Технологическая карта для урока ИЗО на тему "Средневековый головной убор - эннен" (5 класс)
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Климина Маргарита Валериановна

Технологическая карта для урока ИЗО на тему "Средневековый головной убор - эннен" (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_ennen.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя. отчество педагога

Климина Маргарита Валериановна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

ГБОУ СОШ №625

Дата проведения

14.13.2019

Тема занятия

Одежда «говорит» о человеке. Средневековый головной убор.

Возраст обучающихся

11-12 лет (5 класс)

Тип урока

Комбинированный

Закрепление и совершенствование умений и навыков

Вид урока

Практикум

Урок-игра

Форма урока

Деловая игра

Цели  

Сформировать понимание о роли одежды, как части декоративно-прикладного искусства в жизни каждого человека.

Познакомить учащихся с  головным убором средневековья (15в.)

Задачи

Воспитывающие - создать условия для воспитания нравственно - эстетического отношения к миру, искусству, культуре.

Развивающие – развивать творческую фантазию, воображение, память, интерес к искусству и его истории.

Обучающие – сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки.

Освоить основы изобразительной грамоты, навыки работы с цветными карандашами.

Формируемые УУД

Предметные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «ИЗО», осознавать его значение;  формировать интерес к учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; использовать приобретенные знания и умения для творческого решения, поставленных задач.

Личностные:  формировать эстетические потребности, ценности и чувства. Формировать уважительное отношение к другому мнению, истории и культуре других народов. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цели, сохранять их в течение всего урока, анализировать полученную информацию и собственные действия, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать такой материал как краски, изучение всех возможностей цветоведения, энциклопедический материал, словарь.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения своих одноклассников.

Планируемые результаты

Предметные:

-Умение изображать различные варианты  головного убора. Умение комбинировать элементы головного убора  с соблюдением его композиции и колорита.

Личностные:  

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественной грамоты.

Метапредметные:  

-Представление о средневековом головном уборе. (Познавательные УУД)

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. (Коммуникативные УУД)

- Использование простых речевых средств, включаться в диалог с учителем. (Коммуникативные УУД)

- Осуществление взаимоконтроля  и взаимной помощи. 

(Коммуникативные УУД)

- Определение темы урока, постановка цели. (Регулятивные УУД).

Ресурсы (оборудование)

Учителю:  ИКТ (презентация),  образец (реконструкция) головного убора, рисунки головного убора, фотографии и цветные иллюстрации с изображением головных уборов, раздаточный материал для игры, раздаточный материал (пошаговое выполнение рисунка), листы для творческого задания, «фон» для оформления итоговой коллективной работы.

Ученику: цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки.

УМК (литературный ряд)

-История костюма. Ж.Морли

-Кто там в малиновом берете. Н. Резанова

-Всемирная история костюма, моды и стиля. И.В. Блохина

- Средневековый костюм: проявления кокетливости в моде XIV и XV столетий. Флоран Вениэль

- Энциклопедия моды. Справочное издание. Андреева Р. П. 

УМК (музыкальный ряд)

- вариации на темы средневековых мелодий

- звучат мелодии для сопровождение слов и действий учителя и как фон  во время самостоятельной работы учащихся.

Методы и приёмы организации деятельности обучающихся

Словесный - система вопросов и заданий, цель которых изучение нового материала на основе уже имеющихся знаний.

Наглядный -  метод иллюстраций (изображения, фотографии, оригиналы дымковских игрушек); метод демонстраций (подведение итогов творческой части занятия, обсуждение ошибок).

Практический – обучающиеся ведут активную практическую деятельность.

Игровая деятельность на уроке несет следующие функции:

  • развлекательную - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативную - освоение диалектики общения;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный этап.

- Начинаем урок. Давайте настроимся на работу.

Самоконтроль готовности к уроку.

Коммуникативные УУД

- Взаимодействуют с учителем.

Личностные УУД

- Волевая саморегуляция

II. Самоопределение к деятельности

Задача:

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете представлен образец (реконструкция) головного убора, на доске висят изображения головных уборов.

– Ребята! Я предлагаю вам самостоятельно угадать тему нашего урока. Для этого нужно будет ответить на четыре вопроса. Ответы на эти вопросы помогут вам сформулировать название нашего занятия.

–Посмотрите, пожалуйста на слайды.

 Демонстрируются слайды со следующими изображениями:

  1. Пейзаж с изображением замка и рыцаря

(Ответьте на вопрос. «Как называется эпоха королей, рыцарских турниров и крестовых походов?» Ответ: Средневековье)

  1.  Изображение одежды средневековья

( Определить пропущенное слово «Не ……. Красит человека, а добрые дела.» Ответ: одежда)

  1. Изображение короны

(Ответьте на вопрос. «На нее одевают корону. О чем идет речь?» Ответ: голова

  1. Изображение купола собора

(Ответьте на вопрос. «На какую геометрическую фигуру похож купол собора?»

Ответ: конус)

– Молодцы! Ребята вы угадали все четыре слова. А теперь, давайте попробуем сформулировать тему урока.

– Средневековая одежда для головы в виде конуса

– Средневековый головной убор в форме конуса. Эннен.

–Эннен, подобно архитектуре того времени (купол собора) имеет вертикальную направляющую и как-бы устремлен к небу.

– Высокий головной убор?

– Степень высоты  эннена определяла положение дамы в обществе. 50-60 см для простых женщин и 1м для представительниц аристократии.

 (Параллельно с рассказом  идет слайд-шоу)

Дают предположительные ответы.

Рассматривают слайды.

Дают возможные варианты ответов.

Рассматривают слайды.

Слушают «предысторию»

Регулятивные УУД

- Осуществляют  мотивационную  установку на предстоящую  работу.

Предметные УУД

- Использование знаний и навыков  в области народного творчества.

Коммуникативные УУД

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД

- Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме.

Познавательные УУД

- Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.

- Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа будущего декора на примерах фольклорных и исторических мотивов и символов. 

III. Постановка цели и задач урока. Освоение нового материала

 Задача:

- формулирование целей урока

- познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами

- организация  групповой

работы

-–Давайте поставим цели урока?

– Я предлагаю углубить свои знания об этом головном уборе. Для этого каждой группы (6-7 человек) будет задан определенный вопрос. И у каждой группы свои источники поиска информации. На эту работу отводим 3-4 минуты.

 Учитель раздает карточки с вопросами для каждой группы.

1 группа  - ИСТОРИЯ (интернет)

  • Где и когда появился?
  • Кто ввел в моду?

2 группа ВИДЫ (учебник, книги)

  • Какие виды существовали?

3 группа -  МАТЕРИАЛЫ (учебник, книги)

  • Какие ткани использовали при изготовлении?

4 группа – ЦВЕТА (учебник, книги)

           Какая цветовая гамма?

Дают возможные варианты ответов.

- Узнаем информацию о головном уборе. (Где и когда появился)

- Изучим  форму, цвет, декор эннена  и передадим единство этих качеств в рисунках.

- Освоим художественную грамоту.

Производят поиск информации в учебниках, книгах, интернете.

Один представитель из каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

Ответы сопровождаются просмотром слайдов

Регулятивные УУД.

- Целеполагание, планирование.

Познавательные УУД. 

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи.

- Знакомятся с традиционными видами росписи, материалами и технологиями Дымковского народного промысла.

Коммуникативные УУД

- Взаимодействуют друг с другом.

Личностные УУД

- Осуществляют с уважением взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать товарищей, высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Взаимодействуют друг с другом, в  группах ( 4-5человек), фронтально (в сравнении и обсуждении).

Предметные

- изучение особенностей дымковской игрушки, ее техника изготовления, цветовая гамма, особенности декоративного оформления.

IV. Первичная проверка понимания. Игра «Найди цвета»,  «Найди орнамент».

Задача:

Организация  групповой игры для мотивации и закрепления художественных образов.

–А сейчас давайте с вами поиграем.  Работаем в тех же группах, что и ранее. Игра называется  «Найди эннен!»

 –У вас на столах лежат папки с изображениями  различных дам. Вам необходимо как можно быстрее, найти  тех дам, на головах которых красуется эннен.                                        

Подведение этапного итога деятельности учащихся. 

 

 –Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей.

По итогам игры команде победителю выдается активатор-смайлик с 4 улыбками. Остальные команды получают активаторы-смайлики с  3-1 улыбками соответственно за второе, третье и четвертое  места.

Дети выполняют задания игры.

Представитель от каждой группы предоставляют свою коллективную работу, объясняя при этом, почему выбрали то или иное изображение.

После все группы

объединяются и обсуждают ошибки и мнения. Выбирают победителя, учитывая качество и скорость выполнения задания.

Регулятивные УУД

- Самоконтроль и саморегуляция теоретической деятельности для определения верного и оптимального решения поставленной задачи.

- Принимают и сохраняют поставленную учебную задачу

Коммуникативные УУД

- Организуют самоуправление, озвучивают и мотивационно комментируют вариант ответа.

- Развивают принципы коллективного творчества и сотрудничества по конкретной теме.

Предметные

- Осваивают учебный материал

- Используют имеющиеся и приобретенные знания и умения для творческого решения, поставленных задач.

Личностные УУД

- Взаимодействуют друг с другом, в  группах (2-3 и 4-5 человек), фронтально (в сравнении и обсуждении)

Познавательные УУД

- Обучающиеся в группах выбирают необходимые узоры, комментируют и демонстрируют выбранный вариант капитанам в группах.

- Умение использовать выбранные варианты декора для конкретной формы, достраивать «в уме» фрагменты до целой композиции.

V. Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.

– А сейчас ребята, мы с вами проведем  физкультминутку! Выполнять мы ее будет под стихотворение «Корона».  Повторяем  движения  за мной.

Совместное выполнение упражнения.

Ученики следят за учителем и повторяют упражнения.

Регулятивные УУД

- Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных упражнений.  

Личностные УУД

- Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме.

Коммуникативные УУД

- Взаимодействуют друг с другом.

VI. Применение освоенного в практической деятельности.

Задача:

практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

–  А теперь, давайте проговорим план выполнения работы и соотнесем его с работой мастера.

–Рассмотрим  раздаточный материал в папках (ход выполнения рисунка, фото готовых работ).

– Теперь давайте проследим за этапами выполнения рисунка. Все внимание на презентацию.

–Давайте приготовим карандаши, согласно цветам, названным ранее.

–А теперь, выберите, пожалуйста, каждый  для себя лист, с заранее нарисованной дамой в колпаке (будущий головной убор).

На столах уже лежат заготовленные листы.

–Ваша задача -  превратить колпак в полноценный головной убор. Дорисовать вуаль (один из рассмотренных ранее вариантов).

Раскрасить рисунок, используя полученные знания.

Пользуйтесь, пожалуйста,  зрительным рядом.

(во время работы звучит музыка, на доске висят изображения головных уборов)

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способы их устранения.

Учитель проводит коррекционно-индивидуальную работу, контролирует и направляет процесс самоуправления, демонстрирует удачные и ошибочные варианты ученических работ, проговаривает способы устранения недочетов в работе.

Учитель помогает ученикам вывешивать на доске расписанные шаблоны. Заранее подготовлен фон.

Варианты фона:  «Все получилось!», «Не все удалось»,

«Не получилось».

Отвечают на поставленные вопросы.

Просмотр презентации

Настраиваются на творческую работу.

Пользуясь наглядным материалом, ученики рисуют на заранее подготовленных листах

(один из  трех вариантов)

Ученики самостоятельно производят оценивание своего  рисунка, путем вывешивания его на соответствующий фон.

Познавательные УУД

- Используют в практической росписи элементы и символы Дымковской народной игрушки, выполняют творческие композиции и импровизации на тему традиционного кистевого письма с использованием приемов и технологий в росписи кистевым мазком. Коммуникативные УУД

- Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в группах.

Предметные

- Осваивают учебный материал

- Изучают  особенности народного промысла

- Учатся выполнять простейшие геометрические узоры, кистевые упражнения по плоскости.

- Используют имеющиеся и приобретенные знания и умения для творческого решения, поставленных задач.

Регулятивные УУД

- Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль хода и результата выполненных практических действий в конечном и поэтапном продуктивном творчестве : от первичного подмалевка – до полного «разживочного» кистевого письма.

- Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования выполняют импровизации – композиции с сохранением общей учебной цели и задачи и сохранением символики цвета и элементов росписи.

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача:

включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Обобщение темы урока, подведение итогов урока, организация и комментирование экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности учащихся.

- Какая у нас вышла красивая выставка! Я осталась очень довольна. А вы?

–Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания.

–Вот мы и  познакомились  с одним из самых известных  головных уборов Средневековья - энненом.

–Сегодня вы, славно и творчески поработали на уроке. На этом наш урок закончен.

Учащимся предлагается алгоритм (критерии и нормы) оценивания практических работ, оригинальные изделия и репродукции для анализа, сравнения и обсуждения в группах.

«УМЕЮ – НЕ УМЕЛ»

Чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку.

Познавательные УУД

- Анализ дельты, комментирование и самоанализ выполненной работы.

- Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и своих группах.

Коммуникативные УУД

- Взаимодействуют

друг с другом и с учителем во фронтальном режиме, озвучивают индивидуальные и групповые оценки.

- Уметь строить в коммуникации оценочные суждения на основе предложенного алгоритма оценки работ и сравнительных характеристик с оригинальным «Мастерским» эталоном.

Регулятивные УУД

- Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Умение находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения  подобных ошибок.

Личностные УУД     

 - Осуществляют самооценку и взаимооценку  группах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументировано общегрупповые оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку по теме:" Скифы" для учащихся 5 класса

Технологическая карта для учащихся по теме: "Скифы"....

Технологическая карта дистанционного урока по химии по теме "Фенол" 10 класс

Данная разработка урока с применением ЭОР  в 10 классе по теме "Фенол" по учебнику Э. Е. Нифантьева  "Органическая химия. 10 класс"   выполнена в виде технологической карты. О...

Технологическая карта открытыго урока по теме «Распорядок дня. Часы» (3 класс)

Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ)Цель урока:Образовательная: познакомить с особенностями определения времени и сообщения о нем на английском языке, развивать умения устной речи, слушания, ч...

Технологическая карта к уроку по физике Закон сохранения энергии, 10 класс (открытый урок)

Технологическая карта урока по физике Закон сохранения энергии, 10 класс...

Технологическая карта к уроку английского языка по теме "Путешествия" 5 класс

Технологическая карта к уроку составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация и технологическая карта к уроку физики "Скорость при равноускоренном движении" 9 класс

Презентация и технологическая карта к уроку физики "Скорость при равноускоренном движении" 9 класс...