Открытый урок по ИЗО "Искусство Гжели"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)

Анна Александровна Моисеенкова

Цели:

·      создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в мир росписи гжель, для понимания её значимости в жизни человека, её символики, одухотворенности и красоты, закреплять у пятиклассников навыки составления и исполнения композиции росписи в цвете с передачей смыслового замысла;

·     расширить знания об искусстве Гжель;

·     воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к народным  промыслам;

·     активизировать процесс и механизм творческого воображения и деятельности обучающихся, на примере искусства Гжели;

·     отработать  навыки росписи с помощью кончика кисти гуашью;  

·     выработка и закрепление у обучающихся потребности в творчестве.

Задачи:

·        развивать творческие способности и навыки в работе;

·        способствовать творческому отображению окружающего мира;

·        развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;

·        совершенствовать навыки работы с гуашью, приёмы рисования концом кисти;

·         воспитывать нравственно – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.

роспись блюдца гжельской росписью.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_iskusstvo_gzheli.docx163 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                   Ярцевская средняя школа №4                                                                                      имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

(МБОУЯСШ №4)

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству на тему:

"Искусство Гжели"

(5 класс)

https://cdn2.static1-sima-land.com/items/3312355/1/700-nw.jpg

2019-2020 учебный год

Тема: Искусство Гжели

Тип урока: комбинированный 
Цели:

  •  создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в мир росписи гжель, для понимания её значимости в жизни человека, её символики, одухотворенности и красоты, закреплять у пятиклассников навыки составления и исполнения композиции росписи в цвете с передачей смыслового замысла;
  • расширить знания об искусстве Гжель;
  • воспитывать внимательность, наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к народным  промыслам;
  • активизировать процесс и механизм творческого воображения и деятельности обучающихся, на примере искусства Гжели;
  • отработать  навыки росписи с помощью кончика кисти гуашью;  
  • выработка и закрепление у обучающихся потребности в творчестве.

Задачи:

  • развивать творческие способности и навыки в работе;
  • способствовать творческому отображению окружающего мира;
  • развивать зрительную память, пространственное воображение, навыки композиции;
  • совершенствовать навыки работы с гуашью, приёмы рисования концом кисти;
  •  воспитывать нравственно – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
  • роспись блюдца гжельской росписью.

    Оборудование урока: 
  • для учителя:   учебные таблицы,  мультимедиапроектор, музыкальный центр (музыка Вивальди)
  • для учащихся: гуашь белая и синяя, стаканчики с водой,  кисти №3 и №2, салфетки, палитра, схемы для тренировочных упражнений, простой карандаш,  заготовка для росписи (блюдце)

Визуальный ряд: учебные таблицы «Элементы Гжельской росписи», выставка предметов с Гжельской росписью, работы учащихся, словарные слова (на доске)

Ход урок

Организационный момент.

 Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

Доброе утро всем!

 

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали меня  и отвечаете  на мое приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!  (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")

- Доброе утро всем мальчикам!

-Доброе утро гостям!

Доброе утро всем, кто хочет сегодня  окунуться в мир творчества, стать настоящим мастером росписи, создать свой мир и преподнести его на блюдце самым близким нам людям.

Звучит музыка Антонио Вивальди
Вступительное слово учителя.

- Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Прошло ещё много времени, может быть целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне для прочности. Горшок берегли, как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду, хранили воду, съестные припасы. Шли века. И люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду. И глиняную посуду стали называть керамикой. Это слово произошло от греческого слова «керамос» - что означает глина. И каждый из вас ежедневно встречается с необыкновенной на вид глиняной посудой.


Игровой момент
- Посмотрите-ка, сюда, что за странные слова?
Вместо букв одни лишь точки, потерялись буквы ночью.
Букв осталось ровно пять,
Что ж мы будем рисовать?
Вы тогда узнаете, когда всё отгадаете?

(на доске: . . е л . . . . я . . с . . с .

- Вот вам первый вопрос:
Сколько в радуге цветов?

Ученики: Семь  

Тот, кто знает, назови цвета тёплые, их три.
( на доске открываются буквы:

 Ученики: Красный, жёлтый, оранжевый

ж е л . . к . я . о с . . с . - 
- Молодцы, что помните, может, мне напомните и холодные цвета? Не забудь их только два?

Ученики: Голубой, синий
( на доске открываются буквы: г…. с… 
- Поспеши же мне назвать, чем мы будем рисовать?

Ученики:  Кисть, гуашь
- Кисть, гуашь, вот слова два, чем кончаются слова?

Ученики:  Мягким знаком
( на доске открываются буквы:
Г ж е л ь с к . я . о с . . с ь
Я смотрю, блестят глаза, что же это за слова? Хорошенько посмотри, и ответ мне скажешь ты.

Ученики: Гжельская роспись
Правильно, молодцы.
Постановка цели урока.
- С каким видом декоративно – прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке?

Ученики: Гжельская роспись
- А что же, ещё мы с вами должны узнать на уроке?

Ученики:  Наверное, мы должны узнать историю гжельской росписи.
- Должны научиться украшать посуду гжельской росписью
Изучение нового материала (презентация «Искусство Гжели»)

И сейчас я вам предлагаю совершить заочную экскурсию. Вашему вниманию будет предложена презентация «Искусство Гжели» Коломыцевой Натальей и Омельченко Ириной
- Итак, мы с вами на миг очутились в мастерской Гжели. Понравились ли вам изделия, расписанные Гжельской росписью?
- Скажите, пожалуйста, за что же всем нравится Гжель?
Ответы учащихся.
- Она нравится, прежде всего, своим цветом.
- Бело-синий.
- Да, прежде всего своим цветом.

Белый цвет - цвет начала, символ абсолютной тишины, абсолютного ничто -предвестника рождения нового. Сохранившееся в русском языке выражение «весь Белый Свет» раскрывает суть мифа о сотворении мира из белого света, белого, в котором содержится все богатство многоцветия мира. Каждый год мы, как и древние люди, можем воочию увидеть возврат мира к своему началу — это происходит, когда зима в одно мгновение преображает землю, укрывая ее белым снегом, стирая грани предметов и пространства.

- А ещё какой цвет?

Синий цвет Древняя символика цвета рождалась в ритуале, молитве, где все было взаимосвязано, прежде всего цвет (одежда, раскраска тела) и движение (танец, пантомима).

Древние представления лучше всего сохранились в отношении синего цвета, который у древних был символом Мировой (божественной) Вертикали, соединяющей высоту неба и глубину моря-океана, символом неземного мира, символом замедления, исчезновения, прекращения жизнедеятельности. Отсюда понятия: голубые (т. е. неземные) мечты, голубая (т. е. божественная) кровь, синяя птица (неземная мечта) и т. д. Синий (голубой) цвет однозначно определяется как успокаивающий, замедляющий движение.

- Ребята, а давайте закроем глаза и представим это чудо преображения. Пусть сказка родится из белого листа, в этом белом листе есть все — и белый дом, и замерзшая река, сосульки и дым, даже белая песня петуха, надо только все это увидеть.

-Представили?

- Молодцы!

А теперь мысленно добавьте голубого цвета.

-Получилось?

- Вот вы и создали первый шедевр в воображаемом мире в сине-белом цвете. В стили гжель.
- А как же называется многоцветная роспись по белому?

Ученики: Майоликой.
- Чем отличается фарфор от фаянса?

Ученики: Фарфор делают из необыкновенно белой глины, а фаянс просто из белой глины.
- Спасибо.
- Оказывается, если мы внимательно посмотрим вокруг, нас с вами окружают предметы, расписанные гжельской росписью.

Работа с выставкой изделий расписанных Гжельской росписью

Это и скатерти и полотенца, которые расписаны мотивами гжельской росписи. Ну, а из посуды мы встречаем вазы, кувшины.

Обратите внимание, что самым излюбленным узором в гжельской роспи-си является – роза. Но бывает, что самой розы нет, а есть только лепестки. В основе всей гжельской росписи лежит – завиток. Это основные элементы гжельской росписи.
( можно опираться на демонстрационные таблицы на доске)

- Сегодня на уроке, я предлагаю вам, попробовать себя в роли художников гжельской росписи

- Какие цвета вы будете использовать в своей работе?

Ученики: Синий, белый
- Какие элементы росписи помогут вам в выполнении работы? 
Ученики:  Завиток, лепестки, роза, волнистая линия.
При выполнении работы обращайте внимание на демонстрационные таблицы на доске.
Прежде чем, приступить к работе, давайте разогреем наши пальчики.
Физическая минутка (разминка для пальчиков)

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике

Дети сжимают и разжимают кулачки.

Маленькие гномики: Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять,

Разгибают пальчики, начиная с мизинца.

Стали гномики стирать:

Трут кулачки друг о друга.

Токи - рубашки, Пики - платочки, Лики - штанишки,

Чики - носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Загибают пальчики, начиная с больших.

Проверка организации рабочих мест учащихся.

Проверь, дружок,
Готов ли ты к заданию?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

кисти, краски и бумага.

Коль проверил, начинай
творческий процесс.
- У вас на партах лежат листочки, где вы можете выполнить тренировочные упражнения, глядя на образец. 
- Давайте вспомним, как мы работаем кистью, когда выполняем роспись?
Ученики: Только концом кисти.
-Выполните несколько упражнений.

Ученики  выполняют тренировочные упражнения на листочках.
-Молодцы, достаточно.
- Давайте вспомним, как мы работаем в круге?

Ученики: Начинаем работать в центре, а потом обрабатываем края.

-Какова особенность выполнения росписи в круге?
Ученики: Повторяется орнамент

 Практическая работа
- А сейчас, возьмите свои блюдца и распишите блюдце гжельской росписью.
(звучит музыка Антонио Вивальди)
- Не забывайте, что работаем только концом кисти.

Учащиеся расписывают блюдце.
Анализ выполненных работ

Замечательно ребята,

Постарались от души,

- Я попрошу все работы поставить на демонстрационный стол.

- Садитесь удобно, посмотрите на свои работы. (Выставка работ обучающихс)

-Чем замечательны ваши блюдца?

- О чем вы думали, когда расписывали их?

-С какими чувствами сочетали синий и белый цвет в единую композицию?

Выслушиваются мнения нескольких учащихся.

-Я думаю, что ваши блюдца получились чудесные, дивные, волшебные, прекрасные!

-Что вы будете делать со своими блюдцами?
- Вы можете подарить блюдца своим мамам, ведь совсем скоро приближается праздник День Матери, и я думаю, ваши мамы очень будут рады вашим подаркам.

Рефлексия ПОПС - формула

П – позиция «Я считаю, что…..»

О – обоснование «Потому, что…..»

П – пример «Я могу доказать это тем, что….»

С – суждение «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что….»

Итог урока 
- С каким видом декоративно – прикладного искусства вы познакомились на уроке?

Ученики: Гжельской росписью
- Чем же отличается эта роспись от других, вам уже известных?

Ученики: Цветом (бело-голубой)
Итак, ребята, каждый из вас сегодня постарался на уроке показать  свои знания о таком непростом, удивительном искусстве  как Гжель.

Вы, как настоящие мастера по росписи смогли сегодня создать целых два шедевра один воображаемый, а другой видимый, используя лишь два удивительных цвета - белый и синий. А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Сегодня мне хочется вас всех поблагодарить за урок и вручить всем медали «Художник Гжельской росписи».
Урок окончен. Всем спасибо.

Домашнее задание:  каждый из вас имеет медаль «Художник Гжельской росписи», это высокая награда, попробуйте доказать, что вы настоящие мастера, которые умеют фантазировать, а в доказательство постарайтесь написать «волшебную сказку страны Гжель».


Приложение 1

Презентация

Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Издавна здесь занимались изготовлением глиняной посуды. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, которая становилась звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании что-то общее со словами «жечь» и «обжигать». (рис.1)
Гжель не всегда была сине-белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью по белому. Это майолика. (рис.2) Её делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике: её формам, лепным украшениям, нарядной росписи.
Посмотрите, как выглядят сосуды, получившие названия «квасник» и «кумган» .
Они предназначались для праздничных застолий, нередко их дарили на память.
Квасник - это декоративный кувшин с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках. (рис.2)
Кумган – подобный сосуд, но без сквозного отверстия в корпусе. (рис.3)
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. (рис.4) Расписывалась эта посуда по белой обожжёной глине. А вот фарфор – тонкий и звучащий делают из необыкновенно белой глины.
Кроме посуды мастера гжели создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни. Вот маслёнка Рыба – кит. (рис.6), с какой выдумкой и фантазией она выполнена! Основание её окружено орнаментом в виде волн. А крышка – словно ожившая сказка, представлена в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Всё здесь необычно: и струи – завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз – цветок, и стройный собор, который одновременно служит ручкой крышки.
А вот квасник с мягкими, обтекаемыми, как бы растянутыми вширь формами. Особенно то, что лёгкий узор-гирлянда бережно оплетает форму тулова, горлышко и крышечку квасника, едва касаясь носика и ручки и оставляя нетронутой ослепительную белизну сосуда. И поэтому, он смотрится так празднично и нарядно.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые и красивые.
Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. 
Всего одна краска… а какая нарядная и праздничная получилась роспись! 
Самоанализ (взаимооценка) выполненной работы:

1. Что удалось и что не удалось?
2. В чём была трудность?
3. Выполнены ли учебные задачи?
4. Правильность оформления работы (аккуратность, эстетичность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"

конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"...

Открытое занятие по теме «Гжель. Синие узоры на белом фоне»

Открытое занятие проводилось для детей дошкольного возраста. Цель занятия: сформировать представление о народном промысле гжели, развивать воображение, прививать интерес к искусству; воспитывать эстет...

Открытый урок "Узоры гжели"

Цель: познакомить с гжельской росписью, развить творческое воображение, графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива...

Материалы уроков о Хакасии, гжель.

1.Презентации о Хакасии2.Разработка урока "гжель"...

Урок-проект "Сказочная Гжель"

Данный урок-проект разработан для педагогов ИЗО, работающих в 5 классах....

Конспект урока по ИЗО "Гжель", презентация к уроку

Урок может быть использован в 5 классе по теме "Гжель", или как внеклассное мероприятие....

Открытый урок по теме "Гжель"

Открытый урок на тему "Гжель" с использованием приложение "Kahoot"...