисование с натуры «Посуда»

1

Рисование с натуры

Передача в рисунке объемной формы предмета.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированная кастрюля и кружка).

Кастрюля, кружка.

18

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи»

1

Урок - беседа

Умение высказываться по содержанию рассматриваемого произведения.

А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы».

Репродукции картин.

История

19

Рисование с натуры «Кофейник»

1

Рисование с натуры

Передача в рисунке объемной формы предмета.

Предметы конической формы

Кофейник.

20

Рисование с натуры «Кувшин»

1

Рисование с натуры

Последовательность построения изображения.

Предметы сложной (комбинированной) формы и их  декоративное оформление (ваза, кувшин).

Кувшин.

21-22

Рисование с натуры «Подсвечник со свечой»

2

Рисование с натуры

Последовательность построения изображения.

Предмет сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).

Подсвечник со свечой.

23-24

Шрифт

1

Декоративное рисование

Формирование представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам.

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

Образцы шрифта.

25-26

Рисование на тему «Сказка о царе Салтане»

2

Рисование на тему

Отражение в рисунке своего представления об образах литературного произведения.

Иллюстрирование отрывка литературного произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», иллюстрации в книге.

Литературное чтение

IV четверть

27

Рисование по памяти и по представлению птиц

1

Рисование с натуры

Передача объемной формы, подбор цвета в соответствии с натурой.

Рисование с натуры птиц.

Репродукции или фотографии птиц.

Биология

28-29

Тематический рисунок «Птицы - наши друзья».

2

Рисование на тему

Продумывание и осуществление пространственной композиции рисунка.

Репродукции картин с изображением птиц.

30

Рисование с натуры «Глобус»

1

Рисование с натуры

Передача объемной формы предмета.

предмет шаровидной формы

Глобус.

География

31

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков

1

Урок - беседа

Умение высказываться по содержанию рассматриваемого произведения.

В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д Шмаринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец».

Репродукции картин.

История

32-33

Декоративное оформление почтового конверта.

2

Декоративное рисование

Совершенствование умений и навыков пользования материалами в процессе рисования, подборе гармоничных сочетаний цветов.

Образцы тематических оформлений почтовых конвертов.

34

Рисование с натуры «Кукла-неваляшка»

1

Рисование с натуры

Передача объемной формы предмета.

предмет шаровидной формы

Кукла-неваляшка.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству  в7классе.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид деятельности

Элементы содержания

Оборудование

Повторение

1 четверть 8 часов

1

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом. 

Рисование с натуры

 (например, высокая коробка, обернутая цветной бумагой и перевязанная лентой).

Натурный образец, работы учащихся, репродукции натюрмортов

Повторить правила линейной перспективы, элементы светотени

2

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы во фронтальном положении.

Рисование с натуры

Стопка книг, как ее правильно изобразить лежащей в горизонтальной плоскости.

Натурная постановка, образцы работ учащихся прошлых лет

Повторить и закрепить правила линейной перспективы.

3

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись».

Урок - беседа

Расширение представлений о работе художника-живописца, о материалах и инструментах живописца. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и бытовая живопись. Крупнейшие музеи страны.

(И. Грабарь. «Березовая аллея»; И. Машков. «Снедь московская. Мясо, дичь»; В. Серов. «Мика Морозов»; И. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»; В. Маковский. «Свидание»).

4

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.

Рисование с натуры

(эмалированные кастрюля и кружка; стеклянная банка с водой и керамический бокал).

Натурные образцы, работы учащихся, подборка репродукций с изображением посуды

Повторить правила рисования эллипсов

5

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы с вырезом 1/4 части.

Тематическое рисование

Повторить понятие вырез, вырез ¼ части, учить применять знания по данной теме на практике.

(«Сыр»; «Торт»).

Образцы работ, табл. По черчению «Вырез ¼ части»

Отрабатывать навыки построения эллипсов, учить анализировать форму предмета.

6

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса.

Рисование с натуры

(чашка; цветочный горшок; ваза).

Натурная постановка, репродукции картин с изображением натюрморта, работы учащихся прошлых лет

Отрабатывать навыки построения эллипсов, учить анализировать форму предмета.

7

Рисование с натуры предмета комбинированной формы.

Рисование с натуры

(торшер; подсвечник со свечой).

Натурная постановка, работы учащихся прошлых лет

Закрепление навыков рисования предметов простой формы с применением светотени

8

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи

Урок - беседа

Изменение цвета в зависимости от освещения: солнечное, освещение, сумерки, пасмурная погода. Холодная и теплая цветовая гамма. Композиция.

 (И. Шишкин. «Полдень»; А. Куинджи. «Березовая роща»; И. Левитан. «Сумерки. Стога»; М. Врубель. «В ночном»; В. Поленов. «Московский дворик»).

II четверть 8 часов

9

Выполнение на основе наблюдений зарисовок осеннего леса.

Тематическое рисование

Преобладание теплой цветовой гаммы в осеннем пейзаже, холодные тона как противопоставление теплым тонам.

Подборка репродукций по теме урока, табл. «Теплые и холодные цвета»

Повторить правила линейной и воздушной перспективы.

10

Рисование с натуры объемных предметов — посуда.

Рисование с натуры

(отдельные предметы из чайного или кофейного сервиза — по выбору учащихся).

Натурная постановка, табл. «Основные геометрические тела».

Повторить простые геометрические тела.

11

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура».

Урок - беседа

 Отличие скульптуры от произведения живописи и рисунка: объемность, обозримость с разных сторон. Материал для скульптуры: мрамор, металл, гранит, бетон, дерево и др. Инструменты скульптора.

(Памятник Ю. Гагарину на площади Гагарина в Москве; Н. Томский. «Портрет И. Д. Черняховского»; мемориал в Волгограде на Мамаевом кургане; скульптуры С. Коненкова и др.).

Раскрыть отличие скульптуры от произведений живописи и рисунка.

12

Народная скульптура (игрушки), ее образность и выразительность.

Урок - беседа

Раскрыть понятие «мелкая пластика», «статуэтка».

Табл. «Русская глиняная игрушка»

Повторить понятие скульптура

13

Декоративное рисование – эскиз русской игрушки.

Декоративное рисование

Самостоятельно составить эскиз любой на выбор формы дымковской игрушки, использую в своей работе все основные приемы дымковской росписи.

Шаблоны различных видов дымковской игрушки, работы учащихся прошлых лет, фото с дымковской игрушкой.

Повторить отличительные особенности дымковской росписи.

14

Рисование с натуры предмета комбинированной формы.

Рисование с натуры

(настольная лампа).

Натурный образец, работы учащихся прошлых лет.

Закрепить умения изображать тела комбинированной формы.

15

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура».

Урок - беседа

Памятники архитектуры Московского Кремля. Архитектура твоего города.

Репродукции памятников архитектуры.

16

Разработка декоративной композиции, посвященной школьному празднику.

Декоративное рисование

(эскиз оформления сцены). Учить учащихся передавать с помощью традиционных новогодних  символов настроение праздника. Работу можно выполнить в технике «аппликация»

Образцы оформления сцен (театральные сцены к спектаклям), образцы работ учащихся.

Повторить правила композиции в листе.

17

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

Декоративное рисование

Самостоятельная работа. Отличие пригласительного билета  от открытки.

Различные виды пригласительных билетов, работы учащихся прошлых лет

Закрепить знания учащихся по теме прошлого урока.

III четверть 10 часов

18

Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.

Тематическое рисование.

Холодная цветовая гамма. Учить передавать состояние зимней природы.

Репродукции картин с изображением зимнего пейзажа, деревьев.

Повторить правила линейной и воздушной перспективы.

19

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика».

Урок - беседа

Книжная иллюстрация. Плакат. Карикатура. Расширить знания уч-ся о графике.

Табл. «Графические средства выразительности».

20

Выполнение эскизов элементов оформления книги.

Декоративное рисование

рисование заставок, буквиц, концовок. Рассказать о составляющих книгу основных частях, об истории возникновения книги, ее развитии.

Фото с изображением разных книг, разных веков, работы учащихся прошлых лет.

21

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты).

Рисование с натуры

Учить выполнять натюрморт в цвете  с применением светотени.

Натурная постановка, работы учащихся прошлых лет

Повторить правила композиции в листе.

22

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (овощи).

Рисование с натуры

Учить выполнять натюрморт в цвете  с применением светотени.

Натурная постановка, работы учащихся прошлых лет

Повторить правила композиции в листе.

23

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).

Рисование с натуры

Рассказать об анализе сложной формы предметов, разложении сложной конструкции на простые составляющие геометрические тела.

Натурная постановка,  строительные образцы с уроков трудового обучения, работы учащихся прошлых лет

Повторить правила композиции в листе.

24

Декоративное рисование — составление узора для вазы.

Декоративное рисование

Рассказать об особенностях расположения узора на вазе.

Табл. «Стилизация цветка и листьев», работы учащихся прошлых лет

Повторить понятие «контрастные цвета»

25

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (столярные или слесарные инструменты).

Рисование с натуры

 Повторить анализ сложной формы предметов, разложении сложной конструкции на простые составляющие геометрические тела.

Натурная постановка, работы учащихся прошлых лет

Повторить правила композиции в листе.

IV четверть 8 часов

26

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно-прикладное творчество».

Урок - беседа

 Городецкая роспись (расписные доски, скамейки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно и т. п.).

Репродукции и таблицы с Городецкой росписью

Знать отличительные особенности Городецкой росписи от других росписей.

27

Рисование с натуры предметов комбинированной формы.

Рисование с натуры

 Рассказать об истории чаепития, истории самовара (чайник; самовар).

Натурная постановка, работы учащихся прошлых лет

Повторить правила композиции в листе.

28

Рисование с натуры предметов комбинированной формы.

Рисование с натуры

Повторить анализ сложной формы предметов, разложении сложной конструкции на простые составляющие геометрические тела (игрушки).

Натурная постановка, работы учащихся прошлых лет

Повторить правила композиции в листе.

29 - 30

Разработка эскиза плаката ко Дню Победы с кратким текстом-лозунгом.

Декоративное рисование

Рассказать о «рубленом шрифте», учить написанию данного вида шрифта(по клеткам)

Образцы плакатов, работы учащихся прошлых лет.

Повторить понятие «контрастные цвета»

31

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне.

Урок - беседа

Плакаты в военное время. Художники военного времени. Подборка репродукций картин по теме урока.

 (П. Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»; П. Кривоногов. «Брестская крепость»; Ф. Усыпенко. «Ответ гвардейцев-минометчиков» и др.).

32 - 33

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям.

Декоративное рисование

Рассказать об истории возникновения и развития Олимпийских игр, олимпийских традициях. Раскрыть смысл понятий «олимпийский сувенир», «олимпийский талисман», «символ олимпиады»

Фоторепродукции с олимпийской символикой.

Повторить понятие «контрастные цвета», «рубленый шрифт».

34

Обобщающий урок – игра.

Урок - беседа

Обобщить и систематизировать знания учащихся за учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Природоведение, 5 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида".

В календарный план  включены сезонные экскурсии и труд на пришкольном участке....

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Календарно -тематическое планирование уроков по предмету «Производственно-трудовое обучение» (Образовательная область «Трудовая подготовка») для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Календарно тематический план составлен в соответствии с требованиями стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся, закона Российской Федерации «Об образовании в РФ».Основанием для...

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)

Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)...