Тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Падерина Алиса Андреевна

По программе Неменского 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_izo_6_klass.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

6 КЛАСС

(базовый уровень)

на 201_-201_ учебный год

Учитель изобразительного искусства

______________________  категории

_______________________________

Челябинск, 201_


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Планирование и учет учебно-тренировочной работы

На основе учебного плана и программы педагог разрабатывает для каждой учебной группы поурочные планы. В рабочем плане излагаются основные задания, применяемые в уроке.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы в группах ведется в специальном журнале.

Учебно-тематический план

«Изобразительное искусство в жизни человека» - 35 часов

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

из них

общее

творческие работы

контрольные работы

1.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

8

0

2.

Мир наших вещей. Натюрморт

8

7

1

3.

Вглядываясь в человека. Портрет

10

9

1

4.

Человека и пространство в изобразительном искусстве

9

8

1

Итого часов

35

32

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Урок новых знаний.

Беседа о значении изобразительных искусств и важности их в жизни человека.

Задание: найти и разобрать открытки по видам искусства (виды пластических искусств, и  виды изобразительного искусства).

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) ознакомление с видами искусств;

3) расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

Повторение темы

2.

Рисунок – основа изобразительного творчества

Урок новых знаний.

Создание творческих композиционных работ в различных материалах с натуры.

Задание: зарисовать дерево (уголь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) получение основных навыков использования художественного угля.

Зарисовка «Ветви дерева»

Материал:

одноцветный маркер

3.

Линия и ее выразительные возможности

Урок повторения.

Создание изображения с использованием основных правил линейной графики (ритм, характер, нажим и т.д.)

Задание: зарисовать травянистое соцветие (уголь/пастель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков использования художественного угля и пастели;

4) укрепление начальных навыков линейной графики.

Зарисовка «Колосья ржи»

Материал:

уголь/пастель

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Урок повторения.

Создание изображений в различных природных состояниях (ветер, гроза, тучи, туман, листопад и т.п.)

Задание: изобразить осенний пейзаж с контрастными цветовыми решениями (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) укрепление навыков акварельной живописи;

4) укрепление навыков изображения пятном.

Рисунок «Ветвь рябины»

Материал:

акварель

5.

Цвет. Основы цветоведения

Урок повторения.

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой с показом вариативных возможностей цвета.

Задание: изображение на одну из тем (акварель/гуашь/темпера)

  • «Царство снежной королевы»
  • «Изумрудный город»
  • «Страна золотого солнца»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение пользоваться цветовой палитрой;

4) укрепление основ языка изобразительного искусства (тон, насыщенность, градиент).

Этюд в багровых тонах

Материал:

акварель/гуашь/темпера

6.

Цвет в произведениях живописи

Урок повторения.

Изучение понятий «колорит», «гармония цвета». Изображение осеннего букета с различным настроением (яркий, торжественный, скромный).

Задание: зарисовка сухоцветов в вазе

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) использование натуры в качестве основы цветового изображения;

4) передача эмоционального состояния средствами живописи.

Закончить работу в цвете

7.

Объемные изображения в скульптуре

Урок новых знаний.

Изучить понятие «анималистический жанр». Изобразить объемное животное.

Задание: фигура млекопитающего животного (глина/пластилин)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной творческой деятельности;

3) умение использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.

Объемное изображение земноводного существа

Материал:

пластилин/глина

8.

Основы языка изображения

Урок обобщения.

Обобщение материала I четверти.

Задание: Кроссворд на тему «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем

I четверти

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника

Урок новых знаний.

Рассказ с элементами беседы на тему преображения окружающего предметного мира.

Задание: собрать коллаж-натюрморт с акцентом на композицию (бумага, ножницы, клей-карандаш)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать художественными средствами иллюстрацию к рассказу.

Коллаж-натюрморт

Материал:

цветная бумага

10.

Изображение предметного мира. Натюрморт

Урок новых знаний.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов.

Задание: карандашный эскиз натюрморта с бытовыми предметами (карандаш B4-B6)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать скомпонованное композиционное изображение.

Карандашный набросок бытового предмета (утюг, подсвечник, чайник и т.п.)

Материал:

мягкий карандаш B4-B6

11.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Урок новых знаний.

Вырезание из бумаги геометрических форм и создание конструкций сложной формы. Определение различий и особенностей фигур.

Задание: создание геометрической формы из бумаги:

  • «Куб»
  • «Призма»
  • «Цилиндр»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) получение представления о многообразии геометрических форм и их конструктивных особенностях.

Создание геометрической формы «Конус»

Материалы:

бумага

12.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Урок новых знаний.

Зарисовки геометрических тел из гипса с правилами построения линейной перспективы на плоскости.

Задание: построение куба и параллелепипеда

(карандаш HB)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение пользоваться правилами линейной перспективы и построения предметов.

Построение куба

Материалы:

Карандаш HB

13.

Освещение. Свет и тень

Урок новых знаний.

Зарисовки геометрических тел из гипса с боковым освещением и правилами построения перспективы на плоскости.

Задание: построение шара с боковым естественным освещением

(карандаш B4-B6)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение пользоваться правилами линейной перспективы и построения предметов;

4) умение использовать в качестве средства выражения характер освещения.

Построение куба с боковым освещением

Материалы:

Карандаш В4-В6

14.

Натюрморт в графике

Урок новых знаний.

Создание натюрморта с построением предметов и с боковым освещением.

Задание: композиционный натюрморт

«Кружка и яблоко»

(карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение составлять натюрмортную композицию на плоскости с правилами светотени.

Картина-натюрморт «Графин»

Материалы:

Карандаш НВ, В6

15.

Цвет в натюрморте

Урок новых знаний.

Создание акварельного композиционного натюрморта с передачей характера освещения.

Задание: композиционный натюрморт «Крынка и груша» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение составлять акварелью натюрмортную композицию на плоскости с правилами светотени;

4) умение работать с цветом.

Акварельный этюд «Помидорки»

Материалы: акварель

16.

Выразительные возможности натюрморта

Урок обобщения.

Обобщение материала II четверти.

Задание: Кроссворд на тему «Мир наших вещей. Натюрморт»

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности.

Повторение тем

II четверти

Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

17.

Образ человека – главная тема искусства

Урок новых знаний.

Беседа на тему: «Изображение человека в искусстве разных эпох. Великие художники − портретисты». Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра.

Задание: подобрать портрет по описанию

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) ознакомление с видами искусств;

4) расширение представлений об истории развития жанра и умения видеть красоту человека, как образа.

Доклад «Русский портрет XVIII-XX веков»

18.

Конструкция головы человека и ее пропорции

Урок новых знаний.

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица.

Задание: Портрет анфас (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять пропорции и соотносить детали лица.

Голова человека с применением пропорций

Материал:

карандаш HB

19.

Изображение головы человека в пространстве

Урок повторения.

Изучение информации о формировании эпохи и стиля в формировании портретов. Объемное конструктивное изображение головы в пространстве.

Задание: портрет с поворотом ¾

(карандаш В2)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять пропорции и соотносить детали лица.

Голова человека с поворотом ¾

Материал:

карандаш НВ

20.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Урок новых знаний.

Набросок с натуры, общие правила построения тела человека.

Задание: силуэт фигуры человека (черная тушь, гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять пропорции при построении тела человека.

Силуэт фигуры человека

Материал:

черная тушь

21.

Портрет в скульптуре

Урок новых знаний.

Работа над изображением в скульптурном портрете с применением конструктивных пропорций головы человека.

Задание: голова человека на объемной основе (фольга, скульптурный пластилин/глина)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение применять пропорции головы человека при построении объемной скульптуры.

Лепка головы человека с применением пропорций

Материал:

скульптурный пластилин/ глина

22.

Сатирические образы человека

Урок новых знаний.

Изображение сатирических образов и создание шаржей.

Задание: гипертрофированный образ сказочного литературного героя (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение искажать пропорции для достижения гипертрофированного эффекта.

Шарж на известную личность

Материал:

карандаш НВ

23.

Образные возможности освещения в портрете

Урок новых знаний.

Наблюдение натуры и выполнение изображения головы в объеме с различным освещением.

Задание: изображение головы анфас с боковым естественным освещением (карандаш В4)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение передавать объем лица посредством светотени.

Портретный эскиз с выразительным освещением

Материал:

карандаш НВ

24.

Портрет в живописи

Урок новых знаний.

Создание цветного объемного изображения головы человека.

Задание: автопортрет в цвете (акварель/гуашь)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение создавать реалистичное цветное изображение человека.

Портретный эскиз в цвете

Материал:

акварель/гуашь

25.

Роль цвета в портрете

Урок новых знаний.

Беседа «Анализ цветового решения образа в портрете». Создание характерного изображения с определенным цветовым решением.

Задание: создание портрета-образа в соответствующем антураже (акварель/гуашь/темпера)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение анализировать цветовой строй произведений живописи;

4) умение использовать выразительные возможности цвета.

Акварельный эскиз литературного персонажа

Материал:

акварель

26.

Великие портретисты

Урок обобщение.

Беседа «Особенности образного языка в произведениях великих художников»

Задание: найти соответствия по типу художник − картина

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.

Подведение итогов

III четверти

Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов)

27.

Жанры в изобразительном искусстве

Урок повторения.

Беседа на тему «Портрет. Натюрморт. Пейзаж»

Задание: Определить особенности каждого жанра. Выбрать предпочитаемый жанр и обосновать выбор

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение различать особенности различных направлений и жанров изобразительного искусства.

Повторение темы

28.

Изображение пространства

Урок новых знаний.

Изображение пейзажа с композиционным центром и наполнением пространства.

Задание: пейзаж с композиционным центром (карандаш В2)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками построения композиционного пространства.

Пейзаж с заполнением пространства

Материал:

карандаш В2

29.

Правила линейной и воздушной перспективы

Урок новых знаний.

Создание изображения с соблюдениями правил линейной и воздушной перспективы в графике.

Задание: пейзаж «Лес» (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) владение навыками

построения воздушной и линейной перспективы.

Пейзаж «Горы» с соблюдениями правил линейной и воздушной перспективы

Материал:

акварель

30.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства

Урок повторения.

Изображение большого пейзажа с детализацией пространства.

Задание: эпический пейзаж «Путь реки» (карандаш НВ)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение организовывать перспективное пространство пейзажа.

Закончить работу

«Путь реки» в цвете

Материал:

гуашь/темпера/акварель

31.

Пейзаж-настроение. Природа и художник

Урок повторения.

Создание пейзажа-настроения. Работа по представлению с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.

Задание: пейзаж с характерной эмоциональной окраской (акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение передавать эмоциональное состояние через изображение.

Акварельный этюд на тему

Материал:

акварель

32.

Городской пейзаж

Урок повторения.

Создание графической урбанистической композиции.

Задание: графический пейзаж «Мой город» (художественная тушь, акварель)

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение строить композицию в урбанистическом пейзаже.

Наброски с натуры городских пейзажных набросков

Материал:

акварель

33.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Урок обобщение.

Беседа на тему «Особенности жанра. Выразительные возможности».

Задание: Определить и соотнести стилистические приемы с изображениями

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) анализ результатов собственной деятельности;

3) умение различать особенности произведений различных жанров.

Доклад про известную картину-пейзаж с описанием стилистических решений

34.

Язык и смысл

Урок обобщение.

Беседа на тему «Изобразительные метафоры»

Задание: определить изученные понятия

1) Самостоятельное решение проблем творческого характера;

2) умение определять понятия, создавать обобщения;

3) знание основ изобразительной грамотности.

Повторение тем IV четверти

35.

Итоговый тест

Урок обобщения

Итоговый годовой тест по изобразительному искусству

1) Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

2) анализ результатов собственной деятельности;

Выставка лучших работ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение

1. Воробьева О. Я. Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского /
О. Я. Воробьева, Т. В. Андриенко, Е. А. Плещук. – М.: Учитель, 2012

2. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник по изобразительному искусству для 6 класса / Н. А Горяева,
О. В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. − М.: Просвещение, 2011.

3. Клочкова И. Н. Изобразительное искусство. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. – М.: Учитель, 2017

4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений /
Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008

5. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева,
А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительные пособия для учителя:

1. Государственный Русский музей представляет: Спасибо, Урал! Живопись XVIII-XX веков из собрания Государственного Русского музея / Альманах. Вып. 115. – СПб.: Palace Editions, 2005

2. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и воспитании зрителя. – Л.: Искусство, 1990

3. Лемон К. Рисуем без страха. – СПб.: Питер, 2015

4. Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию / Эндрю Лумис / Пер. А. Куняева. – М.: Эксмо, 2012

5. Никодеми Г. Б. Школа рисунка / Пер. Г. Семенова. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001

6. Основные техники изображения. Водный пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

7. Основные техники изображения. Пейзаж. – М.: Мир книги, 2006

8. Основные техники изображения. Фигура человека. – М.: Мир книги, 2005

9. Основные техники и приемы. Акварель. – М.: Мир книги, 2005

10.Особенности жанра и композиции. Натюрморт. – М.: Мир книги, 2005

11. Особенности изображения. Свет и цвет. – М.: Мир книги, 2006

12. Подробный практический курс. Графика. – М.: Мир книги, 2006

13. Подробный практический курс. Пастель. – М.: Мир книги, 2006

14. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной
школе. − М.: Просвещение, 2006.

15. Уроки мастерства. Портрет. – М.: Мир книги, 2005

16. Уроки мастерства. Работа с натурой. – М.: Мир книги, 2006

17. Чедберн С. Рисуем карикатуры и дружеский шарж: Мастер-класс / С. Чедберн, Н. Форд, П. Дредж – М.: Ниола-Пресс, 2009

18. Чиварди Д. Техника рисунка: инструменты, материалы, методы / Пер. Л. Агаева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002

19. Штрицель Г. Интенсивный курс рисования. Объем и перспектива. – СПб.: Питер, 2013

20. Хамм Д. Как рисовать голову и фигуру человека. – Минск: Попурри, 2007

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Технические средства обучения

Учебно-практическое оборудование

Модели и натурный фонд

Оборудование класса

1) Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы);

2) методические пособия и книги для учителя;

3) методические журналы по искусству;

4) учебно-наглядные пособия;

5) справочные пособия, энциклопедии по искусству;

6) книги по искусству;

7) научно-популярная литература по искусству.

1) Портреты русских и зарубежных художников;

2) таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

3) схемы по правилам рисования предметов, растений, животных, человека;

4) таблицы по народным промыслам, русскому декоративно-прикладному искусству;

5) альбомы с демонстрационным материалом;

6) дидактический раздаточный материал.

1) Мультимедийные образовательные ресурсы,

2) мультимедийные обучающие программы;

3) мультимедийные презентации;

4) электронные библиотеки по искусству.

1) Доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц;

2) экспозиционный экран;

3) персональный компьютер;

4) проектор.

1) Краски: акварельные, гуашевые;

2) тушь художественная;

3) альбомные листы А4;

4) бумага цветная;

5) набор кистей белка, пони;

6) емкости для воды;

7) пластилин;

8) клей;

9) ножницы.

1) Муляжи фруктов и овощей;

2) гербарии;

3) изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

4) гипсовые геометрические тела;

5) керамические изделия;

6) предметы быта.

1) Ученические столы двухместные с комплектом стульев;

2) стол учительский с тумбой;

3) шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр;

4) стенды для вывешивания иллюстративного материала.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения, навыки.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля.

Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года.

С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, после прохождения крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля.

Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

1) Устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

2) письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

3) практический (творческие задания, индивидуальные задания).

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  • активность участия;
  • умение собеседника прочувствовать суть вопроса;
  • искренность ответов, их развернутость, аргументированность;
  • самостоятельность;
  • оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы:

  • правильное решение композиции, предмета, орнамента, пропорций;
  • владение техникой, как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
  • общее впечатление от работы (оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении, аккуратность всей работы);

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по изобразительному искусству для 8 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

тематическое планирование по изобразительному искусству для 6 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

тематическое планирование по изобразительному искусству для 9 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 класса

Тематическое планирование составлено по программе Б.М. Неменского....

учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС

учебно тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС......

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству по программе Б. М. Неменского в 5 классе

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс,составлено на основании ПРОГРАММЫ  Министерства РФ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев«Изобразительное искусство и художестве...