Открытое занятие по теме «Гжель. Синие узоры на белом фоне»
статья

Жарова Нина Владимировна

Открытое занятие проводилось для детей дошкольного возраста. Цель занятия: сформировать представление о народном промысле гжели, развивать воображение, прививать интерес к искусству; воспитывать эстетический вкус, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-gzhel.docx603.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ДДТ г.Талдома

Объединение «Акварелька»

Педагог Жарова Н.В.

Тема: «Гжель. Синие узоры на белом фоне»

ЦЕЛЬ:  Сформировать представление о народном промысле гжели, развивать воображение, прививать интерес к искусству; воспитывать эстетический вкус, самостоятельность.

ЗАДАЧИ :

Развивающие:

  1. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета;
  2. Развивать восприятие особенностей колорита гжельской росписи (на белом фоне синие цветы, листья, завитки; синий цвет разного оттенка)
  3. Развивать умение обводить четко предмет по трафарету.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров;
  2. Знакомить детей с изделиями мастеров Гжели;

Обучающие:

  1. Учить выделять элементы растительного узора гжельской керамики (цветы, листья, завитки);
  2. Упражнять в приёмах рисования кистью (всей кистью, концом кисти, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка) , элементов гжельского растительного узора: мазка с растяжением синего цвета от темно - синего до светло – синего, крупного цветка, листьев, точек- бусинок.

Оборудование: 

 листы бумаги, акварель, баночка с водой, палитра, тряпочка; гжельская керамика,  (репродукции из альбома),  рисунок тарелки, чашки.

Ход занятия.

  1. Проверка организации рабочих мест.

И в 10 лет, и в 7, и в 5,

Все люди любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё  - что его интересует.

Всё нарисуем, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье, и на Земле!

Вы со мной согласны?

Тогда начинаем наше занятие

  1.   Беседа.

     Ознакомление с росписью мастеров Гжели.

  Ребята, я пришла сегодня к вам в гости.  А угадайте с чем?

Загадки.

1.В брюхе у него вода

 Зашумела от тепла.

 Как разгневанный начальник

 Закипает в брюхе (чайник)

2. Всех напоит, а сама не пьёт (чашка)

  Посмотрите на доску, какие разрисованные фигурки, тарелки и чашки, а вот Слоненок пустой?

Почему? (потому что нет узоров),  сегодня мы на занятии будем его расписывать..

Расписывать будем росписью, которая называется Гжель.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее названье Гжель.

           Гжель от старинного слова «жечь», «обжигать». С давних времен в подмосковном селе Гжель народные мастера изготавливали керамическую посуду и расписывали её.

Белоснежные чайники, чашки, подсвечники, фигурки украшали синей росписью и называли её Гжель.

Сами гжельцы называют такую роспись «синяя сказка», «лазоревое чудо», «голубоглазая гжель».

Как вы думаете, почему они так говорят?

В гжельской росписи мастера используют несколько элементов растительного узора, это:

- цветы;

- листья;

- завитки;

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Ее изображают приемом- мазок с растягиванием краски.

Используют также такие элементы росписи, как линии и точки ибордюры.

3. Практическая работа.

Сегодня мы познакомимся с одним из  приемов  гжельской росписи- капельки.

1 упражнение  Капелька 

Учимся наносить мазок с растяжением синего цвета.

Сочно набираем синюю краску на кисть, плотно прижимаем кисть к бумаге, оставляя сочный мазок. Не отрывая кисти от бумаги, чуть ослабив давление на кисть, ведем неотрывный мазок вниз, пока не кончится краска. По мере движения кисти вниз мазок будет светлеть. На одинаковом расстоянии друг от друга делаем мазки с растяжением  синего цвета.

Этот мазок  лежит в основе многих узоров. Название связано с внешним видом. Капелькой изображают листочки, лепестки.  Очень красиво смотрится капельки, расположенные по стеблю.

Сейчас мы  с вами попробуем нарисовать эти капельки.

На столе  у вас лежат листочки, на которых мы будем рисовать.

Возьмите в руки кисть, густо смочите ее в синей краске и приложите к листочку . Повторите 2 раза.

Физкультминутка

2 упражнение   элемент (Листочки).

Его мы тоже будем рисовать при помощи капельки. Прикладываем  кисть с хорошо набранной краской вертикально, острый конец кисти направлен вниз. Слева и справа от первого листочка так, чтобы все они соприкасались в нижней узкой части.

Когда листочки нарисованы, можно нанести точки-бусинки между листочками.

 (повторяют 2 раза)

Цветы тоже можно нарисовать при помощи капельки. 

Учимся рисовать крупные цветы, используя оттенки синего цвета. Цветы занимают центральную часть листа. Находим середину рисунка.

Рисуем концом кисти синей краской круглую серединку цветка и несколько округлых лепестков. Каждый лепесток раскрашиваем синей краской приемом мазка с растяжением синего цвета от темного до светлого оттенка. Цветок повторяем 2 раза.

Самостоятельная работа учащихся

Роспись Слоненка 

На лист альбома кладем трафарет Слоненка и обводим.

А сейчас возьмите кисточку  и распишите Слоненка «гжелью» в технике «капелька», листочки и др. элементы.

Итог занятия.

Посмотрите,  какие замечательные у нас получились Слоники.

Какой росписью мы его расписывали? (гжель) 

Какой цвет характерен для росписи? (синий)

С каким приемом росписи познакомились? (капелька, листочки)

Молодцы, все замечательно потрудились и можно вывесить работы на выставку.

На этом наше занятие закончено.

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по теме «Гжельские узоры»

План-конспект открытого занятия для младших школьниковТема:   «Гжельские узоры»...

Конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"

конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Открытое занятие по теме: «Требования к проектированию учебно-тренировочного занятия в рамках прохождения аттестации педагогических работников»

Создать условия для освоения педагогическими работниками способов подготовки конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с  требованиями, установленными методикой оценки уровня квалифи...

План-конспект открытого занятия по теме Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»

Тема занятия: «Обобщающее занятие по теме «Азбука оригами»Образовательная программа: «Оригами. Ступени мастерства»Год обучения: 1Возраст детей: 9 – 13 летЦель: Пров...

Открытый урок по теме "Гжель"

Открытый урок на тему "Гжель" с использованием приложение "Kahoot"...